Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся говорить правильно"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
«Учимся говорить правильно»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно» ( по развитию устной и письменной речи учащихся с родным (нерусским) языком в 1-4 классах) разработана в рамках реализации проекта ФЦПРО, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся, на основе программы «Русский язык: от ступени к ступени». Авторы- составители: Какорина Е.В, Костылева Л.В., Савченко Т.В., Шорина Т.А.
Актуальность: Программа внеурочной деятельности для детей с родным нерусским языком представляет собой комплексный курс, изучая который дети из цыганских семей будут постигать не только правила русской речи , но и правила русской жизни, обычаи, традиции. Программа ориентирована на создание ситуации успеха, что позволяет каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия.
Участники программы: обучающиеся 1-4 классов МОУ Давыдовская ООШ.
3. Структура программы
Структура программы включает в себя направления:
Направление 1. Формирование, развитие и коррекция русской устной речи.
Направление 2. Формирование, развитие и коррекция русской письменной речи.
По продолжительности реализации- 4 года.
1 класс - 1 час в неделю (в год - 33часа);
2-4 классы - 1 час в неделю (34 часа в год).
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchimsya_govorit_pravilno_publikatsiya.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Давыдовская общеобразовательная основная школа
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________
«___» 2019г. | «Утверждаю» Директор МОУ Давыдовская ООШ ________________
«___» 2019г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Учимся говорить правильно»
(по развитию устной и письменной речи
учащихся с родным (нерусским) языком в 1-4 классах)
составленной на основе авторской программы
«Русский язык: от ступени к ступени»
Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Шориной Т.А.
Составила:
учитель начальных классов
МОУ Давыдовская ООШ
Сомова С.А
с. Давыдово, 2019г.
Структура и содержание программы
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы
- Структура программы
- Ожидаемые результаты
- Основное содержание программы
- Тематическое планирование
- Формы контроля сформированности речевых умений и навыков
- Материально – техническое обеспечение
- Список литературы
1.Пояснительная записка
С каждым годом в нашем ОУ увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Это дети из цыганских семей. Для данных детей русский язык представляет огромную трудность. Незнание ими русского языка или слабое владение русским языком при поступлении в общеобразовательное учреждение, затрудняет включение их в учебный процесс.
Дети имеют разный уровень владения языком. Более половины учащихся плохо разговаривают на русском языке, некоторые совершенно не разговаривают и не понимают русскую речь. Трудности в освоении русского языка связаны с недостаточным запасом русских слов и непониманием лексического значения. Дети допускают ошибки в выборе формы числа, рода, падежа, времени, лица и т.д. Испытывают затруднения в формулировке выводов, обобщений, доказательств, воспроизведению учебных текстов, часто нарушается порядок слов. Эти отклонения в устной речи создают трудности при обучении письму, чтению. Это серьёзно сказывается при усвоении других школьных предметов.
Кроме того, в цыганских семьях не говорят на русском языке, родители сами не знают языка соответственно не способны оказывать помощь в его изучении своим детям. Дети до школы не посещают детский сад. Из этого следует, что основные знания русского языка дети получают в образовательном учреждении.
При общении со сверстниками и педагогами цыганские дети испытывают серьёзные затруднения. В целях преодоления языковых барьеров на пути обучения детей создана программа курса внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно». Знания, полученные за период обучения, позволят детям мягко войти в образовательный процесс, включиться в интересную и содержательную жизнь школы.
Программа предназначена для формирования у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общения на основе толерантности, диалога культур и уважения к многонациональному поликультурному составу российского общества.
Актуальность: программа позволяет детям с родным (нерусским) языком повысить уровень овладения устной и письменной русской речью и применять полученные знания на практике. Кроме того, работа по развитию активной речи, направлена на формирование интереса к изучению русской культуры и положительного отношения к русским обычаям, установкам, традициям.
Направленность программы: социально – педагогическая.
2. Цели и задачи
Цель программы - формирование, развитие и коррекция устной и письменной русской речи у детей с родным (нерусским) языком; создание условий для развития личности ребёнка; формирование мотивации к познанию.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- Формировать грамматическую базу по учебному предмету «Русский язык» начальной школы;
- Расширять словарный запас и кругозор учащихся;
- Развивать умения понимать русскую речь на слух, говорить, читать и писать;
- Корректировать и развивать навыки произношения и интонирования речи;
- Воспитывать положительное отношение к русским людям как носителям культуры и государственного языка России и уважение к нравственным нормам и морали;
- Формировать толерантность через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в классе.
