Конспект урока. Обобщение об имени существительном.3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лариса Александровна Берест

На уроке используются приемы критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление и обобщение  знаний об имени существительном.                                                 

Ход урока.

I .Орг. момент.

- Начинаем новый урок. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку стоящего впереди вас, ощутите тепло его рук. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, скажите что-нибудь доброе. Желаю вам удачного урока.

        Загадка - Давно живу я в мире этом,                                                          слайд – небо1
                           Даю названия предметам. (существительное)

Игра «Договори предложение» (вопросы задаются по очереди девочкам и мальчикам какого-то ряда. Затем они садятся.)

- Имя существительное отвечает на вопросы …

- Имя существительное изменяется по….(числам) 

-Одушевленные существительные обозначают… (людей и животных);

-Имя существительное в единственном числе обозначает… (один предмет);

- Изменение имен существительных по вопросам называется… (склонением или изменением по падежам);

-Перечисли падежи.

     О чём мы сегодня будем говорить? Назовите тему урока, задачи.                      (слайд)   2                                                          

2. Словарь: Я предлагаю начать решать задачи с существительного ГОРОд

 А)    - Какая ассоциация у вас возникает,  когда   вы слышите слово    город?            (слайд)3

(город, столица, Москва, площадь, родина, Россия).

Чем отличаются  слова?  Какие слова из словаря?                       запись  в  тетрадь      небо4                             

                     город, столица, Москва, площадь, родина, Россия                                      слайд 5

Беседа о Майкопе    Что вы знаете о Майкопе?    Майко..  -  ст..лица Адыгеи.          (слайд)  6              

- Почему существует проблема написания этих слов? (слабая позиция звуков)

ВЫВОД: написание слов надо запоминать,  а некоторые звуки в слабых позициях надо проверять.

Б)  Сколько слабых позиций в слове ГОРОД (звуко-букв)                                             слайд 7 

 (форзац учебника-план разбора)                                                                                      не сразу

3.Подберите родственные слова (устно)                                                                          небо  8

(городской, пригород, городок)  

Как назывался полицейский в царской России     (устаревшее)                                                                                               городовой                                                                                         (слайд)9

В царской России: низший чин городской полиции.

-Подберите к схемам слова (соедините стрелками)                        карточка №1   слайд  10

Проверьте друг у друга

4. - Какие  достопримечательности города  Майкопа вы знаете?                         (слайды)11-14

(площадь Ленина, площадь и монумент Дружбы, Соборная мечеть, национальный музей Адыгеи, городской парк культуры и отдыха, Майкопская ГЭС, река Белая,  памятник Святителю Николаю Чудотворцу, мемориал славы)                                         (слайд)15

-Разделите на группы имена существительные              (собственные, нарицательные)

Проблема: сможете ли вы разделить нарицательные сущ.  на  группы.                          

Выбор нарицательных сущ.  Замените ГЭС словом электростанция                                                        

                                                                                                                                      (карточка№2)

Площадь, парк, монумент, село, мечеть, река, музей, памятник, электростанция (слайд)16

Работа в парах.

- По какому признаку соединили слова?    Запись в тетрадь и на доске

- Мы распределили слова по родам.

-Как вы узнавали род?  (по окончанию)

-Кто готов записать на доске? (объяснить правописание)

Какие родовые окончания у существительных? (ж.р –а.я, м.р.-нулевое, а,я, с.р.-о.е.)   

площадь                парк                село                                                                              (слайд)17

мечеть                            монумент                                

река                        музей

электростанция        памятник        небо 18

- Какое слово лишнее? (село или электростанция)- сложное

- Дополните столбик своими словами.

5. -По какому признаку можно ещё разделить эти слова? (склонения)

Площадь                парк                мечеть

Река                        монумент

Электростанция   Музей

                       Памятник

                       село

-Какое правило помогло вам выполнить эту группировку?

I скл.  Ж.р.  м.р                     II скл.  М.р.  с.р.                   III скл. Ж.р        слайд 19

Ж.р., м.р.                      Ср.р.,      м.р.                  Ж.р

-А, -Я                                             - О,-Е,                               -  Ь      

                                      6. Физминутка.                 включить 1 куплет

7. Летом мальчик Матиас из Германии приезжал в Майкоп погостить у родственников. Вот, что он написал. (у детей карточки №3 с дифференцированными заданиями )

2. Майко... – красивый горо...                                                                                          (слайд)20

4.Ж..тели столиц..  гуляют по тенистому  парку Майкоп..

6. Я ч..сто думаю о прекрасном Майкоп.

1.Прошлым летом я ездил  Майкоп.

3.По Майкоп тянутся прямые широкие улиц...

5.Все, кто вырос здесь могут гордиться Майкоп.

*Что это?              Что не знал Матиас о секретах русского языка? (6 падежей)

- Какое задание можно выполнить с этими предложениями? (поменять порядок, вставить буквы, определить падеж Майкоп, разобрать предложение. Озаглавить. Дописать, морфологический разбор )

- Что не знал Матиас о секретах русского языка? (6 падежей)

Запись текста по дифференцированным заданиям:                                слайд21

  • 3 группа : списать текст, расставив предложения по порядку, вставив пропущенные буквы. В четвёртом предложении найти главные члены.
  • 2 группа: списать, расставив предложения по порядку, вставляя пропущенные буквы, обозначить у им. сущ. Майкоп падеж. В четвёртом предложении найти главные члены.
  • 1 группа: списать, расставив предложения по порядку, вставляя пропущенные буквы, озаглавить текст, обозначить у им. сущ. Майкоп, падеж, продолжить текст. Четвёртое предложение разобрать по членам.

