Рабочая программа по предмету "Русский язык" УМК Гармония
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 108.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Александрово - Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шаранчинская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО учителей начальных классов ______________________ Т.С. Ушакова Протокол № _____________ от «___» ____________ 2014 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ Шаранчинской СОШ ____________________ В.С. Безъязыкова от «___» ____________ 2014 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Шаранчинской СОШ _______________________ С.Н. Субуханкулова Приказ № ____________ от «___»____________ 2014 г. |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
во 2 классе
на 2014-2015 учебный год
УМК «Гармония»
(М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
подготовила
учитель начальных классов
Субуханкулова Светлана Николаевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________
от «___»___________ 2014 г.
с. Шаранча
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык 2 класс
Цели: | – создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи; – заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации; – сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся; – средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться; – обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции. |
Общая характеристика: | Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования. |
Место учебного предмета | На изучение курса «Русский язык» во 2 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 ч (34 учебных недель). |
Ценностные ориентиры | 1.Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность. 2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности. 3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика. 4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования. |
Требования к результатам | В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»: - представление о русском языке как языке его страны; - осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; - понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку; - сознательного отношения к качеству своей речи. Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»:
– принимать и сохранять учебную задачу; – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их. 2) познавательные УУД: – осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; – находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; – самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. – осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.); – находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; – осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; – анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; – проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций. 3) коммуникативные УУД: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы, отвечать на вопросы других; – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; – осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; – вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; – строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; – оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; – инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; – создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка; – применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Предметные результаты освоения программы «Русский язык» Общие результаты освоения программы. Выпускники начальной школы: – овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма; – освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты); – овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного); – приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения. Результаты освоения основных содержательных линий курса Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности. Выпускник научится: – участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения; – самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей; – пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов; – замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника; – соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; – понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли; – озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план; – восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий); – строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо); – замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность; – находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи); – письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; – письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера; – проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные. – соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам; – понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов); – конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения; – делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план; – самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала; – создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо; – редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств; – соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи. Формирование языковых умений
выпускник научится: – различать понятия «звук» и «буква»; – определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным); – понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; – сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; – объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв; – объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме; – определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев); – определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных; – правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями; – пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»); – обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции; –сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам; – классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям; – письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
выпускник научится: – владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями; – выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами; – конструировать слова из заданных частей слова; – сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения; – соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели; – различать изменяемые и неизменяемые слова; – выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина); – отличать от других сложные слова, выделять в них два корня; – понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения; – правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы); – самостоятельно подбирать слова к предложенной модели; – выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
выпускник научится: – осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи; – выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника; – распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи); – стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов; – выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту; – наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним; – понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении. 4.В области морфологии выпускник научится: – выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); – ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы; – определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия; – сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам; – пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи; – правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов; – под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте; – пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи; – различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени; – находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам; – выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия; – выделять наречия среди слов других частей речи; – соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой; – видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин; –замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их; – пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их; – понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .
