Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Связь слов в предложении" ("Школа 2100")
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала. Данный урок направлен на формирование у обучающихся умения устанавливать связь слов в предложении, развитие орфографической зоркости, словарного запаса обучающися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozyreva_v.g._russkiy_yazyk_konspekt_uroka.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с углублённым изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
Методическая разработка
урока русского языка
во 2 классе
(УМК «Школа 2100»)
Автор: Козырева Вера Геннадьевна -
учитель начальных классов высшей кв. категории
ГБОУ Республики Марий Эл «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с углублённым изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»
Тема: Связь слов в предложении
Цель: Познакомить учащихся со связью слов в предложении
Задачи:
1. Формировать умение устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
2.Продолжить работу по формированию умения находить в предложении грамматическую основу.
3. Развивать орфографическую зоркость, словарный запас учащихся.
4. Воспитывать учебную активность, расширять знания о родном языке.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, карточки с заданием для парной и
групповой работы, зимние иллюстрации, слайды.
Ход урока:
- Организация урока
Учитель: Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья – нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
Учитель: - Итак, урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
Учитель: - Какие качества нам понадобятся, чтобы хорошо работать на уроке,
узнать что – то новое? (внимательность, наблюдательность, умение думать, размышлять, поддержка друг друга…)
- Минутка чистописания
Учитель: - Сейчас минутка чистописания. Чему мы учимся на чистописании? (красиво, аккуратно, правильно писать буквы и соединения букв)
Учитель: - Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами,
расшифровав данную запись:
5 3 17
Д В ?
Учитель: - Кто догадался, какая это буква? (буква П). Запишите следующие соединения:
Пп Пр Пе Пд Пл По Пж Пе Пн Пи Пе
(показ написания соединений учителем на доске)
Учитель: - Отметьте у себя в тетради самые красивые соединения.
- Словарная работа
Учитель: - Отгадайте слово, прослушав задание:
первая буква – первая согласная в слове Москва,
последняя буква – это последняя согласная в слове береза,
в середине – сочетание букв как в слове ворона.
Учитель: - Какое слово у вас получилось? (мороз)
Учитель: - Посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.
Учитель: - Что изучает раздел орфография? (правописание слов)
Учитель: - Запишите это слово в тетрадь с обозначением всех орфограмм.
(ученик работает у доски)
Мороз
Учитель: - Что изучает лексика? (значение слова, антонимы, синонимы, многозначные слова)
Учитель: - Подберите и назовите синоним к слову мороз (холод)
Учитель: - Назовите антоним к слову мороз (зной, жара)
Учитель: - Как называется раздел русского языка, который рассматривает образование новых слов? (словообразование)
Учитель: - Образуем однокоренные слова, разных частей речи и запишем в тетрадь.
Ученик пишет на доске: Морозный, заморозки, морозит.
Самостоятельная работа
Учитель: - Посмотрите на доску, что вы видите? (схему словосочетания)
Прил. Сущ.
Учитель: - Придумайте и запишите к этой схеме словосочетание со словом мороз, графически обозначьте связь.
Проверка
Ученики: - Трескучий мороз, сильный мороз, легкий мороз.
Учитель: - Кто помнит, как называется раздел, который изучает словосочетания и предложения? (синтаксис)
Работа по развитию речи ( в парах)
Учитель: - Положите перед собой листочки голубого цвета. Соедините части пословиц и прочитайте, что у вас получилось.
Береги нос - зима на мороз.
Солнце на лето, да стоять не велит.
Мороз невелик, в большой мороз.
Проверка.
Работа над смыслом пословиц.
Вывод: - Итак, ребята, мы с вами посмотрели на слово мороз с разных сторон науки о русском языке.
- Постановка целей
Учитель: - Посмотрите внимательно на записанные вами соединения.
Составьте из строчных букв слово. Что у вас получилось? (предложение)
Учитель: - А что такое предложение? Что вы знаете о нем?
Учитель: - И вот сегодня на уроке мы будем учиться устанавливать связь между словами в предложении. А как вы думаете, как мы это будем делать? (предполагаемые ответы детей)
Учитель: - Как это делать правильно и грамотно, мы и узнаем на уроке.
- Физкультминутка для глаз
Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб здоровыми вам быть,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Влево, вправо побыстрей.
Удивимся: что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!
- Ведение новых знаний
Учитель: - А сейчас послушайте загадку. О каком времени года идет речь?
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки?
Ученики: - Зима
Учитель: - Составьте красивые предложения о зиме. (Наступила холодная зима. Все деревья в лесу покрыты белым снегом.)
Учитель: - А вот Маша и Миша из 1а класса составили такие предложения. Прочитайте их.
Маша: Глубокие реки покрылись льдом.
Миша: Реки льдом глубокие покрылись
Учитель: - Что вы заметили? (второе предложение некрасивое)
Учитель: - Почему? (слова расположены не по-порядку, не по-смыслу)
Учитель: - О чем нужно помнить при составлении предложений? (слова в предложении должны быть связаны по-смыслу)
Учитель: - Чтобы увидеть эту связь надо уметь правильно ставить вопросы к словам.
