Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 68 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока в 3 «а» классе по русскому языку
Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Форма урока: традиционная
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.
Оборудование: карточки с заданиями для коллективной и индивидуальной работы;
учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина В.Г.Горецкий.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | 2 | 4 | 5 |
1 | Мотивация (Слайд 1)
| Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.
| Настраиваются на работу.
|
2 | Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).
| - Начнём со словарной работы. Скажите, как пишутся данные слова? (Слайд 2) В..юга, пал..то, крыл..я, кон..ки, комп..ютер, обез..яна, мебел.. Что общего у этих слов? - Ребята, вспомните, какую работу может выполнять мягкий знак? - Прочитайте ещё раз данные слова. Чем они различаются? По какому признаку можно разделить слова на группы? Запишите слова в 2 столбика: - слова с разделительным мягкий знаком, - слова с мягким знаком -показателем мягкости. Проверка выполненного задания. (Слайд 3) | Дети читают. Во всех словах пропущен мягкий знак. Группируют слова, записывают их в тетрадь. |
3 | Выявление места затруднения.
| Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. Предлагаю вам слово дочь К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему? Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий). Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак). Давайте закроем мягкий знак, и произнесём это слово. Что заметили? (Слово произносится так же, как и с мягким знаком). - Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (Наверное, нет). Но почему тогда он там пишется? Ваши предположения? Запишем это слово в третий столбик. Аналогичная работы со словом рожь. (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе). Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак). Фиксация проблемной ситуации на доске дочь рожь? - Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке. | Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока. |
4 | Открытие детьми нового материала | - Я хочу предложить вам поработать в группах. - О каких правилах надо помнить, работая в группе? Правила работы в группе: 1. Будьте доброжелательны по отношению друг к другу; 2. До конца выслушивайте мнение каждого члена группы; 3. Помогайте друг другу в работе; 4. Отстаивайте свою точку зрения. Если у вас возникнут затруднения, прошу воспользоваться сигнальной карточкой (карточки находятся на столе каждой группы) (Предлагаются карточки для исследовательской работы). Карточка №1(Слайд 4) ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь 1. Прочитайте слова. 2. Определите, какие это части речи. 3. Какие звуки слышатся на конце слов? 4. Определите род. 5. Запишите слова в два столбика по родам. 6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. 7. Сделайте вывод, запишите его на листе. (Слайд 5) -Какая же тема урока? | Дети работают в группах, делают вывод, записывают на лист. Формулируют тему урока: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
|
5 | Возвращение к проблеме
| Почему же в словах дочь и рожь на конце слов, после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается). Какова роль мягкого знака? Учебник часть II с.31 | Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом Учебник часть II с.31 |
6 | Работа с учебником (правило).
| Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).
| Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске
|
7 | Составление алгоритма.
| А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм). (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм). 1. Существительное 2. С шипящим на конце 3. Сущ. ж.р- пишем ь, Сущ. м. р. - без ь Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт
| Озвучивают алгоритм
|
8 | Первичное закрепление
| Работа со словосочетаниями. Запись на доске: красивая брош (?) золотая рож (?) серебристый ландыш (?) новая вещ (?) Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически. | Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях, Комментируют и проговаривают “шаги” алгоритма. |
9 | Закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа в парах Следующее задание на карточках. Вы по очереди объясняете написание слов и записываете их. При выполнении можете обратиться к алгоритму. Карточка № 2 Запиши слова, поставив их в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род. скрипачи- обручи - моржи - ключи - печи - ночи - Проверка . | Дети работают в парах. |
10 | Физминутка | Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, то нужно присесть. Слова: ёж, мышь, кирпич, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж, врач, речь, камыш, луч, карандаш, печь |
Выполняют упражнение на внимание.
|
11 | Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания по выбору. Карточка № 3 1 уровень: Прочитайте написанные слова. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Борщ.(?), ключ(?), лещ(?), мелоч(?), дич(?), уж(?), лож(?). 2 уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок. Острый _______, резиновый _______, темная _______, золотая _______, кожаный _______. Слова для справок: брош(?), нож(?), плащ(?), ноч(?), мяч(?). Самопроверка, самооценивание. | Выполняют самостоятельную работу
|
12 | Включение в систему знаний. | № 56 стр. 33 | |
13 | Рефлексия | Какое открытие вы сегодня сделали? Что было трудным (интересным, легким)? Оценивание. Ребята, я хочу пословицу - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую. 3.Если не разобрались в теме – голубую. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя |
12 | Домашнее задание | Правило с 31, упр.57 стр. 33
| Записывают д/з в дневник с.33, упр 57
|
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока в 3 «а» классе по русскому языку
Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Форма урока: традиционная
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.
