Рабочая программа 1 класс русский язык
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Голухинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
1 класса
по основной общеобразовательной программе базового уровня
на 2019-2020 учебный год.
Составитель: Дальгаймер О.А., учитель начальных классов.
Голуха 2019
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по русскому языку для 1класса составлена с использованием нормативно-правовой базы:
1.Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
2. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ;
3. Авторской программы по предмету «Русский язык. Обучение грамоте» для 1 класса автор: Л.Е. Журова //Москва: Вентана-Граф, 2011., «Русский язык» для 1-4 классов автор: С.И. Иванов //Москва: Вентана-Граф, 2013.,
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых для использования при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г»;
5. ООП начального общего образования МКОУ «Голухинская СОШ»;
6. Положения о рабочей программе учебных предметов МКОУ «Голухинская СОШ»
На изучение предмета «Русский язык» отводится 160 часов (5 часов в неделю при 32 учебных неделях).
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного осознанного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
- расширение языковой эрудиции каждого школьника, активизация его интереса к языковому и речевому творчеству.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно- исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
На изучение предмета «Русский язык» отводится 160 часов. Часы распределяются в следующей пропорции. На изучение курса «Русский язык» отводится 80 часов, на изучение курса «Русский язык. Обучение грамоте» отводится 80 часов.
В авторскую программу внесены следующие изменения: на основании календарного учебного графика школы в 1 классе 32 учебных недели, в связи с этим обучение русского языка предполагает 160 ч. - 10 часов объединены в 5 часов в разделе - «Развитие речи» :
81 | 1 | Язык как средство общения. Порядок действий при списывании. |
95 | 1 | Описание внешности. Повторение слогоударных схем. Описание внешности. |
98 | 1 | Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. |
126 | 1 | Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам. |
131 | 1 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. |
Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии оценивания
С учётом требований к оценочной деятельности в первом классе вводится безотметочное обучение.
Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
В первом классе исключается система бального (отметочного) оценивания как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую символику (звёздочки, тучки, солнышки и т.д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
При оценке письменной работы необходимо отмечать не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все её удачные места, делать поощрительные записи («Молодец!», «Умница!» и т.д.). Не рекомендуется при неправильном ответе ученика говорить «Не думал», «Не старался», «Неверно». Допускаются реплики: «Ты так думаешь», «Это твое мнение», «Давай послушаем других» и т. д.
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащимися являются:
Письменная проверка – к письменной проверке относятся: проверочные, словарные диктанты, контрольные списывания, диагностические, тестовые задания, итоговая комплексная контрольная работа.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Объём диктанта: 1-й класс – 15-17 слов.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Объем диктантов и текстов для списывания должен быть следующим: в начале года составлять 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов, 3-6 слов или 1-2 предложения из 2-4 слов.
Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.
Устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме беседы.
При выявлении уровня развития умений и навыков по письму необходимо учитывать развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии, сформированность устной речи.
Общая продолжительность письма на уроке не должна превышать 5-7 минут, а длительность непрерывного письма 4-х минут.
В 1-ом классе в конце учебного года должны при проверке отслеживаться следующие требования:
- объем словарного диктанта 5-6 слов, диктанта 15-25 слов, написание которых не расходится с произношением;
- устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
- записывать по памяти небольшой текст (1-2 предложения);
- писать печатным и рукописным шрифтом, соблюдая правила каллиграфии.
Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.
Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине) и 1-2 негрубых недочета.
Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом, не соответствует многим из перечисленных выше требования, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
- частичное искажение формы букв;
- несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;
- наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;
- выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
- крупное и мелкое письмо;
- отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
Орфография
Высокому уровню развития навыков, умений по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и предыдущему материалу.
Среднему уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.
Низкому уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.
Устная речь
Критериями оценки сформированности устной речи являются:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
последовательность изложения;
культура речи.
Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи.
Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний или предложений
В 1 классе проводится педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
- определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
- установить уровень овладения учебной деятельностью;
- оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
- деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
- статистические данные;
- работы учащихся;
- результаты тестирования.
Методы оценивания:
- наблюдение,
- открытый ответ,
- краткий ответ,
- выбор ответа,
- самооценка.