выпускник научится: – различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам; – ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы; – составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»; – выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; – различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены; –различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения; – выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое; – устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; – распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»); –проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные; – различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения; – осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач; – по смысловым вопросам определять значения словосочетаний; – строить словосочетания разных видов; – строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения; – создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания; –различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи); – различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи); – осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую. Формирование орфографических умений Выпускник научится: – по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); – определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах); – разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; – пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; – применять изученные орфографические правила (в объёме программы); – пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм; – писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме); – списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 – 55 слов; – проверять написанное и вносить коррективы; – обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи; – оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм; – применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой); – эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. |
Содержание учебного предмета | Повторение (20 ч). Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных при обозначении звука [й]. Слово. Состав слова (48 ч). Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными(«похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание. Предложение (12 ч). Назначение предложения, его признаки (наличие выраженной мысли, интонация ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Текст (12 ч). Отличие текста от предложения: развитие мысли и по этой причине наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, приемы его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ. Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения. Орфография (70 ч). Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов. Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы, действия, на месте звука [у]. Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши. Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний. Непроизносимые согласные звуки (чаще в корнях слов) и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи. Итоговое обобщение (8 ч). Требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся второго класса должны знать: — пары согласных по глухости-звонкости; —названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных); —изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков; — виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске). уметь: 1) речевые умения: -слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; -строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований; -выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; -соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?»; -самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач; -замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника; -создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?); -среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; --строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией; -отличать текст от группы предложений, объяснять различие; -определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках; -наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии; -использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их; -подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45—55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку); -создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку). 2) языковые (фонетико-графические и грамматические) умения: -проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если оно есть, различие в количестве звуков и букв. -проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения; -различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т.п. -подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова; -осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки); -замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить —значение начала действия, вбежать, влететь — движение внутрь чего'то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное и т.п.); -правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста; -замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи; -выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца); -давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи. 3) орфографические умения: -обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; -использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й] (сначала без их выбора, записывая как «дробь» , а потом осуществляя выбор); -обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны; -замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость); -указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных; -применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ); -грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-; -пользоваться орфографическим словарем учебника; -использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен; -списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов, соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение. -писать слова с непроверяемыми орфограммами: апельсин, арбуз, берёза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык. |
