Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ имени Василия Тезетева»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО зам.директора по УВР Директор школы
учителей начальных________________ ________________
классовЛ.А. Дядькина Н.П. Мельникова
Протокол № 1 « » 08.2019 г. Приказ № от .08.19 г.
от « » 08. 2019 г.
____ Куличкова А.А.
Рабочая программа по русскому языку
Наименование учебного предмета: русский язык
Классы: 4 А, 4 Б, 4 В
Уровень общего образования: начальное общее образование
Учителя: Томнатова Галина Геннадьевна, Жесткова Влада Николаевна, Деянова Татьяна Николаевна
Срок реализации программы: 2019- 2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: 35 учебных недель, 105 часов в год, в неделю 3 часа
Планирование составлено на основе: основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»
Учебник: Русский язык. 4 класс. Автор; Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина — М., АСТ, Астрель. 2014г.
Рабочую программу составила ____________ Томнатова Г.Г.
подпись расшифровка подписи
СОДЕРЖАНИЕ:
Наименования разделов | стр. |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по курсу « Русский язык – 4- 105ч» | 3 |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 7 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 11 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К КОНЦУ 4 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащихся будут сформированы:
-осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
-осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
-способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;
-эмоционально - ценностное отношение к конкретным поступкам.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
- способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
- ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки;
- распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- осуществлять само- и взаимопроверку, и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь;
- оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
- вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;
- планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
-регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
- предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
- строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать знаково - символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
- строить модели слов (звуко - буквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе с однородными членами предложения);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
- строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы;
- составлять сложный план текста;
- передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей; самостоятельно делать выводы;
-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- понимать тексты учебников, других художественных и научно - популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;
-передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
- владеть диалоговой формой речи;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
- выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
- различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
- практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать (70–90 слов) и писать под диктовку тексты (75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- производить элементарные языковые анализы слов (звуко - буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms - сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс
105ч (3 ч в неделю)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая, внутренняя речь (обдумывание). Основные виды речевой деятельности: слушание — говорение, чтение — письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла — слушание, чтение, передача смысла — говорение, письмо.
Речевая ситуация (с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? ... я буду говорить/слушать). Выбор формы, объёма, типа и жанра высказывания в зависимости от речевой ситуации. Наблюдение над качествами речи: информационность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Упражнения по культуре речи: в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов). Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста - диалога. Текст - инструкция. Текст - письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя - тремя микротемами. Наблюдения над способами выражения основной мысли в текстах: выражена словами текста, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается. Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на опросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге).
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Особенности развития, распространения мысли в тексте, отражение её в структурных особенностях (композиции) текста. Наблюдение над способами связи частей текста, предложений в тексте. Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы - фантазии, ответы - обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников. Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно - деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет. Извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно - речевые умения)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две - три микротемы (типы и жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130–140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значение с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям справочных источников;
— ориентироваться (предугадывать) содержание текста, его частей по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, умение «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла).
Создавать (говорить и писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2–3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение, или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до читателей, слушателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания, написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65–70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты - рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывания, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.). Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения. Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка, их стилистическая неоднородность, изобразительно - выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка.Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа. Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др.). Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика* . Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа: ш_м, к_х, л_я, ы, н, у_ц, и_ее, м_ ле, щ_ из, но_ю и т.п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение) * . Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы).
Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов, как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи).
Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении).
Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия, причастия, деепричастия (без терминов).
Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление о роде и изменении имён существительных типа пальто, такси, метро, особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков? какова? каково? каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член - определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные окончания глаголов. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже — второстепенный член).
Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений. «Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений. Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частицли, разве, бы.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, на который оно переходит, действие и предмет, с помощью которого оно совершается, действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение. Систематизация признаков предложения с точки зрения цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул. Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме
именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация
Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа. Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3-го лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2-го лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л, в глаголах прошедшего времени (таял, сеял). Правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости. Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами. Наблюдение над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями.
