Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку на тему
Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка по работе над ошибками по русскому языку | |||||||||||||||||
№ | Виды ошибок | Правило | Образец | ||||||||||||||
Гласные после шипящих ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. | ЖИ-ШИ пиши с буквой «И». ЧА-ЩА пиши с буквой «А». ЧУ-ЩУ пиши с буквой «У». | Выпиши слово. Подчеркни сочетание, допиши ещё 5 слов на это правило. Образец: машина, шишка, шило, уши, шипы. | |||||||||||||||
Ошибки на пропуск букв, искажение слова, замену букв. | Слово состоит из слогов или слога. | Выпиши слово без ошибок, раздели на слоги, поставь ударение. Образец: ка| пус | та | |||||||||||||||
Большая буква в именах собственных. | Имена собственные (имена, отчества и фамилии людей, названия рек , городов, морей, клички животных) пишутся с большой буквы. | Напиши слово правильно. Запиши еще 3 слова на это правило. Подчеркни заглавную букву. Образец: девочка Катя, река Обь, город Сочи, кот Баюн. | |||||||||||||||
Большая буква в начале предложения. | Начало предложения пишется с большой буквы. | Выпиши предложение. Составь еще одно предложение на эту тему. Подчеркни большую букву в начале предложений. Образец: На деревьях поблёскивал снежок. Пришла волшебная зима. | |||||||||||||||
Написание сочетаний «ЧК», «ЧН», «ЧТ», «ЩН». | Сочетания «ЧК», «ЧН», «ЧТ», «ЩН» пишутся без мягкого знака. | Выпиши слово. Подчеркни сочетание. Напиши ещё 3 слова на это правило. Образец: бабочка, курочка, яичко, птичка. | |||||||||||||||
Безударные гласные, которые нельзя проверить. Правописание словарных слов. | Безударные гласные, которые нельзя проверить, надо запомнить. Словарные слова – это слова, написание которых невозможно или трудно проверить. Чтобы писать эти слова без ошибок, выучи их наизусть. | Выпиши слово, поставь ударение, подбери к нему группу однокоренных слов, подчеркни безударную гласную. Составь с этим словом предложение. Образец: морковь – морковный, морковка. В суп морковь нарезали кубиками. | |||||||||||||||
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. | Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. | Выпиши слово. Поставь ударение. Подчеркни безударную гласную. Подбери к нему проверочное слово. Запиши. Образец: слеза – слёзы, лесной – лес. | |||||||||||||||
Парные звонкие и глухие согласные. | Для проверки написания звонкого или глухого согласного в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или сонорные звуки [Н], [Л]. | Выпиши слово. Подчеркни парную согласную. Подбери и запиши проверочное слово. Образец: гриб - грибы, грибник; дождь - дожди, дождливый. | |||||||||||||||
Правописание непроизносимых согласных. | Чтобы проверить в корне непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный отчетливо слышался. Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно. | Выпиши слово. Подчеркни непроизносимую согласную. Подбери однокоренные слова, подчеркни согласную, которую проверяли. Образец: солнце – солнышко, солнечный. Прекрасный - красота, прекрасен. | |||||||||||||||
Деление слов на слоги. | Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. | Выпиши слово. Раздели его правильно на слоги. Образец: сказ|ка, копь|ё, ме|до|вый., слой|ка. | |||||||||||||||
Разбор слова по составу. | 1. Измени слово, найди окончание. 2. Все слово без окончания – это основа. 3. Подбери родственные слова, найди корень. 4. Часть слова перед корнем - это приставка. 5. Часть слова после корня перед окончанием – это суффикс. | Выпиши слово. Разбери его правильно по составу. | |||||||||||||||
Перенос слова. | Слова можно переносить только по слогам. Слова, состоящие из одного слога, не переносятся. Одну букву не переноси и не оставляй на строке. Буквы «Й, Ъ, Ь» остаются с предшествующим слогом. | Выпиши слово, разделяя его черточками для переноса. Образец: боль-шой, ал-лея, уро-жай, май-ка. | |||||||||||||||
Мягкий знак (Ь)– показатель мягкости. | Мягкий знак пишется в конце или в середине слова. Он показывает мягкость предшествующего согласного звука. | Выпиши слово. Раздели на слоги. Подчеркни мягкий знак и согласную, которую он смягчает. Запиши 5 слов на это правило. Образец: Коль|цо, конь|ки, лень, соль, паль|ма, сталь. | |||||||||||||||
