Конспект урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Канухина Лариса Владимировна

 

Конспект урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ

по теме:«Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ

по теме:

«Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

Составитель:

Учитель-дефектолог

Канухина Лариса Владимировна

Москва, 2019

Тип урока: урок закрепления знаний.

Тема урока: Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

Цель: создать условия для,  развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.

Задачи урока: 1. Совершенствовать фонематические умения.

2. Формировать умения работать с текстом: определять  тему, озаглавливать.

3. Формировать санитарно-гигиенические навыки и навыки каллиграфии.

4. Воспитывать нравственное чувство, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в т.ч. речевые.

Оборудование:

  • рабочие тетради по русскому языку для 1-го класса (авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева),
  • учебники «Русский язык»  (первые уроки) для 1-го класса (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.П. Пронина, «Баласс», 2012),
  • презентация «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме», мультимедийный аппарат.

В ходе урока проводятся 2 физкультминутки – по мере уставания детей.

ТОУУ - технология оценивания учебных успехов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД, ТОУУ.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
Слайд 2.

Самоопределение, саморегуляция.

  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изученного знания.

– Откройте рабочую тетрадь на с. 13.

– Найдите точку на верхней строке.

– Что мы запишем здесь?

Комментированная запись числа. Слайд 3.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Обведите слова «Классная работа».

Чистописание.  

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
Коромысло на носу?

Слайд 4.
- Как вы догадались?

– Какую букву напоминают очки?

– Сколько строчек занимает рисунок очков?

– С чего вы начнёте рисунок?

– Как продолжите потом?

Ученики рисуют очки, сравнивают с образцом.

Анализ строчной буквы ф.

Показать два способа написания буквы. Запись соединений.

- Написав наклонную линию и закругляя овал, старайтесь не отводить далеко руку вправо.  

Слайд 5.

- Пропишите.

– Кого вы видите на рисунке?

Слайд 5.

– В каких сказках вы встречали его?

– В русских сказках дракон относится к силам добра или к силам зла?

– Кто чаще всего отправляется на битву с драконами?

– И они побеждали змея силой и хитростью. А вы сможете его победить красивым письмом, правильно написанными буквами.

– Прочитайте слова про себя.

– Объясните значения каждого. Слайд 6.

– Какие из этих слов отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»

– Какие слова нельзя переносить? Почему?

– Какое слово, состоящее из пяти букв, имеет самое большое количество слогов?

- Подумайте, на какие группы можно их разбить?

- Произнесите слова и понаблюдайте, как вы произносите согласные звуки?

- Давайте докажем это: произнесём в словах все звуки по порядку «по цепочке». Слушайте внимательно друг друга. [франт], [аф, иша], [оф, ис], [ф, ил, ин]

- Посмотрите, что же является показателем мягкости согласного звука в этих словах?

- Так на какие две группы можно разбить эти слова?

- Запишите эти слова. Поставьте над словами ударение.

– Над каким словом вы не поставили знак ударения?

– Почему?

- Подчеркните гласную и.

Слайд 7.

- Что же мы должны сегодня с вами повторить?

- Это и будет темой нашего урока.

- Составим план урока: Слайд 8.

1. Буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.

2. Буквы, обозначающие твёрдость согласных на письме.

3. Составление слов.

4. Работа с текстом.

– Чему мы сейчас учились?

– Что повторили?

– Для чего это нужно уметь и знать?

- Что ещё делали?

Дату.

Классная работа.

Очки.

Оглобли – это душки, колёса – стёкла, коромысло – перемычка между стёклами.

Букву ф.

Две.

Со стёкол-овалов.

Нарисуем дужки.

Пишут букву в воздухе.

Письмо в тетради.

Дракона.

Ответы детей.

Размышления детей.

Богатыри. 

Ученики соединяют каждую голову дракона с правильно написанной буквой.

Ответы детей.

Кто?- филин, франт; что? – афиша, офис.

Франт, офис.

Афиша.

Слова, в которых буква ф стоит в начале слова, и слова, где она стоит в середине; слова, начинающиеся с гласной, и слова,                начинающиеся с согласной и т.д.

Есть слова с мягкими соглас-ными и есть слова с твёрдыми согласными звуками.

Гласная буква и.

Слова с мягкими согласными и есть слова с твёрдыми согласными звуками.

Над односложным словом франт.

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

Повторяли написание буквы ф и т.д.

Планировали свою деятельность.            

Извлечение информации из загадки, выявление особенность очков, осуществление  познавательной и личностной рефлексии, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

На основе анализа объектов делать выводы, обобщение и классификация по признакам.

Прогнозирование предстоящей работы.

ТОУУ

  1. Развитие умения применять свои знания.