Отличительные особенности программы:
1.Взаимосвязь между классными и внеклассными занятиями;
2. Ориентирована на обучение детей русскому языку с разным уровнем развития речи;
3. Практическая направленность;
4. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Данная программа предполагает, что в ходе изучения материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно - действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Практическая значимость программы.
Полученные знания пригодятся обучающимся в дальнейшей учёбе для речевого, интеллектуального и нравственного развития, в применении знаний на уроках, внеурочной деятельности и в повседневной жизни.
Участники программы: обучающиеся 1-4 классов МОУ Давыдовская ООШ.
3. Структура программы
Структура программы включает в себя направления:
Направление 1. Формирование, развитие и коррекция русской устной речи.
Направление 2. Формирование, развитие и коррекция русской письменной речи.
По продолжительности реализации- 4 года.
1 класс - 1 час в неделю (в год - 33часа);
2-4 классы - 1 час в неделю (34 часа в год).
На занятиях используются следующие формы:
− индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
− фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
− групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы)
− коллективная (выполнение работы для подготовки к конкурсам).
Рабочая программа составлена на основе:
1.Программы «Русский язык: от ступени к ступени». Авторы- составители: Какорина Е.В, Костылева Л.В., Савченко Т.В., Шорина Т.А
2. Программ по учебным предметам УМК « Школа России»
3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
При разработке программы были использованы материалы :
1. Какорина Е.В, Костылева Л.В., Савченко Т.В. «Говорю и пищу по- русски». М., Русское слово. 2008
2.Каленкова О.Н. «Уроки русской речи» М., Этносфера. 2007
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Таким образом, программа внеурочной деятельности для детей с родным нерусским языком представляет собой комплексный курс, изучая который дети из цыганских семей будут постигать не только правила русской речи , но и правила русской жизни. Программа ориентирована на создание ситуации успеха, что позволяет каждому обучающемуся участвовать в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия.
4.Ожидаемые результаты
Личностные результаты
№ | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Осознание роли языка и речи в жизни людей. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | |
Формирование своей точки зрения. | Формируется собственная точка зрения. | Адекватное определение задач саморазвития. | Осознание способов поддержания своей самооценки. | |
Формирование умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | Формируется умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. | Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. | |
Понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание. | Понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание. | Осознание и определение эмоций других людей; сочувствие другим людям, сопереживание. | Осознание и определение эмоций других людей; сочувствие другим людям, сопереживание. | |
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | Понимать необходимость соблюдения правил устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). | Формируется интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения . | Стремление к созданию собственных текстов, к письменной форме общения – приобретению новых знаний. | |
Проявление интереса к самостоятельному конструированию своих знаний. | Проявление навыков самостоятельности при конструировании своих знаний. | Самостоятельно конструировать свои знания. | Самостоятельно конструировать свои знания. |
1 класс | 2 класс | |
Регулятивные УУД | Учиться высказывать своё предположение (версию). | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. |
Учиться работать по предложенному учителем плану. | Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;. | |
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем. | |
Познавательные УУД | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. |
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации. | Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. | |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. | Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | |
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы . | ||
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. | ||
Коммуникативные УУД | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. |
Слушать и понимать речь других. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. | |
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | вступать в беседу. | |
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
3 класс | 4 класс | |
Регулятивные УУД | Осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий; контроль с проверкой работы соседа по парте. | Самостоятельное и адекватное оценивание правильности выполнения действий. |
Использовать в работе литературу. | Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, икт. | |
Осуществление внутреннего плана действий. | Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. | |
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов. | Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | |
Познавательные УУД | Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. | Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. |
Самостоятельное и адекватное оценивание правильности выполнения действий. | Самостоятельное и адекватное оценивание правильности выполнения действий. | |
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). | |
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков. | |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. | |
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. | ||
Составлять план текста | Уметь передать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | |
Коммуникативные УУД | Учиться умению обосновывать свою позицию. Инициативное сотрудничество: задания, требующие распределения работы с соседом по парте. | Умение обосновывать свою позицию; умение работать по правилам. |
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |
Умение учитывать разные мнения и интересы. | Умение учитывать разные мнения и интересы. | |
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном самостоятельном решении проблемы (задачи). | |
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Планируемый результат:
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно» обучающиеся научатся:
• понимать на слух русскую речь;
• различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;
• различать и соблюдать интонацию основных типов предложения;
• правильно образовывать формы изменяемых частей речи.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;
• соблюдения основных норм русского произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
• обогащения запаса слов, необходимого для учебного и бытового общения;
• соблюдения основных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываниях;
• владения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения.
