Рабочая программа по внеурочной деятельности «Говорим правильно» 2а класс
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната,  «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

                                                     «Утверждаю»

                                                     Директор МКОУ  школы-интерната:

                             ___________________Гришина М.Б.

                                                                                         

« 01 » сентября 2017 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Говорим правильно»

2а класс

                                                    Составил (а): Данюшина Ирина Геннадьевна,

учитель - логопед

                                             

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

У детей с ЗПР на началом уровне обучения грамоте имеется стойкое нарушение письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. Смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии, характеризуется множественными и разнообразными ошибками на письме. Причиной появления дисграфии, дислексии, дизорфографии чаще всего являются нарушения устной речи: общее недоразвитие речи (ОНР) третьего уровня речевого развития, фонетико-фонематические нарушения и минимальные дизартрические нарушения.

Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи или нерезко выраженное общее недоразвитие речи, может препятствовать успешному обучению грамоте и письму.

В МКОУ школе-интернат городского округа  Павловский Посад  Московской области занятия с такими детьми организованы в рамках внеурочной деятельности. Программа «Говорим правильно» направлена на профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

-упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений;

-формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы;

-воспитание культурной и интеллектуальной личности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности

« Говорим правильно».

Всего часов по четвертям 1 четверть (9 ч.), 2 четверть (7 ч.), 3 четверть (9 ч.), 4 четверть (10 ч.),  итоговое количество часов (35 ч.)

2 класс   (1 час в неделю)

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии. Программа адресована учащимся 2 класса начальной школы для детей с нарушением речи. Составлена на основе рекомендаций Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Занятия с обучающимися проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия –40 минут. В сентябре, октябре и мае по два занятия отводятся на индивидуальное обследование.

Общее число часов в год: 35 часа, из них на обследование – 4часа.

Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Занятия выстроены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно

-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры в кругу и т.д).

Формы занятий внеурочной деятельности:-игры (подвижные, дидактические, настольные, народные, сюжетно-ролевые, пальчиковые и.т.д)

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

  1. класс.

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные  результаты коррекционной работы являются: анализ слова по слоговому и звуковому составу, различие гласных и согласных звуков, различие твердых и мягких согласных, придумывать слова  из 3-5 букв.

Предметные результататы коррекционной работы в втором классе являются: все буквы русского алфавита; правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, употребление большой буквы в именах людей кличках животных, написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка), придумывать слова на заданные звуки.

Календарно-тематическое планирование уроков «Говорим правильно»

( 1 часа в неделю, 35 часов в год)

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Понятие звук и буква

1 ч.

5.09.17

2

Гласные буквы

1 ч.

12.09.17

3

Звонкие согласные и глухие согласные

1 ч.

19.09.17

4

Слово – единица языка

1 ч.

26.09.17

5

Словосочетание

1 ч.

   3.10.17

6

Простое предложение

1 ч.

10.10.17

7

Работа над техникой чтения

1 ч.

17.10.17

8

Постановка ударения. Гласные ударные и безударные

1 ч.

24.10.17

9

Образование множественного числа существительных с помощью окончаний Ы и И

1 ч.

31.10.17

10

Синонимы и их употребление в речи

1 ч.

7.11.17

11

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

1 ч.

14.11.17

12

Антонимы и их употребление в речи

1 ч.

21.11.17

13

Употребление предлогов: на, с , под, в, у

1 ч.

28.11.17

14

Чтение и пересказ

1 ч.

5.12.17

15

Согласование количественных числительных с существительными

1 ч.

  12.12.17

16

Закрепление в речи формы единственного и множественного числа существительных

1 ч.

  19.12.17

17

Развитие связной речи: составление рассказа по сюжетной картинке.

1 ч.

26.12.17

18

Знаки препинания в конце предложения. Виды предложений

1 ч.

16.01.18

19

Чтение и пересказ

1 ч.

23.01.18

20

Родственные слова

1 ч.

30.01.18

21

Подбор слов-признаков к словам-предметам

1 ч.

6.02.18

22

Образование прилагательных от существительных при помощи суффикса

1 ч.

13.02.18

24

Одушевленные и неодушевленные предметы

1 ч.

27.02.18

25

Слоги. Слоговой анализ многосложных слов

1 ч.

6.03.18

26

Развитие техники чтения

1 ч.

13.03.18

27

Чтение и пересказ

1 ч.

27.03.18

28

Работа над слоговой структурой слова

1 ч

3.04.18

29

Составление предложений из слов

1 ч.

10.04.18

30

Составление рассказа по заданному началу

1 ч.

