Памятка для учащихся начальных классов. Работа над ошибками на уроках русского языка.
учебно-методическое пособие по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Ерофеева Людмила Александровна

Материал содержит орфограммы, изучаемые в начальных классах и поможет учащимся при выполнении работы над ошибками по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_rabota_nad_oshibkami.docx128.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например:        Выпал пушистый снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы, искажение, лишняя буква

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Например:        звонок, ученик.

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Например:        у |чи|тель - 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Например:         оси-на, ручей-ки, конь-ки

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

  1. Мягкий знак ь. обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например:        ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова.

Например:        до́чка, ре́чка, мо́щный.

  1. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Например:        алфави́т, а́збука, портфе́ль.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение, Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Например:        сады́ – са́д,         волна́ – во́лны,   черви́вый – че́рвь

  1. Безударная гласная не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например:        я́года, я́года, я́года, я́годка, я́годный.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например:         мороз - морозы, ягодка - ягода.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например:         Илья, Петров, Мурка, Волга, Новосибирск

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

  1. Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.

Например:         вьюга листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например:        группа, груп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! ...).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в

учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например:        Слава нашей Родине! Слава mpyду!

  1. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

                                     сущ.                   глаг.

Например: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

  1. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например:         Поездка. Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов.

Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например:         звезда, звёздочка, звёздный.

                        Честь – честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.        

Например:        полете́ли, побежа́ли, потяну́ли,

                        отнёс, отбежа́л, отлете́л.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например:        заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

                                пр.

Например:         к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

                                                            пр.

Например:        Лодка отплыла от  берега.

  1. Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например:         съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например:         Луч (м.р.), шалаш, товарищ.

                                Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.

Запиши еще 1 слово на эту орфограмму.

Например:        водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                                        глаг.               глаг.             глаг.

Например:         не  пришёл, не  выучил, не  знал.

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например:        Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [−  =  , =  ].

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [−  =  и  =  ].        

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опу́шке (на земле́, 1 скл.),

                        на поля́нке (на земле́, 1 скл.),        у ре́чки (у земли́, 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например:         к лесу (како́му ?) да́льнему - м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.

                                пр.          пр.              пр.

Например:        у  нас, ко  мне, с  тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на эту орфограмму.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст.вр., 2-го лица, ед.ч.). Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в

начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед

-ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного, и множественного числа.

Например:         пи́шет - писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют)

                                ста́вит - ставить, глаг., 2 спр., (-и, -am, -ят).

  1. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.[− =],[− =].

  1. Правописание суффиксов –ИК, -ЕК.

Выпиши слово правильно, выдели суффикс, подбери проверочное слово, выдели орфограмму.

Например:     ключик   –  ключика или  орешек – орешка.

Запомни: если в проверочном слове гласная в суффиксе не выпадает, то пишется суффикс –ИК (ключик   –  ключика)  , а если гласная выпадает, то пишется суффикс -ЕК (орешек – орешка)

  1. Правописание в глаголах –ТСЯ и -ТЬСЯ

Выпиши глагол, выдели орфограмму, задай к глаголу вопрос что делатЬ? или что делаеТ?.

Например: (что делаеТ? лениТСЯ , но (что делаТЬ) лениТЬСЯ

Запомни:Если глагол отвечает на вопрос (что делатЬ ?),то  пишется в конце глагола –ТЬСЯ, а если глагол отвечает на вопрос ( что делаеТ?), то пишется в конце глагола –ТСЯ.

  1. Прямая речь.

Выпиши предложение. Правильно на письме оформи предложение с прямой речью.

Запомни:

прямая речь стоит после слов автора

прямая речь стоит перед словами автора

прямая речь разрывается словами автора

А: ,,П”.

,,П”, - а.

,,П”,-а,-п”.

А: ,,П!”

,,П!” - а.

,,П”,-а. -П”.

А: ,,П?”

,,П?”- а.

,,П!”-а. -П”.

А: ,,П…”

,,П …”- а.

,,П?”-а. -П”.

,,П…”-а, -п”.

,,П…”-а. -П”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учащихся. Работа над ошибками на уроках русского языка

Данная памятка помогает ученику  увидеть свои ошибки и правильно выполнить работу над ошибками и закрепить проблеммную орфограмму. Данную памятку можно использовать на уроке работая совместно...

Памятка работы над ошибками на уроках русского языка в 1 классе

Памятка позволяет провлодить систематическую работу над  орфографическими и пунктуационными ошибками....

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...

Памятка для учащихся начальной школы. Работа над ошибками по русскому языку.

Памятка для учащихся начальной школы.Работа над ошибками по русскому языку....

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...

Памятка "Работа над ошибками" ( к урокам русского языка)

Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка....

Памятка для учащихся начальной школы "Работа над ошибками"

Памятка содержит рекомендации, которые помогают учителю организовать процесс обучения русскому языку через самостоятельную работу учащихся над собственными ошибками. Памятка предназначена для работы н...