программа "Учись писать грамотно"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Наталья Ивановна Спиглазова

тематическое планирование уроков русского языка для 4-5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchis_pisat_gramotno.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

«Учись писать грамотно»

   

Составитель: Спиглазова Наталья Ивановна

Категория учащихся: 4 - 5 классы

Форма обучения: коллективная

Режим занятий: всего 34 часа, 1 час в неделю

2016 - 2017 учебный  год

Пояснительная записка

                Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Курс основан на основе пособий для учителя и учащихся: Иванова В. П. «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение,»1982г., Иванова В. П. «Слово в системе русского языка»., М., «Просвещение», 2002г.

Цель элективного курса:

Расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова как части речи.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Известно, что курс русского языка 5 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография и морфология. Кроме того, необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов так как являются одними из самых сложных для восприятия обучающимися, хоть они и повторяется в системе в последующих классов, систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать грамотно».

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.

                   Программа курса состоит из трех разделов (блоков). В первом разделах указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Во втором и  третьем  блоке рассматривается материал по морфологии, предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

      Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школы 11-12 лет. Дети принимаются по желанию заниматься дополнительно изучением русского языка и развивать свои филологические способности. Программа рассчитана на 34 часа.

         Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида сложности, а также лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 

Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.

    Методы обучения: словесные, творческие и тестирования.

    Специфика: преимущественно групповые занятия с выполнением индивидуальных заданий.

  Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам), проводится зачет.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Программа элективного курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Тематический план.

Тема

Кол-во часов

1

Орфография

14

2

Имя существительное

6

3

Имя прилагательное

7

4

Глагол

5+ 1зачет

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов, число.

Содержание занятия, характер

1.

Введение. Основные принципы русской орфографии

1

                                      Практическое занятие

2.

Фонетический принцип

1

                                      Практическое занятие

3-4.

Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.

2

                                       Практическое занятие    

5-6

Правописание безударных гласных в корне слова

2

1) Проверяемые ударением

2) Непроверяемые ударением

3) Чередующиеся гласные в корне слова                             

7-8.

Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ

Контрольный словарный диктант.

2

1) Основные значения приставок пре-при

2) Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем

 

9-10

Правописание О-Ё-Е после шипящих

2

1) О-Ё-Е в корне

2) О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях

3) Слова с чередующейся гласной в корнях жог/жег        

11

И-Ы после Ц

1

1) И-Ы в корне

                                        

12-13

Правописание сложных слов

2

1) Соединительные гласные О-Е

2) Сложносокращенные слов             

14.

Разделительный Ь.

1

1) Ь для обозначения мягкости

 

                                      Тест

15-16

Имя существительное

2

1) Склонение существительных

2) Род существительных 

                                       

                           

17

Собственные и нарицательные существительные

1

Различение собственных и нарицательных существительных

                                       

18

Одушевленность- неодушевленность

1

Различение одушевленных и неодушевленных существительных            

19-20

Падеж имен существительных.

2

Определение падежа у имен существительных, различение падежных окончаний.     

21

Имя прилагательное

1

Имя прилагательное как часть речи.                                  

22-23

24

Полные и краткие имена прилагательные.

Род имен прилагательных

2

1

Различение полных и кратких имен прилагательных

Определение рода у имен прилагательных              

25-27

Падеж и число имен прилагательных

3

Определение падежа и числа у имен прилагательных.

28.

Глагол.

1

 Глагол как часть речи 

29

Спряжение глагола.

1

Определение спряжения у глагола

          

30

Вид глагола

Определение вида у глаголов

                                              

31

Лицо и число у глагола

1

Определение лица и числа у глаголов.                              

32

Время глагола.

1

Определение времени у глаголов.

                                              

33

Итоговое занятие. Зачет

 1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Как научить детей писать грамотно"

Становление осознанного отношения к письму нужно начинать в период обучения грамоте....

Как научить ребенка писать грамотно?

Как научить ребенка писать грамотно?Введение. Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта з...

"Учимся писать грамотно" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку.Дополнительный урок....

Как научить ребенка писать грамотно? (система развивающего обучения  Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Данная презентация предназначена для педагогов работающих в системе развивающего обучения   Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Как научить ребенка писать грамотно?

Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".

Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...