Рабочая программа по русскому языку 4 класс.УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание.Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение.Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо.Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видео-записи и т. п.).
Систематический курс русского языка
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах на -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz-4-2018-19.docx | 95.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на совете «Согласовано» «Утверждаю»
методического объединения Заместитель директора Директор школы:
Руководитель:_______/Халилова Л.Х./ по учебной работе: __________/Ф.Ф.Мисалов/
Протокол №1 27 августа 2018 г. __________/А.М.Мисалова/ Приказ № 89
28 августа 2018 г. 29 августа 2018 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 4В класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нижнеалькеевская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
на 2018-2019 учебный год.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2 от «29» августа 2018 г.
Составитель: учитель начальных классов
Халилова Лейсан Хамитовна
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание.Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение.Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо.Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видео-записи и т. п.).
Систематический курс русского языка
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах на -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Диктант | 2 | 3 | 3 | 1 | 9 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Контрольное списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Проверочная работа | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Изложение | 2 | - | 2 | - | 4 |
Сочинение | 1 | - | 1 | - | 2 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Повторяем – узнаём новое. | 18 часов |
2. | Язык как средство общения. | 26 часов |
3. | Состав слова. | 18 часов |
4. | Слово как часть речи. | 62 часа |
5. | Повторение | 12 часов |
Итого | 136 |
Планируемые результаты
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1.Произносить звуки речи в соответствии с нормами языка. 2.Производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; 3.Правильно писать слова с изученными орфограммами; 4.Видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические); 5.находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; 6.Пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; 7.Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); 8.Ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь); 9.производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного; 10.разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок; 11. писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки; 12.читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; 13.Воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; 14.Создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. | Регулятивные: 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. 2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: 1.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 2.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык». 3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: 1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. 2.Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. 5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Место предмета в учебном плане и УМК
В 4 классе на обучение русскому языку отводится 34 недель (102ч., по 3 часа в неделю). Контроль знаний, умений и навыков будет осуществляться в форме контрольных, проверочных и тестовых работ, изложений , устных ответов на уроке. Промежуточная аттестационная работа по русскому языку в 4 классе проводится в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием
Учебно – методический комплект «Перспектива»
- Л.Ф.Климанова; Т.В.Бабушкина. Русский язык. 4 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2014 г.
- Л.Ф.Климанова; Т.В.Бабушкина. Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2010 г.
- Поурочные разработки по русскому языку Москва»Вако»2015г.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», авт. Л. Ф. Климанова, 4 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол. часов | Дата проведения | Примечание | ||||
план | факт | |||||||
Повторяем – узнаем новое (18 ч) Речевое общение. Речь устная и письменная (2 ч) | ||||||||
1 | Знакомство с учебником "Русский язык". Речевое общение. | 1 | 4.09.2018 | |||||
2 | Речь устная и письменная | 1 | 5.09. | |||||
Цель речевого общения (3 ч) | ||||||||
3 | Цель речевого общения | 1 | 6.09. | |||||
4 | Правила общения | 1 | 8.09. | |||||
5 | Правила общения. Закрепление. | 1 | 11.09 | |||||
Речевая культура. Обращение (6 ч) | ||||||||
6 | Речевая культура. Обращение.Выборочный диктант. | 1 | 12.09. | |||||
7 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | 13.09. | |||||
8 | Деловая речь. Составление планов. | 1 | 15.09. | |||||
9 | Входной контрольный диктант «Клюква» | 1 | 18.09. | |||||
10 | Научная речь и художественная речь. | 1 | 19.09. | |||||
11 | Метафора и сравнение.Словарный диктант | 1 | 20.09. | |||||