Материально- техническое обеспечение | УЧЕБНИКИ: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014 2. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2 класса. В 2 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014 3. Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: 1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. – Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 2.Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 2 класс. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2009 Материально-техническое обеспечение Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Русский язык» в частности. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы); 3) интерактивная доска 4) проектор 5) компьютер |
Календарно тематическое планирование русский язык 2 класс 2014-2015 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во | Формирование универсальных учебных действий (метапредметные и личностные) | Требования к уровню подготовки обучающихся (предметные) | Элементы | Вид контроля | Дата проведения |
Повторение пройденного в 1 классе. 20 ч | |||||||
1. | Знакомство с учебником. Устное воспоминание о лете. | Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу; – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; Познавательные: 1. Общеучебные: – разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; – по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); – осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; – находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; 2. Логические: – анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; Коммуникативные: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы, отвечать на вопросы других. | Знать: -как построен учебник, -основные орфографические правила, признаки изученных частей речи. – понятие «предмет», «признак», «действие». – согласные и гласные звуки. -о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных. -правописание сочетаний букв жи-ши, ча-ща, чу-щу. -что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме. -сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нщ, ст). -правила написания ь между двумя согласными. -способы обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е. – правила написания разделительных ъ и ь. -отличия в употреблении разделительного ь и разделительного ъ. – признаки изученных частей речи; Уметь: – пользоваться учебником, находить информацию; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы; – делить слова на группы по разным признакам; – отличать текст от набора предложений; – слышать звучащее слово; – выполнять фонетический разбор слова – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выделять в речи мягкие и твердые согласные – видеть «опасные места» в словах и правильно их писать; – соблюдать орфоэпические нормы – правильно употреблять в письменной речи разделительные ъ и ь; – работать со словарем (алфавит). – писать слова с разделительным ь и ъ – писать слова с йотированными гласными. | - составление устных рассказов о лете; - дидактические игры; - словарная работа; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь) - самостоятельные работы по вариантам; - письмо под диктовку и списывание с печатного текста(15 – 20 слов); - работа с моделями слов, предложений; - работа с таблицей «Опасные при письме места»; -антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока); - письмо по памяти. | |||
2. | Повторение о речи. | ||||||
3. | Знакомство с понятием «предмет». | ||||||
4. | Повторение изученного о группах слов | ||||||
5. | Звуко-буквенный разбор слов. | ||||||
6. | Повторение способов обозначения твердости–мягкости согласных. | ||||||
7. | Правописание ударных сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу. | ||||||
8. | Знакомство со случаями написания ь и его отсутствия в сочетаниях чк, чн, чт, щн. | ||||||
9. | Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место | ||||||
10. | Стартовая контрольная работа (диктант) | Диктант | |||||
11. | Сочетания, в которых никогда не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт) | ||||||
12. | Закрепление правила написания ь между двумя согласными | ||||||
13. | Закрепление правила написания ь между двумя согласными | ||||||
14. | Повторение известных способов обозначения звука | ||||||
15. | Знакомство с назначением разделительных знаков | ||||||
16. | Формирование умения написания слов с разделительным ь. | ||||||
17. | Закрепление изученного о разделительных ъ и ь. Тренировка в выборе знака. | ||||||
18. | Использование при письме разделительных знаков. | ||||||
19. | Обобщение по теме: «Опасные места» | ||||||
20. | «Повторение пройденного в 1 классе» | Диктант | |||||
Орфограммы. Главные опасности письма. 24ч | |||||||
21. | Знакомство с понятием «орфограмма» | Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - выраженного познавательного интереса к русскому языку. Регулятивные: – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: -самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка. | Знать: – понятие «орфограмма»; -орфограммы о безударных и ударных гласных, о парных по глухости – звонкости согласных. – что парные по глухости – звонкости согласные перед непарными звонкими и [в], [в'] не являются орфограммами; – об одинаковом написании корней в родственных словах. – особенности письма с «окошками»; – правила работы с орфографическим словарем; – изученные орфограммы. -приемы и правила письма с «окошками». -способы выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они», «он». -памятку письма с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы -орфограммы в безударных слогах [жы], [шы]. -правила работы над ошибками. – признаки деловой речи; – написание словарных слов Уметь: – видеть «опасные места» в словах; – подбирать проверочные слова и объяснять написание слова; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи. – сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова; – находить непарные по глухости – звонкости согласные в слове. – определять