Конспект урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
Конспект урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ
по теме:«Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ
по теме:
«Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»
Составитель:
Учитель-дефектолог
Канухина Лариса Владимировна
Москва, 2019
Тип урока: урок закрепления знаний.
Тема урока: Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.
Цель: создать условия для, развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.
Задачи урока: 1. Совершенствовать фонематические умения.
2. Формировать умения работать с текстом: определять тему, озаглавливать.
3. Формировать санитарно-гигиенические навыки и навыки каллиграфии.
4. Воспитывать нравственное чувство, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в т.ч. речевые.
Оборудование:
- рабочие тетради по русскому языку для 1-го класса (авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева),
- учебники «Русский язык» (первые уроки) для 1-го класса (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.П. Пронина, «Баласс», 2012),
- презентация «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме», мультимедийный аппарат.
В ходе урока проводятся 2 физкультминутки – по мере уставания детей.
ТОУУ - технология оценивания учебных успехов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД, ТОУУ. |
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Я тетрадь свою открою, | Самоопределение, саморегуляция. | |
Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изученного знания. | – Откройте рабочую тетрадь на с. 13. – Найдите точку на верхней строке. – Что мы запишем здесь? Комментированная запись числа. Слайд 3. – Какую запись должны сделать дальше? – Обведите слова «Классная работа». Чистописание. Что такое перед нами: Слайд 4. – Какую букву напоминают очки? – Сколько строчек занимает рисунок очков? – С чего вы начнёте рисунок? – Как продолжите потом? Ученики рисуют очки, сравнивают с образцом. Анализ строчной буквы ф. Показать два способа написания буквы. Запись соединений. - Написав наклонную линию и закругляя овал, старайтесь не отводить далеко руку вправо. Слайд 5. - Пропишите. – Кого вы видите на рисунке? Слайд 5. – В каких сказках вы встречали его? – В русских сказках дракон относится к силам добра или к силам зла? – Кто чаще всего отправляется на битву с драконами? – И они побеждали змея силой и хитростью. А вы сможете его победить красивым письмом, правильно написанными буквами. – Прочитайте слова про себя. – Объясните значения каждого. Слайд 6. – Какие из этих слов отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?» – Какие слова нельзя переносить? Почему? – Какое слово, состоящее из пяти букв, имеет самое большое количество слогов? - Подумайте, на какие группы можно их разбить? - Произнесите слова и понаблюдайте, как вы произносите согласные звуки? - Давайте докажем это: произнесём в словах все звуки по порядку «по цепочке». Слушайте внимательно друг друга. [франт], [аф, иша], [оф, ис], [ф, ил, ин] - Посмотрите, что же является показателем мягкости согласного звука в этих словах? - Так на какие две группы можно разбить эти слова? - Запишите эти слова. Поставьте над словами ударение. – Над каким словом вы не поставили знак ударения? – Почему? - Подчеркните гласную и. Слайд 7. - Что же мы должны сегодня с вами повторить? - Это и будет темой нашего урока. - Составим план урока: Слайд 8. 1. Буквы, обозначающие мягкость согласных на письме. 2. Буквы, обозначающие твёрдость согласных на письме. 3. Составление слов. 4. Работа с текстом. – Чему мы сейчас учились? – Что повторили? – Для чего это нужно уметь и знать? - Что ещё делали? | Дату. Классная работа. Очки. Оглобли – это душки, колёса – стёкла, коромысло – перемычка между стёклами. Букву ф. Две. Со стёкол-овалов. Нарисуем дужки. Пишут букву в воздухе. Письмо в тетради. Дракона. Ответы детей. Размышления детей. Богатыри. Ученики соединяют каждую голову дракона с правильно написанной буквой. Ответы детей. Кто?- филин, франт; что? – афиша, офис. Франт, офис. Афиша. Слова, в которых буква ф стоит в начале слова, и слова, где она стоит в середине; слова, начинающиеся с гласной, и слова, начинающиеся с согласной и т.д. Есть слова с мягкими соглас-ными и есть слова с твёрдыми согласными звуками. Гласная буква и. Слова с мягкими согласными и есть слова с твёрдыми согласными звуками. Над односложным словом франт. Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме. Повторяли написание буквы ф и т.д. Планировали свою деятельность. | Извлечение информации из загадки, выявление особенность очков, осуществление познавательной и личностной рефлексии, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. На основе анализа объектов делать выводы, обобщение и классификация по признакам. Прогнозирование предстоящей работы. ТОУУ |