Оборудование: карточки с заданиями для коллективной и индивидуальной работы;
учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина В.Г.Горецкий.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | 2 | 4 | 5 |
1 | Мотивация (Слайд 1)
| Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.
| Настраиваются на работу.
|
2 | Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).
| - Начнём со словарной работы. Скажите, как пишутся данные слова? (Слайд 2) В..юга, пал..то, крыл..я, кон..ки, комп..ютер, обез..яна, мебел.. Что общего у этих слов? - Ребята, вспомните, какую работу может выполнять мягкий знак? - Прочитайте ещё раз данные слова. Чем они различаются? По какому признаку можно разделить слова на группы? Запишите слова в 2 столбика: - слова с разделительным мягкий знаком, - слова с мягким знаком -показателем мягкости. Проверка выполненного задания. (Слайд 3) | Дети читают. Во всех словах пропущен мягкий знак. Группируют слова, записывают их в тетрадь. |
3 | Выявление места затруднения.
| Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. Предлагаю вам слово дочь К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему? Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий). Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак). Давайте закроем мягкий знак, и произнесём это слово. Что заметили? (Слово произносится так же, как и с мягким знаком). - Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (Наверное, нет). Но почему тогда он там пишется? Ваши предположения? Запишем это слово в третий столбик. Аналогичная работы со словом рожь. (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе). Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак). Фиксация проблемной ситуации на доске дочь рожь? - Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке. | Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока. |
4 | Открытие детьми нового материала | - Я хочу предложить вам поработать в группах. - О каких правилах надо помнить, работая в группе? Правила работы в группе: 1. Будьте доброжелательны по отношению друг к другу; 2. До конца выслушивайте мнение каждого члена группы; 3. Помогайте друг другу в работе; 4. Отстаивайте свою точку зрения. Если у вас возникнут затруднения, прошу воспользоваться сигнальной карточкой (карточки находятся на столе каждой группы) (Предлагаются карточки для исследовательской работы). Карточка №1(Слайд 4) ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь 1. Прочитайте слова. 2. Определите, какие это части речи. 3. Какие звуки слышатся на конце слов? 4. Определите род. 5. Запишите слова в два столбика по родам. 6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. 7. Сделайте вывод, запишите его на листе. (Слайд 5) -Какая же тема урока? | Дети работают в группах, делают вывод, записывают на лист. Формулируют тему урока: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
|
5 | Возвращение к проблеме
| Почему же в словах дочь и рожь на конце слов, после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается). Какова роль мягкого знака? Учебник часть II с.31 | Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом Учебник часть II с.31 |
6 | Работа с учебником (правило).
| Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).
| Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске
|
7 | Составление алгоритма.
| А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм). (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм). 1. Существительное 2. С шипящим на конце 3. Сущ. ж.р- пишем ь, Сущ. м. р. - без ь Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт
| Озвучивают алгоритм
|
8 | Первичное закрепление
| Работа со словосочетаниями. Запись на доске: красивая брош (?) золотая рож (?) серебристый ландыш (?) новая вещ (?) Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически. | Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях, Комментируют и проговаривают “шаги” алгоритма. |
9 | Закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа в парах Следующее задание на карточках. Вы по очереди объясняете написание слов и записываете их. При выполнении можете обратиться к алгоритму. Карточка № 2 Запиши слова, поставив их в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род. скрипачи- обручи - моржи - ключи - печи - ночи - Проверка . | Дети работают в парах. |
10 | Физминутка | Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, то нужно присесть. Слова: ёж, мышь, кирпич, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж, врач, речь, камыш, луч, карандаш, печь |
Выполняют упражнение на внимание.
|
11 | Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания по выбору. Карточка № 3 1 уровень: Прочитайте написанные слова. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Борщ.(?), ключ(?), лещ(?), мелоч(?), дич(?), уж(?), лож(?). 2 уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок. Острый _______, резиновый _______, темная _______, золотая _______, кожаный _______. Слова для справок: брош(?), нож(?), плащ(?), ноч(?), мяч(?). Самопроверка, самооценивание. | Выполняют самостоятельную работу
|
12 | Включение в систему знаний. | № 56 стр. 33 | |
13 | Рефлексия | Какое открытие вы сегодня сделали? Что было трудным (интересным, легким)? Оценивание. Ребята, я хочу пословицу - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую. 3.Если не разобрались в теме – голубую. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя |
12 | Домашнее задание | Правило с 31, упр.57 стр. 33
| Записывают д/з в дневник с.33, упр 57
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...
Урок с использованием ЭОР. Русский язык 3 класс автор Канакина В.П. УМК Школа России Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Мльтимедийный урок с использованием ЭОР...
Урок русского языка в 3В классе Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Цель: сформировать умение правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных.Задачи: 1. Актуализировать знания для знакомства новой роли мягкого знака как показат...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...