Конспект урока. Обобщение об имени существительном.3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
На уроке используются приемы критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Обобщение об имени существительном. 3 класс | 96.59 КБ |
презентация к уроку Обобщение об имени существительном | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Закрепление и обобщение знаний об имени существительном.
Ход урока.
I .Орг. момент.
- Начинаем новый урок. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку стоящего впереди вас, ощутите тепло его рук. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, скажите что-нибудь доброе. Желаю вам удачного урока.
Загадка - Давно живу я в мире этом, слайд – небо1
Даю названия предметам. (существительное)
Игра «Договори предложение» (вопросы задаются по очереди девочкам и мальчикам какого-то ряда. Затем они садятся.)
- Имя существительное отвечает на вопросы …
- Имя существительное изменяется по….(числам)
-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);
-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);
- Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или изменением по падежам);
-Перечисли падежи.
О чём мы сегодня будем говорить? Назовите тему урока, задачи. (слайд) 2
2. Словарь: Я предлагаю начать решать задачи с существительного ГОРОд
А) - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово город? (слайд)3
(город, столица, Москва, площадь, родина, Россия).
Чем отличаются слова? Какие слова из словаря? запись в тетрадь небо4
город, столица, Москва, площадь, родина, Россия слайд 5
Беседа о Майкопе Что вы знаете о Майкопе? Майко.. - ст..лица Адыгеи. (слайд) 6
- Почему существует проблема написания этих слов? (слабая позиция звуков)
ВЫВОД: написание слов надо запоминать, а некоторые звуки в слабых позициях надо проверять.
Б) Сколько слабых позиций в слове ГОРОД (звуко-букв) слайд 7
(форзац учебника-план разбора) не сразу
3.Подберите родственные слова (устно) небо 8
(городской, пригород, городок)
Как назывался полицейский в царской России (устаревшее) городовой (слайд)9
В царской России: низший чин городской полиции.
-Подберите к схемам слова (соедините стрелками) карточка №1 слайд 10
Проверьте друг у друга
4. - Какие достопримечательности города Майкопа вы знаете? (слайды)11-14
(площадь Ленина, площадь и монумент Дружбы, Соборная мечеть, национальный музей Адыгеи, городской парк культуры и отдыха, Майкопская ГЭС, река Белая, памятник Святителю Николаю Чудотворцу, мемориал славы) (слайд)15
-Разделите на группы имена существительные (собственные, нарицательные)
Проблема: сможете ли вы разделить нарицательные сущ. на группы.
Выбор нарицательных сущ. Замените ГЭС словом электростанция
(карточка№2)
Площадь, парк, монумент, село, мечеть, река, музей, памятник, электростанция (слайд)16
Работа в парах.
- По какому признаку соединили слова? Запись в тетрадь и на доске
- Мы распределили слова по родам.
-Как вы узнавали род? (по окончанию)
-Кто готов записать на доске? (объяснить правописание)
Какие родовые окончания у существительных? (ж.р –а.я, м.р.-нулевое, а,я, с.р.-о.е.)
площадь парк село (слайд)17
мечеть монумент
река музей
электростанция памятник небо 18
- Какое слово лишнее? (село или электростанция)- сложное
- Дополните столбик своими словами.
5. -По какому признаку можно ещё разделить эти слова? (склонения)
Площадь парк мечеть
Река монумент
Электростанция Музей
Памятник
село
-Какое правило помогло вам выполнить эту группировку?
I скл. Ж.р. м.р II скл. М.р. с.р. III скл. Ж.р слайд 19
Ж.р., м.р. Ср.р., м.р. Ж.р
-А, -Я - О,-Е, - Ь
6. Физминутка. включить 1 куплет
7. Летом мальчик Матиас из Германии приезжал в Майкоп погостить у родственников. Вот, что он написал. (у детей карточки №3 с дифференцированными заданиями )
2. Майко... – красивый горо... (слайд)20
4.Ж..тели столиц.. гуляют по тенистому парку Майкоп..
6. Я ч..сто думаю о прекрасном Майкоп.
1.Прошлым летом я ездил Майкоп.
3.По Майкоп тянутся прямые широкие улиц...
5.Все, кто вырос здесь могут гордиться Майкоп.
*Что это? Что не знал Матиас о секретах русского языка? (6 падежей)
- Какое задание можно выполнить с этими предложениями? (поменять порядок, вставить буквы, определить падеж Майкоп, разобрать предложение. Озаглавить. Дописать, морфологический разбор )
- Что не знал Матиас о секретах русского языка? (6 падежей)
Запись текста по дифференцированным заданиям: слайд21
- 3 группа : списать текст, расставив предложения по порядку, вставив пропущенные буквы. В четвёртом предложении найти главные члены.
- 2 группа: списать, расставив предложения по порядку, вставляя пропущенные буквы, обозначить у им. сущ. Майкоп падеж. В четвёртом предложении найти главные члены.
