Работа с памятками на уроках русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3 класс)
Каждое новое умение учащихся в начальной школе формируется благодаря работе по памяткам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с памятками на уроках русского языка | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с памятками на уроках русского языка
(программа «Гармония»)
Каждое новое умение учащихся формируется благодаря работе по памяткам.
Первая памятка вводится уже в букварный период – это первое знакомство с технологией списывания. Чтобы обеспечить детям опору для отработки каждой операции, авторы учебника разработали памятку № 1 «Как списывать?», которая помещена на справочной странице учебника первого и последующих классов. Стремление учесть особенности детского мышления обусловило включение в нее не только словесного описания каждой операции, но и их условного обозначения.
В первом классе после обучения детей различию ошибок и описок, вводится памятка № 2 «Как писать без описок?».
Во втором классе, всего на несколько уроков вводится памятка № 3. В соответствии с ней учащиеся должны писать слова с пропуском даже тех орфограмм, на месте которых они знают букву или могут ее определить с помощью известного правила или словаря. Только после записи с «окошком» школьники приступают к следующей операции: определению, знают они решение задачи или нет. Если знают, вписывают букву, нет – оставляют пропуск. На этом этапе начинается применение нового приема при письме под диктовку.
Следующий этап – знакомство и работа по памятке № 4 «Как писать без ошибок?», которая является руководством к орфографическому действию и дополняется необходимыми сведениями по мере изучения материала.
Предлагаемая в ней последовательность операций должна лечь в основу свободного детского письма. Рекомендация проста: точно знаешь написание (помнишь букву, действуешь по правилу) – пиши, не знаешь или не уверен – оставляй «окошко».
О необходимости указанных действий при списывании, при письме под диктовку, при записи собственных мыслей в заданиях учебника напоминает индекс 1, 3, 4.
Какие-же еще памятки есть в учебниках «К тайнам нашего языка»?
Второй класс.
1. Как выполнять звуко-буквенный разбор?
2. Как узнать строение слова?
3. Как обдумывать свой текст?
4. Как озаглавить текст?
5. Как сделать текст лучше? (Памятка-редактор).
Третий класс.
1. Анализируем слово как часть речи.
2. В данном классе даются и дополнения к этой памятке:
а) как узнать род имени существительного?
б) как узнать падеж имени существительного?
в) как узнать род, число и падеж имени прилагательного? Как не ошибиться в его окончании?
г) как определить время глагола?
д) как найти неопределенную форму глагола?
е) как узнать суффикс в форме прошедшего времени?
Четвертый класс.
Наряду с уже существующими памятками и дополнениями к ним вводятся:
1. Памятка «Как характеризовать предложение».
2. Памятка «Как писать изложение».
3. Дополнение к памятке «Анализируем слово как часть речи»:
«Как узнать, к какому склонению относится имя существительное».
4. Дополнения к памятке № 4 «Как писать без ошибок?»:
а) «Как искать проверочные слова для корня»
б) «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных в единственном и во множественном числе»
в) «Как узнавать буквы в безударных окончаниях имен прилагательных»
Так как программа предусматривает знакомство с различными видами словарей (толковый словарь, орфографический словарь, словарь трудностей – какого рода и числа слово? Как правильно изменить слово?) необходимо учить детей освоению способа поиска слов в словарях. Поэтому во втором классе предлагается памятка «Как пользоваться орфографическим словарем?», на основе которой ученики овладевают столь важным умением.
Работа по памяткам не самоцель, а действенная помощь в освоении детьми орфографических умений и навыков. Памятки не заучиваются, а используются на уроках и даже при выполнении контрольных заданий. В результате систематического использования памяток происходит автоматизация навыков грамотного письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки к урокам русского языка для 3-4 класса
Материал содержит памятки для работы на уроках русского языка в 3-4 классе. Можно использовать как компактный справочный материал или как памятку для работы над ошибками....
Памятка для учащихся. Работа над ошибками на уроках русского языка
Данная памятка помогает ученику увидеть свои ошибки и правильно выполнить работу над ошибками и закрепить проблеммную орфограмму. Данную памятку можно использовать на уроке работая совместно...
Памятка работы над ошибками на уроках русского языка в 1 классе
Памятка позволяет провлодить систематическую работу над орфографическими и пунктуационными ошибками....
Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...
Памятка для учащихся начальных классов. Работа над ошибками на уроках русского языка.
Материал содержит орфограммы, изучаемые в начальных классах и поможет учащимся при выполнении работы над ошибками по русскому языку...
Памятка "Работа над ошибками" ( к урокам русского языка)
Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка....
Памятка работы над ошибками на уроках русского языка
Памятка поможет учащимся сделать работу над ошибками, вспомнить данную орфограмму, подобрать слова на эту орфограмму....