Цель: совершенствовать умственные действия по изученным орфограммам.

- Что оторвали любопытной Варваре? Слайд 9.

- Какой первый звук слышите?

- Замените в слове одну букву так, чтобы первый звук был мягкий.

- Какую букву заменили?

- Определите, где записано слово нос. [нос]    [н, ос]    

- Как вы определили?

- Запишите в тетрадь слова НОС, НЁС.

- Чем теперь отличаются слова? Почему?

- Подчеркните гласную букву ё.

- Если слова пишутся по-разному, то чем ещё они отличаются друг от друга?

- Что такое нёс? Что такое нос?

 – Я нашла крылатое выражение, которое делает нашу речь более яркой.

     Заруби себе на носу. Слайд 9.                                                                                  

- Давайте разберёмся, когда так говорят? В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки

и на них зарубками, резами делали всевозможные зарубки на память. Вот эти дощечки и назывались носами. Поэтому, «зарубить себе на носу» – значит, что-то крепко запомнить.

- Составьте своё предложение с этим выражением.                                                                                          Работа по рисунку в учебнике, с. 22–23. Слайд 10.

– Почему все игрушки в таких необычных костюмах?

– Назовите по рисунку слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

– Как на письме будет обозначена мягкость согласных звуков?

Игра «Оживи буквы гласных».

Вместо прочерков вставляем согласные буквы так, чтобы получилось слово.

_е_и (реки, мели, вели...)

_и_а (мила, пила)

И_а (Ира)

– Сможете ли вы, не называя слова, определить, в каком из них все согласные звуки мягкие, а в каком – и мягкие, и твёрдые? Как?

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

- Найдите в учебнике упр. 23, с. 23.   Слайд 12. 

– Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух.

– О чём этот текст?

– Как его можно озаглавить?

– Прочитайте текст по слогам вполголоса. Найдите орфограммы (опасные места).

– В каких словах встретили орфограммы? Какие?

– Спишите текст без ошибок.

– Найдите в словах буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

- В каких словах буквы Ё и И стоят после согласных, но не

обозначают мягкость? Почему?

- В каком слове мягкость согласного звука на письме обозначена не гласной буквой, а другой буквой?

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Нос.

[н]                                                                                                          

, ос]

Нёс.

Гласную.

В этом слове первый звук твёрдый, а во

втором - мягкий, поэтому в записи над ним стоит сверху запятая.

Гласными буквами.

Смыслом.

Предложения детей.

Они вообразили себя жителями замка.

Шляпа, сапоги, перья, шаль, река, конь и т.д.

Буквами.

О весне.

«Весна».

Варианты ответов детей.

Взаимопроверка в парах.

Пришла,   весна,  земля,  появилась, зелёная, по полю, ходят.

В словах чёрные и грачи. Эти буквы стоят после буквы Ч, а звук [ч,] всегда мягкий.

В слове появилась есть мягкий знак – показатель мягкости звука [с].

Умение работать с информацией.

Оформление своих мыслей в устную форму, выявление сущности, особенности объёктов, осуществление познавательной рефлексии.

Ориентирование на развороте учебника, извлечение информации из иллюстраций, нахождение ответов на вопросы в иллюстрации, высказывание своего предположения на основе работы с материалом учебника.

ТОУУ

ТОУУ

4. Итог урока.

Цель: осуществить познавательную и личностную рефлексию

Слайд 13.– Какие буквы гласных обозначают мягкость согласных звуков на письме?

– Какие согласные звуки всегда мягкие?

– Будут ли буквы е, ё, и обозначать мягкость согласных, если они стоят после ч, щ?

– А после ж, ш, ц?

Слайд 14.– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

– Кто получил оценку? За что?

Ё, Е, Ю, Я, И.

,], [щ,], [й,],

Нет.

Нет.

Ответы детей.

На основе анализа объектов делать выводы, осуществление познавательной и личностной рефлексии.

ТОУУ

  1. Домашнее задание.

Цель: применить знания на практике

– Записать в тетради слоги с гласными, которые даны в рамке, так, чтобы согласные звуки в них были мягкими (например, ле, нё, ми, рю, вя).

Слайд 15.

Применение полученных знаний на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Интегрированный урок русского языка для учащихся 2,4 классов на тему "Изменение окончаний слов-названий предметов или имён существительных"

Интегрированный  урок русского языка разработан для 2,4-ых классов при изучении темы «Имя существительное» Тип урока - обобщение.На этом этапе важно развить активность, самостоятельн...

Конспект урока русского языка для учащихся 2 класса

Конспект урока русского языка "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (2 класс)...

Урок русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ по теме: «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

Цель: создать условия для,  развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме....

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»

Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...