Урок русского языка 4 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Охрименко Елена Владимировна

Правописание  безударных личных окончаний глаголов  в настоящем и будущем времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok_rus.yaz_.4-v_klass_10.04.2019_ohrimenko.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс УМК «Школа России»

Тема: Правописание  безударных личных окончаний глаголов  в настоящем и будущем времени.

Цель: Развивать умение определять спряжение глаголов по неопределенной форме; правильно ставить вопросы к глаголам 3лица единственного и множественного числа в настоящем и будущем времени, писать безударные личные окончания глаголов.

Формируемые УУД:

Познавательные:

- самостоятельное выделение  и  формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение нужной информации объектов;

-анализ, сравнение, классификация;

- синтез,  построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценивание качества и уровня усвоения материала,

Личностные:

- нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания ,обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация к уроку, учебники «Русский язык» часть 2 автор  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М., «Просвещение» 2017 (УМК «Школа России), тетради,  листы самооценки, памятки с алгоритмом объяснения  правописания безударных личных окончаний глаголов, карточки  с заданиями.

                                                           Ход урока

Этапы урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

1)Загадка

2)Проверка домашнего задания

3).Самоопределение к деятельности

3.Работа по теме урока

1).  Высказываем свое мнение

2)Коллективная работа в тетрадях

.

4.Физкультминутка

5.Продолжение работы по теме урока

1)Составление текста из деформированных предложений.  Работа в парах

2)Использование алгоритма рассуждения при обосновании правописания безударных личных окончаний глаголов.

3)Разбор глаголов по составу

6.Рефлексия

1)Работа на карточках

2) Самопроверка и самооценка

7.Подведение итогов

8.Домашнее задание

Деятельность учителя

- Слышите, звенит звонок!

Говорит: «Начнем урок!»

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит,

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строит много школ,

Чтоб все знали про

-Что называется спряжением глагола?

-Как определить спряжение глаголов ?

-Какие глаголы относятся  к 1 спряжению?   Ко 2 спряжению?

Кто помнит стихотворение о глагола  –исключениях?

Проверим  выполнение   упр.194

Назовите  глаголы 1спр.

Назовите  глаголы 2спр.

Назовите  глаголы – исключения

Кто допустил ошибки?

-Прочитайте пословицу:

Кто мало говорит , тот больше сделает.

--Как вы ее понимает?

- Сравните глаголы

- Написание окончания  какого глагола вызывает затруднение? Почему?

-А что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

 Назовите тему и задачи урока

-В чем сходство и  различие каждой пары глаголов?

Встретить- встречать

Бросить – бросать

-Поработаем  с этими глаголами.

- Вспомните правила посадки, правила оформления работ в тетради.

-Запишите  вопрос, на который отвечает        глагол, его спряжение, ударение, измените глагол  в форму 3 лица,  ед.числа;  3 лица, мн.ч.

-Обратите внимание, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок

-Сделайте вывод: почему важно правильно ставить вопросы к глаголам?

-Какие окончания у глаголов 3 л. 1спр.,2спр.?

учитель вывешивает памятку

1 спряжение

- ет

 -ут, -ют

2спряжение

- ит

 -ат, -ят      

Повернулись,   повернулись,

Потянулись, улыбнулись

Прочитайте. Что надо сделать?

-Составьте предложения так, чтобы получился текст.

Сверьте с доской.

-  Прочитайте текст

-  Как автор назвал рысь, почему?

 - Назовите тип текста, озаглавьте.

Оцените свою работу: тест составлен  без ошибок: +,  были ошибки:-

Обозначьте спряжение глаголов.

Проверим:

Назовите окончания глаголов в тексте. Обоснуйте  их правописание, используя памятку.

Оцените свою работу: спряжение определили   без ошибок: +,  были ошибки:-

Прочитайте. Узнайте сказку и назовите автора

-Почему лебедь клюет коршуна? Кто они в сказке Пушкина?