Текст как речевое произведение (7 ч) | ||||||||
12 | Текст. Признаки текста | 1 | 22.09. | |||||
13 | План текста простой и развернутый. Типы текстов | 1 | 25.09. | |||||
14 | Обучающее изложение (упр. 37) | 1 | 26.09. | |||||
15 | Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Проверь себя. Тест по теме «Текст» | 1 | 27.09 | |||||
16 | Составление текстов разных типов. Выборочный диктант.Составление собственного текста. | 1 | 29.09. | |||||
17 | Контрольный диктант по теме «Текст» | 1 | 2.10. | |||||
18 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 3.10. | |||||
Язык как средство общения (26 ч) Средства общения (6 ч) | ||||||||
19 | Средства общения. Роль языка в общении.Способы передачи сообщения | 1 | 4.10. | |||||
20 | Повторение. Звуки и буквы русского языка. Контрольное списывание | 1 | 6.10. | |||||
21 | Основные правила орфографии.Словесное творчество.Основные правила орфографии. Выборочный диктант | 1 | 9.10. | |||||
22 | Повторение изученных орфограмм. Ударение | 1 | 10.10. | |||||
23 | Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения» за 1 четверть. | 1 | 11.10. | |||||
24 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 13.10. | |||||
Предложение (3 ч) | ||||||||
25 | Различение предложений и словосочетаний | 1 | 16.10. | |||||
26 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Словарный диктант | 1 | 17.10. | |||||
27 | Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему (. 85) | 1 | 18.10. | |||||
Главные и второстепенные члены предложения (4 ч) | ||||||||
28 | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения | 1 | 20.10. | |||||
29 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 23.10. | |||||
30 | Способы выражения подлежащего и сказуемого | 1 | 24.10. | |||||
31 | Связь слов в предложении. | 1 | 25.10. | |||||
Предложение с однородными членами (3 ч) | ||||||||
32 | Однородные члены предложения.Словарный диктант | 1 | 27.10. | |||||
33 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления | 1 | 30.10. | |||||
34 | Знаки препинания при однородных членах предложения.Тест по теме «Однородные члены предложения» | 1 | 7.11. | |||||
Простые и сложные предложения (2 ч) | ||||||||
35 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но | 1 | .8.11. | |||||
36 | Обучающее изложение | 1 | 10.11. | |||||
Словосочетание (3 ч) | ||||||||
37 | Анализ изложения. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением | 1 | 13.11. | |||||
38 | Контрольный диктант по теме «Предложение» за I четверть. | 1 | 14.11. | |||||
39 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о предложении и словосочетании. | 1 | 15.11. | |||||
Слово и его значение (5 ч) | ||||||||
40 | Обобщение знаний о значении слова.Различные виды лингвистических словарей. | 1 | 17.11. | |||||
41 | Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение. | 1 | 20.11. | |||||
42 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | 21.11. | |||||
43 | Многозначные слова.Прямое и переносное значение слова. | 1 | 22.11. | |||||
44 | Проверь себя. Проверочная работа по теме «Слово и его значение». | 1 | 24.11. | |||||
Состав слова. Однокоренные слова (18 ч) | ||||||||
45 | Состав слова. Разбор слова по составу | 1 | 27.11. | |||||
46 | Образование новых слов с помощью приставок | 1 | 28.11. | |||||
47 | Разделительный твердый знак | 1 | 29.11. | |||||
48 | Разделительный мягкий знак | 1 | 1.12. | |||||
49 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 1 | 4.12. | |||||
50 | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок». | 1 | 5.12. | |||||
51 | Образование новых слов с помощью суффиксов Правописание суффиксов –ик-, -ек- | 1 | 6.12. | |||||
52 | Однокоренные слова | 1 | 8.12. | |||||
53 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант | 1 | 11.12. | |||||
54 | Правописание гласных и согласных в корне слова Удвоенные согласные в корне слова | 1 | 12.12. | |||||
55 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | 1 | 13.12. | |||||
56 | Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня | 1 | 15.12. | |||||
57 | Однокоренные слова и формы слова.Правописание соединительных гласных в сложных словах | 1 | 18.12. | |||||
58 | Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег» | 1 | 19.12. | |||||
59 | Повторение изученных орфограмм | 1 | 20.12. | |||||
60 | Контрольный диктант за I полугодие | 1 | 22.12. | |||||
61 | Работа над ошибками.Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова. Проверочный тест | 1 | 25.12 | |||||
Слово как часть речи (62 ч) Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (3 ч) | ||||||||
62 | Различие и общность частей речи | 1 | 9.01.2019 | |||||
63 | Грамматические значения частей речи. Распределение слов по частям речи | 1 | 10.01. | |||||
64 | Роль частей речи в предложении.Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи. | 1 | 12.01. | |||||
Имя существительное (18 ч) | ||||||||
65 | Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 15.01. | |||||
66 | Число и род имен существительных | 1 | 16.01. | |||||
67 | Алгоритм определения падежа имен существительных | 1 | 17.01. | |||||
68 | Упражнение в распознавании падежа имен существительных. Словарный диктант | 1 | 19.01. | |||||
69 | Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | 22.01. | |||||
