Методическая разработка урока русского языка на тему "Перенос слов".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель: Научить переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты:
предметные:
переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;
личностные:
· проявлять учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
· понимать причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
· определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные:
· делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные:
· слушать и понимать речь других;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_perenos_slov.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 1 класс. ОС «Школа 2100»
Тема: Перенос слов
Учитель: Кирьянова И. В.
Цель: Научить переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты:
предметные:
переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;
личностные:
- проявлять учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
- понимать причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные:
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
Образовательные ресурсы:
- учебник, словарь, тетрадь;
- листок разделенный на три части;
- лист самооценки;
- карточки со словарными словами,
с «о» бака, собака;
- листы с правилами;
- тема урока «Перенос слов»;
- алгоритм: читаем, слоги, правило, записываем;
- SMART доска
Ход урока:
- Мобилизующее начало.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
У. Проверьте, правильно ли я подготовилась к уроку.
- Чистописание.
- Откройте тетрадь на с.9. Запишите число. Рассмотрите рисунок.
- Куда спешит улитка? Интересно, кто ее там ждет?
- Нарисуем улитку на строчке. Учитель показывает последовательность выполнения на доске. (Сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»). Затем дети рисуют самостоятельно.
- – Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. (Мягкий знак, твердый знак, ы).
Поэтому в русском языке нет этих…
(дети договаривают: «заглавных букв»).
- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединение с другими буквами. (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.)
- – Прочитайте слова про себя.
- Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога (моль, съел); из двух слогов ( платье, рыбы); из трех слогов ( объявил); слова, в которых звуков и букв поровну (платье, съел, объявил, рыбы.)
- Запишите слова, диктуя их по слогам.
- Какую роль в словах играют буквы мягкий и твердый знак?
- Подчеркните их в словах.
- Упражнения для самоконтроля.
Улитка в гости к буквам поспешила,
А адрес дома взять она забыла.
Вам надо за нее решить,
Куда отправиться гостить!
Принять ее готовы, факт,
«ы», твердый или мягкий знак.
(Лучшую из трех букв ученики вписывают в окошко домика).
Оцените свою работу с помощью кружков разного цвета. (Зеленый, желтый, красный.)
- Словарная работа.
- Яблоко, яблоня, ягода, сорока, корова.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. (Сравните с образцом.) Оцените работу с помощью кружков.
- Сегодня мы познакомимся с написанием нового слова и запишем его в словарь. Прочитайте его.
- Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой О.
Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «О» и грызть бублик, похожий на букву «О». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «О» и захотела, чтобы она появилась в ее названии.
- Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя «бока».
- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака. – Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «О». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака. Так и до сих пор пишут. (По О. Соболевской)
Записать слово «собака» в словарь
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова: собака. Оцените свою работу.
Музыкальная физкультминутка.
- Актуализация знаний.
- Сколько букв в русском алфавите?
- Что такое буква?
- Какие бывают буквы?
(Письменные и печатные, строчные и заглавные).
Буквы можем мы читать
И в тетрадку записать.
В алфавите, посмотри,
Их всего лишь 33.
- Какие бывают речевые звуки?
- Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?
- Сколько всего звуков в русском языке?
Звуков целых 42!
Ах кружиться голова.
Какие они разные:
Гласные и согласные.
- Что такое слог?
- Как определить, сколько слогов в слове?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
- Постановка проблемного вопроса.
Разделите слова на 3 группы:
(Дети работают на подготовленных листочках. Записывают в три столбика слова по количеству слогов. В третью колонку не поместится слово состоящее из трех слогов.)
Волк, заяц, лось, енот, лисица.
(По одному ученику выходят к доске).
Работа по алгоритму:
- Прочитай (произнеси) слово с ударением.
- Сосчитай количество гласных.
- Определи, сколько в слове слогов по количеству гласных
- Слово лисица не поместилось на строке.
- Что же делать?
- Что значит перенести?
- Сформулируйте тему урока.
- Какую цель поставим?
(Научиться переносить слова).
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?
- Чтобы узнать правила переноса, будем работать в группах.
(Повторить правила работы в группе.)
- Открытие новых знаний.
У каждой группы лист с одним правилом.
- Прочитайте слова на листе. Обратите внимание на выделенные буквы и знак переноса, догадайтесь какое здесь правило и сформулируйте его.
1 группа:
Бу- ра- ти- но Ба- ра- бан … - ... - …
Ра- бо- та
То- пор
Слова со строки на строку нужно переносить по слогам.
(Один ученик от группы озвучивает правило).
2 группа:
Маль- вина Паль- то … Ь - …
Конь- ки
Маль- чик
(Буква ь не переносится на другую строку).
3 группа:
Объ- езд
Подъ- ехал …Ъ - …
Подъ- ем
(Буква ъ не переносится на другую строчку).
4 группа:
Незнай- ка
Май- ка …Й -…
Чай- ник
Зай- чик
( Буква й не переносится на другую строку).
5 группа:
Ежик
Гном О…! ... …!
Дом
Оля
Свет
(Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку).
6 группа:
Чипол- лино
Груп- па
Тон- на … С – С …
Кас- са
(Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом). (Все опоры прикрепляются на доску).
- Перечислим все правила переноса.
(Составление алгоритма).
Алгоритм:
- Читаем слово.
- Делим на слоги.
- Вспоминаем, какое правило подходит.
- Записываем.
- Сравним с учебником с. 21
Вернемся к проблемной ситуации.
(Работа на листочках).
- Как перенести слово лисица?
(Ли- сица, лиси- ца.)
Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
- Первичное закрепление.
Выполнение упр. 21, с. 21
- Разделите слова для переноса, пользуясь правилами переноса.
(По одному ученику выходят к доске, остальные в тетради).
(Самооценка).
До- рога, доро- га, яго- да, ве- тер, поч- тальон, почталь- он, ри- сую, Ал- ла, Рая, оси- на, подъ- езд, конь- ки, зай- ка.
- Самостоятельная работа.
(Работа со SMART доской.)
- Исправьте ошибки.
Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, по одному ученику выходят к доске для проверки.
- Итог урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- Над какой проблемой работали?
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Достигли мы поставленной цели?
- Как надо переносить слова?
- Рефлексия.
- Где мы будем использовать новые знания?
Продолжите предложения:
- Я научился…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Могу похвалить себя за то, что…
- Могу похвалить одноклассников за то, что…
Лист самооценки:
- Формулировал тему и цель урока с помощью учителя.
- Работал по предложенному плану.
- Высказывал свое предположение.
- Участвовал в составлении алгоритма.
- Научился переносить слова с помощь алгоритма.
- Оцените себя с помощью кружков разного цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"
Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...
Методическая разработка урок русского языка «Сложные слова» 3 класс
Урок русского языка«Сложные слова»3 класс...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"
Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...