Урок русского языка. Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 4 класс

Тема: Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть.

Цели:

Предметные:

 –  определить особенности спряжения глаголов

глаголов в речи;

-  учиться правильно писать безударные личные окончания

родственных глаголов.

  Метапредметные:

- формирование способности определять, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем поискового характера;

 - формирование умения контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

  Личностные:

 - развитие навыка сотрудничества с одноклассниками и учителем;

-  формирование потребности грамотного употребления слов;

  - формирование индивидуальных учебно - познавательных мотивов.

  1. Повторение.

 - По какой большой теме мы работаем на уроках русского языка? (глагол)

 - Что такое глагол?

 - Как изменяется? (по лицам и числам)

 - Что еще можно о нем сказать? (бывает 1 и 2 спряжения)

 - Какие глаголы относятся к 2 спряжению? К 1 спряжению?

 - Чем отличаются глаголы при спряжении? (окончаниями)

 - Рассмотрите элементы чистописания и скажите, как они связаны с темой?

    (ешь - ишь, ет - ит, ем - им, ете - ите)

 - Запишите такой элемент, в котором зашифрованы окончания глаголов - 2 лица, ед. числа,

     - 3 лица, ед. числа,

     - 1 лица, мн. числа,

     - 2 лица, мн. числа.

 - Подведите итог этому этапу урока. (Повторили личные окончания глаголов)

  1. Закрепление умения определять спряжение глагола и выбора безударного окончания.

На доске пословица: Люб… кататься, люби и саночки возить.

 - Что означает? (Хочешь добиться чего - нибудь - трудись. )

 - Назовите глаголы начальной формы. (кататься, возить)

 - Определите спряжение.

 - Найдите глаголы с личным окончанием. (любишь)

 - Охарактеризуйте его. (2л. , ед. ч. , наст. вр. )

 - Почему окончание вызывает затруднение? ( оно безударное)

 - Как правильно выбрать букву гласного? (определить спряжение по н. ф. или по форме 3 лица, мн. ч. )

Н. ф. - 1спр. - е

 - 2спр. - и

3л. , мн. ч. - ут - ют - 1спр. - е

  - ат - ят – 2спр. - и

 - Проверим по обеим схемам. Сомнений нет - 2 спряжение - ишь.

 - Устно проспрягаем этот глагол, четко проговаривая окончания.

Запишите пословицу и пусть она станет девизом вашей работы.

 - Встаньте те ребята, кто выполнил работу без затруднений

  1. Постановка цели через решение проблемной ситуации.

На доске пословица: Незнайка лежит, а знайка далеко вперед бежит.

 - Это пословица о литературных героях Н. Носова? (Человек, стремящийся к знаниям, достигает гораздо больших результатов).

 - Найдите глаголы. (лежит, бежит)

 - Что можете о них сказать? Есть ли сомнения в их написании? (окончания ударные, 2 спр. )

 - Договоритесь с соседом, кто какой глагол проспрягает, запишите, выделите окончания.

Проверка. Раз глаголы одного спряжения, значит, и окончания в каждой форме должны совпадать.

Сравните свои работы.

Встаньте те пары, у которых все окончания совпали. (лежат - бежат - можно ли так сказать?)

У остальных что получилось? (3л. , мн. ч. лежат - бегут)

 - Какой глагол не вызвал сомнений? (лежат, все окончания ударные, соответствуют 2 спр.)

 - Что скажете про глагол бежать?( глагол бежать не соответствует 2 спряжению. )

 - Какой вопрос возникает у вас? (Какого он спряжения?)

 - Какую поставили цель?( Узнать, к какому спряжению относится глагол бежать)

  1. Актуальность проблемы.

 В детском саду маленькая Света спросила:

 - Девочки, вы хочете со мной играть?

 - Надо говорить не хочете, а хотите, - поправила ее воспитательница.

 - А ты, мальчик, хотишь со мной играть? - исправилась Света.

 - Какие речевые ошибки допустила девочка?

Малыши часто допускают ошибки при выборе формы глагола. Разберемся с глаголом хотеть на примере следующей пословицы: Хоч… есть пироги, не сиди на печи.

 - Какой глагол нас интересует? Почему?(хочешь - безударное окончание)

 - Дайте характеристику. (2л. , ед. ч. , наст. вр. )

 - Как выбрать букву гласного? (обращаясь к первой схеме, н. ф. - - хотеть - е - 1спр.

   3л. мн. ч. - хотят - 2спр.

 - Какой вопрос возникает по глаголу хотеть?( какого он спряжения?)

  1. Работа в группах.

Проспрягать глагол хотеть.

 - Что будете выяснять? (Какие окончания имеет этот глагол, какого он спряжения, какую букву гласного надо писать в безударных окончаниях).

  1. Защита.

 - Проанализируйте свою работу, сделайте вывод.

(Чаще всего группы справляются с заданием, но не могут объяснить, почему так спрягаются глаголы. И это естественно, т. к. дети не знают правила).

 На доске появляются работы четырех групп (правильные и неправильные).

 - Сравните с образцом. (открываю образец). Ед. ч. - спрягается по правилам 1 спр. , мн. ч. - 2 спр.

 - Есть ли верные варианты? Группы, допустившие ошибки, исправьте их. Как вы думаете, бывают ли открытия без проб и ошибок? Главное, понять, в чем ошибся, исправить ошибку и стараться не допускать ее вновь.

 - Запишите пословицу, верно вставив букву в окончание.

 - Но мы пока так и не ответили на вопрос, какого спряжения глаголы бежать, хотеть.

 - Можно ли сказать, что они 1 спр. ? (нет), 2 спр. ? (нет)

 - Может ли глагол поменять спряжение? (нет)

 - Тогда что это за глаголы и в какую группу их можно отнести, узнаем, прочитав правило в учебнике.

(Стр. 33)

7. Подведение итогов.

 - Как называются эти глаголы? (разноспрягаемые)

 - Почему их так назвали?

 - Назовите тему сегодняшнего урока. (разноспрягаемые глаголы)

 - Какую цель поставили? (узнать, какого спряжения глаголы хотеть, бежать)

 - Как ответили на этот вопрос? ( они разноспрягаемые)

  1. Домашнее задание.

Доказать, являются ли родственные глаголы разноспрягаемыми.

Узнать, есть ли другие разноспрягаемые глаголы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка - 4 класс Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

(УМКА «Перспективная начальная школа»)Цели:-  познакомить детей с особенностями спряжения глаголов бежать и хотеть,-  обратить внимание на правильность употребления форм этих глаголов...

Урок русского языка - 4 класс Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

(УМКА «Перспективная начальная школа»)Цели:-  познакомить детей с особенностями спряжения глаголов бежать и хотеть,-  обратить внимание на правильность употребления форм этих глаголов...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть

Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть, ПНШ, закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов...

Разноспрягаемые глаголы бежать и хотеть

Презентация и урок по русскому языку для 4 класса по программе ПНШ...

Русский язык, 4 класс, тема: "Разноспрягаемые глаголы (бежать и хотеть)".

Технологическая карта урока с применением обучающих структур сингапурской методики.УМК "Перспективная начальная школа"....