Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс)

Пилипенко Светлана Васильевна

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 класса УМК Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

муниципального образования «Город Донецк»

ПРИНЯТА

Педагогическим  советом  МБОУ СОШ №13

от ____________ 20__ г.

Протокол № _________ от _______________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 13

Подпись директора_____________ Паникарова Е.А.

Приказ от __________ № ______

                                               

 

Рабочая программа

по русскому языку

начального общего образования

Срок реализации программы  2017- 2021 год

 Составитель Пилипенко Светлана  Васильевна,

учитель высшей  квалификационной категории

I.Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку для 2  класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1.1 Нормативно-правовые документы для 1-4 классов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,

- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10».  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.  Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»  (с изменениями);

- Примерная программа по учебному предмету « Русский язык» автора В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого;

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 13  муниципального образования «Город Донецк»;

-  Учебный план МБОУ СОШ №13 г. Донецка Ростовской области на   2017 – 2018 учебный год.

УМК: « Школа России »

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета (курса) русский язык  в учебном плане

Федеральный базисный план отводит 170  часов для образовательного изучения русского языка  во 2  классе из расчёта 5 часов  в неделю.

В соответствии с этим реализуется  программа по русскому языку в объеме 170 часов.

В соответствии с производственным календарём общее количество часов на изучение русского языка во 2 классе составляет 165 часов.

Были уменьшены часы на повторение: авторская программа 17 часов, фактически 12 часов.

                                                             Общая характеристика учебного предмета

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных  универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

II. Планируемые  результаты  освоения  учебного предмета

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • представления о своей этнической принадлежности;
  • развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
  • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • посознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
  • положительного отношения к языковой деятельности;
  • заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
  • развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  • Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  • Слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

В результате работы по темам «Наша речь»,   «Текст», «Предложение» обучающийся научится:

-сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;

-различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;

 

-правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;

-правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;

-составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;

-составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;

-списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;

-письменно отвечать на вопросы к тексту;

-писать под диктовку;

-записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;

-пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» обучающийся получит возможность научиться :

-понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;

-составлять предложения, различные по цели высказывания;

-устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;

-выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);

-устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

-выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;

-устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;

-составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;

-определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;

-записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;

-работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);

-различать текст-пословицу и текст-загадку;

     -писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » обучающийся научится:

-подбирать группы родственных (однокоренных) слов;

-выделять корень в однокоренных словах;

-различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

-распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;

-использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);

-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

В процессе работы по теме «Слова, слова, слова» обучающийся получит возможность научиться  :

-различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;

-распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;

-использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

В результате работы по теме «Звуки и буквы» обучающийся научится:

-слушать, анализировать звучащее слово;

-выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;

-подбирать слова с заданными первым и последним звуками;

-выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;

-понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;

-понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;

-понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;

-использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;

-анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;

-различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;

-выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;

-обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» обучающийся получит возможность научиться :

-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» обучающийся научится:

-применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

-безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;

-различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» обучающийся получит возможность научиться :

-слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

-чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

-соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

-использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

В результате работы по теме «Части речи» обучающийся научится:

-распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;

-распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;

-использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;

-характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;

-определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;

-распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);

-распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);

-писать имена собственные по правилам;

-характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;

-определять признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;

-изменять имя прилагательное по числам;

-выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);

-устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);

-различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

-характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

-устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;

-определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;

-изменять глаголы по числам;

-писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» обучающийся получит возможность научиться :

-различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?  и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?

-изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;

-объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;

-различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);

-использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);

-понимать значение предлогов в речи.

Используемый учебно-методический комплект

Книгопечатная продукция:

  1. Горецкий В.Г, Канакина В.П. и др. Русский язык: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы « Школа России» 1 – 4 классы, Москва, « Просвещение» 2016 г. 340 стр

Учебники:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1.2, Москва, «Просвещение»

Рабочие тетради и пособия:

1. Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1., Москва, «Просвещение» 2016г. 63 стр.

2. Канакина В.П.. Русский язык.  Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. Москва, «Просвещение» 2016г. 63 стр.

3. Канакина В.П.. Русский язык. Проверочные работы, Москва, «Просвещение» 2016г. 79 стр.

Методические пособия:

Технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого « Русский язык» , автор – составитель Е.В. Кислякова, Волгоград, «Учитель»,  2013 г., 391 стр.

Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык»1.2 ч., Москва, «Экзамен», 2014 г., 63 стр.

Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 1,2 ч., Москва, «Экзамен», 2014 г., 82 стр.

Канакина В.П., Щёголева П.С. Русский язык . Сборник диктантов и самостоятельных работ 1 – 4 класс, Москва, «Просвещение»,2014 г., 159 стр.

Электронные учебные пособия:

Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (диск CD-ROM).

Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Сайт издательства «Просвещение» - www.prosv.ru 

Интернет – ресурсы УМК «Школа России» - http://school-russia.prosv.ru/.

