Рабочая программа по внеурочной деятельности «Говорим правильно» 2а класс
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_a_munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_shkola_-_kopiya_-_kopia.docx | 45.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы-интерната:
___________________Гришина М.Б.
« 01 » сентября 2017 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Говорим правильно»
2а класс
Составил (а): Данюшина Ирина Геннадьевна,
учитель - логопед
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
У детей с ЗПР на началом уровне обучения грамоте имеется стойкое нарушение письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. Смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии, характеризуется множественными и разнообразными ошибками на письме. Причиной появления дисграфии, дислексии, дизорфографии чаще всего являются нарушения устной речи: общее недоразвитие речи (ОНР) третьего уровня речевого развития, фонетико-фонематические нарушения и минимальные дизартрические нарушения.
Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи или нерезко выраженное общее недоразвитие речи, может препятствовать успешному обучению грамоте и письму.
В МКОУ школе-интернат городского округа Павловский Посад Московской области занятия с такими детьми организованы в рамках внеурочной деятельности. Программа «Говорим правильно» направлена на профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.
Задачи:
-упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений;
-формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы;
-воспитание культурной и интеллектуальной личности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.
Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности
« Говорим правильно».
Всего часов по четвертям 1 четверть (9 ч.), 2 четверть (7 ч.), 3 четверть (9 ч.), 4 четверть (10 ч.), итоговое количество часов (35 ч.)
2 класс (1 час в неделю)
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии. Программа адресована учащимся 2 класса начальной школы для детей с нарушением речи. Составлена на основе рекомендаций Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
Занятия с обучающимися проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия –40 минут. В сентябре, октябре и мае по два занятия отводятся на индивидуальное обследование.
Общее число часов в год: 35 часа, из них на обследование – 4часа.
Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно
-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры в кругу и т.д).
Формы занятий внеурочной деятельности:-игры (подвижные, дидактические, настольные, народные, сюжетно-ролевые, пальчиковые и.т.д)
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
- класс.
Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты коррекционной работы являются: анализ слова по слоговому и звуковому составу, различие гласных и согласных звуков, различие твердых и мягких согласных, придумывать слова из 3-5 букв.
Предметные результататы коррекционной работы в втором классе являются: все буквы русского алфавита; правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, употребление большой буквы в именах людей кличках животных, написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка), придумывать слова на заданные звуки.
Календарно-тематическое планирование уроков «Говорим правильно»
( 1 часа в неделю, 35 часов в год)
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Понятие звук и буква | 1 ч. | 5.09.17 | |
2 | Гласные буквы | 1 ч. | 12.09.17 | |
3 | Звонкие согласные и глухие согласные | 1 ч. | 19.09.17 | |
4 | Слово – единица языка | 1 ч. | 26.09.17 | |
5 | Словосочетание | 1 ч. | 3.10.17 | |
6 | Простое предложение | 1 ч. | 10.10.17 | |
7 | Работа над техникой чтения | 1 ч. | 17.10.17 | |
8 | Постановка ударения. Гласные ударные и безударные | 1 ч. | 24.10.17 | |
9 | Образование множественного числа существительных с помощью окончаний Ы и И | 1 ч. | 31.10.17 | |
10 | Синонимы и их употребление в речи | 1 ч. | 7.11.17 | |
11 | Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса | 1 ч. | 14.11.17 | |
12 | Антонимы и их употребление в речи | 1 ч. | 21.11.17 | |
13 | Употребление предлогов: на, с , под, в, у | 1 ч. | 28.11.17 | |
14 | Чтение и пересказ | 1 ч. | 5.12.17 | |
15 | Согласование количественных числительных с существительными | 1 ч. | 12.12.17 | |
16 | Закрепление в речи формы единственного и множественного числа существительных | 1 ч. | 19.12.17 | |
17 | Развитие связной речи: составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 ч. | 26.12.17 | |
18 | Знаки препинания в конце предложения. Виды предложений | 1 ч. | 16.01.18 | |
19 | Чтение и пересказ | 1 ч. | 23.01.18 | |
20 | Родственные слова | 1 ч. | 30.01.18 | |
21 | Подбор слов-признаков к словам-предметам | 1 ч. | 6.02.18 | |
22 | Образование прилагательных от существительных при помощи суффикса | 1 ч. | 13.02.18 | |
24 | Одушевленные и неодушевленные предметы | 1 ч. | 27.02.18 | |
25 | Слоги. Слоговой анализ многосложных слов | 1 ч. | 6.03.18 | |
26 | Развитие техники чтения | 1 ч. | 13.03.18 | |
27 | Чтение и пересказ | 1 ч. | 27.03.18 | |
28 | Работа над слоговой структурой слова | 1 ч | 3.04.18 | |
29 | Составление предложений из слов | 1 ч. | 10.04.18 | |
30 | Составление рассказа по заданному началу | 1 ч. | 17.04.18 | |
31 | Итоговые занятия. Обследование детей | 1 ч. | 24.04.18 | |
32 | Работа над слоговой структурой слова | 1 ч. | 1.05.18 | 8.05.18 |
33 | Составление предложений из слов | 1 ч. | 8.05.18 | |
34 | Составление рассказа по заданному началу | 1 ч. | 15.05.18 | |
35 | Итоговые занятия. Обследование детей | 1 ч. | 22.05.18 |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Диагностическое обеспечение деятельности
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.
- Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001.
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.
- О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.
Программно – методическое обеспечение деятельности
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Раздел: русский язык (В.В.Воронкова). М., Просвещение, 2010.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Раздел: русский (родной) язык (В.В.Воронкова). М., ВЛАДОС, 2012.
- Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В.,
- Бессоновой Т.П. М.,1996.
- А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984.
- Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.
- Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001.
- Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012.
- А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013,
- Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.
- И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г.
- Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.
- Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, М. ГНОМ и Д, 2009.
- Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
- Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
- Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
- Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д 2008.
- В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2006.
- С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005.
- С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. С-П., Каро, 2006
- Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс), 2008.
- Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.
- Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4 кл., 2009.
- Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.
- Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007.
- И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004.
Контрольно – измерительные материалы
- А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение», 1980.
- Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003.
- В.О. Зюба. Диктанты и изложения 1-4 класс. Волгоград, 2002.
Дидактическое обеспечение деятельности
- Инструментарий для диагностики: альбомы, пособия, картинки, игрушки и т.д.
- Пособия для артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:
настенное и индивидуальные зеркала; дудочки, свистелки, воздушные шарики, листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки.
- Пособия для развития мелкой моторики:
настенная сенсорная панель; трафареты, шаблоны, игрушки, палочки, кубики, различные виды шнуровок, прищепки, конструктор,
мозаика, паззлы, мелкие предметы, фигурки, раскраски.
- Подборка игр на развитие мелкой моторики.
- Пособия: «календарь природы» на магнитах
«алфавит в загадках» на магнитах;
картинки-символы для дифференциации звуков,
предметные картинки для звукобуквенного анализа.
- Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твёрдости, звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового анализа слов.
- Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии в 2х частях. М., Школа-Пресс, 1999.
- Н.Л. Шестерина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
- И.П. Нагибина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
- А.Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
- К.Ю. Белая. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
- Н.В. Новоторцева. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи. Ярославль, Академия развития, 1996.
- Серия «Логопедические тетради». ООО «Дакота» Киров, 2012.
- Серия «Учимся по карточкам». ООО «Дакота» Киров, 2012.
- Л.Е. Кыласова. Дидактические материалы «Коррекция произношения у детей». Учитель, 2009.
- А.С. Галанов. Учебно-методический комплект для развития речи, мышления и фантазии детей. «Логопедическое лото». М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Комплект альбомов по коррекции дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом», М.Гном и Д,
- 2008. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников в 2х частях. М., школа-Пресс, 1999.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы». М., Просвещение,1990г.
- Слоговые таблицы.
- Дидактические карточки по всем грамматическим темам.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Настольно-печатные игры на уточнение и обогащение словаря.
- Предметные картинки на образование различных грамматических категорий.
- Дидактические игры на закрепление грамматических категорий.
- Серии картинок для составления рассказов.
- Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов.
- Алгоритмы для составления описательных рассказов.
- Тексты для пересказа.
Мультимедийные образовательные ресурсы.
Интернет-ресурсы:
- Презентации к занятиям.
- http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД»)
- http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)
- http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)
- http://www.zavuch.ru (сайт для учителей)
- http://www.infourok.ru проект «Инфоурок».
- http://www.uchmet.ru издательство «Учитель».
- http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com(Сеть творческих учителей)
Список литературы
1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. –М.:Сфера, 2005.
2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М.: Просвещение, 2003.
3.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. –М., 1991.
4.Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В., Парные звонкие-глухие согласные. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет, Издательство ГНОМ, 2015г.
5.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. –СПб.: Союз, 2003.
6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. –СПб.: Союз, 2001.
7.Приказа Минообрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Программа по внеурочной деятельности "Говорим по-русски" 1 класс
Программа по внеурочной деятельности "Говорим-по-русски" 1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Говорим правильно" 4 класс
Для 4 класса (2-й год обучения)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Говорим правильно" 3 класс
3 класс (1-й год обучения)....