Урок русского языка 3 класс. Школа России. Тема "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шмидт Ирина Владимировна

Урок русского языка 3 класс по теме: "Имя существительное".  "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Организационный момент.

1)Подготовка к уроку (проверка рабочего места)

2)Эмоциональный настрой. Рефлексия по карточкам.

- Какое у вас сейчас настроение? Выберите нужную карточку.

- Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день.

- Чему учимся  мы с вами на уроке р.яз?

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство c именем сущ.;

учиться делить их по значению,

На уроке вы должны быть внимательными,

доброжелательными, аккуратными при работе в тетради.

Слайд3

Разминка для пальчиков  -

Ты, утёнок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Слайд 4

ЧЕЛОВЕЧЕК

«Топ-топ-топ!» — топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке

Слайд 5

ЦВЕТОК

Набухай скорей, бутон,                                                                                                1

Распусти цветок — пион!-----------------------------------------------------------------------------

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

Актуализация знаний

- Что вы знаете об имени сущ? (После того когда скажут дети) 2 чел

Слайд 6

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Имена существительные изменяется по числам, относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

3. Орфографическая  минутка.

- Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. А чем прославился февраль?

Февраль – последний из зимних месяцев.

- Чем прославился  в народе февраль?

Слайд 7

- Перепутались пословицы. Помогите их собрать. Как понимаете 1 пословицу? Молодцы!

ПОСЛОВИЦЫ,

Мороз не велик                       метель и вьюга

Месяц январь –                         зимы государь.

У февраля два друга             да стоять не велит.

- Запишите пословицу о феврале. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

Комментированное письмо

Слайд 8

Проверьте пословицу. У февраля два друга -  метель и вьюга.

         

- Назовите им.сущ., докажите , что это им.сущ.

Обобщение Что вы повторили ? (что такое им. сущ, ) Чтобы быть грамотными, развивать словарный запас – вспомним словарные слова.

_____________________________________________________________________2__

Слайд 9                                                                 3

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

4. Словарно-логическая работа по карточкам.

- Среди букв спрятались слова, найдите их, выделите карандашом. Подсчитайте. Будьте внимательны!

автоппрсинмедведьурсзалещвамиларенудрнопраимпнагуктарвпчмсапетухтсргшапршлпрсорокаипралвшкегезсобакаоаппагкхдролисицавпстлшейпзаяцмаливоронаголеждшзерваеворобейпранкгенешпрпрдатсивраокоровавоагкатрисоашщвоснегирьвнкь

(10 слов)

Проверка.

1) - Сколько слов вы нашли? 10 слов? Вы нашли правильно.(медведь, петух, сорока, собака, лисица, заяц, ворона, воробей, корова, снегирь)

2) - Назовите слова. Назовите безуд.гл , вспомните ассоциацию. (Медведь –мёд, петух –петя, заяц –беляк, и т.д.)

3) - На какие группы можно разделить эти слова? (птицы и звери).-

4) Что обозначают эти слова? (ПРЕДМЕТЫ)----------------------------------------------------------------------

СЛЕДИТЬ ЗА ОСАНКОЙ!                 4

ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ (у доски 2 ученика) 1 в. название зверей, 2 в – название птиц.

Работа у доски. – Выберите соответствующие слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.

- А к какой части речи они относятся? (К им.сущ.)

Молодцы!

- Для животных февраль – самый голодный месяц. А как вы можете помочь птицам?

- Составьте предложение о птицах,  используя интонацию перечисления.

!!!

Какое правило знаем при записи предложении. Какие знаки препинания нужны  в предложении при интонации перечисления.

- Как называется наука, которая изучает животных? (зоология)

- А вы знаете, что существует наука, изучающая птиц? Как она называется?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Слайд 10 После слов учителя !                                         5

ОРНИТОЛОГИЯ- раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение.

- Мы с вами рассмотрели одно из значений, которое может иметь имя сущ-ое.

 Что называется именем существительным? (отвечают по цепочки)

Имя сущ. – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?

Имена существительные изменяется по числам.

                       Имена существительные бывают трёх родов (мужского, женского и среднего)

ОБОБЩЕНИЕ

-Мы с вами повторили словарные слова,  Наблюдали за значением им.сущ.

- А что ещё может обозначать имя сущ.?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Слайд 11                                                     6

5. Работа над новым материалом. Игра «Найди лишнее слово»

радостный, чудесный, вьюга, звёздный        

 прилетел, метель, опустился, нашёл

еловый, небесный, молодой, снегопад

1) Найдите лишнее слово. ВЫПИШИТЕ. СЛЕДИТЬ ЗА ОСАНКОЙ!

