РП Русский язык
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»
на 2019-2020 учебный год
Приказ директора от «18» июня 2019 г. №69-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
1 КЛАСС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель Фауст И. В. учитель начальных классов высшая квалификационная категория |
Составитель
Зайцева Т.А.
учитель начальных классов
2019 г.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы учебного курса В. П. Канакиной , В. Г. Горецкого и др––М. Просвещение, 2015г.
В 1 классе на изучение предмета русский язык отводится 55 ч (5 ч в неделю, 11 учебных недель, так как курс русского языка вводится после завершения обучения грамоте), в том числе 11 часов внутрипредметного образовательного модуля «Риторика».
Планируемы результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У первоклассника начнут формироваться:
- представление о роли языка в речи и жизни людей;
- умение выражать свои эмоции, сопереживать, высказывать своё мнение.
Метапредметные результаты
Первоклассник научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
- определять и формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, предложенному учителем.
Познавательные универсальные учебные действия
- ориентироваться в учебнике, в условных обозначениях;
- находить ответы на вопросы в тексте и по иллюстрациям;
- обобщать и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или не
большого текста); - слушать и понимать речь других;
- работать в паре, группе, выполняя при этом различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
Первоклассник научится:
В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):
- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
- разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
- различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й1];
- выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
- выделять слоги, различать ударные и безударные;
- различать гласные буквы, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.
Первоклассник получит возможность научиться:
- выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой они произносятся, определять нужный знак препинания для её обозначения;
- различать парные и непарные по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости согласные, для парных по глухости-звонкости определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным).
Первоклассникнаучится:
В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):
- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
- правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону
своей записи;
- осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й'];
- обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, предложении «опасные при письме места»;
- применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- различать два вида чтения: «как говорим» и «как написано» (орфоэпическое и орфографическое);
- писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения по освоенной технологии.
Первоклассник получит возможность научиться:
- при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
- в целом оценивать качество своего письма;
- различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;
- применять освоенные правила переноса слов;
- успешно проверять написанное.
В результате изучения предмета «Русский язык» по данной программе у первоклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У первоклассника начнут формироваться:
- первичное представление о русском языке как языке его страны;
- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека;
- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Первоклассник получит возможность для формирования:
- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
- познавательного интереса к русскому языку;
- сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты
Первоклассник научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
- использовать речь для регуляции своих действий;
- оценивать свои достижения.
Первоклассник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Первоклассник научится:
Познавательные универсальные учебные действия
- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решать её;
- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
переводить её в словесную форму;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.
Первоклассник получит возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.
Первоклассник научится:
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Первоклассник получит возможность научиться:
- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем.
Предметные результаты
Первоклассник научится:
В области речи, речевой деятельности:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;
- пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
- выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;
- под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;
- осознавать наличие в речи разных задач общения: по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;
- создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;
- конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы.
Первоклассник получит возможность научиться:
- соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
- замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
- в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;
- использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
- фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»);
- читать записи, сделанные «значками звуков», и осознанно «переводить» их в буквенные;
- различать деловые сообщения и словесные картинки, формулировать, о чём и что в них говорится;
- создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;
- использовать записки в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.
Первоклассник научится:
В области освоения языка (грамматики, фонетики, графики):
- различать слово и предложение;
- выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);
- различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие и др.;
- различать звуки и буквы;
- выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой);строить модель слогового и звукового состава слова из 5-6 звуков;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
- правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й'] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения.
В области письма (орфографии и пунктуации, каллиграфии):
- обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;
- правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);
- обозначать пробелами границы слов;
- писать большую букву в собственных именах;
- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
- правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
- под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
- правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;
- использовать приобретённые каллиграфические умения.
Первоклассник получит возможность научиться:
- обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [и'], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;
- соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего
Содержание учебного предмета
Наша речь (3 ч) |
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. |
Текст, предложение, диалог (4 ч) |
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). |
Слова, слова, слова… (4 ч) |
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. |
Слово и слог. Ударение. (6 ч) |
Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление). |
Звуки и буквы (34 ч) |
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. |
Повторение (4 часа)
Содержание модуля «Риторика» (11 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Компетенции | |
Учебно-познавательная | Информационная | |||
1 | Для чего люди общаются | 1 | Уметь анализировать и оценивать общение. | Уметь пользоваться информацией в речевом поведении |
2 | Употребление различных слов вежливости в зависимости от адресата и ситуации общения | 1 | Знать уместность использования устной и письменной речи, словесных и несловесных средств общения | Уметь работать с учебником |
3 | Роль речи в организации совместной деятельности | 1 | Уметь определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «Вежливо-невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения | Создание и анализ риторической задачи |
4 | Устная речь | 1 | Уметь распознавать этикетный диалог, оценивать речевое поведение собеседников, их словесную вежливость. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости | Уметь пользоваться правилами общения |
5 | Речевое поведение во время телефонного разговора | 1 | Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения | Создание инструкции «Правила для говорящего» |
6 | Уместное употребление различных форм прощания | 1 | Уметь анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего (п, и, *) | Создание рекомендаций «Как слушать собеседника» |
7 | Правила речевого поведения | 1 | Уметь анализировать и оценивать говоримую речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения | Создание правила «Громко-тихо» |
8 | Различные способы выражения благодарности | 1 | Уметь вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы | Создание рекомендаций «Как благодарить собеседника» |
9 | Признаки текста: тематическое и смысловое единство. | 1 | Уметь отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст | Уметь работать с текстом |
10 | Уместное использование различных форм извинения | 1 | ||
11 | Уместное употребление обращений в различных ситуациях | 1 | Уметь пользоваться наиболее подходящими приемами обращения | Уметь пользоваться различными источниками информации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....