Тема урока: «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»
методическая разработка по русскому языку по теме

                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»

Тип урока: Открытие нового знаний

Цель урока: Создание условий для развития умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы; писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы; писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

1

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

2

5

Постановка проекта выхода из затруднений

7

6

Реализация проекта

15

7

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

5

8

Сам. Работа с проверкой по эталону

5

9

Включение в систему знаний

5

10

Итог

2

11

Рефлексия

1


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.  

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Мотивация к учебной деятельности

- Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы.

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда –

И та награда в нём самом.

- Что хотел сказать нам поэт? (Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного)

Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Запишите дату.

– Напишите «Классная работа».

Запись на доске:

На, о, об, и, по, над, из, но, с, а

-На какие группы можно разделить данные слова? (предлоги, союзы).

- Назовите эти группы, (на, о, об, по, над, из, с) (и, но, а).

- Для чего служат предлоги?

Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложения.

– Для чего служат союзы в предложении?

Союзы - это служебные части речи. Они не отвечают ни на какие вопросы, в отличие от самостоятельных частей речи, и не имеют какого-то  самостоятельного значения(признака, действия, состояния и т.д.) Союзы необходимы для того, чтобы связывать однородные члены или простые предложения в сложные.

Постановка проблемы

– Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.

1) – Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

2) – Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3) – Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята

На «пятёрку» знали.

На письме и в разговоре

Нас употребляли.

– Эта часть речи называется … (глагол).

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

- Вспоминаем то, что знаем:

Глагол

  1.  Значение в речи (Действие, состояние);
  2. На какие вопросы отвечает (Что делает? Что сделает?);
  3. Формы глагола (Начальная форма - инфинитив);
  4. Роль в предложении  (Сказуемое);
  5. Правописание (Не знаем).

- Да, тема нашего урока (Правописание не с глаголами)

- Какую цель поставим сегодня перед собой? (Учиться правильно писать глаголы с частицей НЕ)

- Что для этого необходимо сделать? (Выработать правило)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

Упр. 230 (и доп. упр. 120 из «Дидактического материала») – осмысливаются сведения об истории возникновения названия части речи глагол.

– Прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол? Почему часть речи получила такое название?

– Какое значение было у слова глагол, какое стало?

– Что такое глаголица?

– Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок: много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.)

Упр. 231 – развивается умение определять тип текста и мотивировать своё мнение.

– Что помогает автору организовать повествование? Что он чаще всего употребляет в своём рассказе?

Это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию.

Упр. 232 – развивается эмоциональная сфера учеников при чтении поэтической зарисовки.

– Как вы думаете, это повествование или описание?

– С помощью, каких слов поэт С. Есенин рисует картину утра? (Глаголов.)

– Прочитайте ещё раз одни эти глаголы. В чём их особенность?

(Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа.)

Такое изобразительно-выразительное средство называется олицетворением.

Обратите внимание на то, что глаголы не передают здесь действия, а называют состояние, выражают авторское отношение – восхищение, любование красотой, свежестью пробуждающейся природы.

Упр. 233 – развивается умение определять смысловую нагрузку текста с обилием глаголов с частицей не, преобразовывать глагольную форму из текста в неопределённую.

– Какую роль играют в тексте глаголы с частицей не? (Глаголы с частицей не выступают в роли строгих запретов.)

– Выпишите глаголы с не в два столбика:

1-й – обозначают действия, связанные с едой;

2-й – обозначают действия, не связанные с едой.

– Образуйте от 2–3 глаголов неопределённую форму.

Упр. 235 – содержит информацию об истории возникновения неопределённой формы и разных точках зрения на её показатели.

– О каких особенностях неопределённой формы узнали? (О суффиксах неопределённой формы, их изменении и обозначении в разных учебниках.)

– Чем являются -ть и -ти в наших учебниках? (Суффиксами.)

– Какая орфограмма есть на конце неопределённой формы? (ь для обозначения мягкости согласных и ь после букв шипящих в неопределённой форме.)

– На основе информации из текста составьте схему-опору о неопределённой форме:

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

234 – развивается то же умение, что в упр. 233.

– Выписать глаголы с частицей не и поставить в неопределённую форму.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

- Вам нужно выписать из текста стихотворения глаголы с частицей Не.

Я (не)навижу слово «спать»!

Я ёжусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать! Уже десятый час!»

Нет, я (не)спорю и (не)злюсь – я чай на кухне пью.

Я никуда (не)тороплюсь.

Когда (на)пьюсь – тогда (на)пьюсь!

Напившись, я встаю и, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду…

Но вот (до)носится опять настойчивый приказ:

«А ну, сейчас же марш в кровать! Одиннадцатый час!»

Нет, я (не)спорю, (не)сержусь –

я не спеша на стул сажусь и начинаю кое-как

С одной ноги снимать башмак.

Я, как герой, борюсь со сном,

Чтоб время протянуть,

Мечтая только об одном

Подольше (не)заснуть!

Включение в систему знаний

– Запишите слово концерт и 2–3 однокоренных слова, обозначьте орфограмму.

– Составьте предложение со словом концерт в П.п., проговорите слово орфографически.

– Как вы понимаете слово отчаяние? (Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.)

– Составьте и запишите предложение с прямой речью с этим словом, составьте схему.

Итог

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Какими знаниями мы пользовались?

- Что мы закрепляли, что отрабатывали?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

- Напишите свои отзывы об уроке и прикрепите к дереву

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Краткосрочное планирование урока русского языка в 4 классе. Тема: «Синтаксическая роль глаголов в предложении »

Конспект урока русского языка ( 4 класс) демонстрирует внедрение ключевых идей 7 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уровня....

Роль глаголов в предложении, в речи.

Грамматические признаки глагола...

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...

«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»

"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....