Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России". Тема: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мурылева Алие Мубиновна

Тема: Имя существительное

Цели урока:

Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение определять род и число имен существительных.

Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.79 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока40.5 КБ
Файл Таблица12.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Имя существительное» Подготовила: Учитель начальных классов МБОУ СОШ №16 Сейтягьяева Алие Мубиновна . Урок для 4-го класса Г. Новороссийск 2019 г.

Слайд 2

Каллиграфическая минутка

Слайд 3

Отгадайте загадки Он и летом, и зимой – Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему идти – он всё будем впереди. Горизонт

Слайд 4

Отгадайте загадки Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица, Всё время воет, да не волк. Ветер

Слайд 5

Отгадайте загадки Она у каждого бывает, Кто про невзгоды забывает. Ты хочешь петь и веселиться, Ей можно с другом поделиться. Она – любимая, как сладость. Она – отрада наша, радость

Слайд 6

Отгадайте загадки Слаще мёда, мягче пуха, - Отдохни! – всё шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, Будет очень плохо жить . Лень

Слайд 7

Выполните задание Счастье , радостный , весёлый . Аппетит , метро , шофёр. Волга , Москва , Енисей . Стакан, яблоко, ножницы.

Слайд 8

Работа по учебнику

Слайд 9

Наша таблица

Слайд 10

-Ребята, вы просто молодцы!

Слайд 11

Итоги урока и домашнее задание Какова тема нашего сегодняшнего урока? Что нового узнали об имени существительном? Что составили? Дома: упр. 140.

Слайд 12

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Слайд 13

Ресурсы интернета: картинки https:// avatanplus.com/files/resources/mid/58aff708c956d15a6f5cfa79.png http:// abali.ru/wp-content/uploads/2015/09/fixik_fayer.png http:// lass.veryphoto.ru/img-q5y5x5n4g40414j5b474g4q534w5r4/wp-content/uploads/2015/09/fixik_simka-600x805.png http:// webiconspng.com/wp-content/uploads/2017/09/Screw-PNG-Image-85575.png http:// abali.ru/wp-content/uploads/2015/09/fixik_igrek.png https:// bestpngimg.com/wp-content/uploads/2017/09/18-hammer-png-image-picture.png http:// clipartmania.ru/uploads/gallery/main/428/screwdriver-12.png http:// raskraski-tut.ru/pages/images_fiksiki/a1_masya.png http:// laoblogger.com/images/mop-and-pail-clipart-4.jpg



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4в классе

Дата: 25.10.2019

Учитель: Сейтягьяева Алие Мубиновна

Тема: Имя существительное

Цели урока:

Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение определять род и число имен существительных.

Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Предполагаемые результаты:

Личностные:

  • осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности и возможность выхода из спорных ситуаций;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Предметные:

  • знание, что такое имя существительное
  • умение находить его в тексте
  • знание постоянных и непостоянных признаков имени существительного

Метапредметные:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • развитие коммуникативной компетенции
  • умение четко определять области знаемого и незнаемого;
  • умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
  • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Ход урока.

  1. Мотивация

- Здравствуйте, ребята.

Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число и слова «Классная работа».

На этом уроке с нами будут герои мульт-сериала Фиксики. (иллюстрации) В мультфильме они контролируют работу электрических и электронных приборов, а мы с вами на уроке будем вспоминать и точно применять правила русского языка.

Как зовут героев? – Нолик, Симка, Папус и Мася.

Пропишем соединения заглавных и строчных первых букв.

  1. Орфографическая минутка.

- Запишите слова под мою диктовку в строчку, через запятую. Карандашом подчеркивайте орфограммы.

Сердце, утюг, щека, единица, сумма, тростник, вязание, изъян, торговля, ежиха, ловкость, ночь, остров, ездок.

Далее проводится проверка с объяснением правописания орфограмм.

  1. Работа по теме урока.

- Составьте слово по первым буквам написанных слов. Что получилось?