2) Объясните орфограммы, которые встретились в словах?

3) Что общего у этих слов? Как одним словом их  можно назвать?

Слайд 12

4) Вьюга, метель, снегопад – что это? (явление природы).

5) Какие ещё явления природы вы знаете? (холод, жара, оттепель, солнцепёк ит.д.)

- Как называется группа сущ. к которым задаём вопрос ЧТО? (неодуш.)

 Вывод: Мы рассмотрели сущ –е, которые могут обозначать предмет, явления природы.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ                             

============================================================================

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ                                    7

Слайд 13 

Выполним упр.9, стр.55   Работа по учебнику. С 55

1. Прочитайте пары слов..

2. Задай к нему вопрос.

3. Определи часть речи.

4. Выпишите им.сущ-е.  СЛЕДИТЬ ЗА ОСАНКОЙ!

5 . Выдели корень.

6. Что обозначает ?  МОЛОДЦЫ!

Слайд 14 Заставка (снежинка)

Прочитайте в заметке СВЕДЕНИЯ о ЯЗЫКЕ, что ещё может обозначать сущ.

Существительные - это слова, которые в начальной форме отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? Они могут обозначать предмет, явления природы, действие или признак.

- Назовите сущ-е, обозначающие действие?, признак?

– Как поставить сущ в Н.Ф?

-Молодцы!

Существительные - это слова, которые в начальной форме отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? Они могут обозначать предмет, явления природы, действие или признак.

                                                                          8

ВЫВОД: Т.О. Сущ-е обозначают не только предмет и явления природы, но и действие, и признак. Но, посмотрите, сколько предметов нас окружает!

- Рассмотрим,  какие еще есть группы по значению.

6. Закрепление. Работа над деформированным текстом.

1) Прочитайте.

2) Можно ли эти предложения назвать текстом? (НЕТ) Почему?

3) Что нужно сделать ? (расставить предл-я в правильном порядке)

4) Укажите правильный порядок предложений, обозначая их числами.

5) ПРОВЕРКА. 

Слайд 15

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Школьники насыпали в кормушку разные семена. Птички клюют их. Зимой птицам нужна забота.

На сосне сидят птицы.

Была морозная зима.

Птички клюют их.

Школьники насыпали в кормушку разные семена.

Они ищут пищу.

- Прочитайте предложения по порядку.

Слайд 16                                                         9

Проверьте!

Зимой птицам нужна забота.

-  О ком говорится в тексте? Озаглавьте текст. (Забота о птицах.)

- Как школьники помогали птицам? Спишите это предложение. Найдите им.сущ.

СЛЕДИТЬ ЗА ОСАНКОЙ!

ПРОВЕРКА. Школьники насыпали в кормушку разные семена. (у доски)

- На какой вопрос они отвечают?

- Как называются имена сущ-ые, отвечающие на вопрос ЧТО? (неодушевленные)

- Как в окр.мире называется раздел изучающий живое и неживое? (ПРИРОДА)

- Давайте не забывать о братьях нашим меньшим, делать кормушки

7.  Обобщение.

Что такое им.сущ.? Что может обозначает имя сущ.?

- На какие вопросы отвечают одушевлённые им.сущ? Какие группы слов они называют?(люди, звери. название профессий ит.д)

- На какие вопросы отвечают неодушевлённые им.сущ? Какие группы слов они называют? (явление природы, растения и предметы.)

Молодцы!

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

              Дополнительно.ЗАДАНИЕ:, найдите основу, укажите части речи.                10

- Назовите  неодушевленные им.сущ.слова.

 Закрепление (ЕСЛИ будет время)

Игра «НАЙДИ СЛОВО?» Задание:К данным словам подбери слова, противоположные по значению

белизна    богач встреча   восход    сказка      бедняк чернота  быль   заход  разлука

- К какой части речи они относятся? Докажите? Что обозначают (признак, действие и предмет)

Обобщение: Какие ещё группы существительных бывают  и т.д.)

ВЫВОД: - Вы научились сами определять группы им.сущ. Молодцы!

Слайд 17

ИТОГ УРОКА--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что интересного вы узнали на уроке?  

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий цвет.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Домашнее задание. Стр.55 правило повторить, упр.13, найти 3 слова из словаря (что? и кто?)

 9. Дифференцированная работа (карточки для слабых и сильных уч-ся)

Цветовая рефлексия заполняется учащимися на маленьких листочках, которые отправляются в почтовый ящик учителя. Данная рефлексия помогает отследить, важна ли была данная работа для учащегося, возникали ли затруднения и самое главное настроение помогает отследить уровень психологической комфортности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....