Конспект урока + презентация "Окончание имен существительных во мн.ч. в разных падежах" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Трапезникова Надежда Александровна

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа №95                                                                                                        Учитель: Черничкина Г.В.   _______________

Класс: 3 - 4                                                                                                         Методист: Галиуллина Н.К. _______________

Кабинет: 204                                                                                                        Студентка: Трапезникова Надежда, 34 группа

Дата: 15.03.2016 г.                                                                                                

Конспект урока русского языка

Тема урока: «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах».

Цели: совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа в разных падежах.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать, как пишутся окончания существительных во множественном числе в разных падежах; уметь определять окончания существительных во множественно числе в разных падежах; сформировать навык конструирования предложения.
  • Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: урок – закрепления знаний и умений.

Оборудование: учебник ПНШ Чуракова Н.А., 3 класс, 3 часть с.86 - 91, проектор, доска, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Орг. Момент

Словесный: слово учителя

 1 мин

Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь. Меня зовут Надежда Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Слушают учителя, приветствуют друг друга, садятся на места.

Л: положительное отношение к учебному процессу.

2

Мотивационный

Практический: составление предложения

Наглядно-словесный: подводящий диалог

 3 мин

- Ребята, назовите первый месяц весны (март). Из данных слов составьте предложение:

в марте, цветы, на проталинах, первые, появляются.

(В марте на проталинах появляются первые цветы)

- Скажите, какие это первые весенние цветы? (подснежники) Найдите грамматическую основу (цветы появляются), запишите словосочетания. (первые цветы, появляются в марте, появляются на проталинах)

- Посмотрите на существительное в марте. Верно ли мы написали в окончании букву «е»? (верно, т.к. ед.ч., п.п., 2 скл.)

- Найдите существительные во множественном числе. (проталинах, цветы) Определите падеж каждого существительного и выделите окончания. Как определить падеж? (проталинах – п.п., цветы – и.п.)

Составляют предложение из предложенных слов и записывают его в тетрадь, отвечают на заданные вопросы.

Л: создание мотивации к усвоению нового материала

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

П: проводить сравнение, использовать полученные ранее знания для выполнения задания

3

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнения с проверкой у доски

Словесно – практический: выполнение упражнения с комментированием

16 мин

- Легко ли писать правильные падежные окончания им. существительных во множественном числе? Прочитайте слова: цветов, учеников, сестре, о школах, в дома. Какое слово здесь лишнее? Почему? (Сестре, т.к. в ед.ч.) Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? Тема урока: Окончания имен существительных во множественном числе в разных падежах. Чему мы будем учиться на уроке? Что будем закреплять? Что повторим?

Давайте вспомним. Сколько падежей в русском языке? Какие окончания имеют существительные во множественном числе у Р.п., Д.п., Т. п., П. п. А в каких падежах окончания сущ. во мн. ч. -и, -ы, -я, -а?

И.п.

-и, -ы, -я, -а

Р.п.

-ов, -ев, -ей, нулевое

Д.п.

-ам, -ям

В.п.

-и, -ы, -я, -а

Т.п.

-ами, -ями

П.п.

-ах, -ях

- Сейчас поработаем в группах. Я раздам вам листочки со стихотворением «Веселый турист». Внимательно прочитайте задание. Есть вопросы? (Проверка у доски с объяснениями одного из учеников)

- Теперь вспомним конкретные падежи. Откройте учебник на стр. 87. Прочитайте упражнение 97. В какую форму нужно поставить слова в скобках? Как правильно их поставить в Р.п.? (Найти слово от которого зависит, задать вопрос) На какие вопросы отвечает Р.п. (кого? чего?)

- Назовите прилагательные, которые вы нашли. К каким существительным они относятся?

- Назовите существительные в ед.ч., определив их склонение и падеж. Выделите окончания.

- Прочитайте упражнение 98. Назовите слова с требуемой орфограммой. Работает по цепочке 2 ряд, все остальные внимательно слушают и исправляют, если будут ошибки.

- Прочитайте выделенные слова. Объясните написание окончаний. (к сенбернару – д.п., 2 скл, к Косте – д.п., 1 скл)

Из стихотворения «Гости» выпишите существительные в форме мн.ч. и укажите их падеж, а так же выделите окончание. По цепочке работает 1 ряд.

Давайте сделаем вывод. Глядя на выписанные существительные, мы можем сказать, что у существительных во мн.ч. в Д.п. окончания -ам, -ям, в Т.п. окончания –ами, -ями.

Физ.минутка.

Прежде чем продолжить работу давайте немножко отдохнем. Встаньте со своих мест. Если я называю словосочетания с именами существительными в единственном числе, то наклоняетесь вперед, а если во множественном – поднимаете руки вверх.
Сидели за партами, улыбнулась маме, ухаживал за цветами, рыбачил на речке, пересадка с поезда на поезд, на армейской шинели, у здоровых ребят,
на скалистых берегах, жили в доме, несколько килограммов яблок.

Сталкиваются с проблемной ситуацией, формулируют цель урока.

Работают в группах, выполняют задание.

Открывают учебник, читают упражнение, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют упражнение по цепочке с комментированием.

Делают вывод о написании окончаний существительных в Д.п. и Т.п.

Повторяют движения.

