Методическая разработка конспекта урока русского языка в 3 классе по теме: «Имена прилагательные».
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pechat_lize.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Имена прилагательные».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Цели: обобщение знаний учащихся о прилагательном; развитие сообразительности, логического мышления; обогащение словарного запаса; воспитание чувства взаимовыручки.
Учебные задачи, направленные на достижение:
- предметных результатов обучения:
- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
- личностных результатов обучения:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности
- метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в группах.
Методы работы на уроке: коллективная работа, групповая работа, работа в парах, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
УМК: «Школа России».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Ход урока
I Организационно-мотивационный
Психологический настрой.
Посмотрите в окно. - Какой сегодня день? (солнечный). Повернитесь друг к другу, передайте своей улыбкой частичку солнечного света, возьмитесь за руки – передайте частицу тепла друг другу.
- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?
Стадия вызова.
1.Ребята, сейчас надо расшифровать слова и узнать, что нам необходимо сегодня на уроке.
Запись на доске: УКАЧР, РЛОЬВСА, ЕТРЬТАД, ААЧКОТР (ручка, словарь, тетрадь, карточка).
2.Возьмите листики, где записаны слова: длина, осень, лимон, луна.
- Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)
- Полученные слова запишите, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.
Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание по шкале « ПЗ» (правильность знаков)
III. Актуализация опорных знаний.
- А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре). Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».
- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.
-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования? (имя прилагательное)
Групповая работа. Прием " Таблица ЗНАЕМ-ХОТИМ УЗНАТЬ-УЗНАЛИ" (ЗХУ).
- Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)
З - что мы знаем про имя прилагательное? | Х – что хотим узнать? |
Работа в группах, проверка выполнения задания.
З - что мы знаем про имя прилагательное | Х – что хотим узнать? |
Часть речи. Связана с именем существительным. Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? | Зачем используется в речи? |
IV. Определение темы и целей урока.
-Какая тема сегодняшнего урока? ( Имена прилагательные).
На доске появляется тема урока:
Роль имен прилагательных в русском языке
- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Прием « Дерево предсказаний»
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?
Стадия осмысления.
Основная часть урока:
V. Работа по проблеме урока.
Наблюдения над ролью прилагательных в речи.
Прием " Толстые и тонкие вопросы".
(Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).
Толстые вопроы | Тонкие вопросы |
С какой целью….(в нашей речи используются прилагательные)? Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)? Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)? | Зачем…(прилагательные нужны в речи) ? Можно ли …(обойтись в речи без прилагательных)? |
Группы озвучивают свои вопросы
Задание 1.
Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?... (Лиса.)
2. Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)
Задание для группы (1 и 3):
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?...
Задание для группы (2 и 4)
Мягкие лапки, на лапках царапки.
Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)
- Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,
используя только существительные.
- Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.
- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?
- Чьё описание оказалось более точным?
- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.) На доску помещается карточка:
точность описания
Задание 2.
- Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.
Образец: голодный как волк.
г...лодный лиса
неуклюж...й волк
трусливый м...две...
к...лючий за...ц
хитрый ё...
Проверка выполнения. Орфографическая работа.
- Знание какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?
Самопроверка с самооценкой по шкале « П» ( правильность)
- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)
- Выполнение этого упражнения, помогло ответить нам на какой из предложенных вами вопросов?
Физкультминутка для глаз.
Задание 3. Работа в группах.
Прочитайте 2 текста. Сравните их.
Текст 1.
В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена.
Текст 2.
В больших непроходимых лесах живут благородные олени. Это красивые стройные животные с ветвистыми рогами. Охота на благородных оленей запрещена.
- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?
- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
- На какой из своих вопросов вы получили ответ?
На доску помещается карточка:
красота описания
Задание 4.
Сказка. Игра "Мозаика"
На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши. Зато очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.
-Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать. Какой получается картинка? Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?
- Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?
Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.
(Прилагательные для мозаики: голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый, ушастый, звонкий и др).
VI.Подведение итогов урока.
Рефлексия.
- Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?
- Какую роль они выполняют в речи?
Обращается внимание на дерево предсказаний.
- Какие из наших предсказаний оправдались? В чем мы ошиблись?
У вас на столах анкета, где вы зафиксируете при помощи знаков «+» и «-» свои знания о прилагательном.
Прилагательное – это предмет;
Прилагательное – это признак предмета;
Прилагательное – это часть речи;
Прилагательное – обозначает действие предмета;
Прилагательное отвечает на вопросы: кто? что?
Прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Прилагательное – отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.
Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"
З - что мы знаем про имя прилагательное? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали |
Заслушиваются ответы детей.
З - что мы знаем про имя прилагательное | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали |
Часть речи. Связана с именем существительным. Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? | Зачем используется в речи? | Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным. Речь человека становится яркой. |
- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется в парах. Если приём детям незнаком, следует объяснить правило его составления, либо выполнить его под руководством учителя.)
- Зачитайте свои синквейны.
(Возможный вариант синквейна:
Имя прилагательное
Яркие разнообразные
Украшают описывают уточняют
Без них речь наша пуста!
Богатство)
Домашнее задание.
Используя карточку подсказку, закончить сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....
Методическая разработка: "Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема "Предложение""
Методическая разработка в помощь педагогам....
Методическая разработка. Конспект урока русского языка в начальной школе по теме "Единственное и множественное число глаголов"
В уроке используется накопительная система баллов. Каждый учащийся получает наакопительную карту, где после каждого этапа урока проставляет себе баллы за выполненную работу. По итогам урока баллы...
Презентация к уроку русского языка (2 класс ) на тему "Имена сказочных героев"
Презентация начинается с задания "Убежали гласные", где дети должны вставлять гласные и угадывать слова.Далее дети записывают высказывание А.В.Суворова, ведется беседа о нем.Отгадывают загад...
Методическая разработка конспекта урока русского языка Изменение личных местоимений 1 и 2 лица
Методическая разработка конспекта урока русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"...
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Имена прилагательные"
Разработан в контексте применения системно - деятельностного подхода...