урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку

Гладких Анна Дмитриевна

урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок развития речи24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Тема: Правописание приставок. Зима в природе.

Цель: 1. Углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения.

             2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по теме.

             3. Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, уважение друг к другу.

Оборудование урока.

Музыка Г. Свиридова. Вальс «Метель».

              П.И. Чайковский. Вальс цветов.

* карточки индивидуального опроса.

* тема.

* Слова для орфографической минутки.

* Картины зимней природы.

* Карточки творческого и домашнего задания каждому ученику.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Над какой темой мы с вами работали вчера?

_- Какие проблемы возникли при выполнении домашнего задания?

- Чем нам нужно заняться сегодня, чтобы устранить пробелы в ваших знаниях?

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

II. Чистописание.

- Спишите текст с доски аккуратно и красиво.

Поставьте, где необходимо знаки препинания.

Посм…три вокруг вырастают в ст…пях светлые г…рода ра…ветают пышные сады ввыс… взл…тают могучие р…кеты все это создал н…род р…бочие делают втанки и м…ш…ны стр…ители строят з…воды

- Выделите приставки.

III. Актуализация знаний.

1.Орфографическая минутка.

- Давайте вспомним 3 основные правила русского языка, с которыми мы познакомились в 3 классе.

- На какое правило слова в 1 - ом столбике?

- Как проверить слово с безударной гласной в корне слова?

- Прочитайте слова во 2 - ом столбике. Какое правило спряталось в этих словах?

- Как проверить парную согласную в корне?

- Определите правило 3 - его столбика.

- Что вы знаете о непроизносимых согласных.

 украшает              снег                         праздник

зима                        мороз                      звездный

снеговик                 лед                           радостный

IV. Постановка темы урока.

- Все эти правила учат писать корень слова, а сегодня будем учиться правильно писать приставки. Проведем речевой урок., на котором будут звучать две темы: « Правописание приставок » и « Зима в природе ».

- Знакомясь с приставками, мы будем учиться красиво говорить, знакомиться со смысловым значением слова, составлять предложения.

V. Работа по теме урока.

1.. Работа по карточкам.

-  3 человека будут работать по карточкам.

Карточка № 1.

      Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картину к данному тексту. Прочитайте выразительно.

З…мой рус…кий лес сказочен и ч…десен. Снег укр…шает пуш…стые ветки д…ревьев. См…листые ш…шки в…сят на елях. В с…р…бряном уборе ст…ят кр…савицы – б…ре…ки

Карточка № 2.

      Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящую картину к данному тексту. Прочитайте выразительно.

В лес примч…лся первый сне… .

Попр..сился на н…чле… .

Перепуганный не в шутку,

 Прим…рять стал зайчик шу…ку!

Без иголки, без портного

Шу…ка новая готова.

Карточка № 3.

       Вставьте пропущенные буквы.  Прочитайте выразительно.

      Закрутила м…тел…. Белка посп…шила к гн…зду. Гн…здо у зв…рька теплое. Забралась белка в гн…здо, прикрылась пуш…стым хвостиком. Х…лодный ветер и м…роз не страшны Зв…р…ку. Утихла неп…года. Выл…зла белка из Гн…зда. Она ловко поск…кала с дер…ва на дер…во. Вот белка вз…ла в ла..ки …ловую ш…шку. Она стала её обгрызать. Вкусная еда у пуш…стого зв…р..ка  зап…сена в кл…довой.

Карточка № 4.

       Составьте из слов каждой строчки предложения.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

- Почему птицам зимой нужно помогать?

4. Списать текст, вставить орфограммы. Назвать части речи.

С. Есенин.

(За) м…тает пурга белый пут…,

Хочет (в) мя…ких снегах

(По) т…нут….

Веет…р резвый уснул

(На) пути.

Не пр…ехат.. (в) л…су,

Не пройти.

(Открыть картины).

- Долго мы ждали в этом году приход снежной зимы. она пришла неожиданно. Засыпала город снегом, завалила сугробами. И хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок.

П.И. Чайковский. «Вальс цветов».

(Включить музыку).

Такой узор поможет вам овладеть скорописью.

*

* об  обо   от   ото   до   под   про

- Посмотрите на вторую строку, что интересное вы заметили? ( Это предлоги.)

