Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа и календарно-тематческое планирование по предмету "Обучение грамоте". Расчитано для занятий в первом классе. Учебно-методический комплекс "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по музыке для 1 «А» класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальная школа – детский сад №2»
- Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ «Начальная школа – детский сад №2
- Перспектива. Обучение грамоте. Традиционная система. Сборник рабочих программ для четырёхлетней начальной школы Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина; Рос.акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011
- «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева; Просвещение, 2019
Рабочая программа в 1 «А» классе рассчитана на 208 часов. Из них обучение чтению – 96 часов, обучение письму – 112 часов. 9 часов в неделю, из расчета 4 часа в неделю по обучению чтению и 5 часов в неделю по обучению письму.
В авторскую программу изменения не внесены.
Основное содержание предмета «Обучение грамоте»
Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.
I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап).
Мир общения.
Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.
Слово в общении.
Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.
Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.
Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.
Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.
«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.
Рисунки и предметы в общении.
Предыстория письменной речи.
Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.
Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.
Сообщения, записанные знаками-символами.
Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.
Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.
Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения.
Слово как главное средство общения.
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.
Звуковая структура слова.
Звуки в природе.
Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.
Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).
Звучание и значение слова.
Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).
Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).
Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.
Слова и слоги. Ударение в слове.
Слог – минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово – номинативная (назывная) единица, слог – единица произношения. Слогообразующая функция гласных.
Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.
Смыслоразличительная роль ударения (замок – замок, кружки – кружки).
Слово и предложение.
Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.
Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.
Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.
Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.
II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап).
Гласные звуки и буквы.
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.
Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).
Звучание и значение слова.
Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки, обозначение их буквами.
Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.
Смыслоразличительная функция звуков.
Мягкие и твердые согласные.
Обозначение на письме мягкости согласных.
Звонкие и глухие согласные.
Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.
Открытый и закрытый слоги.
Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).
Буквы е, ё, ю, я.
Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й' и гласного а, о, у, э(в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).
Буквы ь и ъ.
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Употребление ь и ъ как разделительных знаков.
Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.
Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).
Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).
Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.
III. Про все на свете (послебукварный этап).
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.
Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).
Звуко-слоговой состав слов.
Слово и предложение.
Знаки препинания в конце предложения.
Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.
Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.
Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова2 (см. Примечание).
Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Планируемые предметные результаты изучения предмета «Обучения грамоте»
- знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
- уметь вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и)
и мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
- устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;
- знать гигиенические правила письма;
- правильно писать формы букв и соединения между ними;
- уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Календарно-тематическое планирование «Обучение чтению».
№ п/п | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
Введение в мир общения | |||
1 | «Давайте знакомиться!» Знакомство с учебной книгой – «Азбукой». Мир общения. | ||
2 | Мы теперь ученики. Книжки – мои друзья. | ||
3 | Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. | ||
4 | Номинативная функция слова. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. | ||
5 | Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. | ||
6 | Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Общение без слов. | ||
7 | Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках. | ||
8 | Разговаривают ли предметы? Слова и предметы. | ||
9 | Предыстория письменно речи. Путешествие по городу. | ||
10 | В Цветочном городе. Знаки охраны природы. | ||
11 | Как найти дорогу? Дорожные знаки. | ||
12 | Оформление сообщений с помощью схем. Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо. | ||
13 | Мир полон звуков. Звуки в природе. | ||
14 | Как звучат слова? | ||
15 | Гласные и согласные звуки. | ||
16 | Твердые и мягкие согласные. | ||
17 | Звучание и значение слова. | ||
18 | Слова и слоги. Ударение в слове. | ||
19 | Слово и предложение. | ||
20 | Повторение – мать учения. | ||
Азбука «Страна АБВГДейка». Часть 1. | |||
21 | Звук [а]; буквы Аа. | ||
22 | Звук [о]; буквы Оо. | ||
23 | Звук [у], буква Уу. | ||
24 | Закрепление изученного о гласных звуках. | ||
25 | Звук [и]. Буквы Ии. | ||
26 | Звук [ы]. Буква ы | ||
27 | Звук [э]. Буквы Ээ | ||
28 | Закрепление изученного о гласных звуках. | ||
29 | Узелки на память. | ||
30 | Узелки на память. | ||
31 | Закрепление изученного. | ||
32 | Закрепление изученного. | ||
33 | Звуки [м] — [м`]. Буква М. | ||
34 | Звуки [с] — [с`], буква Сс. | ||
35 | Звуки [н] — [н`], буква Нн. | ||
36 | Звуки [л] — [л`], буква Лл. | ||
37 | Игры со словом. Чтение предложений и текста. | ||
38 | Звуки [т] — [т`], буквы Тт. | ||
39 | Звуки [к] — [к`], буквы Кк. | ||
40 | Упражнения в чтении. Игры со словами. | ||
41 | Узелки на память. | ||
42 | Звуки [р] — [р`], буквы Рр. | ||
43 | Звуки [в], [в`], буквы Вв. | ||
44 | Звуки [п] — [п`], буквы Пп. | ||
45 | Звуки [г] — [г`], буквы Гг. | ||
46 | Парные по глухости- звонкости звуки [г] — [к], [г`] — [к`] | ||
47 | Упражнения в чтении. Игры со словами. | ||
48 | Буквы Ее в начале слова и после гласных. | ||
49 | Буквы Ёё в начале слова и после гласных. | ||
50 | Обозначение мягкости согласных буквами е, ё. чтение слов с буквами е, ё. | ||
51 | Чтение слов с изученными буквами. | ||
52 | Узелки на память. Игры со словами. | ||
Азбука «Страна АБВГДейка». Часть 2. | |||
53 | Звуки [б] — [б`], буква Бб. Парные по глухости-звонкости звуки [б] — [п], [б`] — [п`]. | ||
54 | Звуки [з] — [з`], буквы Зз. | ||
55 | Парные по глухости-звонкости звуки [з] — [с], [з`] — [с`]. Упражнение в чтении. | ||
56 | Повторение – мать учения. | ||
57 | Звуки [д] — [д`], буквы Дд. Парные по глухости-звонкости звуки [д] — [т], [д`] — [т`]. | ||
58 | Звук [ж], буквы Ж, ж. правописание слов с буквосочетанием жи. | ||
59 | Мои первые книжки. | ||
60 | Загадки слов. Веселые картинки. | ||
61 | Узелки на память. Игры со словами. | ||
62 | Буква Я в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я. | ||
63 | Составление рассказа по картинкам. Игра в слова. | ||
64 | Звуки [х] — [х`], буквы Хх. | ||
65 | Мягкий знак — показатель мягкости согласных. | ||
66 | Звук [й], буквы Йй. | ||
67 | Повторение изученных букв. | ||
68 | Буква Ю в начале слова и после гласных. | ||
69 | Обозначение мягкости согласных буквой ю. Приговорки, игры, загадки, песенки. | ||
70 | Узелки на память. Упражнения в чтении. | ||
71 | Звук [ш], буквы Шш. Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши | ||
72 | Звук [ч`], буквы Чч. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу | ||
73 | Звук [щ`]. Буквы Щщ. Правописание слов с буквосочетаниями ча - ща, чу – щу | ||
74 | Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами. | ||
75 | Звук [ц], буквы Цц. | ||
76 | Звуки [ф], [ф`], буквы Фф. Парные по глухости – звонкости звуки [в] — [ф],[ в`] — [ф`]. | ||
77 | Разделительные ь и ъ. | ||
78 | Узелки на память. Упражнения в чтении. Наблюдения над словами | ||
Рабочая тетрадь «Пиши красиво» | |||
79 | Повторенье — мать ученья. Слово – это знак. Значение слова. | ||
80 | Старинные азбуки и буквари. | ||
81 | По страницам старинных азбук. | ||
82 | Читаем сами. Народная пословица. | ||
83 | Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы. | ||
84 | Проверка читательских умений | ||
85 | Упражнения в чтении. | ||
86 | Про все на свете. | ||
87 | С чего начинается общение? | ||
88 | Умеет ли разговаривать природа? | ||
89 | Что, где, когда и почему? Удивительное рядом. | ||
90 | Чтобы представить слово. Об одном и том же по- разному. Книга природы. |
Календарно-тематическое планирование «Обучение письму».
