Методическая разработка по русскому языку УМК "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Беспалова Галина Николаевна

Методическая разработка по русскому языку для 3-его класса УМК "Школа 2100" . Тема: "Групповая работа в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка в 3-ем классе". На данном уроке учащиеся смогут обобщить знания об имени существительном и местоимении как части речи и ознакомиться с именем прилагательным как самостоятельной частью речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название урока

«Групповая работа в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка в 3-ем  классе»

Предмет (ы)

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык,   развитие речи, изобразительное искусство,  музыка

Класс

3 класс

Учитель:

Беспалова Галина Николаевна

Категория

Высшая

Дата:

16 апреля 2016 года

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока

для учителя

для ученика

Обобщить знания учащихся об имени существительном и местоимении как части речи и дать понятие имени прилагательного как самостоятельной части речи.

-закрепить и обобщить имеющиеся знания об имени существительном и местоимении;

-совершенствовать умение проводить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы;

 -учиться формулировать основной вопрос урока и сравнивать свою формулировку с авторской;

-учиться составлять словосочетания типа: прилагательное + существительное, подбирать предмет к указанному признаку;

-учиться соотносить текст с иллюстрацией;

-учиться выступать публично и доказывать свою точку зрения,

Образовательные ресурсы

Предметные

Окружающий мир: наблюдение за сезонными изменениями в  лесу;

Литературное чтение:   соотнесение текста с иллюстрацией, выразительное чтение; пробуждение читательского интереса;

Русский язык: выполнение различных видов разбора; повторение темы:  «Синтаксис», «Лексика», «Словообразование», «Фонетика», «Морфология»

Музыка: знакомство с песней «Самый заветный цветок»

Физическая культура: физминутка для глаз и общая физминутка;

Развитие речи: обучение монологической речи, ведение диалога, публичное выступление.

Метапредметные

Межпредметное понятие: УУД: навыки групповой работы, умение выступать публично, Познавательные:

-переработка и структурирование информации

-развитие мыслительных операций: обобщение, анализ, синтез, Коммуникативные:

-совершенствование навыков групповой работы: определение функций участников группы и способов их взаимодействия;

-планирование и согласование общих способов работы в группе;

-создание условий для семейного творчества.

Регулятивные: 

 -способствовать развитию умения участвовать в диалоге;

 -совершенствовать умение говорить публично;

 -способствовать повышению общекультурного уровня;

 -развивать интерес к чтению художественной литературы;

 -выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные

-создание условий для развития самостоятельного  мышления;

-уважение к родному  языку;

-развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.

Образовательная среда урока

Для учителя

1. Конспект занятия + слова детей.

2. Презентация учителя.

3. Мультимедийный проектор, компьютер.

4. Конверт с  заданием для групп.

5. Рисунки ландыша, розы, солнца, детей, иллюстрации леса в разное время года, мешочек с названием времён года.

6. Парты расставлены на 4 группы.

7. В конце класса стулья для гостей.

Для учащихся:

1. Книжная выставка (книги о растениях, занесённых в «Красную книгу», о солнце, розе, книги с рассказами о детях и для детей).

2. По 4 листа с 4 заданиями  для каждой группы , 4 иллюстрации леса в разное время года, 4 иллюстрации предметов.

3. Учебники, справочники и тетради по русскому языку, пенал, конверт для цветочков.

Форма работы на уроке

Группы постоянного состава

 (4 группы примерно по 6 учеников)

Этапы урока

Этап

организационный

Этап повторения

Выполнение разборов

Рефлексия

Постановка задачи

Физминутка для глаз

Реализация поставленной задачи

Работа с книжной выставкой.

Рефлексия

Физминутка общая.

Работа по развитию речи.

Рефлексия

Домашнее задание

Действия учителя

На экране компьютера

Слайд 1. (титульный – класс, тема, технология)

(Выключить проектор)

Звучит песня: «Каждый маленький ребёнок...»

Г.Н.

-Ребята, как думаете, почему именно этой весёлой песенкой мы начали сегодняшний урок?

(Песенка весёлая, озорная, из м/ф про весёлых обезьянок. И мы иногда ведём себя подобным образом, а учителя стараются помочь нам исправить наши ошибки и начать учёбу весело, динамично, интересно).

-Итак, начнём увлекательное путешествие в страну русского языка.

-Вспомните, на какие группы делим все слова языка?

-Покажите на пальчиках, сколько самостоятельных частей речи мы будем изучать? (5)

-Назовите эти части речи.

- Назовите служебные части речи.