орфограммы в слове; – различать произношение и написание слов; – правильно писать слова с изученными орфограммами. – работать с орфографическим словарем – правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы – использовать способ подстановки слов «она», «оно», «они», «он» для правописания слов; – решать орфографические задачи освоенными способами – выполнять письмо с «окошками»; – выделять буквенные орфограммы в слове; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте. – применять правила работы над ошибками; – создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле; – составлять текст по опорным словам. | - письмо по памяти, - работа с информационными источниками, таблицами, словарями; - самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий; - решение проблемных ситуаций. - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - решение орфографических задач; - работа с правилами; -работа с памятками; - работа с демонстрационным материалом, -решение грамматических задач; - письмо под диктовку и списывание с печатного текста (25 – 30 слов); - работа с таблицей «Опасные при письме места»; -практическая работа по написанию кулинарных рецептов, сочинений загадок; - выполнение творческих заданий. -антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока); | |||
22. | Орфограммы безударных и ударных гласных | ||||||
23. | Орфограммы парных по глухости–звонкости согласных | ||||||
24. | Непарные по глухости–звонкости согласные – не орфограммы | ||||||
25. | Парные по глухости–звонкости согласные перед непарными звонкими и [в, в'] – не орфограммы | ||||||
26. | Тренировка орфографической зоркости | ||||||
27. | Введение письма с «окошками». Орфографические задачи. | ||||||
28. | Обучение работе с орфографическим словарем. | ||||||
29. | Письмо с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм по памятке. | ||||||
30. | Упражнение в письме с «окошками» на месте всех орфограмм. | ||||||
31. | Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путем подстановки слов: - она, оно, они. Орфографические задачи. | ||||||
32. | Закрепление письма с «окошками» и последующего решения орфографических задач освоенными способами | ||||||
33. | Письмо с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы по памятке. | ||||||
34. | Закрепление способа письма с «окошками». | ||||||
35. | Упражнение в письме «с окошками». | ||||||
36. | Две орфограммы в безударных слогах [жы – шы]. | ||||||
37. | Упражнение в решении орфографических задач. | ||||||
38. | Упражнение в решении орфографических задач. | ||||||
39. | Закрепление пройденного по теме: «Орфограммы. Главные опасности письма» | ||||||
40. | «Орфограммы. Главные опасности письма» | Диктант | |||||
41. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||||||
42. | Деловая речь: написание кулинарных рецептов. | ||||||
43. | Картинная речь: сочинение загадок | ||||||
44. | Картинная речь: сочинение загадок. | ||||||
Предложение. Выражаем мысли и чувства. 12ч | |||||||
45. | Предложение: его назначение и признаки | Личностные: - представление о русском языке как языке его страны; - осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; Регулятивные: – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – анализировать и кратко характеризовать предложение, – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. | Знать: – понятие «предложение», его признаки; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. – правила построения предложений; – правила деления речи на предложения; – правила составления и оформления предложений на письме. -правила построения вопросительных предложений и точного ответа на них. -правила построения ответов на вопрос «почему?» Уметь: – анализировать и кратко характеризовать предложение; – отличать предложение от набора слов. – составлять предложения; – выполнять синтаксический разбор предложения. – составлять предложения и записывать их; – выделять предложения из потока речи; – работать с деформированным предложением. – определять вид предложения по цели высказывания; – владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу). – строить вопросительные предложения; – давать точный ответ на вопросительные предложения; – отвечать на вопрос «почему?». – составлять побудительные предложения – составлять несложные монологические тексты по заданной теме; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – выполнять письмо с «окошками». | - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - письмо по памяти. - работа с информационными источниками, со схемами; таблицами; - самостоятельные работы; - работа с моделями слов, предложений; - работа с таблицей «Опасные при письме места»; - практическая работа по делению текста на предложения, построению ответов на вопросы. - письмо под диктовку и списывание с печатного текста (25 – 30 слов); - выполнение творческих заданий. | |||
46. | Обучение построению предложений. | ||||||
47. | Деление речи на предложения. Составление и письменное оформление предложений. | ||||||
48. | Упражнение в выделении предложений из потока речи. Составление и запись предложений. | ||||||
49. | Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. | ||||||
50. | Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные. | ||||||
51. | Закрепление изученного о видах предложений | ||||||
52. | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них. | ||||||
53. | Построение ответов на вопрос «почему?» | ||||||
54. | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания. | ||||||
55. | Составление пожеланий. | ||||||
56. | «Предложение». | диктант | |||||
Текст. 12ч | |||||||