Существительное.

- Какой буквы не хватает? Почему? Какова ее роль в русском языке?

- Назовите полный термин. Что такое имя существительное? Приведите свои примеры.

- При работе с любым прибором необходима инструкция. Фиксики это хорошо знают. Мы сегодня с вами составим свою инструкцию по теме нашего урока. Она вам пригодится для выполнения домашнего задания. (раздать таблицы)

Заполнение таблицы.

А) имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

Обозначает предмет.

- Что еще может обозначать имя существительное, мы сможем сформулировать, разгадав загадки.

Учитель загадывает всему классу загадки:

Он и летом, и зимой –

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему идти – он всё будем впереди. (горизонт)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица,

Всё время воет, да не волк. (ветер)

- Как можно одним словом обобщить эти слова/явления? Да, имя существительное может обозначать то, что нельзя потрогать руками, то есть не предметы, а явления природы.

Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселиться,

Ей можно с другом поделиться.

Она – любимая, как сладость.

Она – отрада наша, …… (радость)

Слаще мёда, мягче пуха,

- Отдохни! – всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (лень)

- О чем эти загадки? Имя сущ. Может обозначать чувства.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Потренируемся в распознавании имён существительных. Если я назову имя сущ. – хлопните в ладоши. Если другую часть речи – поставьте руки в стороны.

Смех, прекрасный, холодильник, мороз, греть, мастерство, трудолюбивый, механизм, рабочий, ремонтировать, телевизор.

Б) Определение признаков.

Найдите в каждой строчке лишнее слово и выпишите его в тетрадь.

  • Счастье, радостный, весёлый.
  • Аппетит, метро, шофёр.
  • Волга, Москва, Енисей.
  • Стакан, яблоко, ножницы.

Проверяем : Счастье, метро, Москва, ножницы.

Продолжаем заполнять нашу таблицу. Нам нужно определить признаки имени существительного, по которым можно было бы его узнать. По каким признакам вы определили, что то, или иное слово лишнее?

Итак, признаки бывают постоянными и непостоянными.

К постоянным признакам мы можем отнести:

- одушевленность/неодушевленность

- нарицательное/собственное

К непостоянным признакам мы относим:

- род

- число

Также имя существительное может изменяться. Как? (по родам, числам и падежам)

Давайте вспомним какие падежи есть в русском языке.

Именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж.

В) Работа по учебнику. Упражнение 139.

Г) Полное воспроизведение таблицы. Оценка в виде знака фиксиков. 

4. Итог урока.

Какова тема нашего сегодняшнего урока? Что нового узнали об имени существительном? Что составили?

Эта таблица поможет вам выполнить  домашнее задание.

Запишите в дневник: упр. 140.



Предварительный просмотр:

Имя существительное

Отвечает на вопросы

Обозначает

Признаки

Постоянные:

Непостоянные:

Изменяется по

Имя существительное

Отвечает на вопросы

Обозначает

Признаки

Постоянные:

Непостоянные:

Изменяется по

Имя существительное

Отвечает на вопросы

Обозначает

Признаки

Постоянные:

Непостоянные:

Изменяется по

Имя существительное

Отвечает на вопросы

Обозначает

Признаки

Постоянные:

Непостоянные:

Изменяется по


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Урок русского языка 3 класс. Школа России. Тема "Имя существительное"

Урок русского языка 3 класс по теме: "Имя существительное".  "Школа России"...

Урок русского языка 3 класс. Школа России. Тема "Имя существительное"

Урок русского языка 3 класс по теме: "Имя существительное".  "Школа России"...

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

урок русского языка 4 класс Школа России тема: Предложный падеж

На уроке формируется представление о П.П через выяснение особенностей данного падежа. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

урок русского языка 3 класс Школа России тема: Предложный падеж

урок русского языка по теме "Предложный падеж" 3 класс по УМК Школа России урок представлен в технологической карте...

Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"

На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....