Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Связь слов в предложении" ("Школа 2100")
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Козырева Вера Геннадьевна

Тип урока: изучение нового материала. Данный урок направлен на формирование у обучающихся умения устанавливать связь слов в предложении, развитие орфографической зоркости, словарного запаса обучающися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozyreva_v.g._russkiy_yazyk_konspekt_uroka.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с углублённым изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

Методическая разработка

урока русского языка

во 2 классе

(УМК «Школа 2100»)

Автор: Козырева Вера Геннадьевна -

     учитель начальных классов высшей кв. категории

ГБОУ Республики Марий Эл «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с углублённым изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»

Тема:    Связь слов в предложении

Цель:     Познакомить учащихся со связью слов в предложении

Задачи:   

1. Формировать умение устанавливать связь слов в  предложении по вопросам.

2.Продолжить работу по формированию умения находить в предложении грамматическую основу.

3. Развивать орфографическую зоркость, словарный запас учащихся.

4. Воспитывать учебную активность, расширять знания о родном языке.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, карточки с заданием для парной и

групповой работы, зимние иллюстрации, слайды.

Ход урока:

  1.  Организация урока

Учитель: Прозвенел уже звонок,

        Сядьте тихо и неслышно,

        И скорей начнем урок.

        Будем мы писать, трудиться,

        Ведь заданья – нелегки.

        Нам, друзья, нельзя лениться,

       Так как мы – ученики.

Учитель: - Итак, урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Учитель: - Какие качества нам понадобятся, чтобы хорошо работать на уроке,

узнать что – то новое? (внимательность, наблюдательность, умение  думать, размышлять, поддержка друг друга…)

  1. Минутка чистописания

 Учитель: - Сейчас минутка чистописания. Чему мы учимся на чистописании? (красиво, аккуратно, правильно писать буквы и соединения букв)

Учитель: -  Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами,

расшифровав данную запись:

5             3           17

Д            В            ?

Учитель: - Кто догадался, какая это буква?  (буква П). Запишите следующие соединения:

  Пп  Пр  Пе  Пд  Пл  По  Пж  Пе  Пн  Пи  Пе

(показ написания соединений учителем на доске)

Учитель: - Отметьте у себя в тетради  самые красивые соединения.

  1. Словарная работа

Учитель:  - Отгадайте слово, прослушав задание:

первая буква – первая согласная в слове Москва,

последняя буква – это последняя согласная в слове береза,

в середине – сочетание букв как в слове ворона.

Учитель: - Какое слово у вас получилось? (мороз)

Учитель: - Посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.

Учитель: - Что изучает раздел орфография? (правописание слов)

Учитель: - Запишите это слово в тетрадь с обозначением всех орфограмм.

(ученик работает у доски)

Мороз

Учитель: - Что изучает лексика? (значение слова, антонимы, синонимы, многозначные слова)

Учитель: - Подберите и назовите синоним к слову мороз (холод)

Учитель: - Назовите антоним к слову мороз (зной, жара)

Учитель: - Как называется раздел русского языка, который рассматривает образование      новых слов? (словообразование)

Учитель: - Образуем однокоренные слова, разных частей речи и запишем в тетрадь.

                         Ученик пишет на доске: Морозный, заморозки, морозит.

Самостоятельная работа

Учитель: - Посмотрите на доску, что вы видите? (схему словосочетания)

                                 

                          Прил.            Сущ.

Учитель: - Придумайте и запишите к этой схеме словосочетание со словом мороз, графически обозначьте связь.

Проверка

Ученики: - Трескучий мороз, сильный мороз, легкий мороз.

Учитель: - Кто помнит, как называется раздел, который изучает словосочетания и предложения? (синтаксис)

 

Работа по развитию речи  ( в парах)

Учитель: - Положите перед собой листочки голубого цвета. Соедините части пословиц и прочитайте, что у вас получилось.

   Береги нос -                   зима на мороз.

   Солнце на лето,             да стоять не велит.

   Мороз невелик,             в большой мороз.  

   

 Проверка.

 Работа над смыслом пословиц.  

Вывод: - Итак, ребята, мы с вами посмотрели на слово мороз с разных сторон науки о русском языке.

  1. Постановка целей

Учитель: - Посмотрите внимательно на записанные вами соединения.

Составьте из строчных букв слово. Что у вас получилось? (предложение)

Учитель: - А что такое предложение? Что вы знаете о нем?

Учитель: - И вот сегодня на уроке мы будем учиться устанавливать связь между словами в предложении. А как вы думаете, как мы это будем делать? (предполагаемые ответы детей)

Учитель: - Как это делать правильно и грамотно, мы и узнаем на уроке.

 

  1. Физкультминутка для глаз 

  Чтоб глаза ваши зорче были,

  Чтоб здоровыми вам быть,

  Эти легкие движенья

  Предлагаю повторить.

  Вдаль посмотрим и под ноги,

  Влево, вправо побыстрей.

  Удивимся: что такое?

  И закроем их скорей.

  А теперь по кругу быстро,

  Словно стрелочка часов,

  Проведем глазами дружно,

  Ну а дальше – будь здоров!

  1. Ведение новых знаний

Учитель: - А сейчас послушайте загадку. О каком времени года идет речь?

  Кто, угадай-ка,

  Седая хозяйка

  Тряхнет перинки –

  Над миром пушинки?    

Ученики: - Зима

Учитель: - Составьте красивые  предложения о зиме. (Наступила холодная зима.  Все деревья в лесу покрыты белым снегом.)