Технические средства:

Классная доска

Персональный компьютер

Интерактивная доска

III. Содержание учебного предмета (курса)

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (165 ч.).

Наша  речь (4 ч).

Язык и речь, их значение в жизни.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах  речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).  Особенности  устной, письменной и внутренней речи.

Текст (5 ч).

Текст.  Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение  её в плане.  Красная строка в тексте.

Предложение (11 ч).

Предложение как единица речи.  Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(23 ч).

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения  слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных  слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями  учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова.  Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании  корня в слове, подборе однокоренных  слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение.  Уточнение представлений  о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение  над разноместностью  и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (34 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи.  Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений  об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов  в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков?  Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв  в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов  и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной  в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой  и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч).

Основные  признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль  в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук  [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих  звуков буквами. Правописание  слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.  Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне  однокоренных слов и форм одного  и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (47 ч).

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и  вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании.  Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их  в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их  в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи  (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль  имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (14 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г;   2) л,м,Л,М,я.Я,А;   3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч;  4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б;  5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях;  

6) н,ю,Н,Ю,к,К;  7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф;  8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Примерный  план проведения контрольных и проверочных работ 

    (с учётом специфики преподаваемого предмета)

№ п/п

Наименование раздела/темы

 Класс

Количество часов

Контрольные  работы

Практические, лабораторные работы (проекты)

Экскурсии

1.

Наша речь

2

2.

Текст

2

1

3.

Предложение

2

1

4.

Слова, слова, слова…

2

1

5.

Звуки и буквы.

2

2

2

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

2

1

1

7.

Части речи.

2

2

1

8.

Повторение.

2

1

           Итого

9

4

СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора

 ___________        ______________

(подпись)                (расшифровка)

 _______________ 20______ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по  русскому языку

Класс   2

Учитель  Пилипенко Светлана  Васильевна

Количество часов: 

       всего     168   часов;          

       в неделю  5   часов;

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Наша речь.  5 часа  

1.

Какая бывает речь?

1

3.09

2.

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

4.09

3.

Как отличить диалог от монолога?

1

5.09

4.-5

Диалог и монолог.

1

6.09- 07.09

Текст (5 ч.)

6

Что такое текст?

1

10.09

7

Что такое тема и главная мысль текста?

1

11.09

8

Части текста.

1

12.09

9

Входная контрольная работа (диктант).

1

13.09

10

Работа над ошибками. Части текста

1

14.09

Предложение (11 ч.)

11

Что такое предложение?

1

17.09

12

Как из слов составить предложение?

1

18.09

13

Что такое главные члены предложения?

1

19.09

14

Что такое второстепенные члены предложения?

1

20.09

15

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

21.09

16

Контрольное списывание.

1

24.09

17

Распространённые и нераспространённые члены предложения.

1

25.09

18

Распространённые и нераспространённые члены предложения.

1

26.09

19

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.

1

27.09

20

Закрепление изученного по теме: « Предложение»  

1

28.09

21

 Проверочная работа по теме «Предложение»

1

01.10

Слова, слова, слова… (23 ч.)

22

Что такое лексическое значение слова?

1

02.10

23

Что такое лексическое значение слова?

1

03.10

24

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

04.10

25

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

05.10

26

Что такое синонимы?

1

08.10

27

Что такое антонимы?

1

09.10

28

Антонимы и синонимы.

1

10.10

29

Проверочный диктант по теме «Слова, слова, слова…»

1

11.10

30

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

12.10

31

Что такое родственные слова?

1

15.10

32

Что такое родственные слова?

1

16.10

33

Что такое корень слова? Словарный диктант.  

1

17.10

34

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

18.10

35

Какие бывают слоги?

1

19.10

36

Как определить ударный слог?

1

22.10

37

Как определить ударный слог?

1

23.10

38

Как переносить слова с одной строки на другую?  

1

24.10

39

Контрольный диктант.

1

25.10

40

Как переносить слова с одной строки на другую?

26.10

41

Как переносить слова с одной строки на другую?

1

29.10

42

Обучающее сочинение по серии картинок.

1

30.10

43

Как переносить слова с одной строки на другую?

1

31.10

44

 Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…»

1

01.11

45

Работа над ошибками. Перенос слов.

1

12.11

Звуки и буквы (34 ч.)

46

Как различать звуки и буквы?

1

13.11

47

Как мы используем алфавит?

1

14.11

48

Как мы используем алфавит?

1

15.11

49

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

16.11

50

Как определить гласные звуки?

1

19.11

51

  Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы»

1

20.11

52

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

21.11

53

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

22.11

54

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

23.11

55

Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

1

26.11

56

Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

1

27.11

57

Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

1

28.11

58

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

29.11

59

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

30.11

60

Закрепление изученного. Словарный диктант

1

03.12

61

Развитие речи. Обучающее сочинение.

1

04.12.

62

Проверочная работа по теме «Гласные звуки»

1

05.12

63

Работа над ошибками. Закрепление изученного

1

06.12

64

Как определить согласные звуки?