№ п/п | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
Подготовка к письму Развитие фонематического слуха. | |||
1 | «Твои новые друзья». «Дорога в школу». | ||
2 | «Первое задание». «На уроке» Что в центре круга? | ||
3 | «Большие и маленькие». «Сравни» | ||
4 | «Каких цветов больше? Направление. Найди короткий путь». | ||
5 | «Чем похожи? Где чей домик?». | ||
6 | «Лото. Найди пару?» | ||
7 | «У речки. Сколько? Столько.» | ||
8 | «Целое и часть. На компьютере». | ||
9 | «Часть и целое. Целое из частей». | ||
10 | «Головоломка. Овал. Элементы печатных букв аи б». | ||
11 | «В квартире. Веселые превращения. Элементы печатных букв в и г». | ||
12 | «Сравни дома. В магазине одежды. Элементы печатных букв д и е». | ||
13 | «В походе. На отдыхе. Элементы печатных букв ж и з». | ||
14 | «На коньках. Контуры и силуэты. Элементы печатных букв и и к». | ||
15 | «На волнах. Морское путешествие. Элементы печатных букв л, м». | ||
16 | «На лугу. Мы рисуем. Элементы печатных букв н, о». | ||
17 | «Под грибом. Сравни, подумай. Элементы печатных букв п, р». | ||
18 | «Мы спортсмены. Выбирай. Элементы печатных букв с, т». | ||
19 | «Кто построил домики? Сравни и подумай. Элементы печатных букв у, ф». | ||
20 | «Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке. Элементы печатных букв х, ц». | ||
21 | «Распиши посуду. Наличники. Элементы печатных букв ч, ш». | ||
22 | «Закрепление изученного» | ||
23 | «Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло. Элементы печатных букв щ, ь, ъ, ы». 48-49 | ||
24 | «Прогулка в парк». «Знаки в городе». «Подбери пару». «Разгадай секрет» Элементы печатных букв э, ю,я. | ||
25 | «Подумай и сравни. В спортивном зале. Догадайся. Элементы письменных букв ». | ||
Пропись «Мой алфавит» часть первая | |||
26 | «На велосипедах. Собери машину. Проверь себя. Подумай и сравни. Элементы письменных букв ». | ||
27 | Звуковой анализ слов со звуком [а]. Буквы Аа. | ||
28 | Звуковой анализ слов со звуком [о]. Буквы Оо. | ||
29 | Строчная буква у. | ||
30 | Заглавная буква У. | ||
31 | Повторение изученного. | ||
32 | Буквы Ии. | ||
33 | Буква ы. | ||
34 | Строчная буква э. | ||
35 | Заглавная буква Э. | ||
36 | Закрепление изученного. | ||
37 | Буквенная мозаика. | ||
38 | Пиши, да не спеши. | ||
39 | Закрепление изученного. | ||
40 | Закрепление изученного. | ||
41 | Закрепление изученного. | ||
42 | Звуки [м] — [м`], буква Мм. | ||
43 | Звуки [с] — [с`], буква Сс. | ||
44 | Буквы Н, н. | ||
45 | Буквы Л,л | ||
46 | Закрепление изученных букв. | ||
47 | Буквы Тт. | ||
48 | Буквы к, К. | ||
49 | Загадки слов. | ||
50 | Закрепление изученного. | ||
51 | Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши. | ||
52 | Буквы Рр | ||
53 | Буквы В,в | ||
54 | Буквы П, п. | ||
55 | Закрепление изученного. | ||
56 | Буквы Г,г | ||
57 | Закрепление изученного. | ||
58 | Закрепление изученного. | ||
59 | Буквы Ее | ||
60 | Повторение. Проверка знаний. | ||
61 | Буквы Ё, ё | ||
62 | Письмо слов с буквами е, ё. | ||
63 | Закрепление изученного. | ||
64 | Закрепление изученного. | ||
65 | Закрепление изученного. Буквенная мозаика. | ||
Пропись «Мой алфавит» часть вторая | |||