Разделительный мягкий знак (Ь). | Разделительный мягкий знак пишется после согласной и перед гласными «е,ё,ю.и,я». | Выпиши слово. Раздели на слоги. Подчеркни слог с разделительным мягким знаком. Запиши 5 слов на это правило. Образец: Пе|чень|е, коль|е, бель|ё, вьюн, копь|ё, семь|я. | |||||||||||||||
Мягкий знак на конце существительных после шипящих «Ж, Ш, Ч, Щ» | В конце существительных женского рода после шипящих «Ж, Ш, Ч, Щ» пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода и в форме множественного числа мягкий знак не пишется. | Напиши слово правильно. Определи число и род. Запиши еще 3 слова на это правило. Подчеркни мягкий знак. Образец: брошь (ж.р.)- ночь, мышь, вещь. Меч (м.р.) – нож, гараж, грач. Много туч (мн.ч.)- свеч, рощ, задач. | |||||||||||||||
Разделительный твёрдый знак (Ъ). | Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными «е,ё, ю, я». | Выпиши слово. Выдели приставку и корень. Подчеркни твёрдый знак. Запиши 5 слов на это правило. Образец: въезд, съел, объявление, подъезд, съёмка, подъём. | |||||||||||||||
Правописание предлога. | Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Пишется со словом отдельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Предлоги надо знать!!! | Выпиши слово с предлогом. Между предлогом и словом поставь вопрос. Выдели предлог. Образец: Лодка отплыла от берега. От_берега – от (какого?) берега, от крутого берега. Не путай приставку с предлогом!!! Отплыла – от_берега. | |||||||||||||||
«НЕ» с глаголами | «НЕ» с глаголами пиши раздельно. «НЕ» с глаголами пишется, слитно, когда глагол без «НЕ» не употребляется (негодовать, недоумевать, нездоровится и т.д.) | Выпиши слово с частицей «НЕ». Определи часть речи. Запиши еще 3 слова на это правило. Образец: не_прочитал (гл.) – не_пошёл, не_сел, не_посмотрел. | |||||||||||||||
Правописание суффиксов. | У существительных: к, ик, ек, ник, ищ, чик, енк, ник, тель, оньк, еньк, ок, очк, ышк, ишк, ость, от. У глаголов: ова, ева, ива, ыва, л, я, а У прилагательных: н, ск, чив, лив, ист, ущ, ящ, ин, ск, оват, еват, ов. | Выпиши слово. Определи часть речи. Разбери по составу. Запиши еще 3 слова с таким суффиксом и выдели его. Образец: Мячик (сущ.) – котик, тазик, колёсико. | |||||||||||||||
Соединительные гласные в сложных словах (интерфикс) | В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная «О», а после мягких согласных, шипящих и «Ц» - соединительная «Е». | Запиши слово правильно. Выдели соединительную согласную. Напиши еще 3 слова на это правило. Образец: лесоруб- книголюб, листопад, паровоз. | |||||||||||||||
Фонетический разбор слова. | 1. Напиши слово. 2. Определи количество слогов. 3. Поставь ударение. 4. Охарактеризуй гласные звуки. 5. Охарактеризуй согласные звуки. 6. Определи количество букв и звуков. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: - в начале слова; -после гласной; -после Ъ и Ь Буквы Ъ и Ь – звуков не обозначают. | Образец: коль|е [кал'й'э] –2сл,5 б.,5зв. К[к]- согл. парн. глух., парн. тв. О[а] – гласн. безуд. Л[л'] – согл. непарн. зв., парн. мягк. Ь – нет звука Е[й'] – согл. непарн.зв., непарн. мягк. [э]- гласн. ударн. | |||||||||||||||
Разбор предложения по членам предложения. | Выпиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания. Помни, что в словосочетании только 2 слова, которые зависят друг от друга. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. Подчеркни второстепенные члены в предложении. Образец: Тихие волны медленно бились о берег. Волны (какие?) тихие – это определение Бились (как?) медленно – это обстоятельство Бились (обо что?) – о берег – это дополнение. | ||||||||||||||||
Название | Вопрос | Как подчеркивается | Чем выражен | ||||||||||||||
Подлежащее | Кто? Что? | Сущ., местоим. | |||||||||||||||
Сказуемое | Что делает? | Глагол, кр.прил. | |||||||||||||||
Определение | Какой? Чей? | Волнистой линией | Прилагательное, местоим., числит. | ||||||||||||||
Дополнение | Падежные вопросы (кроме, Им.п.) | Сущ., местоим. | |||||||||||||||
Обстоятельство | Как? Когда? | Наречие, сущ. с предлогом | |||||||||||||||
Правописание безударных окончаний глаголов. | Выпиши глагол, поставь в начальную форму, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило. Выдели окончания. Образец: пишем (писать) – I спр, 1 л., мн.ч.. Читаем, скачем, дергаем. | ||||||||||||||||
