Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова и словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Наталья Васильевна Поповцева

Целью данного урока является повторение алгоритма разбора слова по составу.

Формируемые УУД:

  • предметные: закрепить и отработать алгоритм разбора слова по составу
  • метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку учителя МАОУ СОШ №38 г. Калининграда Поповцевой Н.В.

Учитель: Поповцева Наталья Васильевна

Тема: Разбор слова по составу и словообразование.

Цель урока: повторить алгоритм разбора слова по составу

Задачи:

1. Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования

2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор

3. Развивать умение различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова

Формируемые УУД:

  •     предметные: закрепить и отработать  алгоритм разбора слова по составу
  • метапредметные: формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем

Тип урока: урок -закрепление.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, парная

Оборудование:  

  1. Учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2014 год.
  2. Карточки для работы в группах, парах
  3. ПК, мультимедиа, презентация.

Ход урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I Орг. момент

II Актуализация знаний, постановка темы и целей урока момент

 III Постановка учебной задачи

У нас урок русского языка. С какими блоками работаем на уроках русского языка? Какие задачи решаем?

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Повторенье — мать ученья ”. 

- Объясните значение пословицы. Пусть этот эпиграф будет девизом нашего урока (у нас урок повторения и обобщения изученного)

-Откройте учебник на с.39

-Прочитайте название блока, в котором работаем сегодня? Какие будем решать задачи? (будем открывать законы, по которым живёт язык)

Прочитайте тему урока. Сформулируйте учебную задачу

ВЫВОД: продолжим разбирать слова по составу, используя алгоритм.

Работа с эпиграфом

Формулируют учебную задачу

  1. IV Закрепление изученного

VФизкультминутка.

VI .Закрепление изученного

Работа в парах

1)Начнем с «Разминки для ума»-закончи предложения:

  • Часть слова, которая изменяется, называется………
  • Часть слова без окончания-это……..
  • Общая часть родственных слов называется….
  • Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, называется….
  • Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется….

ВЫВОД: что у нас получилось? (на лоске получается алгоритм разбора слова по составу)

2)НА доске:

Ученик 3 класса письменно разбирал по составу слово приозёрный. (с.39, упр.1)

-Объясните, какую часть слова он искал в каждой строчке. Что он для этого делал?

-каков способ словообразования?

ВЫВОД: Алгоритм разбора слова по составу

1.Измени слово и выдели  окончание.

2.Выдели основу.

3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.

4.Найди и обозначь приставку и суффикс.

3) с.39, упр.2 (каким способом образовано слово «приморский»- находящийся у моря)

 С.39, упр3  (проанализируйте, найдите ошибки)

1 ряд- слово подсвечник

2 ряд-слово горный

3 ряд- слово подсвечник

-Как образовалось слово подсвечник?

-Как образовалось слово горный?

Заканчивают предложения

Фронтальная работа

Последовательно перечисляют действия (опора на алгоритм)

Фронтально, с комментированием у доски

Приставочно-суффиксальным

подсвечник

1)не выделены окончания

3) дворник-другой суффикс

4)подарок-другая приставка5) не выделена основы и нулевое окончание

2 Работа в группах

ВЫВОД: какие способы словообразования знаете?

С.40,упр.5

Группы получают  инструкции:

Используя, однокоренные слова, объясни, почему животные получили такие названия.  Обозначьте корни. Определите способ словообразования.

  Уголок природы - Природа - Картинки по окружающему миру

 

Листовёртка- их гусеница питается листьями разных растений, причём стягивают паутиною объедаемые листья в трубки или пучки.

Вуалехвостка –рыбка из Японии, хвост — необычайно длинный: иногда в 6 раз длиннее тела самой рыбки, очень широкий и такой тонкий и прозрачный, как какая-нибудь самая легкая газовая материя.

Меченосец -звучит очень грозно. Кажется, что это какое-то гигантское существо с ужасающим видом. На деле – совсем наоборот. Меченосцы – очень маленькие и безобидные рыбки. Задний плавник в виде меча.

Птицекрылка- одна из самых крупных дневных бабочек Южной Азии. Размах её крыльев – около 14 – 16 см. Благодаря своим размерам и манере полёта она и получила своё название.

Двухвостка (уховертка) - в задней части насекомого расположены два похожих на жала хвоста-щупа.

ВЫВОД: способ словообразования- сложение двух основ

горный

1)Не выделена основа

2)горький-не родственное слово

5)не выделена основа

Работают со словами –птицекрылка (бабочка),меченосец (рыба), вуалехвост (рыба), двухвостка (насекомое), листовертка (насекомое)

Рефлексия

-Какова была учебная задача?

-Достигли поставленной цели?

Дополни предложения:

-сегодня я узнал…….

-я сделал……..

-настроение у меня……..

-я помог…….

Дополняют предложения

Домашнее задание

Стр. 40,упр.4

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...