Урок русского языка 2 класс. Имя существительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Имя существительное как часть речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 46.66 КБ |
analiz_individualnoy_deyatelnosti_na_uroke.docx | 18.31 КБ |
snegovik.docx | 818.68 КБ |
cherepnina_g.a._imya_sushchestvitelnoe.pdf | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Описание урока/занятия | |
Предмет/класс | Русский язык, 2 |
Тема | Имя существительное как часть речи |
УМК | Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2014. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Формы организации познавательной деятельности | Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая |
Цель урока | Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи. |
Задачи урока |
5. Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы. |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Предметные:
- что обозначают имена существительные; - на какие вопросы отвечают имена существительные; - как подчеркиваются и как подписываются сокращенно имена существительные.
- распознавать имена существительные среди других частей речи; - правильно задавать вопросы к именам существительным (кто? что? к кому? о чём? и др.); - правильно употреблять в речи мена существительные. Личностные: – формировать чувства гордости за свою Родину; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать свое предположение (версию)
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт
- уметь высказывать свое мнение; - слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре Предметные: - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры; - овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; - осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры; - освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка; - формирование умений анализировать основные единицы языка. |
Дидактическая структура урока. | 1. Дидактическая структура урока I. Организационный момент. II. Словарная работа III. Минутка чистописания IV. Актуализация опорных знаний V. Самоопределение к деятельности VI. Систематизация знаний по теме VII. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи» VIII. Физминутка «Берегите глаза!» IХ. Закрепление полученных знаний Х. Подвижная физминутка XI. Самостоятельная работа XII. Итог урока. Рефлексия XIII. Домашнее задание |
Оборудование и материалы | Компьютер,мультимедиа проектор, словарь Ожегова С.И., листы индивидуальных достижений, карточки для работы всей команды, таблица «Анализ индивидуальной деятельности по теме «Имя существительное». |
Используемые образовательные ресурсы | Печатные: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2014. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь для 2 класса, часть 2. - М: «Просвещение», 2014. Анащенко С.В., Бантова М.А., Бельтюклва Г.В. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы – М: «Просвещение», 2012 ЭОРы, ЦОРы:
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | - системно-деятельностный подход |
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |
Руки, ноги, голова, Плечи, пояс и спина- Все имеет имена… Все готовы сей же миг изучать родной язык? | Дети выполняют движения, отвечают на вопрос учителя. |
II. Словарная работа Цель - повторение изученных «зимних» слов. | |
- Проверьте по плакату свою посадку при письме. - Запишите слова. Что общего у этих слов? Слайды 2-9 - Какой общей темой они объедены? - Какой месяц сейчас идет? - Что вы можете рассказать об этом месяце? Слайд 10 - Русский советский живописец Игорь Эммануилович Грабарь свои впечатления от февраля перенес на холст. На картине «Февральская лазурь» он изобразил февральское утро, морозный воздух, лазурное (определение дано на слайде) небо, березовую рощу и глубокие сугробы снега. Образ настоящей русской зимы. Слайд 11 - Русский композитор Петр Ильич Чайковский февраль ассоциировал с веселым праздником Масленицы (определение дано на слайде). И свои чувства выразил в музыке. Послушайте. - Февраль – это удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами. Февраль - самый короткий, но самый вьюжный зимний месяц. В народе о нём говорят: месяц лютый, солнце на лето поворачивает, зиму замыкает, весну строит. (Закрыть экран.) | Принимают правильную осанку при письме - Это словарные слова - Зима - Февраль - В феврале 28 дней или 29 дней. Если 29 дней - такой год называется високосный. Февраль - это последний зимний месяц. Рассматривают картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» Слушают музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Февраль. Масленица». (СКАЗАТЬ об ОЦЕНИВАНИИ) |
Цель - формирование каллиграфического навыка письма | |
- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии последнего месяца зимы. Догадались, что эта за буква? (Включить показ написания буквы Фф.) | - Буква ф. Прописывают буквы Фф. |
Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока | |
- Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - На прошлых уроках мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы? - Как называются вместе эти группы слов?