- Отдельно выделены междометия, позже выясним, почему.

-Какие части речи мы уже подробно изучили на предыдущих уроках?

-Подумайте, как учитель может определить, усвоили дети материал или ещё есть трудности?

-Молодцы. Сейчас вы сможете выбрать задания, которые покажут уровень усвоения материала.

-Прошу представителей групп подойти за заданиями.

-Время выполнения 5 минут, начинаем и заканчиваем по звонку колокольчика.

(Колокольчик)

-Время истекло. Прошу представителей групп отчитаться о проделанной работе. Остальные учащиеся внимательно слушают и дополняют.

-Что повторили?

-Кому было легко?

-Кто испытал затруднение? В чём?

-Молодцы. А следующее задание для самых наблюдательных. Прошу представителей групп получить задание.

-Формулировка у всех одна, а слова нужно подобрать разные.

-Одна минута, время пошло.  (Колокольчик)

-Прошу представителей групп выйти и озвучить задания.

Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов-названий признаков, то можно узнать его, даже не видя.

-Как называются слова-признаки?

-Что обозначают?

-На какой вопрос отвечают? Это очень гордые слова. Вот как они про себя говорят.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

И мягкий сладкий пончик.

(Включить проектор)

Слайд 2. (Что прилагательное обозначает, на какой вопрос отвечает)

Слайд 3. (Имена прилагательные связаны с существительными)

-Вы знаете, что имена прилагательные  связаны с именами существительными и образуют словосочетания.

-Скажите определение словосочетания.

-Какой здесь тип словосочетания?

-Что было общего у всех изначально записанных слов?

- Сформулируйте основной вопрос урока.

-Сравните свою формулировку с авторской на с. 196.

-Повернитесь к экрану и попробуйте указать признаки следующих предметов

(Включить проектор)

Слайд 4 (предмет + признак)

-Давайте прочтём, какие признаки указывают у предметов.

Слайд 5. (признаки)

-Молодцы. Вы очень наблюдательные ребята. И думаю, заметили когда шли в школу, что волшебница-зима продолжается. Но, может быть, кому-то уже хочется очутиться в весеннем лесу. Услышать пение птиц, увидеть первоцветы и погреться в лучах тёплого солнышка? Тогда проведём физминутку для глаз и вспомним тёплое время года.

-Молодцы. Продолжаем более тесное знакомство с именем прилагательным. А поможет нам в этом игра «Кто больше» .

 Прошу подойти  и ознакомиться с правилами игры.

-Звенит колокольчик, начали. (2 минуты)

(Колокольчик)

-Проверяем, представители групп выходят с отчётом о проделанной работе. Остальные участники групп дополняют.

Работа с книжной выставкой.

-Посмотрите, какие интересные познавательные   книги представлены на нашей выставке. На переменке обязательно их рассмотрите и расскажите о них друг другу.

-Что знаете  о ландыше?

- О розе?

- О солнце?

- А какие книги о детях и для детей мы уже читали и можете порекомендовать своим товарищам?

-Чему учились?

-Что узнали о б имени прилагательном?

Физкультминутка общая

«Сказочный и небывалый цветок...»

Работа по развитию речи.

-Четырёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось. Как вы думаете, почему все рисунки разные?

-Подойдите и определите, о каком времени года будет рассказывать ваша группа.

(Дети достают из мешочка название времени года)

-Отчитайтесь о проделанной работе.

 -Правильно, молодцы. А теперь подумайте,  для чего нужны в речи имена прилагательные? Вспомните материал с уроков Занимательной грамматики: слова – эпитеты.

Слайд 6. (роль прилагательных в речи)

-Прочитайте  со слайда.

-А сейчас предлагаю вам поиграть в волшебников и превратить одну часть речи в другую. Кто догадался, какие части речи будем превращать, преобразовывать?

Слайд 7 (сущ. в  прил.)

 (Слайд 9 и 10 – при наличии свободного времени – прилагательные антонимы и синонимы.)

-Молодцы.

-Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?

-Мы все задания выполнили? Молодцы, ребята!

-Что запомнили об имени  прилагательном?

Слайд 11, 12

Слайд 8

- Дома поищите стихи, песни, загадки и т.п. запишите на листе, подчеркните прилагательные и выполните рисунок. Отметка в журнал.

Цветочки.

Действия ученика

Дети входят в класс и садятся по группам.

 

-Чтобы посмотреть, чему мы научились за это время.

- Самостоятельные и служебные части речи.

-Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол, наречие.

-Предлоги и союзы, отдельной строкой – междометие.