5.Основное содержание программы (135 часов )
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание на слух русской речи. Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений; понимание на слух значения производных слов, смысла предложений, связных высказываний. Выделение наиболее важных фактов, понимание последовательности действий. Различение интонации предложений.
Говорение. Расширение активного словаря за счет постепенного введения слов разных частей речи. Участие в диалоге (ведение диалога) в ситуациях повседневного и учебного общения. Умение употреблять в речи вопросительные, восклицательные и побудительные предложения; соотносить содержание, интонацию. Практическое овладение диалогической и монологической речью. Пересказ прочитанного текста. Ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов. Составление плана текста. Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе и др. Составление неподготовленных монологических текстов о прочитанном (услышанном), увиденном, из личного опыта (несложное описание, повествование, повествование с элементами рассуждения). Оценка прочитанного. Владение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (знакомство, приветствие, прощание, приглашение, просьба, извинение).
Чтение. Осознанное, правильное и выразительное чтение целыми словами учебного текста с соблюдением ударения в словах, правильной интонации, смыслового ударения и пауз. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.
Письмо. Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике; составление поздравлений, писем. Соблюдение основных правил русского правописания.
1 год обучения
Развитие речи : знакомство с общими понятиями: семья, профессия, животные, растения, времена года, птицы, игры, игрушки, посуда, транспорт и т.д.
Обучение прежде всего предполагает изучение и систематизацию лексики, необходимой ребенку для повседневного общения, ориентации в городе, городских учреждениях, транспорте, знакомство с этикетом. Поэтому занятия организуются на основе лексических тем.
Коммуникативная направленность обучения обуславливается тем, что освоение материала с первых же шагов ведется на базе речевых конструкций (словосочетания, высказывания) и текста.
Большое место в программе отводится работе над произношением, интонацией, техникой чтения.
Наиболее типичными упражнениями на этом этапе являются упражнения чисто грамматического характера, языковые игры, составление небольших текстов на основе изучаемой конструкции и лексической темы, заучивание небольших стихотворных фрагментов, построенных на изучаемом грамматическом явлении, фонетических стишков, скороговорок, «чистоговорок», считалок, поговорок и пословиц.
2 год обучения
Развитие речи: работа со словом, словосочетанием, предложением (различные виды изложений, диктантов) с опорой на словари, схемы.
Обучение строится прежде всего на освоении учащимися логико-смысловых отношений в простом предложении (объектных, временных, пространственных, целевых, причинно-следственных и др.).
Занятия организуются уже не на базе лексических тем, а на базе изучения предложно-падежной системы, хотя работа над лексическими темами продолжается.
Накопленный за время работы в 1 классе лексический материал и изучаемые на этом этапе грамматические явления позволяют перейти к постановке новой задачи – углублённой работе с текстом.
Работа с текстом предполагает введение целого ряда заданий нового типа, таких как письменные и устные ответы на вопросы, пересказ близко к тексту, работа над расширением и сужением текста, выписывание фрагментов, выполнение специальных грамматических заданий и др. Таким образом, на втором году обучения начинается важная работа по обучению учащихся созданию связного письменного и устного монологического высказывания и текста.
Занятия состоят из двух частей: отработки новой грамматики по уже усвоенной учащимися методике и закрепление всего пройденного на материале текста.
Вся эта работа идет на фоне постоянной отработки навыков произношения, интонирования речи, правильной постановки ударения.
Происходит расширение работы, направленной на связь изучаемого материала с базовой школьной программой.
3 и 4 год обучения
Развитие речи: работа над текстом. Построение текста. Типы текстов. Творческие задания.
Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи в центре внимания учащихся при обучении, как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.
Продолжается работа над предложно-падежной системой: вводятся еще не пройденные значения падежей, повторяются уже известные, но материал расширяется за счет введения множественного числа существительных и прилагательных. Система упражнений сохраняется. Но характер рабочих текстов меняется: акцент делается на текстах, подготовленных на основе базовых предметов начальной школы: окружающий мир, математика, литературное чтение.
Работа над текстами культурно-бытового характера и лексическими темами также продолжается, но концентрируется на приемах обучения изложению и сочинению.
На первый план выдвигаются те виды речевой деятельности, которые обеспечивают вхождение учащихся в учебный процесс общеобразовательной школы.