Учитель: - А вот Маша и Миша из 1а класса составили такие предложения. Прочитайте их.

                Маша: Глубокие реки покрылись льдом.

                Миша: Реки льдом глубокие покрылись

Учитель: - Что вы заметили? (второе  предложение некрасивое)

Учитель: - Почему? (слова расположены не по-порядку, не по-смыслу)

Учитель: - О чем нужно помнить при составлении предложений? (слова в предложении должны быть связаны по-смыслу)

Учитель: - Чтобы увидеть эту связь надо уметь правильно ставить вопросы к словам.

Учитель: - Значит, чему мы должны научиться на уроке? (ставить вопросы к словам в предложении)

Учитель: - Запишите Машино предложение в тетрадь. Не забывайте о том, что при списывании нужно слово прочитать по слогам так, как оно написано, т.е. орфоэпически правильно, а затем записать, диктуя себе по слогам.

(учитель записывает это предложение на доске)

Учитель: - Найдите и подчеркните грамматическую основу. Как вы рассуждали?

Ученики:  - В предложении говорится о реках. Что? Реки. Это подлежащее, подчеркиваем одной линией. Реки что сделали? Покрылись. Это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.  Реки покрылись – это грамматическая основа.

Учитель: - Как вы думаете, с каким словом связано слово глубокие? (реки)

Учитель: - Поставьте вопрос.

Ученики: -  Реки (какие?) глубокие.

Учитель: - Ведём стрелку от подлежащего реки к слову глубокие.

Учитель: - С каким словом связано слово льдом? (покрылись)

Учитель: - Поставьте вопрос.

Учитель: - Покрылись (чем?) льдом.

Учитель: - Ведём стрелку от сказуемого покрылись к слову льдом.

                                                                                             

На доске: Глубокие  реки  покрылись  льдом.

Учитель: - А сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.

Учитель: - С чего начнем? (находим в предложении грамматическую основу)

Учитель: - Что будем делать затем? (находим слово, которое связано с подлежащим и задаем вопрос, находим слово, которое связано со сказуемым и задаем вопрос)

Алгоритм    

  1. Найди в предложении грамматическую основу.  
  2. Найди слово, которое связано с подлежащим и задай вопрос.
  3. Найди слово, которое связано со сказуемым и задай вопрос.

Учитель: - Еще раз прочитаем алгоритм полностью.

Учитель: - У вас на партах листочки с этим алгоритмом. Он понадобится для

 дальнейшей работы.

Вывод:

Учитель: - Итак, ребята, слова в предложении связаны по смыслу и грамматически, т. е. от слова к слову можно задать вопрос. Таким образом, задавая вопросы, мы устанавливаем связь слов в предложении.

Учитель: - То, о чём мы сейчас с вами говорили, прочитаем в правиле на с. 60.

(1 ученик читает)

Учитель: - Правильно мы рассуждали?

  1. Упражнения в установлении связи между словами.
  1. Работа по развитию речи

Учитель: - Многие поэты и писатели очень любили зиму. Описывали ее в своих произведениях. Давайте и мы с вами тоже будем учиться составлять красивые предложения.

На доске карточки со словами:  Легкие, в, кружатся, воздухе, снежинки

Учитель: - Прочитайте запись на доске.

Учитель: - Это предложение?

Учитель: - Почему? (нет связи слов)

Учитель: - Давайте составим красивое предложение. Произнесём хором.

Ученики: -  В воздухе кружатся лёгкие снежинки.

Учитель: - Запишите предложение в тетрадь.

Учитель: - Графически обозначьте связь слов в предложении.  

(ученик с объяснением у доски)

2) Работа в группах     (резерв)

Учитель: - Послушайте внимательно задание: в предложении вместо вопроса нужно вставить подходящее по смыслу слово, а затем графически показать связь слов в предложении. Пользуйтесь алгоритмом.

1 ряд:  Озябшие воробьи (что делают?)____________ на ветках.

2 ряд:  Пушистый (что?) ________ укрыл серую землю.

3 ряд:  Сверкает на солнце (какой?) __________ лед.

Проверка работы

Учитель: - Итак, что вы сделали сначала? А что потом?

 Итог.

  1. Рефлексия

Учитель: - Чем занимались на уроке? Что нового узнали? (Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически – то есть от слова к слову можно задать вопрос).

Учитель: - Что было интересного?

Учитель: - Оцените свою работу на линейке успешности.

Учитель: - Если у кого-то из вас еще не всё получается, я уверена, что в следующий раз всё получится. Самое главное – ваше желание быть грамотными. Ведь  грамоте учиться – всегда пригодиться!

  1. Дом. задание: с. 60 упр.95, выучить алгоритм.

Список литературы:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Галеева Н.Л. Сто приёмов учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. – М., 2008.
  3. Пасынок Ю.Ю. Словарная работа во 2 классе. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа»)
  4. Умнова М.С.  Нестандартные уроки в начальной школе. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100"

Это комбинированный урок русского языка, где помимо изучения нового материала предусмотрен материал и для закрепления ранее изученного. Он ориентирован не только на усвоение новых теоритических знаний...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100» с использованием ИКТ на тему:" Буквы непроизносимых согласных в корне слова".

Методическая разработка по русскому языку для 3 класса по системе «Школа 2100»  с использованием ИКТ на тему: «БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Контрольный диктант"Предложение. Имена собственные"" (2 класс).

Данная контрольная работа проводится в конце изучения раздела «Имена собственные».В контрольной работе представлен текст диктанта из 34 слов и 4 грамматических задания по ранее изученным т...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...