Урок русского языка по теме "Перенос слов". 1-й класс. УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Чурсина Валентина Васильевна

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Цель: ознакомить с правилом переноса слов по слогам.

Задачи:

·        закрепить умение делить слова на слоги;

·        учить работать с книгой, доской, тетрадью, карточками;

·        учить работать коллективно, индивидуально;

·        воспитывать любовь к родному языку;

·        воспитывать интерес к изучению русского языка;

·        воспитывать умение слушать других;

·        воспитывать заботу о своем здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perenos_slov._dlya_sayta.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Перенос слов". 1-й класс. УМК "Планета знаний"

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Цель: ознакомить с правилом переноса слов по слогам.

Задачи:

  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • учить работать с книгой, доской, тетрадью, карточками;
  • учить работать коллективно, индивидуально;
  • воспитывать любовь к родному языку;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать умение слушать других;
  • воспитывать заботу о своем здоровье.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: оценка своего участия в уроке;
  • познавательные: поиск информации, выбор решения, смысловое чтение, умение; строить речевые высказывания, самостоятельное составление алгоритма действий, рефлексия действий;
  • коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение работать в группе;
  • регулятивные : планирование и самопрогнозирование действий.

Соответствие содержания цели и задачам:

  • информация (упражнения, задания, рассказывание сказки);
  • осмысление (работа над упражнениями, текстом);
  • операционность (высказывание своих мыслей).

Методы:

  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • репродуктивный;
  • работа с книгой, тетрадью.

Формы организации познавательной деятельности:

  • групповые;
  • индивидуальные;
  • в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, пенал, карточки с заданиями, изображение теремка и зверей, мячики для тренировки мелкой моторики пальцев.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

1) – Какое сейчас время года?
– Мы отправляемся с вами в сказку. На чем бы нам зимой поехать в сказку? 
(На санях)
– Покатаем волшебные мячики между ладошками, потренируем руки, покормили птичек и поехали.
– Посмотрите какой след оставили наши сани. 
(Показ на доске, работа в тетради)

2) – Приехали мы в сказку, а вот в какую, нужно угадать. Для этого запишем на следующей строке то, что я продиктую.

Ручка на верхней рабочей строке, маленькая наклонная вниз,  
возвращаемся секретно на 1/3 сверху, бугорок, 
наклонная вниз до нижней строки,
секретно возвращаемся до 1/3, бугорок, наклонная,
качалочка, крючок до середины.

(т)

Ручка на верхней рабочей строке, наклонная до 2/3 дополнительной
строки вниз, отрываем руку на 1/3 от верхней рабочей строки,
бугорок, наклонная, качалочка, крючок до середины.

(р)

Ручка на 1/3 нижней строки, качалочка, падающая клюшка до 2/3, 
ломаем секрет, прячем секрет, наклонная,
качалочка, крючок до середины, ломаем секрет,
наклонная, качалочка, крючок до середины.

(м)

Ручка на верхней рабочей строке, наклонная, 
секретно вернулись до 1/2, падающая наклонная, 
бугорок, оторвали ручку, на ? стульчик.

(к)

3)– Здесь выпали гласные буквы. Кто догадался, что за сказка?  (Теремок)
– Кто написал эту сказку? 
(Это народная сказка)
– А какие еще бывают сказки? 
(Авторские)  (Иллюстрация сказки)

III.Актуализация опорных знаний.

1) – Начинается наша сказка. Возьмите карточки №1. Давайте прочитаем.
– Как можно назвать то, что мы прочитали? 
(Текст)
– Докажите (состоит из предложений, предложения связаны по смыслу)
– Какие еще признаки текста вы знаете? 
(Абзац, красная строка, заглавие)
– Что обозначает тире в начале строки? 
(Диалог)
– Что произошло дальше? 
(Никто не ответил, мышка поселилась в теремке)

2) – А наша мышка сможет там поселиться, если мы выполним задание. Нужно сделать звуко-буквенный анализ первого предложения, прочитайте его. (В карточках и на доске)

(Разделить на слоги, ударение, первая буква «с» обозначает звук [с], он согл., глух., тверд, парн, синий цвет и т.д.)

3) – А теперь спишите это предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. (Работа в паре, проверка на доске)

4) – Еще раз давайте вспомним, как мы определяли, сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

– Мышка поселилась в теремке, а мы дадим нашим глазкам отдохнуть.