На каждом уроке дети учатся говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем , пересказывать содержание прочитанного. Большое внимание уделяется работе над словом, его значением, произношением и правописанием. Много внимания уделяется работе над предложениями, дети учатся строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, составлять тексты, диалоги по заданному образцу и самостоятельно на предложенную тему, по картине, на основе наблюдения или по кадрам фильма.
Занятия опираются на сохраняющийся в этом возрасте интерес к игре (у большинства учащихся начальной школы игра продолжает оставаться одной из ведущих видов деятельности), а также – к сказке. Данные методы составляют основу программы, организуя процесс познания ребенком реального мира, отношений между людьми, человеком и природой.
Содержание курса занятий внеурочной деятельностью
1 класс (33 часа)
1.Я и моя семья-3ч.
Члены семьи, их имена и черты характера. Слова вежливости. Любимые занятия членов семьи. Продукты питания. Обязанности членов семьи.
2.Я и мои друзья-3ч.
Мои друзья, что умеют делать. Совместные игры. Любимые занятия. Приветствие, прощание.
3.Человек.-3ч.
Режим дня. Профессии. Правила дорожного движения.
4.Моя школа-3ч.
Школа. Класс. На уроке.
5.Мой дом-5ч.
Название мебели. Предметы быта. Посуда.Продукты.
6. Природа-5ч.
Времена года. Дни недели. Фрукты. Овощи.
7. Мир вокруг меня –8ч.
Домашние животные. Домашние питомцы. Любимое животное. Дикие животные.
8. Край, в котором мы живём-3ч.
Игрушки. Любимые игры и занятия. Виды транспорта.
2класс (34 часа)
1.Слово-7 ч.
Толкование, образование слов. Употребление слов в прямом и переносном значении. Составление словариков.
2. Словосочетание-7ч.
Предложно – падежная система
3. Предложение- 8ч.
Освоение логико – смысловых отношений в простом предложении.
4. Текст- 8ч.
Письменные и устные ответы на вопросы. Пересказ близко к тексту. Типы текста. Композиция текста.
5. Культура общения-4ч.
3 класс (34 часа)
1.Слово- 16ч.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Знакомство со словарём синонимов.
2.Текст- 12ч.
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный).
3.Культура общения – 6 ч.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
4 класс (34 часа)
1.Слово – 9ч.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы.
2.Речь. Техника и выразительность речи – 6ч.
Основные качества речи: правильность, точность, выразительность.
3.Текст – 19ч.
Текст. Тема, основная мысль текста. Опорные слова. План. Виды плана. Стили речи. Композиция текста.
6.Тематическое планирование
Тематическое планирование занятий первого года обучения
№п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Количество занятий |
1 | Расскажи мне о себе. Диагностика. | Рассказ о себе: внешний вид, увлечения, национальность | 1 |
2 | Мой дом. Члены семьи. | Семья – часть общества. Взаимоотношения членов семьи. | 1 |
3 | Профессия членов семьи. | Знакомство с профессиями. | 1 |
4 | Город, село. Родной край. | Трудовая деятельность людей в городе и сельской местности. | 1 |
5 | Дни недели. | Название дней недели, их происхождение | 1 |
6 | Времена года. Осень. | Особенности времени года (осень). Бережное отношение к природе. | 1 |
7 | Игры и игрушки. | Игры и игрушки разных народов, их особенности. | 1 |
8 | Домашние животные. | Домашние животные, их разнообразие. | 1 |
9 | Уход за домашними животными. | Рассказ об уходе за домашними животными. Игра«Назови детенышей домашних животных» | 1 |
10 | Птицы. | Знакомство с видами птиц. | 1 |
11 | Растения (деревья, цветы). | Знакомство с разновидностью деревьев, цветов. | 1 |
12 | Дикие животные | Знакомство с разновидностью диких животных | 1 |
13 | Лес, поле. | Знакомство с природными сообществами, их жителями, с растительностью. | 1 |
14 | Реки, моря. | Игр а«Море волнуется», познавательная игра «Подели на группы», беседа «Я знаю реки и моря» | 1 |
15 | Рыбы. | Игра «Рыбы», познавательная игра «Подели на группы», беседа «Чем покрыто тело рыб» | 1 |
16 | Овощи и фрукты. | Игра «Что растет в саду и на огороде?», познавательная игра «Подели на группы», беседа «Об овощах и фруктах» | 1 |
17 | Школа, класс. | Игра «Правила поведения в школе», познавательная игра «Кто работает в школе?», беседа «Мой класс». | 1 |
18 | Режим дня. Диагностика. | Игра «Режим дня», познавательная игра «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», беседа «Моё здоровье». | 1 |
19 | В магазине. Что купить? | Игра «В магазине». | 1 |
20 | В буфете, в столовой. | Игра «В буфете, столовой». Профессии людей. | 1 |