57. | Знакомство с понятием «текст». | Личностные: - выраженного познавательного интереса к русскому языку; - сознательного отношения к качеству своей речи. Регулятивные: – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; Познавательные: 1. Общеучебные: – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. | Знать: – понятие «текст»; – признаки текста; – отличие письменной речи от устной; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. -основные единицы текста: тема и основная мысль. -требования к хорошему тексту. памятки по составлению текста. Уметь: – отличать письменную речь от устной; – отличать предложения от текста; – анализировать и кратко характеризовать предложение, текст – определять основную мысль текста; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – составлять текст по плану и опорным словам; – пользоваться памятками; – работать с деформированным текстом; – называть признаки текста; – создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания. – редактировать текст; – создавать несложные тексты в форме повествования и описания. – составлять рассказы на основе прочитанного; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками, таблицами, схемами; - письмо по памяти. - самостоятельные работы по вариантам; - решение проблемных ситуаций; - работа по карточкам; -работа с памятками; -практическая работа по восстановлению деформированных текстов, составлению рассказов на основе прочитанного. - письмо под диктовку и списывание с печатного текста (25 – 30 слов); -выполнение творческих заданий. | |||
58. | Тема и основная мысль текста. | ||||||
59. | Требования к хорошему тексту. | ||||||
60. | Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор». | ||||||
61. | Упражнение в редактировании текстов | ||||||
62. | Восстановление и запись деформированных текстов. | ||||||
63. | «Текст. Предложение» | Пр.р | |||||
64. | Анализ проверочной работы. Составление текстов | ||||||
65. | Устный и письменный пересказ текста. | ||||||
66. | Обучающее изложение | ||||||
67. | Составление рассказов на основе прочитанного. | ||||||
68. | Обобщение о предложении и тексте. | ||||||
Слово. Корень и окончание как части слов. 19ч 2 часть | |||||||
69. | Знакомство со значением слова. | Личностные: - понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку. Регулятивные: – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы Познавательные: 1. Общеучебные: – делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. – осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.) 2. Логические: - совершенствование умения сравнивать. -формирование умения классифицировать; - развитие пространственного мышления. Коммуникативные: – строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости. | Знать: – термины «однокоренные слова», «корень»; – алгоритм выделения корня в слове. -термины «словообразование» и «словоизменение». -изученные орфографические правила. Уметь: - без ошибок списывать несложный печатный текст -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. -подбирать проверочные слова – восстанавливать и записывать деформированный текст; – анализировать и кратко характеризовать предложение; – создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания -составлять рассказы на основе прочитанного – работать с деформированным предложением и текстом; – писать поздравление к Новому году; – владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравительная открытка) – составлять текст по плану и опорным словам; – создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике. -подбирать однокоренные слова; – объяснять значение слова; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю). – находить однокоренные слова, выделять в них корень; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); – изменять слова по числам и по «командам» вопросов. – изменять слова, подбирать (образовывать) однокоренные слова. – решать орфографические задачи. | - решение проблемных ситуаций; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; -словарная работа; - работа с информационными источниками; - письмо по памяти. - письмо под диктовку и списывание с печатного текста (30 – 35 слов); -творческая работа по составлению новогодних поздравлений, пожеланий, текстов. | |||
70. | Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова». | ||||||
71. | Правописание корней в родственных словах | ||||||
72. | Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня | ||||||
73. | Создание текста по готовому началу. | ||||||
74. | Обобщение о предложении и тексте. | Кр.р. | |||||
75. | Общее знакомство с понятием «окончание» | ||||||
76. | Подготовка новогодних поздравлений, пожеланий. | ||||||
77. | Изложение и создание текстов | ||||||
78. | Изложение и создание текстов. | ||||||
79. | Обучающее сочинение «Зимние каникулы» | ||||||
80. | Повторение изученного о словах, введение термина «однокоренные слова». | ||||||
81. | Совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. Знакомство с синонимами | ||||||
82. | Совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в них корень | ||||||
83. | Изменение названий предметов по числам. | ||||||
84. | Изменение названий предметов по вопросам. | ||||||
85. | Изменение названий признаков и действий. | ||||||
86. | Повторение освоенных способов выбора букв в словах. | ||||||
87. | «Однокоренные слова» | диктант | |||||
Орфограммы корня слова 46 ч | |||||||
Проверочные и проверяемые слова. 21ч | |||||||
88. | Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова. | Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; - понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку. Регулятивные: – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: -самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. | Знать: – понятия «проверочное» и «проверяемое» слово; – изученные орфограммы. - способы подбора проверочных слов для названий предметов. -понятия «этимология» -слова и «лексическое значение» слова». – опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня; – изученные орфограммы в корне. – понятие «орфографическое правило»; – способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне. -правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов. – понятие «орфографические задачи»; – правила письма с «окошками»; – правила выполнения работы над ошибками. -правописание сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн'], [сн]. – понятие «непроверяемые написания»; – правила работы с орфографическим словарем. -правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. – как пишутся словарные слова; – правила работы с орфографическим словарем. – признаки текста и