Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_russkomu_yazyku_4v_klass_2019-2020.doc | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
для 4В класс
(начальное общее образование, базовый уровень)
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: Кузнецова Надежда Андреевна учитель начальной школы, высшая категория
|
г. Барнаул
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 ( в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241,от 22.09.2011 №2357, от18.12 2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576); с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования от 8 апреля 2015 г. протокол №1/15, решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию; Основной образовательной программой МБОУ «СОШ №114» начального общего образования; на основе авторской программы «Русский язык Программа, планирование, контроль 1-4 классы» С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, Вентана-Граф, 2012, в соответствии с положением с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №114».
Предмет русский язык входит в предметную область «Филология».
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа»
Часы для проведения контрольных работ и работ над ошибками выделены из резерва. Оставшиеся резервные часы были распределены на уроки повторения по разделам «Состав слова (морфемика)», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация». Так как класс достаточно подготовленный, может усваивать учебный материал в отведенные авторами временные периоды, то необходимости на выделение резервных часов в течение учебного года нет.
Распределение резерва | Количество часов |
Диктант | 9 |
Контрольное списывание | 3 |
Контрольная работа | 5 |
Работа над ошибками | 9 |
Контрольное изложение | 3 |
Комплексное повторение изученного в 4 класс | 6 |
Всего | 35 |
В книге представлено избыточное количество контрольных работ из которых учитель должен выбрать такие контрольные работы и такие формы контроля, которые необходимы учащимся конкретного класса. В данной программе предпочтение отдано традиционным формам контроля (диктант, списывание), что связано с возрастными особенностями младших школьников.
Программа по «Русскому языку» УМК «Начальная школа 21 века» служит для реализации традиционной образовательной системы.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
В 4 классе урок русского языка проводится 5 раза в неделю, рассчитан на 170 часов в год (34 учебные недели).
Учебно-методический комплект:
- С.Е. Иванов, М.И. Кузнецова: Русский язык. 4 класс, Комментарии к урокам. – М.: Вентана-Граф,2017
- С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2014
- В.Ю. Романова, Л.В. Петленко: Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. 2-4 классы- М.: Вентана-Граф, 2013
- С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова: Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль. -М.: Вентана –Граф, 2012
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса русский язык
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничествес целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты обучения в 4 классе
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить:
- начальную форму глагола;
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
- глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи:
- определять спряжение глагола;
- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
- определять вид глагола;
- находить наречие и имя числительное в тексте;
- применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
- применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
- применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения;
- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
3. Содержание курса «Русский язык. 4 класс» (5 ч в неделю; 170 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)
Фонетика и графика (1 ч). Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика) (1 ч). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология (36 ч). Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
Синтаксис (16 ч.)
Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- буквы а, о на конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числительных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (29 ч)
Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
Резервные уроки (35 ч)
4. Поурочное планирование 4 класс (170 часов- 5 часов в неделю)
№ урока | Темы уроков |
1 | Повторение. Пишем письма |
2 | Повторяем фонетику и словообразование |
3-4 | Вспоминаем изученные орфограммы |
5 | Повторение. Пишем письма |
6 | Повторяем признаки имени существительного |
7 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения |
8 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения |
9 | Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения |
10-11 | Пишем письма |
12-13 | Морфологический разбор имени существительного |
14 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных |
15 | Рассуждение |
16 | Повторяем признаки имени прилагательного |
17 | Орфограммы в окончаниях имён прилагательных |