- Как вы думаете, какой частью слова могут являться такие сочетания букв?

- Что позволило объединить эти сочетания букв в одну группу? (Правописание буквы О в приставках).

- Напишите, соблюдая правильные соединения.

- Прочитайте эти сочетания.

- Подберите слова с такими приставками, запишите их, разделив на слоги.

5. Словарная работа.

- Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам в тетради словарными словами.

- Прочитайте про себя словарные слова.

Ветер, завтрак, мороз, север, запад, погода, месяц, восток, коньки, картофель, забавы, пороша, январь, апрель, декабрь, сентябрь, февраль.

Запишите в тетрадь слова только подходящие к нашей второй теме урока, т.е. зимней тематике. Вставьте пропущенные буквы. (У доски работает 1 человек). Проверка.

6. Проверка работ по карточкам.

- Какая картина подходит к твоему заданию?

- Прочитай текст.

- Дети, если вы согласны, хлопните один раз в ладоши.

- Докажи правильность своего ответа.

- Ребята, составьте любое предложение по картине. ( Дети говорят свои предложения.)

- Запишите предложение, которое вам больше всего понравилось, разберите его по членам предложения.

7. Работа над правописанием приставок.

- Вспомните еще раз, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?

- Что такое приставка?

- Как найти приставку в слове? Приведите пример.

- Покажите, каким значком обозначается на письме часть слова - приставка.

- Что самое главное в этом правиле?

- Прочитайте еще раз и подумайте, на какие группы можно разделить все приставки?

Выслушать ответы.

- Сделайте вывод, опираясь на эти схемы. (У доски).

1 группа. Приставки с буквой а:

За -; на - ; над -.

2 группа. Приставки с буквой о:

О -; об -; обо -; ото -; до -; под -; подо -; про -.

3 группа. Приставки пере- .

4 группа. В эту группу вошли:

В -; во -; вы -; с -; со - .

- Конечно, это далеко не все приставки. С многими другими приставками вы будете знакомиться в старших классах.

- Как пишутся  приставки, с которыми мы познакомились? (Независимо от произношения).

8. Закрепление полученных знаний.

- Прочитайте текст, определите его тему.

Прежде чем п…йти в зимний п…б…левший ле…, нужно пр…гляде…ся дома к в..рон..им, с…роч…им, куриным сл…дам, пр…метит…, какие отпеч…тки ост…вляют с…бач…и и к…шач…и лапы. В л…су на усыпанной снегом тр…пе все это пр…помнится.

- О чем этот текст? О ком? Чему учит нас автор?

Проверка карточки № 3

- Послушайте, какой текст прочитает нам …

(Карточка № 4).

- Приготовьтесь ответить на вопрос: «Почему белка зимой не спит?»

- Как прочитала …?

- Поднимите руки, кому понравилось чтение?

- Какое требование к чтению текста нужно соблюдать? ( Читать текст нужно выразительно, соблюдая логическое ударение.)

- Почему белка зимой не спит?

-Как вы понимаете смысл выражения: « Крутится, как белка в колесе»?

- Что вы знаете о белках?

9. Поэтическая минутка.

Письмо по памяти.

- Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с ее суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки.

- Какие стихотворные строки вам вспоминаются?

(Дети читают стихотворения о зиме).

- А сейчас я вам прочитаю стихотворение Фетисова В. «Зима пришла». В тексте нам встретятся незнакомые слова. Прочитайте их глазками. Значение какого слова вы можете объяснить?

Папаха - высокая меховая шапка.

Нахлобучила –надвинуть головной убор низко на лоб.

Холст – льняная ткань из толстой пряжи.

- Я читаю, а вы попробуйте представить то, о чем говорится в стихотворении.

  Зима пришла.

Ночью ветер волком выл

И по крышам палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там – волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд.

И папахи на дома

Нахлобучила зима.

 (Фетисов В.)

- Что вам представилось?

- Какие сравнения использует поэт для описания изменений в природе? (С чем сравнивает ветер?)

- Вторую часть стихотворения мы будем писать по памяти. Объясните написание подчеркнутых букв.

- Как проверить безударную гласную, парную согласную? Обратите внимание на знаки препинания.

- Постарайтесь запомнить нижние четыре строчки стихотворения!

