Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: : Связь имени прилагательного с именем существительным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otpravit_2.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Связь имени прилагательного с именем существительным.
Цели :
- продолжить знакомство учащихся со смысловым значением имён прилагательных ,учить правильно ставить к ним вопросы; - углублять представления учащихся о роли имён прилагательных в речи людей; -показать зависимость имени прилагательного от имени существительного; формировать навык согласования сущ.+ прилаг. -развивать орфографическую зоркость у детей , наблюдательность , умение анализировать и делать выводы; - развивать связную речь; -воспитывать чуткое отношение к животным; заботу о своём здоровье.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- проверка организации рабочего места.
Снова прозвенел звонок,
Новый начался урок.
Сидеть за партой
Будем стройно,
И вести себя достойно.
Чаще руку поднимать,
На вопросы отвечать.
- Ребята, посмотрите друг на друга. Поделитесь улыбкой с товарищем, нашими гостями. Желаю вам плодотворной работы и успехов в открытии новых знаний.
- Тихо сели девочки, ещё тише мальчики.
Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.
Согреем пальчики (Взяли карандаш в руки прокрутите его несколько раз ,разогрейте пальчики ) Опустите кисти рук и потрясите ими
Запись числа и классной работы.
Актуализация знаний.
А какой сегодня день? (Первое марта , первый день весны)
чистописание ая , ое , ие , ые , яя , ее , ий , ый
весна, весенний, весенняя, весеннее, (слова на доске)
- Прочитайте слова,
- найдите лишнее слово.(докажите)
-поставьте вопрос, назовите части речи.
- какая орфограмма в корне слова. (безударная гласная) , как проверить?
-Какие еще видите орфограммы? -запишите только прилагательные (один раз) обратите внимание на «опасные места»
Сообщение темы и цели урока.
-Отгадайте загадку:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-Какая часть речи может о себе так сказать? (Ответы детей: прилагательное)
-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)
- Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей)
- Я думаю в течении урока мы дадим ответ на этот вопрос.
- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное и связь имени прилагательного с именем существительным.)
-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.
Словарная работа
Весна прекрасное время года: просыпается, расцветает природа , пригревает солнце, бегут звонкие ручьи. Поэты, писатели, композиторы, художники любовались весною. Ей посвятили стихи, музыку, писали картины. ( звучит музыка Ф. Шопена «Весенний вальс» на фоне звучания музыки ученики рассматривают слайды репродукций картин художника-пейзажиста А. К. Саврасова «Повеяло весною», «Оттепель», «Весенний день» «Грачи прилетели».
Дети рассматривают картины, делают вывод.
Какое время года?
Что мы видим на этой картинах?
Внимательно посмотрите на картины и попробуйте увидеть словарные слова.
Назовите их (мороз дорога деревня береза ветер) Какой частью речи выражены все эти слова ?
От данных существительных образуйте прилагательные. Запишите их с подходящими по смыслу существительными.
Записываем в строчку через запятую.
- Работа над словарными словами комментирование «цепочкой»
(дорожный знак, берёзовая роща, деревенский пейзаж, ветреная погода , морозная зима)
Физкультминутка
( проводит ученик) если надо.
Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Работа в паре.
- Как нужно работать в паре? (ДРУЖНО)
Карточка №1 (Слайд),прочитайте задание. Посоветуйтесь. Работаем в тетради.
*март_________________ весенняя
* почва ______________ пушистое
*облако_______________ чёрные
*грачи ________________ влажная
*погода _______________ тёплый
Задание. Прочитайте слова .
По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)
Спишите существительные. От существительного поставьте вопрос к подходящему по смыслу прилагательному . Запишите словосочетания в тетрадь.
- Проверка. (Ответы: теплый март, влажная почва, пушистое облако, черные грачи ,весенняя погода)
- Почему именно так вы соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде и единственном числе, значит и имя прилагательное в мужском роде и в единственном числе; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)
-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)
-Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)
-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное? (Ответ: с именем существительным)
Записать словосочетания с вопросом и определить род, число существительного и прилагательного. (Может быть в записанных словосочетаниях определить род и число прилагательного)
Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется? (Ответы: Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать, т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)
(Слово Прилагательное имеет латинские корни и происходит от глагола adicio, который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет, какими-либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание.)
В парах вы работали дружно. Молодцы.
Работа с учебником
С.64 Правило
Творческая работа в группах.
Задание на Карточке №2 .Восстановите текст. Подберите подходящие по смыслу прилагательные. Ставьте вопрос.
Пришла (_____________________) весна.
Светит (______________________) солнце.
Во дворе зашумели(__________________) ручьи.
На поляне появились (_________________) подснежники.
Все рады (___________________) весне.
(Слова для справок: долгожданная, ранняя, яркое, звонкие, голубые, тёплой)
Проверка: отчёт учащихся группы. (Группы читает по одному предложению)
- Какой же вывод мы можем сделать?
-Мы составили текст, подобрав имена прилагательные, которые связаны с именем существительным. Прилагательное зависит от существительного и делает нашу речь яркой, точной, выразительной.
Физминутка(по необходимости)
Игра( Перенести на конец урока. Если останется время или как бонус за хорошую работу)
С наступлением весны людям их очень не хватает .
Вас спасут от всех болезней ,
Нет вкусней их и полезней.
Они лучшие продукты,
Это ….Овощи и фрукты
В корзине : огурец, лук, помидор, баклажан, кабачок .петрушка .
Задание: Опишите предметы по плану.
Алгоритм (На карточке на доске): Помидор (какой?) –красный, круглый, большой - маленький, кислый - сладкий
1.Цвет.
2.Форма.
3.Размер.
4.Вкус.
Проверка.
( ученик берёт предмет и описывает его по плану.)
Вывод: Какая часть речи помогает нам описать предмет?
Получает карточку со словами-прилагательными и картинками
Задание: Прочитай прилагательные, по описанию предмета определите, кто радуется весне.
- пушистая, ловкая, рыжая – это ________
- косолапый, неуклюжий, бурый – это_________
- колючий, серенький, подвижный- это__________
Проверка. Отчёт группы. Один ученик читает прилагательные, другой показывает картинку
Вывод. От какой части речи зависят прилагательные? Прилагательные нужны в нашей речи. Они помогают описать предмет и всегда зависят от существительного.
-Наблюдение продолжаем.
На слайде: рисунок – Весенний пейзаж, не полное предложение.
Солнце согревает землю лучиками.
- Дополните предложение. (Ответы: Ласковое солнце согревает землю яркими лучиками.
Как вы думаете, изменился ли смысл предложения? (Ответы: Да. Я думаю изменился, стало понятно в какое время года это происходит. Предложение стало красивее, ярче . Эти слова уточнили смысл предложения.)
Запишите это предложение и сделайте полный его разбор. (Один ученик работает у доски. Подчёркивает основу предложения, указывает части речи над каждым словом, выписывает все словосочетания из этого предложения)
В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.
- Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано.
7. Рефлексия
- Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, яркой, красочной. Они прилагаются к существительному)
На слайде не законченные предложения, закончите их
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Теперь я могу…
- Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...