70 | Три склонения имен существительных (общее представление) | 1 | 23.01. | |||||
71 | Обучающее изложение | 1 | 24.01. | |||||
72-73 | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. | 2 | 26.01. 29.01. | |||||
74-75 | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. Проверочная работа. | 2 | 30.01. 31.01. | |||||
76-77 | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Проверочный тест. | 2 | 2.02. 5.02. | |||||
78-79 | Падежные окончания имен существительных в единственном числе. Словарный диктант | 2 | 6.02. 7.02. | |||||
80-81 | Склонение имен существительных во множественном числе. Проверочная работа | 2 | 9.02. 12.02. | |||||
82 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 13.02. | |||||
83 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 14.02. | |||||
Имя прилагательное (10 ч) | ||||||||
84 | Повторяем, что знаем | 1 | 16.02. | |||||
85-86 | Безударные окончания имен прилагательных | 2 | 19.02. 20.02. | |||||
87 | Склонение имен прилагательных | 1 | 21.02. | |||||
88 | Контрольное списывание№2 «Беляк» | 1 | 26.02. | |||||
89 | Склонение имен прилагательных во множ. числе. | 1 | 27.02. | |||||
90 | Тест | 1 | 28.01. | |||||
91 | Разбор имени прилагательного как части речи.Проверь себя. | 1 | 2.03. | |||||
92 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 5.03. | |||||
93 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 6.03. | |||||
Местоимение (5 ч) | ||||||||
94 | Местоимение как часть речи.Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица | 1 | 7.03. | |||||
95 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Тест | 1 | 9.03. | |||||
96 | Изменение личных местоимений по падежам. Творческая переменка.Проверь себя. Контрольное списывание | 1 | 12.03. | |||||
97 | Контрольный диктант | 1 | 13.03. | |||||
98 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | ||||||
Глагол (16 ч) | ||||||||
99 | Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке | 1 | 14.03. | |||||
100 | Прошедшее время глагола | 1 | 16.03. | |||||
101 | Неопределенная форма глагола | 1 | 19.03. | |||||
102 | Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 | 20.03. | |||||
103 | Спряжение глаголов в будущем времени.Проверь себя. Тест | 1 | 21.03. | |||||
104 | 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. | 1 | 2.04. | |||||
105 | I и II спряжение глаголов | 1 | 3.04. | |||||
106 | Способы определения спряжения глаголов | 1 | 4.04. | |||||
107-108 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Контрольное списывание | 2 | 6.04. 9.04. | |||||
109 | Правописание глаголов на –тся и -ться | 1 | 10.04. | |||||
110 | Глаголы-исключения | 1 | 11.04. | |||||
111 | Написание безударных окончаний глаголов. | 1 | 13.04. | |||||
112 | Разбор глагола как части речи. Тест «Спряжение глаголов» | 1 | 16.04. | |||||
113 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 17.04. | |||||
114 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 18.04. | |||||
Имя числительное (3 ч) | ||||||||
115 | Общее представление об имени числительном как части речи | 1 | 20.04. | |||||
116 | Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функциям | 1 | 23.04. | |||||
117 | Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление их в речи | 1 | 24.04. | |||||
Наречие (5 ч) | ||||||||
118 | Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий | 1 | 25.04. | |||||
119 | Образование наречий от имен прилагательных | 1 | 27.04. | |||||
120 | Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. Тест «Наречие» | 1 | 30.04. | |||||
121 | Контрольный диктант по темам «Имя числительное», «Наречие» | 1 | 1.05. | |||||
122 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 2.05. | |||||
Служебные части речи (2 ч) | ||||||||
123 | Общее представление о предлогах и союзах | 1 | 4.05. | |||||
124 | Значение предлогов и союзов и их роль в предложении | 1 | 7.05. | |||||
Повторение (12 ч) | ||||||||
125 | Повторение. Слово.Повторение. Части речи | 1 | 8.05 | |||||
126 | Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану | 1 | 11.05. | |||||
127 | Повторение. Правила правописания. Контрольное списывание | 1 | 14.05. | |||||
128 | Повторение. Части речи.Тест | 1 | 15.05. | |||||
129130 | Повторение. Правила правописания. | 1 | 16.05. 18.05. | |||||
131 | Изложение | 1 | 21.05. | |||||
132 | Работа над ошибками | 1 | 22.05. | |||||
133 | Промежуточная аттестационная работа. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 23.05. | |||||
134 | Повторение. Правила правописания | 1 | 25.05. | |||||
135 | Итоговый тест за 4 класс | 1 | 28.05. | |||||
136 | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи» | 1 | 31.05. |
Приложение
Промежуточная аттестационная контрольная работа. (к.диктант с гр. заданием)
Полёт Икара.
Древние греки сочинили красивую легенду об Икаре, который не побоялся полететь к Солнцу. Вот отрывок из этой легенды.
Икар надевает крылья из перьев и воска и поднимается в воздух. Он легко несётся по небесной лазури. Быстрый полёт в небе забавляет Икара, всё смелее взмахивает он крыльями, всё ближе подлетает к палящему Солнцу. Солнечные лучи плавят воск, перья крыльев разлетаются по воздуху, а Икар с огромной высоты падает в море и погибает. Но люди запомнили его стремление достичь невозможного, подняться к самому Солнцу.