| - Из предложений, тесно связанных между собой. - Из слов - Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. - Части речи. |
V. Самоопределение к деятельности Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока. | |
- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению одной из частей речи. - Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать несколько уроков. «Логическая пятиминутка» (тренинговая) Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов. Сегодня вы услышите интересный рассказ, после чего вам предстоит ответить на вопрос КТО ЭТО? Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо внимательно слушать и запоминать опорные слова, называющие предметы, признаки и действия, по которым легко узнать объект. Итак, слушайте: Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет - карасей пугает. Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое-лохматое. Медком лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?» Итак, вы догадались, кто это? Верно, это медведь (Появляются две картинки). Слайд 12. Но медведи бывают белые и бурые. О каком именно медведе вы слушали рассказ? О буром. Слайд 13. По каким словам- предметам, признакам и действиям вы это определили? Предметы: по лесу, малинник, пчёлы, мёдом. Признаки: большое, лохматое. Действия: гуляло, залезло, лакомится, рычит. Соединим всё вместе - получим медведя. Вывод: Устанавливая существенные признаки изучаемого объекта, мы легко определяем сам объект. Слайд 14. Итак, слово медведь и другие слова появились на слайде, по ним догадайтесь, о какой части речи пойдем сегодня речь. -Почему не все сектора на круге «Части речи» подписаны? - Сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и откроем еще некоторые тайны этой части речи. Слайд 15. - Вот перед вами Снеговик в роли имени существительного. Посмотрите, сколько нам предстоит узнать об этой удивительной части речи. (Снеговик будет приходить на протяжении всех уроков по данной теме) - Что нам нужно вспомнить об имени существительном? (На доске появляется схема.) | - Имя существительное - На какие вопросы отвечает имя существительное и что обозначает. |
VI. Систематизация знаний по теме. Цель – систематизировать уже полученных знаний об имени существительном. | |
- Проведем исследование. - Вспомните, на какие вопросы отвечает имя существительное. Прочитайте слова и задайте к каждому слову вопрос. Слайд 16. - Сделайте вывод. На какие вопросы отвечают имена существительные? (Заполнить схему на доске) - Посмотрите, все эти слова превратились в картинки. Скажите, что обозначают эти слова? (Заполнить схему на доске) - Сформулируйте правило «Имя существительное»? - Я слово удивительное,- Сказало существительное. Обозначаю я предмет,- Всему опора спору нет: Ведь солнце, воздух и вода, Земля, леса и города. Заводы, люди и планеты- Всё это разные предметы. Значит, я всех важней, Значит, я всех, всех нужней! ( П. Чесноков) По частоте употребления имена существительные занимают первое место. Слайд 18. | Читают слова и задают вопросы: Снег – что?, санки – что?, воробей – кто?, лыжи – что?, Снегурочка – кто? - Кто? Что? - Предметы - Формулируют правило. |
VII. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи». Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний об имени существительном | |
Слайд 19. 1- Посмотрите на слова (зима, за зиму, к зиме, от зимы, с зимой, о зиме). - Что можно сказать о них? - К какой части речи относятся эти слова? - Задайте вопросы к этим словам. - Вы сказали, что это существительные, тогда почему они отвечают на другие вопросы? (Закрыть экран). - Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. Стр. 46 «Обрати внимание» - Какой секрет о существительном мы узнали? (Заполнить схему на доске) - Кто знает, почему имя существительное получило такое название? - А вот имя существительное о себе сказало так: "Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам". - Добавлю: … предметам, которые существуют в окружающем нас мире. Их с каждым годом становится больше. Почему? - Например, когда мои бабушка и дедушка были маленькими, такого слова как «компьютер» не существовало, а когда родилась я, не было слова «смартфон» (Показать картинку.) (Смартфо́н (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера) -Почему? - Можете сейчас ответить на вопрос: почему существительных становится больше? 2. - А только ли предметы обозначает имя существительное? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 47 «Страничка для любознательных». - Что еще может обозначать имя существительное? | Это существительные, форма одного слова зима.
- Это существительные? Задают вопросы с помощью учителя. - Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы; (чему?) зиме; (о чем?) о зиме.
