«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»
план-конспект урока (4 класс) на тему
"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_glagolov_v_predlozhenii_v_rechi.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
17.02.2016 г.
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»
Цель:
актуализация знаний учащихся о глаголе.
Задачи:
Повторить основные признаки глагола;
Развивать умение употреблять глаголы в речи;
Правильное написание глаголов с частицей не;
Воспитывать гордость за родной язык, чувство прекрасного.
Девиз урока: “ В учении не важно - молод или стар; постигнешь - и станешь мастером. Китайская пословица ”
В течение всего урока заполняется карточка. (см. приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Откройте тетради, запишите число.
-Сегодня у нас очередной предметный день. Тема дня: « В учении не важно - молод или стар; постигнешь - и станешь мастером». Китайская пословица
- Как её понимаете?
- Сегодня и мы с вами будем добывать знания, а кто из вас будет потом ими гордиться, зависит только от нас самих.
-Наш девиз: «Я всё умею, я всё могу, у меня всё получится».
-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь…
- Садитесь правильно, как сидят ученики, отвечайте уверенно.
3. Минутка чистописания.
- Посмотрите внимательно на буквы. Давайте узнаем, какую букву будем сегодня писать.
(На доске: п, в, с, т, к.)
- Что общего? Какая буква лишняя? Почему?
- Вы определили, что будем писать букву в.
( Уч- ся прописывают: В в )
-Характеристика звука
СЛАЙД 1
4. Словарная работа (с.р.)
-Запишите одним словом (на новой строке):
- то, что передано устной или письменной речью: вид проверочной работы. (Изложение)
- разговор между двумя лицами. (Диалог)
- светло-серые клубы сгустившихся водяных капель. (Облако)
- поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам. (Путешествие)
- периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей и политической жизни (Газета)
- ПРОВЕРЬТЕ.
-У кого ошибки? Исправьте
СЛАЙД 2
КАРТОЧКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ИЗЛОЖЕНИЕ | ПЛЫВЕТ |
ДИАЛОГ | ВЕСТИ |
ОБЛАКО | НАПИСАТЬ |
ПУТЕШЕСТВИЕ | СОВЕРШАТЬ |
ГАЗЕТА | ЧИТАТЬ |
- Соедините стрелочками подходящие по смыслу слова?
- Слова, какой части речи мы записали в первый столбик? (Сущ.) Почему?
- А во второй? (Гл.) Почему?
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы.
Послушайте их и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
1) Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать!
2) Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
3) Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
На “отлично” знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
-Какой части речи предложили ответить на вопросы?
-Кто сможет определить тему урока?
5. Сообщение темы урока.
СЛАЙД 3
- Сегодня мы вспомним о роли глагола в предложении и речи.
-Какие цели поставим на уроке?
Все в этом мире имеет свое объяснение:
- Имя существительное, почему так называется? А прилагательное? А почему у вас такие имена?
- Почему часть речи получила такое название - глагол?
- На протяжении всего урока мы с вами будем заполнять таблицу.
(ТАБЛИЦЫ НА ПАРТАХ)
- Правильны ли были наши предположения, мы сейчас узнаем из упр.230, стр. 61.
-Прочитайте про себя. Ответьте на вопрос: Почему глагол носит такое название? Словами из текста.
СЛАЙДЫ 4- 5
Что значит? “Глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете”.
- Что может рассказать глагол об этом предмете? (РИСУНОК, ИЗОБРАЖАЮЩИЙ УЧЕНИКА)
СЛАЙДЫ 6
(На доске дети записывают глаголы)
- Что объединяет все эти слова? (Отвечают на вопросы, обозначают действие предмета)
- С какой частью речи согласуется глагол? ТАБЛИЦА
Звучит музыка. 1-2 минуты (ФИЗМИНУТКА)
-Закройте глаза. Представьте, что вас окружает мир, в котором нет слов, выраженных глаголом, как вы думаете, что бы это был за мир? Примеры.
- Представьте мир полный глаголов. Что бы это был за мир? Примеры.
На уроке чтения мы начали знакомиться с творчеством В.В. Маяковского, послушайте отрывок из его стихотворения, состоящего из одних глаголов.
-Работаем в парах
- Перед вами лежат карточки №1 и №2. Посмотрите. Что написано на 1 карточке? На 2? Что нужно сделать? Если у кого-то появиться желание написать свои глаголы будет замечательно.
-
Карточка 1.