Спишите. Выделите окончания глаголов. Обозначьте спряжения глаголов.

Обоснуйте правописание безударных личных окончаний глаголов.

 Используй памятку «Как правильно писать безударное личное окончание глагола»

1.Определить время,лицо,число глагола;

2. Поставить глагол в неопределенную форму;

3.Определить спряжение глагола, проверить, не относится ли глагол  к глаголам-исключениям;

4.Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.

Оцените свою работу: правильно определили спряжение глаголов: +, были ошибки:-

Выполните разбор глаголов  по составу:

 смотрит, стонет

Проверьте.

Оцените свою работу: правильно определили спряжение глаголов: +, были ошибки:-

Вставьте пропущенные буквы

Е или И

Я или Ю

 У или А

Он

 се…т, рису..т,

ла..т

Они

вход...т

гон…т

верт..т

Они

 дыш..т

слыш…т

ищ…т

Он

 пиш…т

смотр..т

люб..т

Они рису…т

пил…т

лов..т

Они

напиш…т

выуч..т

хлопоч…т

-Проверьте

-Оцените свою работу на карточках:

 без ошибок или 1ошибка:  +,

 2 ошибки и более : -

Подведите общий  итог:

Все  5 заданий выполнены без ошибок:    «+ »       оценка 5

 1 « - »   оценка 4,

2 « - »    оценка 3

больше « - » оценка 2

-Чему учились ?

-Как правильно писать безударные окончания глаголов?

С.98 памятка-алгоритм, упр.201

Деятельность обучающихся

                                               Слайд1

-глагол

                                                     

-Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением глагола

- Спряжение глаголов  определяется по их неопределенной форме.

1спр.-ать.-еть.-оть.-уть.       2спр. –ить.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на - ить,

Исключая, брить, стелить.

А еще смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть, гнать,

держать, терпеть, и зависеть, и вертеть.

           Слайд 2     Пословица  

 

                   

-Глаголы 3 лица, ед.ч.,

Но употреблены  в разном времени  и отвечают на разные вопросы

Безударное – ет- сделает

Научиться правильно ставить вопросы к глаголам, определять их спряжение  и правильно писать окончания глаголов 1и 2 спряжения.

Т: Правописание безударных личных окончаний глаголов 3  лица в  наст. и буд. вр.

Слайд3 со словами:

Встретить- встречать

Бросить - бросать

-Глаголы употреблены в неопределенной форме, но отвечают на разные вопросы и относятся к разным спряжениям

Н.ф.

3л. ед.ч.

3л. мн.ч.

Что сделать?

встретиь-2спр.

Что сделает?

встретит

Что сделают? встретят

Что делать?

Встречать-1спр.

Что делает?

встречает

Что делают?

встречают

Что сделать?

Бросить-

2 спр.

Что сделает? бросит

Что сделают?

бросят

Что делать?

Бросать

-1спр.

Что делает?

бросает

Что делают?

бросают

-Чтобы правильно писать личные окончания глаголов.

Повторяют движения

Работают с текстом –«рассыпушкой»

-Составить из слов предложения  в указанной последовательности, ориентируясь по цвету, чтобы получился текст.

                                                                                                                                                                                                       Слайд 4

Живет в глухом лесу разбойница-рысь. Хорошо видят в лесной темноте рысьи глаза. Тихо ступают по земле ее кошачьи лапы. Хорошо слышат украшенные кисточками рысьи уши.

 Работа с листами самооценки. Самооценка  выполненного задания  

Определяют спряжение

На доске, а на партах памятки

1 спряжение

- ет

 -ут,-ют

2спряжение

- ит

-ат, -ят

Работа с листами самооценки. Самооценка  выполненного задания  

 Слайд 5

- «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» .Автор А.С.Пушкин

 Обучающиеся используй памятку «Как правильно писать безударное личное окончание глагола»

 (На партах)

1. смотрит наст.вр.3л.ед.ч.

