РП Русский язык
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Зайцева Татьяна Александровна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_1_kl.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Приказ директора от «18» июня  2019 г. №69-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК"

1 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                         Составитель

                                                     Фауст И. В.

учитель начальных классов

высшая  квалификационная категория

Составитель

Зайцева Т.А.

учитель начальных классов

2019 г.

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса школы  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы учебного курса В. П. Канакиной , В. Г. Горецкого и др––М. Просвещение, 2015г.

В 1 классе на изучение предмета русский язык отводится 55 ч (5 ч в неделю, 11 учебных недель, так как курс русского языка вводится после завершения обучения грамоте), в том числе 11  часов внутрипредметного образовательного модуля «Риторика».

Планируемы результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

  • представление о роли языка в речи и жизни людей;
  • умение выражать свои эмоции, сопереживать, высказывать своё мнение.

Метапредметные результаты

Первоклассник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • определять и формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по плану, предложенному учителем.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ориентироваться в учебнике, в условных обозначениях;
  • находить ответы на вопросы в тексте и по иллюстрациям;
  • обобщать и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или не
    большого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • работать в паре, группе, выполняя при этом различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

Первоклассник научится:

В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

-        слышать интонацию конца предложения,  определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

  • разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
  • различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й1];
  • выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
  • выделять слоги, различать ударные и безударные;
  • различать гласные буквы, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой они произносятся, определять нужный знак препинания для её обозначения;
  • различать парные и непарные по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости согласные, для парных по глухости-звонкости определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным).

Первоклассникнаучится:

В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

-        соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

-        правильно,  аккуратно,  разборчиво  и,   по  возможности,   красиво  писать буквы  и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону
своей записи;

  • осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й'];
  • обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, предложении «опасные при письме места»;
  • применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • различать два вида чтения: «как говорим» и «как написано» (орфоэпическое и орфографическое);
  • писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения по освоенной технологии.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
  • в целом оценивать качество своего письма;
  • различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;
  • применять освоенные правила переноса слов;
  • успешно проверять написанное.

В результате изучения предмета «Русский язык» по данной программе у первоклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

  • первичное представление о русском языке как языке его страны;
  • осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека;
  • желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Первоклассник получит возможность для формирования:

  • понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
  • познавательного интереса к русскому языку;
  • сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты

Первоклассник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать учебную задачу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
  • действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
  • использовать речь для регуляции своих действий;
  • оценивать свои достижения.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Первоклассник научится:

Познавательные универсальные учебные действия

  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решать её;
  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

-понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
переводить её в словесную форму;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
  • строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Первоклассник научится:

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем.

Предметные результаты

Первоклассник научится:

В области речи, речевой деятельности:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;
  • пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
  • выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;
  • под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;
  • осознавать наличие в речи разных задач общения: по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;
  • создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;
  • конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
  • замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
  • в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;
  • использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
  • фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»);
  • читать записи, сделанные «значками звуков», и осознанно «переводить» их в буквенные;
  • различать деловые сообщения и словесные картинки, формулировать, о чём и что в них говорится;
  • создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;
  • использовать записки в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.

Первоклассник научится:

В области освоения языка (грамматики, фонетики, графики):

  • различать слово и предложение;
  • выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);
  • различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие и др.;
  • различать звуки и буквы;

-        выделять   последовательность   звуков   слова,   характеризовать   каждый   (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой);строить модель слогового и звукового состава слова из 5-6 звуков;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
  • правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й'] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения.

В области письма (орфографии и пунктуации, каллиграфии):

-        обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;

  • правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);
  • обозначать пробелами границы слов;
  • писать большую букву в собственных именах;
  • соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
  • правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
  • под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
  • правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;
  • использовать приобретённые каллиграфические умения.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [и'], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;
  • соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего

Содержание учебного предмета

Наша речь (3 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (4 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова…  (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение. (6 ч)

Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление).

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

Повторение (4 часа)

Содержание модуля «Риторика» (11 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

1

Для чего люди общаются
Понятие о риторике

1

Уметь анализировать и оценивать общение.
Знать понятие «риторика»

Уметь пользоваться информацией в речевом поведении

2

Употребление различных слов вежливости в зависимости от адресата и ситуации общения

1

Знать уместность использования устной и письменной речи, словесных и несловесных средств общения

Уметь работать с учебником

3

Роль речи в организации совместной деятельности
Речь: устная и письменная

1

Уметь определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «Вежливо-невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения

Создание и анализ риторической задачи

4

Устная речь

1

Уметь распознавать этикетный диалог, оценивать речевое поведение собеседников, их словесную вежливость. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости

Уметь пользоваться правилами общения

5

Речевое поведение во время телефонного разговора

1

Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения

Создание инструкции «Правила для говорящего»

6

Уместное употребление различных форм прощания

1

Уметь анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего (п, и, *)

Создание рекомендаций «Как слушать собеседника»

7

Правила речевого поведения

1

Уметь анализировать и оценивать говоримую речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения

Создание правила «Громко-тихо»

8

Различные способы выражения благодарности

1

Уметь вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы

Создание рекомендаций «Как благодарить собеседника»

9

Признаки текста: тематическое и смысловое единство.

1

Уметь отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст

Уметь работать с текстом

10

Уместное использование различных форм извинения

1

11

Уместное употребление обращений в различных ситуациях

1

Уметь пользоваться наиболее подходящими приемами обращения

Уметь пользоваться   различными источниками информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...