1

07.12

65

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

10.12

66

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

11.12

67

 Слова с удвоенными согласными

1

12.12

68

Контрольное списывание.

1

13.12

69

Наши проекты. И в шутку и в серьёз.

1

14.12

70

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

17.12

71

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

18.12

72

Мягкость согласного звука на письме.

1

19.12

73

Мягкость согласного звука на письме.

1

20.12

74

Контрольный диктант.

1

21.12

75

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

24.12

76

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

25.12

77

Правописание мягкого знака .

1

26.12

78

Наши проекты. Пишем письмо.

1

27.12

79

Обобщение изученного по теме «Звуки и буквы»  

1

28.12

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (28 ч.)

80

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

09.01

81

Повторение темы  «Твёрдые и мягкие согласные».

1

10.01

82

Наши проекты. Рифма.

1

11.01

83

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1

14.01

84

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

15.01

85

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1

16.01

86

Проверочная работа  «Правописа-ние жи-ши, ча-ща, чу-щу»

1

17.01

87

Как отличить звонкие согласные звуки  от глухих?

1

18.01

88

Как отличить звонкие согласные звуки  от глухих?

1

21.01

89

Проверочный диктант по тема «Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу в словах»

1

22.01

90

Закрепление знаний. Работа над ошибками.

1

23.01

91

Проверка парных согласных в корне слова.

1

24.01

92

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

25.01

93

Распознавание проверяемых и проверочных слов.

1

28.01

94

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

29.01

95

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

30.01

96

Закрепление изученного. Словарный диктант.

1

31.01

97

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам плана.

1

01.02

98

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки»

1

04.02

99

Работа над ошибками . Обобщение изученного материала.

1

05.02

100

 Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

06.02

101

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

07.02

102

 Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

08.02

103

 Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

11.02

104

Контрольное списывание.

1

12.02

105

Обучающее сочинение «Зимние забавы»

1

13.02

106

Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак»

1

14.02

107

Обобщение изученного материала по теме: «Разделительный мягкий знак»

1

15.02

Части речи (47 ч.)

108

Что такое части речи?

1

18.02

109

Что такое части речи?

1

19.02

110

Что такое имя существительное?

1

20.02

111

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

21.02

112

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

22.02

113

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

25.02

114

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

26.02

115

Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.

1

27.02

116

Заглавная буква в географических названиях.

1

28.02

117

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

1

01.03

118

Проверочный диктант по теме:  «Имя существительное»

1

04.03

119

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

05.03

120

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

06.03

121

Единственное и множественное число имён существительных.

1

07.03

122

Единственное и множественное число имён существительных.

1

11.03

123

Закрепление изученного по теме «Имя существительное»

1

12.03

124

Проверочная работа по теме « Части речи. Имя существительное.»

1

13.03

125

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

14.03

126

    Закрепление изученного по теме «Имя существительное»

1

15.03

127

Контрольный диктант.

1

18.03

128

Работа над ошибками. Закрепление изученного

1

19.03

129

Что такое глагол?

1

20.03

130

Что такое глагол?

1

21.03

131

Единственное и множественное число глаголов.

1

22.03

132

Единственное и множественное число глаголов.

1

01.04

133

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

02.04

134

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

1

03.04

135

Что такое текст-повествование?

1

04.04

136

Проверочная работа по теме «Глагол»

1

05.04

137

Что такое имя прилагательное?

1

08.04

138

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

09.04

139

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

10.04

140

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

11.04

141

Что такое текст – описание?

1

12.04

142

Контрольный диктант.

1

15.04

143

Общее понятие о предлоге.

1

16.04

144

Раздельное написание предлогов со словами.

1

17.04

145

Восстановление предложений.

1

18.04

146

 Наши проекты «В словари – за частями речи!»

1

19.04

147

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное. Предлог.».

1

22.04

148

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

23.04

149

Что такое местоимение?

1

24.04

150

Что такое местоимение?

1

25.04

151

Что такое текст – рассуждение?

1

26.04

152

Что такое местоимение?

1

29.04

153

Проверочная работа по теме: « Местоимения»

1

30.04

154

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

06.05

Повторение (14 ч.)

155

Повторение по теме «Текст».

1

07.05

156

Обучающее сочинение  по картине.

1

08.05

157

Повторение по теме «Предложение».

1

13.05

158

 Повторение по теме «Предложение».

1

14.05

159

Контрольное списывание.

1

15.05

160

Повторение по теме «Слово и его значение».

1

16.05

161

Повторение по теме «Слово и его значение».

1

17.05

162

Повторение по теме «Части речи».

1

20.05

163

 Повторение по теме «Части речи». Словарный диктант.

1

21.05

164

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

22.05

165

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

23.05

166

Повторение по теме «Правила правописания».

1

24.05

167

Повторение по теме «Правила правописания».

1

27.05

168

Повторение по теме «Правила правописания».

1

28.05

Лист

 корректировки рабочей программы по  русскому языку

Учителя МБОУ СОШ №13 Пилипенко Светланы Васильевны

 

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 Дата _____________________                                                  Подпись   ____________/_____________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...