3.Тематическое планирование (105 часов)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов по программе |
1 | ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) | 18 |
Особенностиустной речи | 1 | |
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма | 4 | |
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация | 10 | |
Уроки творчества | 3 | |
2 | АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 14 |
Выражаем мысли и чувства … Предложение. Части речи и члены предложения | 1 | |
Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого | 6 | |
Правописание глаголов | 4 | |
Проверочные работы | 3 | |
3 | АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (продолжение) | 7 |
Правописание глаголов (продолжение) | 1 | |
Выражение сказуемого разными формами времени глагола | 2 | |
Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях | 1 | |
Творческие работы | 3 | |
4 | РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… | 13 |
Используем второстепенные члены предложения | 2 | |
Предложения с однородными членами | 6 | |
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) | 5 | |
5 | ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) | 29 |
Слово как часть речи | 1 | |
Формы частей речи | 4 | |
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи | 1 | |
Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе | 4 | |
Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе | 4 | |
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 3 | |
Правописание падежных форм личных местоимений | 1 | |
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) | 11 | |
6 | ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) | 5 |
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение) | 5 | |
7 | ИСПОЛЬЗУЕМ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В РЕЧИ | 19 |
Язык и речь. Слово | 2 | |
Правописание слов | 1 | |
Проверочные работы | 4 | |
Предложение. Текст | 1 | |
Связи частей и предложений в тексте | 6 | |
Язык мой — друг мой (итоговые уроки) | 5 ИТОГО: 105часов |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по курсу «Русский язык» 4 класс – 105 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков | Дата по плану | Дата по факту | КИМ | Примечание | |
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (18ч) | |||||||
Особенности устной речи(1ч). | |||||||
1 | Произносим внятно, читаем выразительно. Наблюдение над свойствами русского ударения. | 1 | |||||
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (4 ч) | |||||||
2 | О нормах произношения и правописания гласных в словах. | 1 | |||||
3 | О нормах произношения и правописания согласных в словах. | 1 | |||||
4 | Употребление Ь и Ъ. | 1 | |||||
5 | Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. | 1 | |||||
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (10ч) | |||||||
6 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение. Словарный диктант. | 1 | |||||
7 | Уточняем смысл высказывания. | 1 | |||||
8 | Обучающее изложение по тексту «Отдых Сони у бабушки в Сызрани». Творческая работа с текстом. Выделяем части. | 1 | Учебник С.44 | ||||
9 | Анализ изложения и работа над ошибками. Выделяем этикетные слова и фразы. | 1 | |||||
10 | Входной контроль. Диктант с грамматическими заданиями. | 1 | КДР №1 с.4-5 | ||||
11 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Уточняем смысл высказывания. | 1 | |||||
12 | Уточняем смысл высказывания. Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста. | 1 | КДР №2 с.6-7 | ||||
13 | Перечисляем… | 1 | |||||
14 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме: «Общаемся устно и письменно…». | 1 | КДР №3 с.8-9 | ||||
15 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Используем средства пунктуации. | 1 | |||||
Уроки творчества (3 ч) | |||||||
16 | Используем средства пунктуации. Свободный диктант по теме: «Общаемся устно и письменно…». | 1 | Учебник С.39 | ||||
17 | Используем средства пунктуации. | ||||||
18 | Составляем текст поздравления с днём рождения. | 1 | Учебник С.45 | ||||
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14 ч) | |||||||
Выражаем мысли и чувства … Предложение Части речи и члены предложения (1 ч) | |||||||
19 | Выражаем мысли и чувства…Предложение. Части речи и члены предложения. Словарный диктант. | 1 | |||||
Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого (6 ч) | |||||||
20 | Глагол как двигатель всей фразы . | 1 | |||||
21 | Неопределённая форма глаголов. | 1 | |||||