Весна. Благоухание земли. Природа. Теплые лучи солнца. Первые перелетные птицы.
Карточка 2.
Слова для справок: наступила, чувствуется, прилетели, просыпается, ласкают.
- Прочитайте. Какое задание я вам предложу?
- С помощью слов 2- ой карточки, дополните 1- ую.
-Что у вас получилось?
- Проверяем. Если кто не согласен, то поднимаете руку
- Какую же роль играют глаголы в тексте?
-Как определить часть речи?
Прочитайте глаголы, которые вы подчеркнули. На что они
показывают?
Вы прочитали текст.
По типу текстов, он какой? Почему? (Повествование, движение следует одно за другим)
ВЫВОД: Для чего мы используем глаголы в своей речи?
(Запомните этот ответ!) (Изобразить движение)
- Оказывается не только стремительные движения можно показать глаголами. А что, догадайтесь сами?
- Для этого обратимся к упражнению 232 на с. 63
- Прочитайте задание, стихотворение самостоятельно.
-Что можете сказать о поэте?
(портрет С. Есенина)
Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии, в семье крестьян. С раннего детства его воспитывал дедушка по материнской линии. Дед Есенина был весьма предприимчивым и зажиточным. Был знатоком церковных книг. Будущий поэт окончил четырехклассное сельское училище, а затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году он переезжает в Москву. Здесь он работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина.
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы, Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его Есенина — «Радуница».
В период с 1919 по 1921 года Есенин много путешествует. Работает над драматической поэмой «Пугачев». Весной 1921 года едет в Оренбургские степи, добирается до Ташкента. В период с1922 по1923 год вместе с американской танцовщицей А. Дункан, которая жила с ним в Москве, а затем стала его женой, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США.
Последние два года жизни поэта прошли в постоянных разъездах. Он трижды совершает путешествия на Кавказ, скрываясь от судебного преследования. Несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново.
В ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» в Ленинграде Сергея Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» мёртвым. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.
- С помощью слов, каких частей речи поэт рисует картину летнего утра?
- С какой целью могут использоваться глаголы в речи? (Показать красоту, создать картину)
- Какая особенность есть почти у всех глаголов в этом тексте? (Прошедшее время.)
Прочитаем выразительно.
- Прочитайте название стихотворения. Почему в конце стоит восклицательный знак?
Спишите.
- Прочитайте 1-ые две строчки, объясните орфограммы. Объясните постановку запятой. Подчеркните основу предложения, укажите части речи.
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Составьте схему предложения.
- Закройте глаза, проговорите про себя, посмотрите еще раз. Запишите по памяти.
- 2-е предложение выполняем в паре с соседом по парте в учебнике. Подчеркните только грамматическую основу, указать части речи, составить схему предложения.
3-е предложение с комментированием.
4-е самостоятельно.
- Какими членами предложения чаще всего бывают глаголы? ТАБЛИЦА
- Кто из вас может подытожить все то, что мы с вами говорили на уроке по таблице?
СЛАЙД 7- 9
Игра “Выбери!”
Распределить в три столбика слова (3 ряда - Цепочка)
СЛАЙД 10\
В 1-ый-сущ.,
Во 2-ой - прил.,
В 3-ий - гл.
Глоток, баловень, баловаться, мечтатель, мечтать, баловник,
балованный, глотка, глотать, мечтательный, язык, языкастый, языковед.
- Может быть, вы заметили что-то необычное в этих словах. (однокоренные)
-Какую ещё цель мы ставили сегодня на уроке?
-Какое правило вспомнили?
-Запишем пословицу, которая подходит к теме нашего предметного дня, используя это правило.
-Кто догадался?
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
-Выделите орфограммы
- А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?
Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!
Итог - Скажите, соответствовал ли наш девиз данному уроку? Почему?
- Что вы можете дополнить к нашему уроку?
Домашнее задание: с.64 упр.233
-Заполните лист самооценивания, пожалуйста
-Подчеркните слова, которые соответствуют вашему состоянию после урока, зелёной ручкой
| активно/пассивно |
| доволен/не доволен |
| коротким/длинным |
| устал/не устал |
| лучше/хуже |
| понятен/не понятен |
полезен/бесполезен | |
интересен/скучен | |
| лёгким/трудным |
интересным/ неинтересным |
-Оценивание
-Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ
Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...
Роль глаголов в предложении, в речи.
Грамматические признаки глагола...
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...
"Роль глаголов в предложении, в речи"
Урок русского языка...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».
Урок направлен на углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...