21 | Времена года. Зима. | Игра «Какое время года за окном? Познавательная игра «Назови приметы зимы», беседа «О зиме». | 1 |
22 | Наши праздники. Новогодняя ёлка. | Празднование Нового года . Национальные традиции. | 1 |
23 | Праздники русские и национальные. | Традиции празднования русских и национальных праздников. | 1 |
24 | Пища, продукты. | Игра«Из чего пекут хлеб?» Познавательная игра «Назови одним словом», беседа «О молочных продуктах» | 1 |
25 | Посуда. | Игра «Путешествие по квартире». Познавательная игра «Назови одним словом», беседа «О посуде». | 1 |
26 | Игры и игрушки моего народа. | Игра«Мои любимые игрушки», познавательная игра «Назови одним словом», беседа «Об игрушках». Стихи об игрушках А.Барто | 1 |
27 | Транспорт: воздушный, наземный, водный. | Игра «Любите ли вы путешествовать?», познавательная игра «Назови одним словом», беседа «О воздушном транспорте». | 1 |
28 | Правила дорожного движения | Игр а«Знай и соблюдай правила дорожного движения», Познавательная игра «Назови одним словом», беседа «О правилах». | 1 |
29 | Сказки разных народов. Герои сказок. | Знакомство со сказками народов мира. Характеристика героев. | 1 |
30 | В аптеке, в поликлинике. | Игра «Больница». Профессии людей, работающих в больнице. Правила поведения в больнице. | 1 |
31 | В магазине. Выбор подарков (Другу, родителям). | Правила выбора подарков другу, родителям. | 1 |
32 | Времена года. Весна. | Особенности времени года (весна) . Бережное отношение к природе. | 1 |
33 | Обобщающее занятие. Диагностика. | Игра «Назови приметы лета», беседа « О временах года». Игра «Скажи летним словом» | 1 |
Тематическое планирование занятий второго года обучения
№п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Количество занятий |
1 | Как образуются слова? Диагностика. | Повторение изученных способов словообразования. Упражнения: развернутое толкование слов, образование слов заданным способом. | 1 |
2 | Слова родственники. | Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 1 |
3 | Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значениях. | Знакомство с многозначными словами, употребление слов в прямом и переносном значениях | 1 |
4 | Словарик на тему «Осень». | Составление словарика на тему «Осень» Наблюдение за языковым материалом, формулирование темы. | 1 |
5 | Редактирование текста «Осень». | Работа в парах: корректирование текста «Осень». Индивидуальная работа: составление плана текста «Осень» | 1 |
6 | Творческая работа «Интервью у осеннего леса». | Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. | 1 |
7 | Составление рассказа на тему «Осенняя пора». Диагностика. | Коллективное составление рассказа. | 1 |
8 | Составляем книжку-малышку на тему «Осень» (обобщение по теме). | Книжка – малышка «Осень». Защита проекта. | 1 |
9 | Закрепление изученного. «Поиграем в слова». | Игры «Составь слово», «Угадай слово», «Загадай слово». | 1 |
10 | Доброе слово – лечит, а худое – калечит. | Знакомство с вежливыми словами. Работа с пословицами. | 1 |
11 | Словарь на тему «Зима». | Составление словарика на тему «Зима». Наблюдение за языковым материалом, формулирование темы. | 1 |
12 | Коллективное составление текста на тему «Снеговик». | Коллективное составление теста описания. | 1 |
13 | Сочиняем сказку про Деда Мороза. | Коллективное составление сказки «Дед Мороз». | 1 |
14 | Творческая работа «Интервью у зимнего леса». | Составление рассказа «Интервью зимнего леса». | 1 |
15 | Редактирование текста «Зима». | Выражение в тексте законченной мысли. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. | 1 |
16 | Закрепление изученного. «Поиграем в слова». | Игры «Составь слово», «Угадай слово», «Загадай слово». | 1 |
17 | Составляем книжку-малышку на тему «Зима» (обобщение по теме). | Книжка – малышка «Зима». Защита проекта. | 1 |
18 | Коллективное составление текста «Ежели, вы, вежливы!» | Составление текста. | 1 |
19 | Учимся разговаривать по телефону. Правила общения | Игра«У меня зазвонил телефон», беседа «Правила общения». | 1 |
20 | Учимся писать письма. Письмо другу. | Работа в парах: корректирование текста письма. Индивидуальная работа: составление плана письма. | 1 |
21 | Ответы на вопросы с использованием слов для справок. | Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Наблюдение за словами в предложении. | 1 |
22 | Творческое рассказывание (сочиняем стихи). Игра «Добавлялки». | Сочинение стихов «Добавлялки» | 1 |
23 | Закрепление изученного. «Поиграем в слова». | Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. | 1 |
24 | Незаменимые помощники - словари. Знакомство с толковыми словарями Ожегова, Даля. | Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря | 1 |