Цель: совершенствовать умственные действия по изученным орфограммам. | - Что оторвали любопытной Варваре? Слайд 9. - Какой первый звук слышите? - Замените в слове одну букву так, чтобы первый звук был мягкий. - Какую букву заменили? - Определите, где записано слово нос. [нос] [н, ос] - Как вы определили? - Запишите в тетрадь слова НОС, НЁС. - Чем теперь отличаются слова? Почему? - Подчеркните гласную букву ё. - Если слова пишутся по-разному, то чем ещё они отличаются друг от друга? - Что такое нёс? Что такое нос? – Я нашла крылатое выражение, которое делает нашу речь более яркой. Заруби себе на носу. Слайд 9. - Давайте разберёмся, когда так говорят? В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные зарубки на память. Вот эти дощечки и назывались носами. Поэтому, «зарубить себе на носу» – значит, что-то крепко запомнить. - Составьте своё предложение с этим выражением. Работа по рисунку в учебнике, с. 22–23. Слайд 10. – Почему все игрушки в таких необычных костюмах? – Назовите по рисунку слова, в которых есть мягкие согласные звуки. – Как на письме будет обозначена мягкость согласных звуков? Игра «Оживи буквы гласных». Вместо прочерков вставляем согласные буквы так, чтобы получилось слово. _е_и (реки, мели, вели...) _и_а (мила, пила) И_а (Ира) – Сможете ли вы, не называя слова, определить, в каком из них все согласные звуки мягкие, а в каком – и мягкие, и твёрдые? Как? – Что мы сейчас делали? – Чему учились? - Найдите в учебнике упр. 23, с. 23. Слайд 12. – Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух. – О чём этот текст? – Как его можно озаглавить? – Прочитайте текст по слогам вполголоса. Найдите орфограммы (опасные места). – В каких словах встретили орфограммы? Какие? – Спишите текст без ошибок. – Найдите в словах буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме. - В каких словах буквы Ё и И стоят после согласных, но не обозначают мягкость? Почему? - В каком слове мягкость согласного звука на письме обозначена не гласной буквой, а другой буквой? – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Нос. [н] [н, ос] Нёс. Гласную. В этом слове первый звук твёрдый, а во втором - мягкий, поэтому в записи над ним стоит сверху запятая. Гласными буквами. Смыслом. Предложения детей. Они вообразили себя жителями замка. Шляпа, сапоги, перья, шаль, река, конь и т.д. Буквами. О весне. «Весна». Варианты ответов детей. Взаимопроверка в парах. Пришла, весна, земля, появилась, зелёная, по полю, ходят. В словах чёрные и грачи. Эти буквы стоят после буквы Ч, а звук [ч,] всегда мягкий. В слове появилась есть мягкий знак – показатель мягкости звука [с]. Умение работать с информацией. | Оформление своих мыслей в устную форму, выявление сущности, особенности объёктов, осуществление познавательной рефлексии. Ориентирование на развороте учебника, извлечение информации из иллюстраций, нахождение ответов на вопросы в иллюстрации, высказывание своего предположения на основе работы с материалом учебника. ТОУУ ТОУУ |
4. Итог урока. Цель: осуществить познавательную и личностную рефлексию | Слайд 13.– Какие буквы гласных обозначают мягкость согласных звуков на письме? – Какие согласные звуки всегда мягкие? – Будут ли буквы е, ё, и обозначать мягкость согласных, если они стоят после ч, щ? – А после ж, ш, ц? Слайд 14.– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? – Кто получил оценку? За что? | Ё, Е, Ю, Я, И. [ч,], [щ,], [й,], Нет. Нет. Ответы детей. | На основе анализа объектов делать выводы, осуществление познавательной и личностной рефлексии. ТОУУ |
Цель: применить знания на практике | – Записать в тетради слоги с гласными, которые даны в рамке, так, чтобы согласные звуки в них были мягкими (например, ле, нё, ми, рю, вя). Слайд 15. | Применение полученных знаний на практике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"
Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...
Интегрированный урок русского языка для учащихся 2,4 классов на тему "Изменение окончаний слов-названий предметов или имён существительных"
Интегрированный урок русского языка разработан для 2,4-ых классов при изучении темы «Имя существительное» Тип урока - обобщение.На этом этапе важно развить активность, самостоятельн...
Конспект урока русского языка для детей-мигрантов 2 класс русский язык
2 класстема урока " Слова - антонимы "...
Конспект урока русского языка для учащихся 2 класса
Конспект урока русского языка "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (2 класс)...
Урок русского языка для учащихся 1-го класса с ОВЗ по теме: «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»
Цель: создать условия для, развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме....
Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»
Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...