Этапы урока | Этап организационный
Этап повторения
Выполнение разборов
Рефлексия
Постановка задачи
Физминутка для глаз
Реализация поставленной задачи
Работа с книжной выставкой.
Рефлексия
Физминутка общая.
Работа по развитию речи.
Рефлексия
Домашнее задание | Действия учителя На экране компьютера
Слайд 1. (титульный – класс, тема, технология)
(Выключить проектор)
Звучит песня: «Каждый маленький ребёнок...»
Г.Н. -Ребята, как думаете, почему именно этой весёлой песенкой мы начали сегодняшний урок? (Песенка весёлая, озорная, из м/ф про весёлых обезьянок. И мы иногда ведём себя подобным образом, а учителя стараются помочь нам исправить наши ошибки и начать учёбу весело, динамично, интересно).
-Итак, начнём увлекательное путешествие в страну русского языка. -Вспомните, на какие группы делим все слова языка? -Покажите на пальчиках, сколько самостоятельных частей речи мы будем изучать? (5)
-Назовите эти части речи.
- Назовите служебные части речи.
- Отдельно выделены междометия, позже выясним, почему.
-Какие части речи мы уже подробно изучили на предыдущих уроках?
-Подумайте, как учитель может определить, усвоили дети материал или ещё есть трудности?
-Молодцы. Сейчас вы сможете выбрать задания, которые покажут уровень усвоения материала.
-Прошу представителей групп подойти за заданиями.
-Время выполнения 5 минут, начинаем и заканчиваем по звонку колокольчика.
(Колокольчик)
-Время истекло. Прошу представителей групп отчитаться о проделанной работе. Остальные учащиеся внимательно слушают и дополняют.
-Что повторили? -Кому было легко? -Кто испытал затруднение? В чём?
-Молодцы. А следующее задание для самых наблюдательных. Прошу представителей групп получить задание. -Формулировка у всех одна, а слова нужно подобрать разные.
-Одна минута, время пошло. (Колокольчик)
-Прошу представителей групп выйти и озвучить задания.
– Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов-названий признаков, то можно узнать его, даже не видя.
-Как называются слова-признаки? -Что обозначают? -На какой вопрос отвечают? Это очень гордые слова. Вот как они про себя говорят. У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить: Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, И мягкий сладкий пончик. (Включить проектор)
Слайд 2. (Что прилагательное обозначает, на какой вопрос отвечает)
Слайд 3. (Имена прилагательные связаны с существительными) -Вы знаете, что имена прилагательные связаны с именами существительными и образуют словосочетания. -Скажите определение словосочетания. -Какой здесь тип словосочетания?
-Что было общего у всех изначально записанных слов? - Сформулируйте основной вопрос урока. -Сравните свою формулировку с авторской на с. 196.
-Повернитесь к экрану и попробуйте указать признаки следующих предметов
(Включить проектор)
Слайд 4 (предмет + признак)
-Давайте прочтём, какие признаки указывают у предметов.
Слайд 5. (признаки)
-Молодцы. Вы очень наблюдательные ребята. И думаю, заметили когда шли в школу, что волшебница-зима продолжается. Но, может быть, кому-то уже хочется очутиться в весеннем лесу. Услышать пение птиц, увидеть первоцветы и погреться в лучах тёплого солнышка? Тогда проведём физминутку для глаз и вспомним тёплое время года.
-Молодцы. Продолжаем более тесное знакомство с именем прилагательным. А поможет нам в этом игра «Кто больше» . Прошу подойти и ознакомиться с правилами игры.
-Звенит колокольчик, начали. (2 минуты)
(Колокольчик)
-Проверяем, представители групп выходят с отчётом о проделанной работе. Остальные участники групп дополняют.
Работа с книжной выставкой.
-Посмотрите, какие интересные познавательные книги представлены на нашей выставке. На переменке обязательно их рассмотрите и расскажите о них друг другу.
-Что знаете о ландыше? - О розе? - О солнце?
- А какие книги о детях и для детей мы уже читали и можете порекомендовать своим товарищам?
-Чему учились? -Что узнали о б имени прилагательном? Физкультминутка общая
«Сказочный и небывалый цветок...»
Работа по развитию речи.
-Четырёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось. Как вы думаете, почему все рисунки разные? -Подойдите и определите, о каком времени года будет рассказывать ваша группа.
