Тема урока: «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»
методическая разработка по русскому языку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_glagolov_v_predlozhenii_v_rechi._pravopisanie_glagolov_s_chastitsey_ne.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока: «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»
Тип урока: Открытие нового знаний
Цель урока: Создание условий для развития умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы; писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
- Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Предметные (образовательные): умение находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы; писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.
Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Орг. момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 1 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 2 |
5 | Постановка проекта выхода из затруднений | 7 |
6 | Реализация проекта | 15 |
7 | Первичное закрепление с произношением во внешней речи | 5 |
8 | Сам. Работа с проверкой по эталону | 5 |
9 | Включение в систему знаний | 5 |
10 | Итог | 2 |
11 | Рефлексия | 1 |
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формирование УУД |
Орг. Момент | - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Проверка готовности к уроку. | Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Мотивация к учебной деятельности | - Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы. Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда – И та награда в нём самом. - Что хотел сказать нам поэт? (Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного) | |
Актуализация знаний | – Откройте тетрадь. – Запишите дату. – Напишите «Классная работа». Запись на доске: На, о, об, и, по, над, из, но, с, а -На какие группы можно разделить данные слова? (предлоги, союзы). - Назовите эти группы, (на, о, об, по, над, из, с) (и, но, а). - Для чего служат предлоги? Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложения. – Для чего служат союзы в предложении? Союзы - это служебные части речи. Они не отвечают ни на какие вопросы, в отличие от самостоятельных частей речи, и не имеют какого-то самостоятельного значения(признака, действия, состояния и т.д.) Союзы необходимы для того, чтобы связывать однородные члены или простые предложения в сложные. | |
Постановка проблемы | – Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор. 1) – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. 2) – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. 3) – Что бы вы пожелали ребятам? Чтобы русский все ребята На «пятёрку» знали. На письме и в разговоре Нас употребляли. – Эта часть речи называется … (глагол). | Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Постановка проекта выхода из проблемы | - Вспоминаем то, что знаем: Глагол
- Да, тема нашего урока (Правописание не с глаголами) - Какую цель поставим сегодня перед собой? (Учиться правильно писать глаголы с частицей НЕ) - Что для этого необходимо сделать? (Выработать правило) | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Реализация проекта | Упр. 230 (и доп. упр. 120 из «Дидактического материала») – осмысливаются сведения об истории возникновения названия части речи глагол. – Прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол? Почему часть речи получила такое название? – Какое значение было у слова глагол, какое стало? – Что такое глаголица? – Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок: много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.) Упр. 231 – развивается умение определять тип текста и мотивировать своё мнение. – Что помогает автору организовать повествование? Что он чаще всего употребляет в своём рассказе? Это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию. Упр. 232 – развивается эмоциональная сфера учеников при чтении поэтической зарисовки. – Как вы думаете, это повествование или описание? – С помощью, каких слов поэт С. Есенин рисует картину утра? (Глаголов.) – Прочитайте ещё раз одни эти глаголы. В чём их особенность? (Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа.) Такое изобразительно-выразительное средство называется олицетворением. Обратите внимание на то, что глаголы не передают здесь действия, а называют состояние, выражают авторское отношение – восхищение, любование красотой, свежестью пробуждающейся природы. Упр. 233 – развивается умение определять смысловую нагрузку текста с обилием глаголов с частицей не, преобразовывать глагольную форму из текста в неопределённую. – Какую роль играют в тексте глаголы с частицей не? (Глаголы с частицей не выступают в роли строгих запретов.) – Выпишите глаголы с не в два столбика: 1-й – обозначают действия, связанные с едой; 2-й – обозначают действия, не связанные с едой. – Образуйте от 2–3 глаголов неопределённую форму. Упр. 235 – содержит информацию об истории возникновения неопределённой формы и разных точках зрения на её показатели. – О каких особенностях неопределённой формы узнали? (О суффиксах неопределённой формы, их изменении и обозначении в разных учебниках.) – Чем являются -ть и -ти в наших учебниках? (Суффиксами.) – Какая орфограмма есть на конце неопределённой формы? (ь для обозначения мягкости согласных и ь после букв шипящих в неопределённой форме.) – На основе информации из текста составьте схему-опору о неопределённой форме: | |
Первичное закрепление с произношением во внешней речи | 234 – развивается то же умение, что в упр. 233. – Выписать глаголы с частицей не и поставить в неопределённую форму. | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Сам. Работа с проверкой по эталону | - Вам нужно выписать из текста стихотворения глаголы с частицей Не. Я (не)навижу слово «спать»! Я ёжусь каждый раз, Когда я слышу: «Марш в кровать! Уже десятый час!» Нет, я (не)спорю и (не)злюсь – я чай на кухне пью. Я никуда (не)тороплюсь. Когда (на)пьюсь – тогда (на)пьюсь! Напившись, я встаю и, засыпая на ходу, Лицо и руки мыть иду… Но вот (до)носится опять настойчивый приказ: «А ну, сейчас же марш в кровать! Одиннадцатый час!» Нет, я (не)спорю, (не)сержусь – я не спеша на стул сажусь и начинаю кое-как С одной ноги снимать башмак. Я, как герой, борюсь со сном, Чтоб время протянуть, Мечтая только об одном Подольше (не)заснуть! | |
Включение в систему знаний | – Запишите слово концерт и 2–3 однокоренных слова, обозначьте орфограмму. – Составьте предложение со словом концерт в П.п., проговорите слово орфографически. – Как вы понимаете слово отчаяние? (Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.) – Составьте и запишите предложение с прямой речью с этим словом, составьте схему. | |
Итог | - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили на уроке? - Смогли ли мы ее достичь? - Какими знаниями мы пользовались? - Что мы закрепляли, что отрабатывали? | Личностные УУД: смолообразование |
Рефлексия | - Напишите свои отзывы об уроке и прикрепите к дереву | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ
Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...
Краткосрочное планирование урока русского языка в 4 классе. Тема: «Синтаксическая роль глаголов в предложении »
Конспект урока русского языка ( 4 класс) демонстрирует внедрение ключевых идей 7 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уровня....
Роль глаголов в предложении, в речи.
Грамматические признаки глагола...
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...
«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»
"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"...
"Роль глаголов в предложении, в речи"
Урок русского языка...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».
Урок направлен на углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....