- Кто затрудняется, вам поможет схема.

- Как пишется стихотворение?

_________     __________     холст ,

_________     __________     _______ . 

_____       папахи     ____     _______

Нахлобучила        _______________  .

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, побудьте в роли учителей.

- Сколько я живу на свете, что-то позабыла, дети,  вы  во что зимой играете, вы какие игры знаете? 

(Дети называют зимние игры).

Физкультминутка.

(Игра).

Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Сыплет, падает на всех.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Кукла вышла лучше всех!

10. Музыкальная пауза.

- Красоту русской природы можно описать красками, красивыми словами, а можно передать и с помощью музыки.

- Есть замечательный вальс Георгия Свиридова.

- Послушайте музыку и выберите слова, которыми можно охарактеризовать эту мелодию.

- Какая звучала музыка? ( Дети выбирают подходящие слова из предложенных ниже.)

* праздничная

* легкая

* мужественная

*  стремительная

*  игривая

*  медленная

- Какое настроение вызвало это произведение?

- Как вы думаете, как оно называется? (Метель).

11. Работа по учебнику.

- Я вспомнила еще одну зимнюю игру.

- Мы будем катить снежный ком из слов - родственников.

- Какие слова называются родственными или однокоренными?

- Давайте как можно больше подберем родственных слов к словам снег, ветер, мороз, звезда. (Один или несколько учеников работают у доски, а остальные дети работают самостоятельно.)

- Посчитайте, сколько слов записано у вас и сколько на доске. Допишите в тетрадь те слова, которые есть на доске, но нет у вас в тетради.

- С помощью чего можно образовать новые слова? Какими по смыслу они будут?

- Как пишутся приставки? Выделите приставки.

12. Работа с текстом.

- Сегодня на уроке мы работали с приставками, словами. И осталось самое интересное задание с текстом. Текст надо отредактировать, т.е. подобрать из скобок имена прилагательные, которые точнее всего подходят к данному предложению.

- Нужное слово выделите карандашом.

- Прочитайте текст.

- Какой вид текста получился: описание, повествование, рассуждение.

- Докажите.

- Запишите несколько понравившихся предложений.

Снег.

          Великолепен был вид (зимней, морозной) природы. Кусты и деревья опушились (колючим, глубоким, блестящим) инеем. Лучи солнца осыпали (холодным, ясным, золотым) блеском всю местность.

          Стояли (короткие, длинные) зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность (синего, пасмурного) неба. Надвигалась (темная, огромная, пухлая) туча. (Крупными, прозрачными, большими) хлопьями стал падать снег. Наступили зимние (короткие, длинные) сумерки. Небо сыпало (ледяной, снежный) пух.

- Найдите слова с приставками.

- Разберите записанные предложения по частям речи и членам предложения. Выделите орфограммы на известные вам правила.

V. Итог урока1. Обобщение.

- Какие темы звучали на уроке?

- Что нужно сделать, чтобы правильно писать приставки?

(Их надо запомнить).

- С помощью чего можно показать красоту русской природы?

(Красок, слова, звуков (музыки)).

2. Рефлексия.

- Какое задание больше всего понравилось?

- Стихи чьих авторов о зиме захотелось вспомнить еще раз?

- У кого из вас все еще вызывает затруднение написание приставок?

14. Домашнее задание.

- Дома вам предстоит написать сочинение – миниатюру. Миниатюра – это очень маленькое, короткое сочинение. Я даю опорные слова, а вы составляете предложение так, чтобы сочинение приобрело интересное содержание. В тексте найдите слова с приставками, приставки выделите.

Зимнее утро.

    Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежали к горке.

За городом.

    Воскресное утро; добираться автобусом; спешили за город; на чистой скатерти снега; устремились к поляне; следы от лыж; засыпана инеем; упала с ветки ели; раскраснелись от мороза.

Кормушки.

     Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету; .

Дополнительный материал к уроку.

Пословицы и приметы о зиме.

В январе солнце на лето, зима – мороз.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Утром кричит синица – к морозу.

Ночью иней выпадает – днем снега не будет.

Снег прилипает к деревьям – к теплу.

В декабре солнце на лето поворачивает, а зима на мороз да холод.

Не тот снег, что метет, а тот снег, что сверху летит.

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...