II спряжение - глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: дышать, держать, гнать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. I спряжение – все остальные глаголы + брить, стелить. | |||||||||||||||||
Число | Лицо | Личные окончания | |||||||||||||||
I спряжение | II спряжение | ||||||||||||||||
Единственное | 1-е (я) 2-е (ты) 3-е(он, она, оно) | -у, -ю -ешь, -ёшь -ет, -ёт | -у, -ю -ишь -ит | ||||||||||||||
Множественное | 1-е (мы) 2-е (вы) 3-е (они) | -ем, - ём -ете, -ёте -ут, -ют | -им -ите -ат, -ят | ||||||||||||||
Падежные окончания имен прилагательных | Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи число, род и падеж. Запиши еще 3 прилагательных в таком же роде и падеже. Выдели окончания. Образец: зелёного шара, шара (какого?) зелёного – ед.ч., м.р., Р. п. спелого огурца, яркого цвета, мягкого дивана. Проверяй написание безударных окончаний прилагательных по вопросам. | ||||||||||||||||
Единственное число | Множественное число | ||||||||||||||||
Мужской род | Женский род | Средний род | |||||||||||||||
Им.п. | ый | ий | ая | яя | ое | ее | ые | ие | |||||||||
Р.п. | ого | его | ой | ей | ого | его | ых | их | |||||||||
Д.п. | ому | ему | ой | ей | ому | ему | ым | им | |||||||||
В.п. | Им.п., Р.п. | ую | юю | ое | ее | Им.п., Р.п | |||||||||||
Т.п. | ым | им | ой | ей | ым | им | ыми | ими | |||||||||
П.п. | ом | ем | ой | ей | ом | ем | ых | их | |||||||||
Падежные окончания имен существительных. | Выпиши существительное. Если оно стоит в ед. ч. поставь его в Им.п., определи склонение. Если имя сущ. стоит во множественном числе, то склонение определять не нужно. Определи падеж. По таблице определи окончание. Запиши еще 3 слова в этом же склонении и падеже. Выдели окончания. Образец: на скамейке – ед.ч., скамейка – ж.р., 1 скл. На чем? На скамейке – П.п., на руке, в книге, о маме | ||||||||||||||||
Падежи | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | мн.ч. | |||||||||||||
И.п. кто? что? | -а, -я | □, -о, -е | □ | -а, -я, -,и, -ы | |||||||||||||
Р.п. кого? чего? | -и, - ы | -а, -я | -и | -ов, -ев, -ей, □ | |||||||||||||
Д.п. кому? чему? | - е | -у, -ю | -и | -ам, -ям | |||||||||||||
В.п. кого? что? | -у, -ю | -о, -е, -а, -я, □ | □ | -а, -я, -,и, -ы -ов,-ев,-ей, □ | |||||||||||||
Т.п. кем? чем? | -ой, -ей, -ою, -ею | -ом. –ем, -ём | -ю | Ами ями | |||||||||||||
П.п. о ком? о чем? | -е | -е | -и | Ая ях | |||||||||||||
Перепиши весь текст без ошибок. |
27. | Удвоенные согласные | Удвоенная согласная пишется: - на стыке корня и суффикса: весна – весенний - на стыке приставки и корня: рассада, поддержать, рассказ - в корне: сумма, аллея, касса | Выпиши слово. Определи, почему пишется удвоенная согласная. Разбери слово по составу. Допиши еще 1 слово на это правило. Образец: Масса, перрон. Осенний, сонная. Вводить, рассадить. |
28. | Правописание -ТСЯ- и -ТЬСЯ- в глаголах | Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – "что делать?" или"что делает?". Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе. | Задай к слову правильно вопрос. Запиши глагол с вопросом. Образец: (что делать?) обижаться. (что делает?) обижается |
Петрунина И. А., учитель начальных классов первой квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка в коррекционной школе в начальных классах
В материале даны методические указания и ряд упражнений способствующие предупреждению ошибок в написании словс орфограмами....
Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.
При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...
Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Памятка "Работа над ошибками на уроках русского языка"...
Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.
Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. Задача учителя – сделать её максимально эффективной и не чрезмерно утомительной для ребенка....
Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Ежедневное выполнение работы над ошибками - важнейшее условие формирования и развития орфографической грамотности у обучающихся младших классов. В данной статье говорится о работе над орфографическими...