предложения; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово; – подбирать проверочные слова. – видеть «опасные места» в словах; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю). – использовать способы подбора – объяснять лексическое значение слова как способ проверки; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов; – образовывать однокоренные слова – объяснять лексическое значение слова; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи – отличать проверочные и проверяемые слова; – отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова – видеть «опасное место» в слове; – подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными и парными согласными в корне. – выполнять письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок; – составлять текст по плану и опорным словам – выполнять правила работы над ошибками. -выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [сн'], [сн] и определять способы их решения; – выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн '], [сн], определять способы их решения; – соблюдать орфоэпические нормы; – писать словарные слова; удвоенными согласными в корне слова; – разграничивать проверяемые и непроверяемые написания; -без ошибок списывать несложный печатный текст; -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике; – владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравление); -писать изложение, раскрывать тему, осуществлять орфографический самоконтроль; – подбирать заголовок к тексту, выбирать из нескольких вариантов заголовков наиболее подходящий к конкретному тексту, объяснять свой выбор. | - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками, таблицами, карточками, таблицами; -практическая работа по подбору проверочных слов, написанию изложения; - решение орфографических задач; - письмо по памяти; - работа с правилами; -работа с памятками; - работа с демонстрационным материалом, -решение грамматических задач; - письмо под диктовку и списывание с печатного текста (35 – 45 слов); - работа с моделями слов, предложений; - работа с таблицей «Опасные при письме места»; -антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока); -творческая работа по написанию поздравлений, составлению телеграмм, словесных картин, деловых текстов. | |||
89. | Способы подбора проверочных слов для названий предметов | ||||||
90. | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов | ||||||
91. | Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов | ||||||
92. | Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов | ||||||
93. | Объяснение значения слова как способ проверки. | ||||||
94. | Способы подбора проверочных слов для названий действий | ||||||
95. | Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий | ||||||
96. | Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий | ||||||
97. | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов | ||||||
98. | Упражнение в подборе проверочных слов для корней слов-названий | ||||||
99. | Значение слова и его написание. | ||||||
100. | Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня. | ||||||
101. | Знакомство с понятием «орфографическое правило». Уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости–звонкости согласных в корне | ||||||
102. | Упражнение в применении правила написания безударных гласных и парных согласных в корнях слов | ||||||
103. | Упражнение в применении правила написания безударных гласных и парных по глухости–звонкости согласных в корнях слов | ||||||
104. | Решаемые и не решаемые орфографические задачи. Письмо с «окошками» как способ «ухода» от ошибок. | ||||||
105. | «Правописание безударных гласных и парных согласных» | Пр.р. | |||||
106. | Анализ проверочной работы. | ||||||
107. | Изложение с продолжением. (Е. Чарушин «Волчишко») | ||||||
108. | Изложение с продолжением. (Е. Чарушин «Волчишко») | ||||||
Буквы на месте непроизносимых согласных звуков. 4ч | |||||||
109. | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн, с'н], и способов ее решения | ||||||
110. | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн, з'н', ств, нц, рц] и способов ее решения (в том числе по словарю) | ||||||
111. | Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении. | ||||||
112. | Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении. | ||||||
Непроверяемые написания. 5 ч | |||||||
113. | Знакомство с понятием «непроверяемые» написания. Обучение пользованию словарем. | ||||||
114. | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | ||||||
115. | Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний. | ||||||
116. | Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами. | ||||||
117. | «Непроверяемые написания» | Пр.р. | |||||
Повторение и обобщение изученного по орфографии. 6 ч | |||||||
118. | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова. | ||||||
119. | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне слова. | ||||||
120. | Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными звуками. | ||||||
121. | Упражнение в написании слов с непроверяемыми буквами. | ||||||
122. | «Орфография». | Диктант | |||||
123. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||||||
Развитие речи. 10 ч | |||||||
124. | Обучение написанию поздравлений с Международным женским днем. (При необходимости уроки передвигаются) | ||||||
125. | Написание поздравлений с Международным женским днем. | ||||||
126. | Обучающее изложение «Подарок маме» | ||||||
127. | Изложение с выбором заголовка. («Спасен!») | Обучающее изложение | |||||
128. | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики | ||||||
129. | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики | ||||||
130. | Написание словесных картин «Вот и весна!» | ||||||
131. | Написание деловых текстов о признаках весны | ||||||
132. | Написание сообщений-телеграмм о признаках весны | ||||||
133. | «Орфограммы корня слова». | Диктант | |||||
Состав слова. 29ч | |||||||