17.04.18

31

Итоговые занятия. Обследование детей

1 ч.

24.04.18

32

Работа над слоговой структурой слова

1 ч.

1.05.18

8.05.18

33

Составление предложений из слов

1 ч.

8.05.18

34

Составление рассказа по заданному началу

1 ч.

15.05.18

35

Итоговые занятия. Обследование детей

1 ч.

22.05.18

Учебно-методическое обеспечение предмета

Диагностическое обеспечение деятельности

  1. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.
  2. Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001.
  3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.
  4. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.

Программно – методическое обеспечение деятельности

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Раздел: русский язык (В.В.Воронкова). М., Просвещение, 2010.
  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Раздел: русский (родной) язык (В.В.Воронкова). М., ВЛАДОС, 2012.
  3. Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В.,
  4. Бессоновой Т.П. М.,1996.
  5. А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984.
  6. Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.
  7. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001.
  8. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012.
  9. А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013,
  10. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.
  11. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г.
  12. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.
  13. Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, М. ГНОМ и Д, 2009.
  14. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
  15. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
  16. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
  17. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д 2008.
  18. В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2006.
  19. С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005.
  20. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. С-П., Каро, 2006
  21. Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс), 2008.
  22. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.
  23. Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4 кл., 2009.
  24. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003.
  25. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.
  26. Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007.
  27. И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004.

Контрольно – измерительные материалы

  1. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение», 1980.
  2. Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003.
  3. В.О. Зюба. Диктанты и изложения 1-4 класс. Волгоград, 2002.

Дидактическое обеспечение деятельности

  • Инструментарий для диагностики: альбомы, пособия, картинки, игрушки и т.д.
  • Пособия для артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:

настенное и индивидуальные зеркала; дудочки, свистелки, воздушные шарики, листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки.

  • Пособия для развития мелкой моторики:

настенная сенсорная панель; трафареты, шаблоны, игрушки, палочки, кубики, различные виды шнуровок, прищепки, конструктор,

мозаика, паззлы, мелкие предметы, фигурки, раскраски.

  • Подборка игр на развитие мелкой моторики.
  • Пособия: «календарь природы» на магнитах

«алфавит в загадках» на магнитах;

картинки-символы для дифференциации звуков,

предметные картинки для звукобуквенного анализа.

  • Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твёрдости, звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового анализа слов.
  • Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии в 2х частях. М., Школа-Пресс, 1999.
  • Н.Л. Шестерина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • И.П. Нагибина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • А.Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • К.Ю. Белая. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • Н.В. Новоторцева. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи. Ярославль, Академия развития, 1996.
  • Серия «Логопедические тетради». ООО «Дакота» Киров, 2012.
  • Серия «Учимся по карточкам». ООО «Дакота» Киров, 2012.
  • Л.Е. Кыласова. Дидактические материалы «Коррекция произношения у детей». Учитель, 2009.
  • А.С. Галанов. Учебно-методический комплект для развития речи, мышления и фантазии детей. «Логопедическое лото». М., 2007.
  • Е.В.Мазанова. Комплект альбомов по коррекции дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом», М.Гном и Д,
  • 2008. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников в 2х частях. М., школа-Пресс, 1999.
  • Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы». М., Просвещение,1990г.
  • Слоговые таблицы.
  • Дидактические карточки по всем грамматическим темам.
  • Предметные картинки по лексическим темам.
  • Настольно-печатные игры на уточнение и обогащение словаря.
  • Предметные картинки на образование различных грамматических категорий.
  • Дидактические игры на закрепление грамматических категорий.
  • Серии картинок для составления рассказов.
  • Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов.
  • Алгоритмы для составления описательных рассказов.
  • Тексты для пересказа.

Мультимедийные образовательные ресурсы.

Интернет-ресурсы:

  1. Презентации к занятиям.
  2. http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД»)
  3. http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)
  4. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)
  5. http://www.zavuch.ru (сайт для учителей)
  6. http://www.infourok.ru проект «Инфоурок».
  7. http://www.uchmet.ru издательство «Учитель».
  8. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com(Сеть творческих учителей)

Список литературы

1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. –М.:Сфера, 2005.

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М.: Просвещение, 2003.

3.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. –М., 1991.

4.Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В., Парные звонкие-глухие согласные. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет, Издательство ГНОМ, 2015г.

5.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. –СПб.: Союз, 2003.

6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. –СПб.: Союз, 2001.

7.Приказа Минообрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Программа по внеурочной деятельности "Говорим по-русски" 1 класс

Программа по внеурочной деятельности "Говорим-по-русски" 1 класс...