- 1 группа: списать, расставив предложения по порядку, вставляя пропущенные буквы, озаглавить текст, обозначить у им. сущ. Майкоп, падеж, продолжить текст. Четвёртое предложение разобрать по членам.
-Вспомним памятку, а как определить падеж? (слайд)22
Первый шаг … (найди слово, с которым имя существительное связано по смыслу).
Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос).
Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)
Проверка выполненной работы:
3 группа: -Какие пропущенные буквы вставили в словах?
2группа: — Назовите падеж им. Сущ Майкоп,
-Как определяли падеж? Назовите словосочетания, падеж сущ. (главные слова, зависимые слова), разбор предложения (в каком предложении подлежащим является существительное?)
1 группа: -Прочитайте заголовок , какими предложениями дополнили текст
-какие члены предложения подчеркнули, кроме главных? Небо 23
8. Выполните морфологический разбор ЖИТЕЛИ. (форзац учебника)
9. Текст на карточках № 4 слайд24
Прочитайте и отметьте что знали
что не знали
что хотели бы узнать
Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения.
В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать!
Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.
Непривычны они только для уха иностранца.
А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
10. Подведение итога. Карточка №5 слайд 25
По теме «Имя существительное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – подлежащее – изменяется – склонение- сказуемое – кто? – что? – предмет – отвечает – род – падеж – число – имеет.
Кластер Ия существительное после устного разбора –слайд 26
Рефлексия слайд 27
-Сегодня я работал... - Теперь я могу...
-Было интересно... - Я научился...
-Было трудно... - Мое настроение стало...
-Я выполнял задание... - Урок дал мне...
- Я понял, что... - Мне захотелось...
Д/з составить текст о достопримечателностях Майкопа Клип о Майкопе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закрепление и обобщение знаний об имени существительном
город
Проверь Город, столица, Москва , площадь, родина, Россия.
Майко .. - ст…лица Адыгеи.
ГОРОД горат
городовой В царской России: низший чин городской полиции.
город городской пригород городовой городок Подберите к схеме подходящее слово.
площадь им.Ленина площадь и монумент «Дружбы»
Соборная мечеть, Национальный музей Адыгеи
Парк культуры и отдыха, Майкопская ГЭС, река Белая
памятник Святителю Николаю Чудотворцу , мемориалы славы
Площадь Ленина, площадь и монумент «Дружбы», Соборная мечеть, национальный музей Адыгеи, парк культуры и отдыха, Майкопская ГЭС, река Белая, памятник Святителю Николаю Чудотворцу, мемориалы славы
Раздели на группы Площадь, парк, монумент, село, мечеть, река, музей, памятник, электростанция
Родовые окончания существительных Ж.р. М.р. С.р. -а, -я - -о, -е -а, -я
Склонения имён существительных I скл . II скл . III скл . Ж.р., м.р. Ср.р., м.р. Ж.р -А,-Я - О,-Е, - Ь
Майко ... – красивый горо ... Ж.. тели столиц.. гуляют по тенистому парку Майкоп. Я ч..сто думаю о прекрасном Майкоп. Прошлым летом я ездил Майкоп. По Майкоп тянутся прямые широкие улиц... Все, кто вырос здесь, могут гордиться Майкоп.
Задания 3 группа : списать текст, расставив предложения по порядку, вставив пропущенные буквы. В четвёртом предложении найти главные члены. 2 группа: списать, расставив предложения по порядку, вставляя пропущенные буквы, обозначить у имени существительного Майкоп падеж. В четвёртом предложении найти главные члены. 1 группа: озаглавить текст, списать, расставив предложения по порядку, вставляя пропущенные буквы, обозначить у имени существительного Майкоп, падеж, продолжить текст. Четвёртое предложение разобрать по членам.
Определение падежа имени существительного Первый шаг … (найди слово, с которым имя существительное связано по смыслу). Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос). Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)
+ не знал v уже знал ? хотел бы узнать больше - думал по-другому Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
Имя существительное Часть речи – в предложении бывает – обозначает –подлежащее – изменяется – склонение- сказуемое – кто? – что? – предмет – отвечает – род – падеж – число – имеет- собственное-одушевлённое-дополнение.
Имя существительное часть речи Одушевлённые и неодушевлённые Собственные и нарицательные род склонение число падеж Обозначает предмет В предложении бывает подлежащим, дополнением постоянные признаки непостоянные признаки
Рефлексия -Сегодня я работал... - Теперь я могу... -Было интересно... - Я научился... -Было трудно... - Мое настроение стало... -Я выполнял задание... - Урок дал мне... - Я понял, что ... - Мне захотелось...
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"
Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....
Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных и прилагательных". 4 класс Программа "Гармония"
Данные материалы могут пригодиться учителю при подготовке к урокам...
Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс
Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...
Конспект урока + презентация "Окончание имен существительных во мн.ч. в разных падежах" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО...
Конспект урока "Морфологический разбор имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе...
Конспект урока. Тема: "Роль имен существительных в предложении (подлежащее)". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имен существительных в предложении (подлежащее)»...
Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...
- Мне нравится (1)