-Имя существительное и местоимение.

-Провести проверочную, тестовую или контрольную работу, спросить у учеников об их затруднениях.

Задание № 1

1 группа:

Задание № 1.

Произведи фонетический разбор местоимения

ЕМУ  -   ………..                слога………..ударный

[……………………………..]

Е_______________________________________________________________________________

М______________________________________

У__________________________________

……………..букв………………..звуков

2 группа:

1)        Сделай морфемный разбор существительного  ПОДБЕРЁЗОВИК

2)        Вспомни правило, раскрой скобки:

                  (у) меня, (при) ней, (о) нас

3)        Замени имена существительные  местоимениями:

К папе__________________________

Для бабушки__________________________

Около дома___________________________

Возле печки__________________________

3 группа:

Произведи морфологический разбор существительного и местоимения:

(для)папы_____________________________________________________________________________________________________________________

(при) нас - ______________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа:

Сделай фонетический разбор предложения

На улице идёт дождь.

По интонации______________________________

По цели высказывания______________________

По наличию второстепенных членов ____________________________________

По наличию главных членов____________________________________

Задание № 2.

Прочитайте слова. Можно ли определить, о каких предметах пойдёт речь? Допишите названия предметов.

1 группа:

Фруктовый____________

Тенистый_____________

Яблоневый____________

Старый_______________

2 группа:

Высокое_____________

Голубое_____________

Звёздное____________

Ночное_____________

3 группа:

Народная_________________

Весёлая__________________

Мелодичная_______________

Эстрадная_________________

4 группа:

Мудрые_______________

Зелёные_______________

Горячие_______________

Интересные____________

-Имена прилагательные

-Прилагательное + существительное.

-Обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

-Почему было легко подобрать имена существительные? (они связаны с существительными, обозначающими предметы)

-Что общего у слов, называющих признаки предметов? (отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Задание № 3.

Рассмотри иллюстрацию. Подбери и запиши как можно больше слов, обозначающих признаки предметов.

1 группа:                           2 группа:                    

Ландыш.                                      Роза.

3 группа:                             4 группа:

Солнце                                 Дети.

-Ландыш занесён в Красную книгу…

-Роза – красивая, капризная из сказки «Маленький принц»

 -Солнце-раскалённый огненный шар…

-Книги о детях и для детей – на выставке…

Задание № 4.

Рассмотри иллюстрацию. Выбери подходящее к ней стихотворение и прозу. Определи тип текста и докажи свою точку зрения. Подчеркни в тексте имена прилагательные.

(Лес весной, летом, зимой и осенью).

Эпитеты – это слова, которые описывают признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы (какой? какая? какое? какие?).  Эпитеты обычно используются в речи для передачи чувств, настроения, помогают автору не только описать предметы и явления, но и передать своё отношение к ним. Это образные определения.

 

-Почему мы легко смогли подобрать имена существительные  к именам прилагательным?

-Понаблюдать, что общего у слов, называющих признаки предметов?

-Понаблюдать над ролью прилагательных в речи.

Задание № 4

Подберите к иллюстрации соответствующий эпиграф и рассказ. Определите тип текста, подчеркните в тексте волнистой линией имена прилагательные.

 

Комментарии к уроку

Данный урок является уроком получения новых знаний.  В ходе работы следовали определённому алгоритму:

1.Начали изучать темы «Имя существительное» и «Местоимение»

2.Повторили разделы: «Фонетика», «Словообразование», «Лексика», «Синтаксис», «Словосочетание», «Текст», «Типы текстов», виды разборов.

3.Совместно с родителями искали в Интернете иллюстрации на тему: «Времена года. Лес», стихи и прозу: «Лес в разное время года»,  рисовали иллюстрации: «Ландыш», «Роза», «Солнце», «Дети».

4.  В группах под руководством родителей  искали иллюстрации и видеоролики в интернете;

5.  Слушали чтение стихов в исполнении мастеров художественного слова.

6.. Организовали книжную выставку из книг, взятых в домашней, школьной и районной  библиотеках

Т. о.,  ученики сами активно включились в процесс поиска информации, делали это охотно, без принуждения и получили много интересных и полезных сведений.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Связь слов в предложении" ("Школа 2100")

Тип урока: изучение нового материала. Данный урок направлен на формирование у обучающихся умения устанавливать связь слов в предложении, развитие орфографической зоркости, словарного запаса обучающися...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100» с использованием ИКТ на тему:" Буквы непроизносимых согласных в корне слова".

Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100»  с использованием ИКТ на тему: «БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»

Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...