П: владеть рядом общих приемов решения задач, строить сообщение в устной форме с опорой на свои знания

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Р: в сотрудничестве с учителем ставить цели и задачи урока

4

Решение частных учебных задач

Практический: выполнение самостоятельной работы

17 мин

- У вас на столах есть карточки голубого цвета. Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию? Приступайте к выполнению. (Устная проверка задания)
- Найдите подчеркнутые местоимения. Маша говорит, что они одного лица, но различаются по числам. Права ли Маша? Сравните подчеркнутые глаголы. Какой из них стоит в форме ед.ч., а какой во мн.ч.?

- Прочитайте упражнение 100. Что нужно сделать? На какие вопросы отвечает Т.п.? (кем? чем?) (Выборочная проверка)

- Прочитайте упражнение 101. Спишите первый отрывок, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными существительными укажите число и падеж, выделите окончания. После упражнения запишите вывод со с.91. Выполняете самостоятельно, на оценку.

- На столах у вас лежат листочки с самостоятельной работой. Внимательно читайте задание и выбирайте нужный ответ. Не забудьте подписать.

Выполняют упражнение в парах на карточках.

Самостоятельно выполняют упражнение в тетради.

Выполняют самостоятельную работу по теме

П: владеть рядом приемов решения задач.

К: работать в группе, сотрудничать с партнером, использовать речь для регуляции своего действия.

Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий.

5.

Итог урока.

Рефлексия

Словесный: слово учителя

 2 мин

 А что мы делали с вами сегодня на уроке? Чему научились? Поднимите руки кому было работать легко и у него все получилось. Спасибо, отпустите. А у кого возникли трудности? Какие?

Спасибо за работу, урок закончен. До свидания!

Отвечают на вопросы по теме.

Проводят самоанализ.

Р: осуществлять итоговый контроль.

Л: положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности, самоанализ и самоконтроль результата.

Найди существительные в форме мн.ч. Над ними кажи падеж и выдели окончания.

И кричат журавли:

- Вон плывут корабли,

Поднимаются мачтами к нам.

Ты взойди на корабль

И за нами плыви,

И за нами плыви по волнам.

Я кричу кораблям,

Я кричу журавлям:

- Нет, спасибо! – я громко кричу.

- Вы плывите себе!

И летите себе!

Только я никуда не хочу.

Найди существительные в форме мн.ч. Над ними кажи падеж и выдели окончания.

И кричат журавли:

- Вон плывут корабли,

Поднимаются мачтами к нам.

Ты взойди на корабль

И за нами плыви,

И за нами плыви по волнам.

Я кричу кораблям,

Я кричу журавлям:

- Нет, спасибо! – я громко кричу.

- Вы плывите себе!

И летите себе!

Только я никуда не хочу.

Найди существительные в форме мн.ч. Над ними кажи падеж и выдели окончания.

И кричат журавли:

- Вон плывут корабли,

Поднимаются мачтами к нам.

Ты взойди на корабль

И за нами плыви,

И за нами плыви по волнам.

Я кричу кораблям,

Я кричу журавлям:

- Нет, спасибо! – я громко кричу.

- Вы плывите себе!

И летите себе!

Только я никуда не хочу.

Над существительными в форме мн.ч. укажи падеж. Выдели окончания во всех этих словах, кроме подчеркнутого.

Крутыми тропинками в горы,

Вдоль быстрых и медленных рек,

Минуя большие озёра,

Весёлый шагал человек.

Он встретить в пути не боялся

Ни змей, ни быков, ни собак

А если встречал, то смеялся

И сам приговаривал так…

Он шёл без ружья и без палки

Высокой зелёной травой.

Летали кукушки да галки

Над самой его головой.

Он шёл по тропам и дорогам,

Волков и медведей встречал,

Но зверь человека не трогал,

А издали только рычал.

                                                Ф.И. __________________________________

Самостоятельная работа

«Окончания существительных во множественном числе в разных падежах»

  1. В каком случае окончание –ями? Определи падеж.
  • пупырышк_____
  • луч_____
  • степ_____
  1. В каком случае существительные стоят в Д.п. мн.ч.? Выдели окончания.
  • ночам, воробьям
  • земель, полей
  • лисах, стенам
  1. У существительных мн.ч. В.п. пишем окончание:
  • -ов, -ев, -о
  • -ы, -и, -ов, -а
  • -а, -ы, -ах
  1. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания? Определи падеж.
  • в рубашк____, в степ____
  • о листь____, о капл____
  • стол____, земл____
  1. У выделенных слов определи падеж и выдели окончания.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Умен на словах, да глуп на делах.
  • Дела как сажа бела.
  1.  Найди ошибку и исправь ее.
  • о цветах – П.п. _____
  • цветов – Т.п. _____
  • цветы – И.п. _____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Признаки имени существительного"

Представленный материал можно использовать на уроке введения новых знаний по теме "Имя сущесвительное" как целиком, так и частично. Урок был создан для работы во 2 классе, но так же может использовать...

План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)

Цели урока:        1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.2.Развивать орфогра...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».

Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.2. Развивать орфографическую  ...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений Система УМК «Начальная школа XXI века»

Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.2. Развивать орфографическую  зоркос...

Конспект урока "Разбор имени существительного" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока и учебная презентация для 2 класса, на тему "Разбор имени существительного", УМК "Школа России"...

Конспект урока " Связь имени существительного с именем прилагательным" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Связь имени существительного с именем прилагательным". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК &qu...