18 | Диктант по теме: Повторение изученных во 3 классе орфограмм |
19 | Работа над ошибками |
20 | Морфологический разбор имени прилагательного |
21 | Типы текста |
22 | Буквы о, ё после шипящих и ц |
23 | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих» |
24 | Повторяем местоимение |
25 | Орфограммы приставок |
26 | Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак |
27 | Списывание по теме: Повторение изученных во 2 классе орфограмм |
28 | Изложение |
29 | Разбор по членам предложения |
30 | Синтаксический разбор предложения |
31 | Синтаксический разбор предложения |
32-33 | Знаки препинания при однородных членах предложения |
34 | Синтаксический разбор предложения |
35 | Контрольная работа «Морфологический разбор существительного, прилагательного, синтаксический разбор предложения |
36 | Текст |
37 | Глагол |
38 | Глагол как часть речи |
39 | Правописание приставок в глаголах |
40 | Правописание не с глаголами |
41 | Диктант «Повторение изученных орфограмм глаголов» |
42 | Работа над ошибками |
43 | Изложение |
44 | Вид глагола |
45 | Начальная форма глагола |
46 | Личные формы глагола |
47 | Лицо и число глаголов |
48-49 | Мягкий знак после шипящих в глаголах |
50 | Списывание по теме: Правописание глаголов |
51 | Текст |
52-53 | Правописание –ться и -тся в глаголах |
54 | Текст |
55-57 | Спряжение глаголов |
58 | Правописание глаголов |
59 | Диктант по теме: Правописание изученных орфограмм в глаголах |
60 | Работа над ошибками |
61 | Текст |
62-65 | Правописание безударных окончаний глаголов |
66 | Текст |
67-69 | Правописание глаголов |
70 | Контрольная работа за 1 полугодие |
71 | Настоящее время глагола |
72 | Правописание суффиксов глаголов |
73 | Диктант по теме: Орфограммы изученные в 4 классе |
74 | Работа над ошибками |
75-76 | Прошедшее время глагола |
77-78 | Изложение |
79 | Правописание суффиксов глаголов |
80 | Будущее время глагола |
81 | Правописание суффиксов глаголов |
82 | Изменение глаголов по временам |
83 | Изложение с элементами сочинения |
84 | Контрольная работа «Время глагола» |
85 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
86 | Условное наклонение глагола |
87-88 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени |
89 | Текст |
90-91 | Повелительное наклонение глагола |
92 | Словообразование глаголов |
93 | Диктант по теме: Правописание глаголов |
94 | Работа над ошибками |
95 | Текст |
96-97 | Глагол в предложении |
98-99 | Правописание глаголов |
100 | Текст |
101 | Морфологический разбор глагола |
102 | Повторение (проверь себя) |
103 | Текст |
104 | Диктант «Орфограммы 3 четверти» |
105 | Работа над ошибками |
106-108 | Наречие |
109 | Как образуются наречия |
110-111 | Правописание гласных на конце наречий |
112 | Текст |
113 | Морфологический разбор наречий |
114 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих |
115-116 | Мягкий знак на конце слов после шипящих |
117 | Текст |
118 | Диктант по теме: Гласные на конце наречий, ь на конце слов после шипящих |
119 | Работа над ошибками |
120-121 | Имя числительное |
122 | Текст |
123 | Изменение имён числительных |
124 | Слитное и раздельное написание числительных |
125 | Правописание мягкого знака в именах числительных |
126 | Правописание числительных |
127 | Текст |
128 | Изложение |
129 | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах |
130 | Связь слов в предложении. Словосочетание |
131 | Словосочетание |
132 | Слово. Словосочетание. Предложение |
133 | Контрольная работа «Глагол, наречие, числительное» |
134 | Текст |
135 | Правописание слов в словосочетаниях |
136 | Связь слов в словосочетании. Согласование |
137 | Правописание слов в словосочетаниях |
138 | Связь слов в словосочетании. Управление |
139 | Правописание слов в словосочетаниях |
140 | Диктант по теме: Правописание слов в словосочетаниях |
141 | Работа над ошибками |
142 | Текст |
143 | Связь слов в словосочетании. Примыкание |
144 | Правописание слов в словосочетаниях |
145 | Словосочетание в предложении |
146 | Текст |
147 | Сложное предложение |
148 | Как связаны части сложносочиненного предложения |
149 | Контрольная работа «Словосочетание, предложение, связь слов в словосочетании и предложении» |
150 | Знаки препинания в сложном предложении |
151 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения |
152 | Текст |
153 | Как связаны части сложноподчиненного предложения |
154 | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения |
155 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения |
156 | Диктант по теме: Орфограммы и пунктуационные правила |
157 | Работа над ошибками |
158 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения |
159 | Текст |
160 | Изложение |
161 | Сложное предложение |
162 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения |
163 | Текст |
164 | Списывание по теме: Орфограммы и пунктуационные правила |
165-170 | Повторение изученного |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Описание изменений | Причина внесения изменений | Количество часов | № и дата приказа о корректировке рабочей программы | |
по плану | по факту | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...