- Не было еще этих предметов. - Придумывают новые предметы, дают им название. Рассказывают то, о чем прочитали на стр. 47 «Значения имен существительных» |
VIII. Физминутка Цель - обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся. | |
Дети выполняют подвижную физминутку под музыку. | |
IX. Закрепление полученных знаний Цель: развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач; выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции. | |
-Я предлагаю закрепить полученные знания об имени существительном. 1.Работа по электронному приложению к учебнику. Упражнение. | Работа с компьютером. Оценивают себя. |
2.Работа по учебнику стр. 46 упр. 77 - самостоятельная работа. Самопроверка. Слайд 20. | Выполняют самостоятельно, проверяют по слайду. Оценивают себя. |
3.Работа в группе. | Работают в группе. Оценивают себя. |
- Подбери имя существительные к признакам: Предмет – Явления природы – Люди – Животные – Географические названия – События – Состояние человека – Качества человека – Слайд 21. 4. Игра «Заберите с собой только имена существительные» Слайд 22. 5. Послушайте песню «Из чего же?» и мальчики выписывают, из каких предметов сделаны девочки, а девочки – из чего сделаны мальчики. (Если будет время) | Дети находят имена существительные и «складывают» их в портфель Дети выписывают из песни имена существительные (в начальной форме или в той, в которой стоят слова в песни) проверяют себя по слайду. Самооценка. |
X. Итог урока. Рефлексия. Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке | |
- Вернемся к задачам урока. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их? - Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Имя существительное» Слайд 23. - Оцените свою работу на уроке. | (Называют задачи урока и как они их усвоили). |
XI. Домашнее задание | |
Слайд 24. Всем Учебник с. 45, правило. На выбор I. Придумать интересное задание для своих одноклассников по имени существительному (кроссворды, ребусы и т.д.) II. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО?, другое – на вопрос ЧТО? III. Рабочая тетрадь, стр. 24, упр. 51 | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Фамилия Висящева Имя Пелагея | |||
ЗНАЮ | УМЕЮ | ||
На какие вопросы отвечают имена существительные | Находить имена существительные в устной и письменной речи | ||
Что обозначают имена существительные | Обозначать имена существительные | ||
ИТОГО: | ИТОГО: | ||
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Фамилия Висящев Имя Герасим | |||
ЗНАЮ | УМЕЮ | ||
На какие вопросы отвечают имена существительные | Находить имена существительные в устной и письменной речи | ||
Что обозначают имена существительные | Обозначать имена существительные | ||
ИТОГО: | ИТОГО: | ||
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Фамилия Брёхова Имя Катя | |||
ЗНАЮ | УМЕЮ | ||
На какие вопросы отвечают имена существительные | Находить имена существительные в устной и письменной речи | ||
Что обозначают имена существительные | Обозначать имена существительные | ||
ИТОГО: | ИТОГО: |
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Фамилия Войнова Имя Женя | |||
ЗНАЮ | УМЕЮ | ||
На какие вопросы отвечают имена существительные | Находить имена существительные в устной и письменной речи | ||
Что обозначают имена существительные | Обозначать имена существительные | ||
ИТОГО: | ИТОГО: | ||
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Фамилия Брёхова Имя Аня | |||
ЗНАЮ | УМЕЮ | ||
На какие вопросы отвечают имена существительные | Находить имена существительные в устной и письменной речи | ||
Что обозначают имена существительные | Обозначать имена существительные | ||
ИТОГО: | ИТОГО: | ||
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Фамилия Висящев Имя Герасим | |||
ЗНАЮ | УМЕЮ | ||
На какие вопросы отвечают имена существительные | Находить имена существительные в устной и письменной речи | ||
Что обозначают имена существительные | Обозначать имена существительные | ||
ИТОГО: | ИТОГО: |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Обобщение. Части речи" 3 класс. ( Программа "2100")
Урок прошел в необычной форме. Дети были разделены на группы. Каждая группа защищала свой творческий проект по теме «Части речи» и предложила интересное задание для закрепления этой темы. Ребята...
Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс
Цели урока: 1. Образовательная: формировать понятие об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...
Урок русского языка "Имя числительное как часть речи" 3 класс УМК Занкова
Данный урок является первым в изучении темы "Имя числительное как часть речи", К конспекту урока прилагаются слайды и карточки, использованные на уроке...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...
Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....