66 | Буквы Б, б. правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками б] — [п],[ б`] — [п`]. | ||
67 | Буквы З,з. | ||
68 | Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости звуками [з] — [с],[ з`] — [с`]. | ||
69 | Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости звуками [з] — [с],[ з`] — [с`]. | ||
70 | Закрепление изученного. | ||
71 | Буквы Д, д. Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости звуками [д] — [т],[ д`] — [т`]. | ||
72 | Строчная буква ж | ||
73 | Заглавная буква Ж. | ||
74 | Правописание слов с буквосочетанием жи. | ||
75 | Закрепление изученного. | ||
76 | Буквенная мозаика. Контрольное списывание. | ||
77 | Буквы Я, я. | ||
78 | Закрепление изученного. | ||
Рабочая тетрадь «Пиши красиво» | |||
79 | Буквы Хх | ||
80 | Мягкий знак. Правописание слов с мягким знаком – показателем мягкости. | ||
81 | Повторение изученных букв. Звуковой анализ. | ||
82 | Буквы Й й. | ||
83 | Повторение. Письмо слов с буквами й, ь. | ||
84 | Буквы Ю, ю | ||
85 | Обозначение мягкости согласных буквой ю. | ||
86 | Буквенная мозаика. Проверка знаний | ||
87 | Закрепление изученного. | ||
88 | Буквы Шш (Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши). | ||
89 | Буквы Чч (Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу). | ||
90 | Буквы Щщ (Правописание слов с буквосочетаниями ча - ща, чу – щу). | ||
91 | Упражнение в правописании слов с буквосочетаниями ча - ща, чу – щу | ||
92 | Закрепление изученного. | ||
93 | Буквы Цц. | ||
94 | Буквы Фф Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками [в] — [ф], [ в`] — [ф`]. | ||
95 | Буква ъ. правописание слов с разделительными ь и ъ. | ||
96 | Закрепление изученного. | ||
97 | Закрепление изученного. | ||
98 | Буквенная мозаика. Закрепление изученного. | ||
99 | Отработка написания элементов букв. | ||
100 | Отработка написания элементов букв – плавных линий с точкой. | ||
101 | Закрепление изученного. | ||
102 | Отработка написания элементов букв – прямых линий с петлей внизу. | ||
103 | Отработка написания элементов букв – прямых линий с петлёй вверху и внизу. | ||
104 | Отработка написания элементов букв – овалов и полуовалов. | ||
105 | Отработка написания элементов букв. Кроссворд | ||
106 | Отработка написания элементов букв. | ||
107 | Отработка написания элементов букв. | ||
108 | Отработка написания элементов букв. | ||
109 | Отработка написания элементов букв. | ||
110 | Отработка написания элементов букв. Правописание имен собственных. | ||
111 | Правописание имён собственных, слов с буквосочетанием чк | ||
112 | Обозначение мягкости согласного буквами е, ё, ю, я, ь. правописание слов с разделительным ь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...
Комбинированный урок письма и обучения грамоте по теме «Звуки [д, д,] и буквы Д д», 1 класс.(Пронина О.В. "Мои волшебные пальчики» (прописи), Букварь, Бунеев Р.Н. (учебник по обучению грамоте)).
Урок построен в технологии деятельностного метода....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Класс -1 УМК «Школа России» Тема урока: «Гласный звук (а), буквы А, а.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....