25 | Как правильно работать с толковым словарем. | Правила работы с толковым словарём. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря | 1 |
26 | Словарь на тему «Весна». | Составление словарика на тему «Весна» Наблюдение за языковым материалом, формулирование темы. | 1 |
27 | Как поздравить. Как передать поздравление. | Составление текста поздравительной открытки. | 1 |
28 | Составление поздравительной открытки для мамы. | Составление текста поздравительной открытки. | 1 |
29 | Творческое рассказывание (сочиняем стихи). Игра «Добавлялки». | Устное творческое составление стихотворения «Добавлялки». | 1 |
30 | Редактирование текста «Весна». | Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам | 1 |
31 | Творческая работа «Интервью у весеннего леса». | Коллективная творческая работа. | 1 |
32 | Закрепление изученного. «Поиграем в слова». | Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. | 1 |
33 | Составляем книжку-малышку на тему «Весна» (обобщение по теме). | Книжка – малышка «Весна». Защита проекта. | 1 |
34 | Итоговый урок. Диагностика. | Письмо по памяти стихотворения. Диагностическая работа. | 1 |
Тематическое планирование третьего года обучения
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Количество занятий |
1 | Слово, предложение, речь. Диагностика. | Сравнение: слово - предложение. Знакомство с признаками предложения. Отличие предложения от слова. Речь устная и письменная. | 2 |
2 | Тайна слова. Рассказы о словах и их значении. | Наблюдение за словами в предложении. | 3 |
3 | Словесные игры и речевые задания. | Наблюдение за словами в предложении. | 2 |
4 | Чудесное превращение слов. | Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. | 2 |
5 | Игры, формирующие связи слов. | Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. | 3 |
6 | Состав слова. Однокоренные слова. | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 2 |
7 | Ударение, произношение. | Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. | 2 |
8 | «Подбери нужное слово». | Наблюдение за словами в предложении. | 1 |
9 | Виды предложений. Виды предложения по цели высказывания и по интонации. | Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невоскли-цательные. | 3 |
10 | Основные единицы речи. Текст. Предложение. Слово. | Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невоскли-цательные. | 1 |
11 | Давайте говорить правильно. Доступно о культуре речи. | Решение речевых задач по культуре речи. | 2 |
12 | Текст. Признаки текста. Восстановление деформированного текста. | Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над признаками текста Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста | 3 |
13 | Тема текста. Заглавие. Восстановление деформированного текста. | Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам, выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста, имеющего данный заголовок. Индивидуальная работа: продолжение текста | 3 |
14 | Основная мысль текста. Заглавие текста. Изложение текста по вопросам к каждому предложению. Диагностика. | Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста. | 3 |
15 | Подготовка и проведение мини-спектакля «Путешествие по стране слов». Диагностика. | Игра «Путешествие в страну слов», «Путешествие в страну вежливых слов». | 2 |
Тематическое планирование занятий четвёртого года обучения
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Количество занятий |
1 | Слово, предложение, речь. Диагностика. | Сравнение: слово - предложение. Знакомство с признаками предложения. Отличие предложения от слова. Речь устная и письменная. | 1 |
2 | Тема текста. Заглавие. Основная мысль. | Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам, выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста, имеющего данный заголовок. Индивидуальная работа: продолжение текста | 2 |
3 | Основная мысль текста. Заглавие текста. Изложение текста по вопросам к каждому предложению. Диагностика. | Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста | 2 |
3 | Построение текста. Изложение текста по вопросам. | Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом. Изложение текста. | 2 |
4 | Роль опорных слов в тексте. Творческое сочинение. | Комплексная фронтальная работа над текстами: формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. Решение проблемных ситуаций. | 2 |
5 | Типы текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями. | Комплексная фронтальная работа над текстами: формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. Решение проблемных ситуаций. | 2 |