Учитель: - Значит, чему мы должны научиться на уроке? (ставить вопросы к словам в предложении)
Учитель: - Запишите Машино предложение в тетрадь. Не забывайте о том, что при списывании нужно слово прочитать по слогам так, как оно написано, т.е. орфоэпически правильно, а затем записать, диктуя себе по слогам.
(учитель записывает это предложение на доске)
Учитель: - Найдите и подчеркните грамматическую основу. Как вы рассуждали?
Ученики: - В предложении говорится о реках. Что? Реки. Это подлежащее, подчеркиваем одной линией. Реки что сделали? Покрылись. Это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями. Реки покрылись – это грамматическая основа.
Учитель: - Как вы думаете, с каким словом связано слово глубокие? (реки)
Учитель: - Поставьте вопрос.
Ученики: - Реки (какие?) глубокие.
Учитель: - Ведём стрелку от подлежащего реки к слову глубокие.
Учитель: - С каким словом связано слово льдом? (покрылись)
Учитель: - Поставьте вопрос.
Учитель: - Покрылись (чем?) льдом.
Учитель: - Ведём стрелку от сказуемого покрылись к слову льдом.
На доске: Глубокие реки покрылись льдом.
Учитель: - А сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
Учитель: - С чего начнем? (находим в предложении грамматическую основу)
Учитель: - Что будем делать затем? (находим слово, которое связано с подлежащим и задаем вопрос, находим слово, которое связано со сказуемым и задаем вопрос)
Алгоритм
- Найди в предложении грамматическую основу.
- Найди слово, которое связано с подлежащим и задай вопрос.
- Найди слово, которое связано со сказуемым и задай вопрос.
Учитель: - Еще раз прочитаем алгоритм полностью.
Учитель: - У вас на партах листочки с этим алгоритмом. Он понадобится для
дальнейшей работы.
Вывод:
Учитель: - Итак, ребята, слова в предложении связаны по смыслу и грамматически, т. е. от слова к слову можно задать вопрос. Таким образом, задавая вопросы, мы устанавливаем связь слов в предложении.
Учитель: - То, о чём мы сейчас с вами говорили, прочитаем в правиле на с. 60.
(1 ученик читает)
Учитель: - Правильно мы рассуждали?
- Упражнения в установлении связи между словами.
- Работа по развитию речи
Учитель: - Многие поэты и писатели очень любили зиму. Описывали ее в своих произведениях. Давайте и мы с вами тоже будем учиться составлять красивые предложения.
На доске карточки со словами: Легкие, в, кружатся, воздухе, снежинки
Учитель: - Прочитайте запись на доске.
Учитель: - Это предложение?
Учитель: - Почему? (нет связи слов)
Учитель: - Давайте составим красивое предложение. Произнесём хором.
Ученики: - В воздухе кружатся лёгкие снежинки.
Учитель: - Запишите предложение в тетрадь.
Учитель: - Графически обозначьте связь слов в предложении.
(ученик с объяснением у доски)
2) Работа в группах (резерв)
Учитель: - Послушайте внимательно задание: в предложении вместо вопроса нужно вставить подходящее по смыслу слово, а затем графически показать связь слов в предложении. Пользуйтесь алгоритмом.
1 ряд: Озябшие воробьи (что делают?)____________ на ветках.
2 ряд: Пушистый (что?) ________ укрыл серую землю.
3 ряд: Сверкает на солнце (какой?) __________ лед.
Проверка работы
Учитель: - Итак, что вы сделали сначала? А что потом?
Итог.
- Рефлексия
Учитель: - Чем занимались на уроке? Что нового узнали? (Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически – то есть от слова к слову можно задать вопрос).
Учитель: - Что было интересного?
Учитель: - Оцените свою работу на линейке успешности.
Учитель: - Если у кого-то из вас еще не всё получается, я уверена, что в следующий раз всё получится. Самое главное – ваше желание быть грамотными. Ведь грамоте учиться – всегда пригодиться!
- Дом. задание: с. 60 упр.95, выучить алгоритм.
Список литературы:
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Галеева Н.Л. Сто приёмов учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. – М., 2008.
- Пасынок Ю.Ю. Словарная работа во 2 классе. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа»)
- Умнова М.С. Нестандартные уроки в начальной школе. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100"
Это комбинированный урок русского языка, где помимо изучения нового материала предусмотрен материал и для закрепления ранее изученного. Он ориентирован не только на усвоение новых теоритических знаний...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.
Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...
Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100» с использованием ИКТ на тему:" Буквы непроизносимых согласных в корне слова".
Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100» с использованием ИКТ на тему: «БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»...
Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности ...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Контрольный диктант"Предложение. Имена собственные"" (2 класс).
Данная контрольная работа проводится в конце изучения раздела «Имена собственные».В контрольной работе представлен текст диктанта из 34 слов и 4 грамматических задания по ранее изученным т...
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").
Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....
Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение» включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...