Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова и словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Целью данного урока является повторение алгоритма разбора слова по составу.
Формируемые УУД:
- предметные: закрепить и отработать алгоритм разбора слова по составу
- метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку учителя МАОУ СОШ №38 г. Калининграда Поповцевой Н.В.
Учитель: Поповцева Наталья Васильевна
Тема: Разбор слова по составу и словообразование.
Цель урока: повторить алгоритм разбора слова по составу
Задачи:
1. Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования
2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор
3. Развивать умение различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова
Формируемые УУД:
- предметные: закрепить и отработать алгоритм разбора слова по составу
- метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
- личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем
Тип урока: урок -закрепление.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, парная
Оборудование:
- Учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2014 год.
- Карточки для работы в группах, парах
- ПК, мультимедиа, презентация.
Ход урока
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
I Орг. момент II Актуализация знаний, постановка темы и целей урока момент III Постановка учебной задачи | У нас урок русского языка. С какими блоками работаем на уроках русского языка? Какие задачи решаем? - Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Повторенье — мать ученья ”. - Объясните значение пословицы. Пусть этот эпиграф будет девизом нашего урока (у нас урок повторения и обобщения изученного) -Откройте учебник на с.39 -Прочитайте название блока, в котором работаем сегодня? Какие будем решать задачи? (будем открывать законы, по которым живёт язык) Прочитайте тему урока. Сформулируйте учебную задачу ВЫВОД: продолжим разбирать слова по составу, используя алгоритм. | Работа с эпиграфом Формулируют учебную задачу |
VФизкультминутка. VI .Закрепление изученного Работа в парах | 1)Начнем с «Разминки для ума»-закончи предложения:
ВЫВОД: что у нас получилось? (на лоске получается алгоритм разбора слова по составу) 2)НА доске: Ученик 3 класса письменно разбирал по составу слово приозёрный. (с.39, упр.1) -Объясните, какую часть слова он искал в каждой строчке. Что он для этого делал? -каков способ словообразования? ВЫВОД: Алгоритм разбора слова по составу 1.Измени слово и выдели окончание. 2.Выдели основу. 3.Подбери однокоренные слова и выдели корень. 4.Найди и обозначь приставку и суффикс. 3) с.39, упр.2 (каким способом образовано слово «приморский»- находящийся у моря) С.39, упр3 (проанализируйте, найдите ошибки) 1 ряд- слово подсвечник 2 ряд-слово горный 3 ряд- слово подсвечник -Как образовалось слово подсвечник? -Как образовалось слово горный? | Заканчивают предложения Фронтальная работа Последовательно перечисляют действия (опора на алгоритм) Фронтально, с комментированием у доски Приставочно-суффиксальным подсвечник 1)не выделены окончания 3) дворник-другой суффикс 4)подарок-другая приставка5) не выделена основы и нулевое окончание |
2 Работа в группах | ВЫВОД: какие способы словообразования знаете? С.40,упр.5 Группы получают инструкции: Используя, однокоренные слова, объясни, почему животные получили такие названия. Обозначьте корни. Определите способ словообразования.
Листовёртка- их гусеница питается листьями разных растений, причём стягивают паутиною объедаемые листья в трубки или пучки. Вуалехвостка –рыбка из Японии, хвост — необычайно длинный: иногда в 6 раз длиннее тела самой рыбки, очень широкий и такой тонкий и прозрачный, как какая-нибудь самая легкая газовая материя. Меченосец -звучит очень грозно. Кажется, что это какое-то гигантское существо с ужасающим видом. На деле – совсем наоборот. Меченосцы – очень маленькие и безобидные рыбки. Задний плавник в виде меча. Птицекрылка- одна из самых крупных дневных бабочек Южной Азии. Размах её крыльев – около 14 – 16 см. Благодаря своим размерам и манере полёта она и получила своё название. Двухвостка (уховертка) - в задней части насекомого расположены два похожих на жала хвоста-щупа. ВЫВОД: способ словообразования- сложение двух основ | горный 1)Не выделена основа 2)горький-не родственное слово 5)не выделена основа Работают со словами –птицекрылка (бабочка),меченосец (рыба), вуалехвост (рыба), двухвостка (насекомое), листовертка (насекомое) |
Рефлексия | -Какова была учебная задача? -Достигли поставленной цели? Дополни предложения: -сегодня я узнал……. -я сделал…….. -настроение у меня…….. -я помог……. | Дополняют предложения |
Домашнее задание | Стр. 40,упр.4 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"
План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»
Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).
Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...
Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...
конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".
ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...