6 | Текст-повествование | Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над повествовательным текстом. | 2 |
7 | Текст-повествование. Подробное изложение с творческими дополнениями. | Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом. Изложение текста. | 2 |
8 | Творческое сочинение «Краски осеннего леса или путешествие осеннего листика». | Работа с текстом, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом. Творческое сочинение. | 1 |
9 | Текст-описание. | Признаки текста- описания. Составление текста-описания. | 2 |
10 | Творческое сочинение с элементами описания «Первые снежинки». | Признаки текста -описания. Составление текста описания. | 1 |
11 | Текст – рассуждение | Признаки текста -рассуждения. Составление текста рассуждения. | 3 |
12 | «Текст-рассуждение». Сочинение по наблюдениям «Разговор кота с сосулькой». | Признаки текста- рассуждения. Составление текста рассуждения | 1 |
13 | Обобщение. Изложение текста по опорным словам. | Написание текста изложения по опорным словам. | 1 |
14 | Редактирование текста изложения. | Редактирование текста изложения. | 1 |
15 | Творческое сочинение «Если бы у меня была волшебная палочка». | Сочинение повествовательного текста. | 1 |
16 | Загадки. Как сочинить загадку. | Загадки. Виды загадок. | 2 |
17 | Что такое рифма? Подбор рифм. Написание стихотворения по началу. | Рифма. Виды рифм. | 2 |
18 | Творческое сочинение «Кем я буду». | Составление текста сочинения по плану. | 1 |
19 | Конкурсы и викторины «В мире слов». | Конкурс «Угадай слово», викторина «Антонимы и синонимы». | 1 |
20 | Подготовка и проведение мини-спектакля «Путешествие по стране слов». Диагностика. | Мини-спектакль«Путешествие в страну слов» | 2 |
- Формы контроля
Формы контроля
- Индивидуальный контроль:
- выявить уровень знаний учащихся (Тестирование)
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности (Наблюдение)
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков
- определять сформированность познавательного интереса учащихся (Тестирование)
Критерии оценивания индивидуальных работ:
-самостоятельность действий;
- своевременность выполнения заданий;
- способность применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях;
- развернутость, образность, аргументированность ответов;
- оригинальность суждений;
- умение адекватно оценивать свои действия и результаты работы.
- Контроль за работой в парах: (Наблюдение)
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Критерии оценивания работы в парах:
- готовность к сотрудничеству;
-способность передавать информацию, вести диалог;
-умение работать сообща;
-умение адекватно оценивать свои действия и результаты и действия других.
- Контроль групповой работы
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Критерии оценивания групповой работы:
- готовность к сотрудничеству;
-способность принять определенную социальную роль в группе (младший, старший);
- ответственность за свои действия;
-умение работать сообща;
-умение адекватно оценивать свои действия и результаты и действия других.
Формами контроля сформированности речевых умений и навыков учащихся являются:
ролевая игра, игра - соревнование, собеседование, тест, ситуативные задания, ответы на вопросы, творческие задания, а также в форме «творческого отчета» учащихся (инсценировка сказки, концерт, утренник, праздник).
Результаты реализации программы будут отслежены следующими методиками:
Название методики | Что отслеживается |
Тесты по русскому языку как иностранному для детей младшего и среднего школьного возраста. Авторы: Е.В.Капелюшник, Е.А. Шерина | Определение сформированности умений и навыков в разных видах речевой деятельности(говорение, чтение, письмо, аудирование) |
1 блок Диагностика развития умений и навыков устного и диалогического и монологического общения на русском языке | |
2 блок Проверяет умение читать и способность вычленять информацию из прочитанного | |
3 блок Диагностирует проблемы в письменной речи школьника |
Материально-техническое обеспечение:
− Техника копировальная и множительная, компьютеры и мультимедийный проектор, документ-камера, фотоаппарат.
− Мебель (парты, стулья, шкафы)
− Наборы игрушек (куклы, мячи, транспорт: машинки, самолёты, корабли; животные: птицы, звери, рыбы, насекомые: посуда, мебель).
− Настольные развивающие игры.
Список литературы
- Какорина Е. В., Костылёва Л. В., Савченко Т. В., Синёва О. В., Шорина Т. А. Учебно-методический комплект «Русский язык: от ступени к ступени.» М., Центр «Этносфера», 2009.
- Учебно-методический комплект «Уроки русской речи». Каленкова О.Н. М: Центр «Этносфера», 2013.