2. что делать смотреть

3. глагол  -исключение

4. окончание -ит -2спр

Работа с листами самооценки. Самооценка  выполненного задания  

 2 ученика выполняет разбор глаголов по составу на доске

Работа с листами самооценки. Самооценка  выполненного задания  

всем на карточках

слайд 6

Е или И

Я или Ю

 У или А

Он

 сеет, рисует,

лает

Они

входят

гонят

вертят

Они

 дышат

слышат

ищут

Он

 пишет

смотрит

любит

Они рисуют

пилят

ловят

Они

напишут

выучат

хлопочут

Сверяют с доской , исправляют ошибки.

Работа с листами самооценки. Самооценка  выполненного задания

 

Листок самооценки:

задание

Оценивание

(- или +)

1.Составление текста «Рысь»

2.Определение    спряжения:

 живет, видят, ступают, слышат

----------

-----------

Текст А. Пушкина

3.Определение спряжений

4.Разбор по составу

----------------------

5.Работа на карточках

-----------

  итог

-----------

  Листок самооценки    -----------------------------------------

задание

Оценивание     ( - или +)

1.Составление текста «Рысь»

2.Определение    спряжения:

 живет, видят, ступают, слышат

---------

---------

             Текст А. Пушкина

3.Определение спряжений

4.Разбор по составу

---------

---------

5.Работа на карточках

----------

  итог

-----------

Листок самооценки------------------------------------------

задание

Оценивание     ( - или +)

1.Составление текста «Рысь»

2.Определение    спряжения:

 живет, видят, ступают, слышат

---------

---------

             Текст А. Пушкина

3.Определение спряжений

4.Разбор по составу

---------

---------

5.Работа на карточках

----------

  итог

-----------

                                               Памятка

 «Как правильно писать безударное личное окончание глагола»

1.Определить время, лицо, число глагола;

2. Поставить глагол в неопределенную форму;

3.Определить спряжение глагола, проверить, не относится ли глагол  к глаголам-исключениям;

4.Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.

                                               Памятка

 «Как правильно писать безударное личное окончание глагола»

1.Определить время, лицо, число глагола;

2. Поставить глагол в неопределенную форму;

3.Определить спряжение глагола, проверить, не относится ли глагол  к глаголам-  исключениям;

4.Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.

                                               Памятка

 «Как правильно писать безударное личное окончание глагола»

1.Определить  время, лицо, число глагола;

2. Поставить  глагол в неопределенную форму;

3.Определить  спряжение глагола, проверить, не относится ли глагол  к глаголам-исключениям;

4.Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.

   1спр.

   - ет

 -ут,-ют

   2спр.

   - ит

 -ат, -ят

     

                                 

  Листок самооценки    -----------------------------------------

задание

Оценивание     ( - или +)

1.Составление текста «Рысь»

2.Определение    спряжения:

 живет, видят, ступают, слышат

---------

---------

             Текст А. Пушкина

3.Определение спряжений

4.Разбор по составу

---------

---------

5.Работа на карточках

----------

  итог

-----------

Листок самооценки------------------------------------------

задание

Оценивание     ( - или +)

1.Словарный диктант

2.Синтакс. разбор предложения:

Мы любим родной край.

 

---------

---------

             

3.разбор как часть речи : любим

4.Разбор по составу: кричат, бежит, плачут,  распишет

---------

---------

5.звуковой разбор сеять

----------

  итог

-----------

               

      Листок самооценки------------------------------------------

задание

Оценивание     ( - или +)

1.Словарный диктант

2.Синтакс. разбор предложения:

Мы любим родной край.

 

---------

---------

             

3.разбор как часть речи : любим

4.Разбор по составу: кричат, бежит, плачут,  распишет

---------

---------

5.звуковой разбор сеять

----------

  итог

-----------

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....