Задание: найти предложения с однородными членами, сложные предложения и подчеркнуть в них главные члены предложения.
Критерии оценивания промежуточной аттестационной работы:
Диктант.
5» - не более 1 орф. ошибки
«4» - не более 3 орф. ошибки
«3» - не более 7 орф. ошибки
«2» - более 7 орф. ошибки
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Входная контрольная работа (диктант) №1 по теме «Части речи» «Осень».
Цель работы– проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
Осень.
Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение холодной осени. Ранний отлёт этих птиц предсказывает раннюю зиму.
За ними потянутся стаи журавлей, уток, гусей. С громким криком улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути!
Грамматические задания
1. В предпоследнем предложении подчеркнуть главные члены.
2. Указать падежи всех существительных шестого предложения. (Ранний... .)
Контрольная работа (диктант) №2 по теме «Общение. Речь» «Ёж».
Цель работы– проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
Ёж.
В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж.
В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох. Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж.
Грамматические задания
1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения. Указать, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
2. Выписать из текста два любых имени прилагательных, имеющих такой же состав, как в слове вкусный. (Ответ: например, лесные, осенние, снежный, …)
Контрольный диктант №3 за I четверть «Гостья».
Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
Гостья.
Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась рыженькая белка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Ребята тихонько подошли к елке и стали смотреть на белочку. Зверек брал лапками рябину и ловко объедал ягодки.
Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на стол корочки хлебца, сухие грибки. Каждый день прибегала белочка к кормушке.
Слово для справки: корочки.
Грамматические задания
- В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного кормушка, выделить окончания.
Контрольная работа (диктант) №4 по теме «Слово и его значение» «На лесной полянке».
Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
На лесной полянке.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.
Слова для справок: ящерица, хвороста, семена.
Грамматические задания
- В четвертом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного полянка, выделить окончания.
Контрольный диктант №5 за II четверть по теме «Предложение» «На реке».
ЦЦель работы: проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, правописания безударных гласных в корне слова.
Объем: 65–70 слов.
На реке.
Брат меня и маму катал на лодке по тихой речушке. Я крепко вцепился в бортик лодки. Брат ловко работал веслами. На воде тихо качались белые лилии и желтые кувшинки. Стрелой мчалась щука к стае мальков. Она подплыла к самой середине. Рыбешки выпрыгнули из воды. Потом они ловко плюхнулись в чистую прозрачную воду. Хищница вильнула хвостом и ушла в теплые воды. Мы плыли и наслаждались чудной русской природой.
Слово для справки: хищница.
Контрольная работа (диктант) №6 по теме: «Имя существительное» «Клесты».
Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
Клесты.
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.
Грамматические задания
1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили...)
Контрольный диктант №7 за III четверть «Весна в лесу».
Цель– проверить умения обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова на основе изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
Весна в лесу.
Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки. Смолой пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково пригревало землю. Теплый ветер пробегал в высоких вершинах. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянках зацвели белые и голубые подснежники. Запели над ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель. На припеке паслись лоси.
Слова для справок: звенят, на припеке, ласково.
Грамматические задания
1. Третье предложение разобрать по членам.
2. В четвертом предложении обозначить падежи имен существительных и прилагательных.
Итоговый контрольный диктант №8 за четвёртый класс «Весеннее солнце».
Цель– узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за IV четверть.
Весеннее солнце.
На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.
Грамматические задания
1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали...);
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли...).
2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).
Обучающее изложение «Оленёнок».
Оленёнок.
Однажды пограничники шли из наряда на заставу. Светало. Вдруг под густыми ветками огромного дерева что-то мелькнуло. Пограничники осторожно подошли к дереву и увидели маленького оленёнка. Он смотрел на людей доверчиво и с любопытством. Следов оленихи не обнаружили. С ней, видимо, что-нибудь случилось. Пограничники взяли оленёнка с собой.
На заставе прежде всего решили покормить его. Малыш ничего не брал в рот. Один пограничник предложил купить соску, и оленёнок жадно начал сосать молоко. Всеобщий любимец быстро рос и набирал силу. Он охотно ел печенье и конфеты, которые ему давали пограничники.
Оленёнок подрос, стал часто обижать домашних животных. Его отдали в питомник. Пограничники часто навещали его.
Примерный план
1. Пограничники нашли в лесу оленёнка.
2. Пограничники ухаживали за оленёнком.
3. Оленёнка отдали в питомник.