3 Учебно-методический комплект «Учимся в русской школе». Авторы О.Н. Каленкова, Т.Л.Феоктистова, Е.В. Менчик.- М:Центр «Этносфера», - 2009 г.
4.Какорина Е.В., Костылёва Л.В., Савченко Т.В. «Говорю и пишу по – русски.»М: ООО»ТИД «Русское слово» 2008.
5.Методические материалы для тестирования детей инофонов по русскому языку. Каленкова О.Н., ФеоктистоваТ.Л. М: Центр «Этносфера», 2009.
6.Е.В. Капелюшник, Е.А. Шерина. Тесты по русскому языку как иностранному. Томский политехнический институт.
7.Играем на уроках русского языка. Баев П.М. М: Русский язык1989.
8.Алфавитные истории. Т. Бокова. М: Русский язык. 2011
9.Занимательная грамматика русского языка. А.А. Акишина. М: Русский язык.2003
10. О. Абраменко, С. Кулаева. «История и культура цыган «. Пособие для дополнительных и внеклассных занятий.»СПб., 2013
11. Система логопедической работы с обучающимися при двуязычии. Методические рекомендации для учителей – логопедов. Челябинск, 2010 .
Приложение 1
Диагностический инструментарий для выявления уровня владения русским языком
Диагностирующий тест по русскому языку
для детей, у которых русский язык является неродным
Авторы:
Е.В. Капелюшник
Е.А. Шерина
Данный тест направлен на определение сформированности умений и навыков в разных видах речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование), а также на выявление трудностей в грамматике и лексике у детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет), для которых русский язык не является родным.
Материал теста соответствует элементарному уровню владения русским языком.
Тест состоит из 3-х блоков, каждый блок проверяет владение разными видами речевой деятельности.
Класс | Что диагностируется | Методика диагностирования |
1 класс | Диагностика развития умений и навыков устного диалогического и монологического общения на русском языке, знания основных лексических единиц. | Блок 1 Задание 1 Проведение вводной беседы, направленной на: 1.Установление контакта с ребёнком 2.Выявление умений вступать в диалог и отвечать на элементарные вопросы, связанные с биографическими данными ребёнка |
Задание 2 Исследование состояния лексического состава с опорой на предметные картинки | ||
2 класс | Диагностика умения читать и способности вычленять информацию из прочитанного. | Задание3. Умение выстраивать предложения со словами-связками «потому что», «поэтому». Задание 4. Выявление возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установление связи событий, отраженных на этих картинках. |
3 класс | Диагностика умения читать и способности вычленять информацию из прочитанного. | Блок 2. Задание 1. Прочитать слова и соотнести слово с картинкой. Задание 2. Прочитать слова, составить из них связное предложение и соотнести его с картинкой. Задание3. Прочитать текст и выбрать ответ «да» или «нет» |
4 класс | Диагностика проблем в письменной речи школьника. | Блок3. Задание Написать текст о своей семье. Описать членов семьи, чем они занимаются, их характер, внешность. |
Результаты:
100 – 75 баллов – учащийся способен воспринимать информацию в социально-бытовой и учебной сферах общения, владеет русским языком в рамках элементарного уровня и может изучать грамматические правила, лексику, темы базового уровня.
74 – 55 баллов – учащийся имеет проблемы в определенном виде речевой деятельности- слабо владеет. Анализ результатов каждого блока поможет выявить, в чём именно заключаются трудности: чтение, письмо или грамматика.
54 и менее баллов – не владеет: учащегося необходимо обучать русскому языку с «нуля», познакомить с элементарными правилами русского языка, научить читать и писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я учусь правильно говорить, читать и писать" для обучающихся 1 класса с ОВЗ (вариант 5.1) Коррекционно-развивающее направление
Рабочая программа внеурочной деятельности для первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, прошедшими коррекционное обучение в детском саду. На изучение материала отводится 1 час в неделю....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Говорим правильно" 4 класс
Для 4 класса (2-й год обучения)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Говорим правильно" 3 класс
3 класс (1-й год обучения)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Говорим правильно» 2а класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната город...
Программа внеурочной деятельности "Говорим и пишем правильно"учителя-логопеда во 2 классе
Программа поможет учителю-логопеду организовать курс внеурочной деятельности, направленный на восполнение пробелов в речевом развитии учеников. Полезен данный курс и детям с нормальным речевым р...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Говорим правильно"
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка, методологические и теоретические основы программы., основные требования к уровню подготовки обучающегося, содержание прог...