IV. Физкультминутка для глаз.

Часто-часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И сначала все начни.

Руку держим пред собой,
Не мотая головой,
Пальцем водим вверх и вниз,
Влево-вправо и –следим.

V. Сообщение темы урока и постановка цели.

1) – Наша сказка продолжается. Кто следующий прибежал к теремку? (Иллюстрация)
– У лягушки-квакушки к вам есть вопросы.
– Вот вы сейчас записали в тетрадь предложение. Докажите, что это предложение. 
(Состоит из слов, слова связаны по смыслу, выражает законченную мысль)
– Скажите, а кто из вас сталкивался с проблемой: пишем  предложение, часть слова не помещается на строке? 
(Поднимают руки)

2) – Какие способы вы использовали? (Перенести часть слова на другую строчку)

VI. Изучение нового материала.

1) – Что значит перенести?  (Написать часть слова на другой строчке, поставив тире)
– А какую часть мы можем перенести? (Учебник стр14 правило)

2) –Лягушка наша очень хочет попасть в теремок, но сможет только тогда, когда вы разделите слово «лягушка» на слоги для переноса. (Работа в группах, карточка № 2)
– Проверим, что вы предлагаете? 
(Ля-гушка, лягуш-ка, показ на доске)
– Вот и лягушка поселилась в теремке.

VII. Первичное закрепление изученного.

1) – Кто же дальше появился в сказке? (Заяц, иллюстрация)
– И принес он вам задания, чтобы вы помогли ему их сделать, и зайчик смог бы поселиться в теремке.
– Возьмите карточки №3 : синим кружком отмечена сложная карточка, а желтым полегче, выберите ту, с которой вы считаете, что справитесь. Ваша задача найти и подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.  
(Выполнение)

2) – Кто выбрал желтые карточки? Какие слова вы подчеркнули? Почему? (Один слог, проверка на доске)
– Кто выбрал синие карточки? Какие слова вы подчеркнули? Почему? 
(Есть слова, где слог состоит из одной буквы, проверка на доске)

3) – Итак, кто сделает вывод: когда нельзя перенести слово? (Если один слог или слог состоит из одной буквы)
– Вот и зайчик поселился в теремке.

VIII. Физкультминутка.

– Кто прибежал к теремку следующий? (Лиса)
– Вот она предлагает вам поиграть.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках..
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.

IX. Словарно-орфографическая работа.

– Кто же дальше прибежал? (Волк)
– Принес он вам загадку.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь. 
(Язык)

– Какие значения имеет это слово? (Орган, средство общения)
– Как называют такие слова ? 
(Многозначные)
– А написание этого слова еще и запомнить нужно. Как такое слово называется? 
(Словарное)
– Отметьте его в словарной карточке. Что с ним нужно сделать? 
(Выучить)
– Запишите это слово зеленой ручкой на следующей строке, подчеркните орфограмму. 
(Показ на доске)
– А как можно перенести слово «язык»? 
(Нельзя перенести, слог из одной буквы)
– Вот и волк поселился в теремке.

X. Закрепление изученного материала.

1) – И последним кто пришел? (Медведь, иллюстрация) 
– Кто может рассказать, что же дальше произошло? 
(Залез на теремок и развалил его, иллюстрация)
– Ах, разбежались звери, остались без дома. Кто же разбежался?
 (Мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь).
– А хотите помочь зверям построить новый дом? 
(Да)
– Для этого на следующей строчке запишите названия зверей, разделив их для переноса. 
(Показ образца).

2) – Проверим, что у вас получилось. Как разделили 1, 2, … слово?
– Почему слово «волк» нельзя перенести? 
(Один слог)
– Вот и построили мы новый теремок 
(Иллюстрация)

XI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?
– Что вспомнили на уроке?

Зная правила переноса,
Не останемся мы с носом.

– Дома вы разделите слова для переноса в карточке №4. Можно выбрать
задание посложнее на большой карточке и полегче на маленькой карточке.

XII. Рефлексия.

– На полях в тетради нарисуйте светофорчик.

Тут и сказочке конец,
А кто слушал, молодец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Слова - признаки", 1 класс

Урок русского языка по теме "Слова - признаки". 1 класс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

Урок русского языка по теме "Слова антонимы" 2 класс

Проблемный урок русского языка 2 класса по теме "Слова антонимы"...

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...