(Дети достают из мешочка название времени года)
-Отчитайтесь о проделанной работе.
-Правильно, молодцы. А теперь подумайте, для чего нужны в речи имена прилагательные? Вспомните материал с уроков Занимательной грамматики: слова – эпитеты.
Слайд 6. (роль прилагательных в речи)
-Прочитайте со слайда. -А сейчас предлагаю вам поиграть в волшебников и превратить одну часть речи в другую. Кто догадался, какие части речи будем превращать, преобразовывать?
Слайд 7 (сущ. в прил.)
(Слайд 9 и 10 – при наличии свободного времени – прилагательные антонимы и синонимы.)
-Молодцы.
-Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?
-Мы все задания выполнили? Молодцы, ребята! -Что запомнили об имени прилагательном?
Слайд 11, 12
Слайд 8 - Дома поищите стихи, песни, загадки и т.п. запишите на листе, подчеркните прилагательные и выполните рисунок. Отметка в журнал.
Цветочки.
| Действия ученика
Дети входят в класс и садятся по группам.
-Чтобы посмотреть, чему мы научились за это время.
- Самостоятельные и служебные части речи.
-Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол, наречие.
-Предлоги и союзы, отдельной строкой – междометие.
-Имя существительное и местоимение.
-Провести проверочную, тестовую или контрольную работу, спросить у учеников об их затруднениях. Задание № 1 1 группа: Задание № 1. Произведи фонетический разбор местоимения ЕМУ - ……….. слога………..ударный [……………………………..] Е_______________________________________________________________________________ М______________________________________ У__________________________________ ……………..букв………………..звуков
|
2 группа:
1) Сделай морфемный разбор существительного ПОДБЕРЁЗОВИК 2) Вспомни правило, раскрой скобки: (у) меня, (при) ней, (о) нас 3) Замени имена существительные местоимениями: К папе__________________________ Для бабушки__________________________ Около дома___________________________ Возле печки__________________________
|
3 группа: Произведи морфологический разбор существительного и местоимения: (для)папы_____________________________________________________________________________________________________________________ (при) нас - ______________________________________________________________________________________________________________________________
|
4 группа: Сделай фонетический разбор предложения На улице идёт дождь. По интонации______________________________ По цели высказывания______________________ По наличию второстепенных членов ____________________________________ По наличию главных членов____________________________________ |
Задание № 2. Прочитайте слова. Можно ли определить, о каких предметах пойдёт речь? Допишите названия предметов.
1 группа: Фруктовый____________ Тенистый_____________ Яблоневый____________ Старый_______________
2 группа: Высокое_____________ Голубое_____________ Звёздное____________ Ночное_____________
3 группа: Народная_________________ Весёлая__________________ Мелодичная_______________ Эстрадная_________________
4 группа: Мудрые_______________ Зелёные_______________ Горячие_______________ Интересные____________
-Имена прилагательные
-Прилагательное + существительное.
-Обозначают признак предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
-Почему было легко подобрать имена существительные? (они связаны с существительными, обозначающими предметы)
-Что общего у слов, называющих признаки предметов? (отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Задание № 3. Рассмотри иллюстрацию. Подбери и запиши как можно больше слов, обозначающих признаки предметов.
1 группа: 2 группа: Ландыш. Роза.
3 группа: 4 группа: Солнце Дети.
-Ландыш занесён в Красную книгу…
-Роза – красивая, капризная из сказки «Маленький принц»
-Солнце-раскалённый огненный шар…
-Книги о детях и для детей – на выставке…
Задание № 4.
Рассмотри иллюстрацию. Выбери подходящее к ней стихотворение и прозу. Определи тип текста и докажи свою точку зрения. Подчеркни в тексте имена прилагательные.
(Лес весной, летом, зимой и осенью).
Эпитеты – это слова, которые описывают признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы (какой? какая? какое? какие?). Эпитеты обычно используются в речи для передачи чувств, настроения, помогают автору не только описать предметы и явления, но и передать своё отношение к ним. Это образные определения.
-Почему мы легко смогли подобрать имена существительные к именам прилагательным? -Понаблюдать, что общего у слов, называющих признаки предметов? -Понаблюдать над ролью прилагательных в речи. Задание № 4
Подберите к иллюстрации соответствующий эпиграф и рассказ. Определите тип текста, подчеркните в тексте волнистой линией имена прилагательные.
|