Справка: застава – воинское подразделение, несущее охранение; питомник – место разведения животных.
Обучающее изложение «Серебряный хвост».
I. Обучающее изложение.
Серебряный хвост.
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась льдинками. Ловко обманула меня волшебница зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
Примерный план
1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.
II. Придумать и записать продолжение данного текста:
Шляпа.
Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес за грибами.
……………………………………
III. Работа с фразеологизмами.
К данным фразеологизмам записать близкий по значению глагол.
1. Вставлять палки в колёса – ...
2. Обвести вокруг пальца – ...
3. Выбился из сил – ...
4. Клевать носом – ...
5. Гладить по головке – ...
6. Зарубить на носу – ...
Слова для справок: устал, мешать, хвалить, обмануть, дремать, запомнить.
Обучающее изложение по плану «Первые шаги».
- Обучающее изложение
Первые шаги.
Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце.
После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор.
Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки.
Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.
Дописать недостающие пункты плана.
План
1. ...
2. Марина бежит во двор.
3. ...
4. Марине весело.
Рассказать по плану. Подготовиться к записи изложения.
Слова для справок: мохнатым инеем, по блестящему (льду), подвёртывались, захватывало дух.
Записать изложение по плану.
II. Сочинение
Будут ли разные сочинения по теме: «Красиво зимой в лесу», «Интересно зимой в лесу»?
Написать сочинение на одну из тем. Подумать, о чём надо писать по первой теме, о чём – по второй.
III. Свободный диктант.
Беда миновала.
1. Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да от хитрой лисы. Попал в яму и вывихнул себе лапку. Пополз он к лесу, чтобы укрыться в нём.
2. Увидел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайке, дрожит от страха. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег под её колючие иголки.
3. Кружился филин под ёлкой, но ничего не мог сделать зайке. Вскоре хромой зайка выздоровел.
Обучающее изложение «Зайчата».
I. Обучающее изложение.
Зайчата.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст.
Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих и чужих зайчат.
Показалось над лесом солнышко. Ярким светом залилась поляна. Обрадовались теплому солнышку малыши, высунулись из сухой прошлогодней травы.
Заметила зайчат суетливая птица. Перелетает она от ветки к ветке, осматривает местность. Большими и страшными зверями кажутся ей робкие зайчата. Со страхом смотрят они на птицу. Птица взлетела и скрылась в молодом осиннике. Зайчата успокоились.
II. Придумайте и запишите начало и продолжение данного текста.
За лето щенок очень вырос. Это был черный с белыми пятнами песик. Глаза у него блестели, как два ярких уголька. Мы щенка назвали Белоносый. Собака очень привыкла к нам.
III. Свободный диктант.
День был знойный. Солнце палило. Собака обнюхала кусты и траву с высунутым языком. Емеля устал. Он едва таскал ноги. Но вот знакомый треск и шорох. Лыска упал на траву и не шевелился.
Старик оглянулся и присел. Под кустом стоял олененок. У него были тоненькие ножки, красивая головка. Весь он был покрыт желтым пушком.
Охотник прицелился. Но вот что-то оборвалось в груди у старого Емели. Он опустил ружье.
Олененок спокойно ходил около куста. Емеля свистнул. Малыш быстро скрылся в кустах. А старик долго стоял на месте и все улыбался. Он был рад, что олененок остался жив.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Слова для справок: шорох, что-то, присел.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель: проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Лесные пожары.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек зажег сухую ветку и побежал по высохшей траве, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползет в небо.
Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей!
Мечутся по лесу белки, зайцы и лоси. Против огня они бессильны.
А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки леса! Черная земля, черные стволы упавших деревьев. Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Грамматическое задание
Спишите текст и дополните его призывами и советами о бережном отношении к лесу.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы– проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Беляк.
По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке. Много у него в лесу врагов.
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка – тоже страшно зайке. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Весь год в страхе живет зайчишка. А всего страшнее ему в осенние дни. Его всюду видно.
Примечание: указать падежи существительного беляк.
Обучающее сочинение «Моё любимое дерево».
Опишите своё любимое дерево таким, каким его можно увидеть издалека, с большого расстояния.
План
1. На кого оно похоже? (На танцующую девушку? На сгорбленного старика? На какого-нибудь зверя лесного? На кого?)
2. Какой у дерева наряд? (На что похожа его крона? А ветви на что похожи? На руки? На чёрные молнии? На рукава зелёного платья? На что?)
3. Что сейчас делает твоё дерево? (Наклонилось, чтобы дотронуться до травы? Застыло в танце? Откинулось назад? Тянется к небу?)
Опиши своё любимое дерево так, чтобы каждому захотелось его увидеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...