134. | Повторение изученного о строении слов. | Личностные: - осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; Регулятивные: – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: 1. Общеучебные: – находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; – осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; – анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам. 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. Коммуникативные: – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; – осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; – вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. | Знать: -понятия «приставка», «суффикс». -значение, употребление и написание приставок. -отличие приставок и предлогов. - значение, употребление суффиксов. -– алгоритм выделения частей слова - способы действий при анализе состава слова. - значение частей слова - правила написания удвоенных согласных на границе частей слов. - правила написания корней, приставок и суффиксов. - орфограммы написания разделительных ъ и ь. - правила выполнения работы над ошибками - значение, строение и происхождение слов. – признаки изученных частей речи; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. -– понятие «значение слова»; – значимые части слова. Уметь: – выделять приставку и суффикс в слове; – называть признаки приставки и суффикса -– разграничивать приставки и предлоги; – правильно писать приставки и предлоги – правильно употреблять в речи суффиксы; - анализировать и кратко характеризовать слово по составу – выполнять разбор слова по составу; – объяснять значение частей слова – правильно писать двойные согласные на границе частей слова – применять правила написания корней, приставок и суффиксов; – выделять части слова; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю). - употреблять разделительные ь и ъ. – выполнять правила работы над ошибками – видеть «опасные места» в слове; – правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; – выделять приставку, суффикс, корень в слове; – работать со словарем; – выполнять словообразовательный разбор; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение, текст; – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания; – указывать лексическое значение слова; – работать с толковым словарем; – подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | - дидактические игры; - овладение практическими умениями и навыками; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебником, таблицами; - соотнесение предметных, графических и символических моделей. - знакомство с геометрическими инструментами (рулетка, метр); -практическая работа по измерению длин предметов в сантиметрах, дециметрах, метрах, -работа с калькулятором. | |||
135. | Корень и окончание как части слов. | ||||||
136. | Знакомство с понятиями «приставка» и «суффикс». | ||||||
137. | Значение, употребление и написание приставок. | ||||||
138. | Разграничение приставок и предлогов | ||||||
139. | Значение, употребление и написание суффиксов | ||||||
140. | Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов | ||||||
141. | Знакомство со способом действия при анализе состава слова. | ||||||
142. | Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов. | ||||||
143. | Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов | ||||||
144. | Расширение знаний о написании удвоенных согласных. | ||||||
145. | Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов | ||||||
146. | «Разбор слов по составу» | Пр. р. | |||||
147. | Обучение выбору разделительного ь и ъ знака | ||||||
148. | Обучение выбору разделительного ь и ъ знака. | ||||||
149. | Упражнение в написании слов с разделительным ь и ъ знаком | ||||||
150. | Обобщение о непроверяемых гласных в корнях слов. | ||||||
151. | «Непроверяемые гласные в корнях слов» | Пр. р. | |||||
152. | Обобщение о способах проверки гласных и согласных букв в корнях слов. | ||||||
153. | Упражнение в развитие орфографической зоркости. | ||||||
154. | Повторение об особенности содержания и структуры жанра записки. | ||||||
155. | Обобщение и систематизация изученного по орфографии. | ||||||
156. | Знакомство с понятиями «правильно» и «точно». | ||||||
157. | Обучение выбору более точного слова. | ||||||
158. | Стилевой выбор слов. Написание словесных картин | ||||||
159. | Стилевой выбор слов. Написание словесных картин | ||||||
160. | Значение, строение и происхождение слов. | ||||||
161. | Значение, строение и происхождение слов. | ||||||
162. | «Состав слова» | Диктант | |||||
Итоговое обобщение 8 ч | |||||||
163. | Текст и предложение. | Личностные: - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; - понимание значимости хорошего владения русским языком, Регулятивные: – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные: 1. Общеучебные: – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач,– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. | Знать: -изученные орфограммы и пунктограммы. -– понятие «значение слова»; – значимые части слова. -значимые части слова; -признаки изученных частей речи; -типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания; – находить способ проверки написания – указывать лексическое значение слова; – работать с толковым словарем; – подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова. составлять и оформлять письменно поздравления | - дидактические игры; - овладение практическими умениями и навыками; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками (учебником, таблицами; - соотнесение предметных, графических и символических моделей. - знакомство с геометрическими инструментами (рулетка, метр); -практическая работа по измерению длин предметов в сантиметрах, дециметрах, метрах, -работа с калькулятором. | |||
164. | Орфограммы безударных и ударных гласных. | ||||||
165. | Орфограммы парных и непроизносимых согласных. | Диктант | |||||
166. | Непроверяемые написания. Состав слова | ||||||
167. | Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника | ||||||
168. | Игры в слова и со словами | ||||||
169. | Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | ||||||
170. | Написание поздравлений с окончанием учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа по предметурусский язык 3 класс
Адаптированная программа...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...