22 | Промежуточный контроль. Контрольный диктант с грамматическими заданиями за 1 четверть. | 1 | КДР №4 с.10-11 | ||||
23 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Формы времен глаголов. Глаголы прошедшего времени. Формы глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |||||
24 | Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения. | 1 | |||||
25 | Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения. | 1 | |||||
Правописание глаголов(4ч) | |||||||
26 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов. | 1 | |||||
27 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов. | 1 | |||||
28 | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | |||||
29 | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | |||||
Проверочные работы (3 ч) | |||||||
30 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 1 | |||||
31 | Проверочная работа по теме: «Правописание безударных личных окончаний глагола». | 1 | КДР №5 С.12-17 | ||||
32 | Глаголы с чередованием гласных. Работа над ошибками. | 1 | |||||
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7 ч) | |||||||
Правописание глаголов (продолжение) (1ч) | |||||||
33 | Правописание безударных личных окончаний глагола. Словарный диктант. | 1 | |||||
Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) (2 ч) | |||||||
34 | Обобщение сведений о формах времени глаголов. | 1 | |||||
35 | Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глагола». | 1 | |||||
Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях (1 ч) | Правописание глаголов (8 ч) | ||||||
36 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях. | 1 | |||||
Творческие работы (3ч) | |||||||
37 | Свободный диктант по теме: «Выражение сказуемого разными формами времени глагола» | 1 | Учебник С.90 | ||||
38 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение сведений о формах времени глаголов. | 1 | |||||
39 | Творческое списывание текста. | 1 | Учебник С.90 -91 | ||||
РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (13 ч) | |||||||
Используем второстепенные члены предложения (2 ч) | |||||||
40 | Используем второстепенные члены предложения. Анализ и работа над ошибками. | 1 | |||||
41 | Падежные формы склоняемых частей речи. Словарный диктант. | 1 | |||||
Предложения с однородными членами (6 ч) | |||||||
42 | Однородные подлежащие и сказуемые. Знаки препинания при однородных членах предложения. Проект: «Используем средства языка при общении». | 1 | Учебник С.127 | ||||
43 | Однородные подлежащие и сказуемые. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | |||||
44 | Осложненное списывание текста. | 1 | КДР №6 С.18-19 | ||||
45 | Решение общих пунктуационных задач . Анализ работ и работа над ошибками. | 1 | |||||
46 | Промежуточный контроль. Контрольный диктант с грамматическими заданиями за 2 четверть. | 1 | КДР №7 С.20-21 | ||||
47 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Строим предложения с однородными членами. | 1 | |||||
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (5 ч) | |||||||
48 | Строение текстов разных типов. | 1 | |||||
49 | Обучающее изложение по тексту «Переправа». | 1 | Учебник С.124 | ||||
50 | Анализ изложения и работа над ошибками. Строение текстов разных типов. | 1 | |||||
51 | Обучающее сочинение «Мой любимый праздник». | 1 | |||||
52 | Анализ работ и работа над ошибками. Сопоставление признаков разных типов текста. | 1 | |||||
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) (29 ч) | |||||||
Слово как часть речи (1 ч) | |||||||
53 | Слово как часть речи. | 1 | |||||
Формы частей речи (4 ч) | |||||||
54 | Изменение частей речи по числам и родам . | 1 | |||||
55 | Спряжение и склонение. | 1 | |||||
56 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме: «Формы частей речи». | 1 | КДР №8 С.22-23 | ||||
57 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Спряжение и склонение. | 1 | |||||
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (1 ч) | Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (3 ч) | ||||||
58 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений. Словарный диктант. | 1 | |||||
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе (4ч) | Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе (8 ч) | ||||||
59 | Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений. | 1 | |||||
60 | Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. Как выбрать окончание: е или и? | 1 | |||||
61 | Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | 1 | |||||
62 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | 1 | |||||
Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе (4ч) | |||||||
63 | Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе. | 1 | |||||
64 | Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе. | 1 | |||||
65 | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. | 1 | |||||
66 | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. | 1 | |||||
Безударные падежные окончания имен прилагательных (3 ч) | Безударные падежные окончания имён прилагательных ( 7 ч) | ||||||
67 | Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа. | 1 | |||||
68 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | |||||
69 | Проверочная работа по теме: «Проверка безударных окончаний имён прилагательных». | 1 | КДР №9 С.24-25 | ||||
Правописание падежных форм личных местоимений (1ч) | |||||||
70 | Правописание падежных форм личных местоимений. | 1 | |||||
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение и проверка) (11 ч) | |||||||
71 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | 1 | |||||
72 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи . Словарный диктант. | 1 | |||||
73 | Обучающее изложение по тексту «Грачи- вестники весны». | Учебник С.94 | |||||
74 | Анализ изложения и работа над ошибками. Правописание падежных форм склоняемых частей речи». | 1 | |||||
75 | Проверочная работа по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». | 1 | КДР С.26-31 | ||||
76 | Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Закрепление по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». | 1 | |||||
77 | Обучающее сочинение «Подснежник». | 1 | Учебник С.95 | ||||
78 | Анализ сочинения и работа над ошибками. Закрепление по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». | 1 | |||||
79 | Промежуточный контроль. Контрольный диктант с грамматическими заданиями за 3 четверть. | 1 | КДР С.32-33 | ||||
80 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | 1 | |||||
81 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи. | 1 | |||||
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) (5ч) | |||||||
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение) (5 ч) | |||||||
82 | Самостоятельные и служебные части речи. Формы имён прилагательных. | 1 | |||||
83 | Причастие. Наречия — признаки действия. Деепричастия. | 1 | |||||
84 | Частицы - служебные части речи. Предлоги, союзы– служебные части речи. | 1 | |||||
85 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме: «Части речи, их формы и правописание». | 1 | |||||
86 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Части речи, их формы и правописание. | 1 | |||||
Используем средства языка в речи. (19ч) | |||||||
Язык и речь(2ч). | Язык и речь. Слово (3 ч) | ||||||
87 | Слово. Называть, обозначать, давать имя… | 1 | |||||
88 | Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог. Словарный диктант. | 1 | |||||
Правописание слов (1 ч) | |||||||
89 | Правописание слов . | 1 | |||||
Проверочные работы (4 ч) | |||||||
90 | Всероссийская проверочная работа (часть1). | 1 | |||||
91 | Анализ Всероссийской проверочной работы и работа над ошибками. Правописание слов. | 1 | |||||
92 | Всероссийская проверочная работа (часть2). | 1 | |||||
93 | Анализ Всероссийской проверочной работы и работа над ошибками. Правописание слов . | 1 | |||||
Предложение. Текст (1 ч) | |||||||
94 | Предложение. Текст Распространение мыслей в предложении и тексте. | 1 | |||||
Связи частей и предложений в тексте (6 ч) | |||||||
95 | Связи частей и предложений в тексте. Составление инструкции как разновидности текста - повествования. | 1 | |||||
96 | Композиция текста. Обучающее изложение по тексту «Как воробьи утоляли жажду». | 1 | Учебник С.117 | ||||
97 | Анализ изложения и работа над ошибками. Композиция текста. | 1 | |||||
98 | Обучающее сочинение описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | Учебник С.120-121 | ||||
99 | Композиция текста. Анализ сочинения и работа над ошибками. | 1 | |||||
100 | Комплексная контрольная работа. | 1 | |||||
Язык мой — друг мой (5 ч) | |||||||
101 | О роли языка в жизни человека. Словарный диктант. | 1 | |||||
102 | Повторение правил составления текста письма. | 1 | КДР С.36-39 | ||||
103 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||||
104 | Анализ итоговой контрольной работы и работа над ошибками. Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге). | 1 | |||||
105 | Текст. Проект по теме: «Язык мой- друг мой». | 1 | Учебник С.130-131 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...