-Вспомним памятку, а как определить падеж?                                             (слайд)22

Первый шаг … (найди слово, с которым  имя существительное связано по смыслу).

Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос).

Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)

Проверка выполненной работы:

3 группа: -Какие пропущенные буквы вставили в словах?

2группа: — Назовите падеж им. Сущ Майкоп,

-Как определяли падеж? Назовите словосочетания, падеж сущ. (главные слова, зависимые слова), разбор предложения (в каком предложении подлежащим является существительное?)

1 группа: -Прочитайте заголовок , какими предложениями дополнили текст

-какие члены предложения подчеркнули, кроме главных?                                              Небо 23

8. Выполните морфологический разбор ЖИТЕЛИ.    (форзац учебника)

9. Текст на карточках  № 4                                                                      слайд24

Прочитайте и отметьте что знали

что не знали

что хотели бы узнать

Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения.

В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать!

Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.

Непривычны они только для уха иностранца.

 А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

10. Подведение итога.                                                                   Карточка №5        слайд   25

По теме «Имя существительное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка

 Часть речи – в предложении бывает – обозначает –  подлежащее – изменяется – склонение- сказуемое – кто? – что? –  предмет – отвечает – род – падеж – число – имеет.

Кластер Ия существительное                                          после устного разбора –слайд 26

                 hello_html_mcd7aa04.png

             Рефлексия                                                                                                    слайд 27

-Сегодня я работал... - Теперь я могу...

-Было интересно... - Я научился...

-Было трудно... - Мое настроение стало...

-Я выполнял задание... - Урок дал мне...

- Я понял, что... - Мне захотелось...

Д/з       составить текст о достопримечателностях Майкопа                                                     Клип  о Майкопе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Закрепление и обобщение знаний об имени существительном

Слайд 3

город

Слайд 5

Проверь Город, столица, Москва , площадь, родина, Россия.

Слайд 6

Майко .. - ст…лица Адыгеи.

Слайд 7

ГОРОД горат

Слайд 9

городовой В царской России: низший чин городской полиции.

Слайд 10

город городской пригород городовой городок Подберите к схеме подходящее слово.

Слайд 11

площадь им.Ленина площадь и монумент «Дружбы»

Слайд 12

Соборная мечеть, Национальный музей Адыгеи

Слайд 13

Парк культуры и отдыха, Майкопская ГЭС, река Белая

Слайд 14

памятник Святителю Николаю Чудотворцу , мемориалы славы

Слайд 15

Площадь Ленина, площадь и монумент «Дружбы», Соборная мечеть, национальный музей Адыгеи, парк культуры и отдыха, Майкопская ГЭС, река Белая, памятник Святителю Николаю Чудотворцу, мемориалы славы

Слайд 16

Раздели на группы Площадь, парк, монумент, село, мечеть, река, музей, памятник, электростанция

Слайд 17

Родовые окончания существительных Ж.р. М.р. С.р. -а, -я - -о, -е -а, -я

Слайд 19

Склонения имён существительных I скл . II скл . III скл . Ж.р., м.р. Ср.р., м.р. Ж.р -А,-Я - О,-Е, - Ь

Слайд 20

Майко ... – красивый горо ... Ж.. тели столиц.. гуляют по тенистому парку Майкоп. Я ч..сто думаю о прекрасном Майкоп. Прошлым летом я ездил Майкоп. По Майкоп тянутся прямые широкие улиц... Все, кто вырос здесь, могут гордиться Майкоп.

Слайд 21

Задания 3 группа : списать текст, расставив предложения по порядку, вставив пропущенные буквы. В четвёртом предложении найти главные члены. 2 группа: списать, расставив предложения по порядку, вставляя пропущенные буквы, обозначить у имени существительного Майкоп падеж. В четвёртом предложении найти главные члены. 1 группа: озаглавить текст, списать, расставив предложения по порядку, вставляя пропущенные буквы, обозначить у имени существительного Майкоп, падеж, продолжить текст. Четвёртое предложение разобрать по членам.

Слайд 22

Определение падежа имени существительного Первый шаг … (найди слово, с которым имя существительное связано по смыслу). Второй шаг … (поставь от него падежный вопрос). Третий шаг … (по падежному вопросу определи падеж имени существительного)

Слайд 24

+ не знал v уже знал ? хотел бы узнать больше - думал по-другому Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

Слайд 25

Имя существительное Часть речи – в предложении бывает – обозначает –подлежащее – изменяется – склонение- сказуемое – кто? – что? – предмет – отвечает – род – падеж – число – имеет- собственное-одушевлённое-дополнение.

Слайд 26

Имя существительное часть речи Одушевлённые и неодушевлённые Собственные и нарицательные род склонение число падеж Обозначает предмет В предложении бывает подлежащим, дополнением постоянные признаки непостоянные признаки

Слайд 27

Рефлексия -Сегодня я работал... - Теперь я могу... -Было интересно... - Я научился... -Было трудно... - Мое настроение стало... -Я выполнял задание... - Урок дал мне... - Я понял, что ... - Мне захотелось...

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...

Конспект урока. Тема: "Роль имен существительных в предложении (подлежащее)". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имен существительных в предложении (подлежащее)»...

Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...