В 1 классе предусмотрено проведение контрольных и диагностических работ:
№ п/п | Тема | Литература | № Урока |
1 | Первое диагностическое обследование | Беседы с учителем (методика обучения) Л.Е.Журова, с.360 | 14 |
2 | Второе диагностическое обследование | Беседы с учителем (методика обучения) Л.Е.Журова, с.364 | 79 |
3 | Третье диагностическое обследование | Беседы с учителем (методика обучения) Л.Е.Журова, с.372 | 153 |
4 | Итоговый диктант | Авторская программа «Русский язык» для 1-4 классов С.И. Иванов, с. | 155 |
5 | Итоговая контрольная робота | Авторская программа «Русский язык» для 1-4 классов С.И. Иванов, с. | 158 |
Организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.
Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Форма и структура учебных занятий: урок – игра; урок контроля; урок с использованием ИКТ.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные; методы: обсуждение, размышление, поиск, открытие.
Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учёба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода – основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
• учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
• учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
• обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Эти положения стандарта нашли своё отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:
• переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
• переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться.
Поскольку знакомство с русским языком является одной из важнейших областей познания окружающей действительности, то с обучения грамоте, как первой ступени изучения русского языка, начинается знакомство с этой областью. А тексты, которые читают первоклассники на уроках, существенно расширяют их запас знаний и представлений об окружающем.
Содержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.
Важнейшими линиями курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа, то есть умение назвать звуки слова в той или иной последовательности, в которой они в нем находятся, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твердый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки и т.д. Звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижения ритмичности, плавности письма – все это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Следующая содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы разного вида (описания, повествование), работать с текстом.
Одним из важнейших методов обучения на уроках обучения грамоте являются специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов,, звуков, слогов, букв) точно совпадают с игровой задачей. Такая организация курса способствует учебной деятельности младших школьников.
2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Слово и предложение
Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Фонетика
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Письмо
Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Списывание слов, предложений, небольших текстов.
Приёмы и последовательность действий при списывании.
Орфография и пунктуация
Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначения гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи -ши);
-прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.
Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Количество часов:
Всего 160 часов, из них:
«Русский язык. Обучение грамоте» отводится 80 часов.
«Русский язык» отводится 80 часов.
- Фонетика и орфоэпия – 20ч
- Графика и орфография – 20ч
- Слово и предложение – 22ч
- Развитие речи – 18ч
3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Всего часов | Тема урока |
1 | 1 | Ориентировка на странице прописей. Школьные принадлежности. |
2 | 1 | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Правила посадки при письме. |
3 | 1 | Введение понятия «слово». Рисование длинных горизонтальных линий. |
4 | 1 | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Рисование длинных вертикальных линий. |
5 | 1 | Отработка понятия «слово». Рисование коротких горизонтальных линий. |
6 | 1 | Деление предложения на слова. Рисование коротких вертикальных линий. |
7 | 1 | Сравнение звуков |
8 | 1 | Знакомство со звуковой схемой слова. Рисование длинных наклонных линий. |
9 | 1 | Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове. Рисование прямых линий. |
10 | 1 | Знакомство с рабочей строкой. Письмо полуовалов. |
11 | 1 | Сравнение слов по звуковой структуре. Письмо прямых вертикальных палочек. |
12 | 1 | Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Письмо прямых наклонных палочек. |
13 | 1 | Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Рисование змейки. |
14 | 1 | Первое диагностическое обследование |
15 | 1 | Развитие свободы движения руки. |
16 | 1 | Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. |
17 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв А, а. |
18 | 1 | Знакомство с буквой Я (я). |
19 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Я, я. |
20 | 1 | Закрепление правил обозначения звука [а] буквами. |
21 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв О, о. |
22 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Ё, ё. |
23 | 1 | Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). |
24 | 1 | Закрепление правил обозначения звуков [а], [о], буквами |
25 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв У, у. |
26 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Ю, ю. |
27 | 1 | Закрепление правил обозначения звуков [у], [а] и [о] буквами. |
28 | 1 | Знакомство с буквой Э. |
29 | 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Э э. |
30 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Е, е. |
31 | 1 | Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв. |
32 | 1 | Письмо строчной буквы ы. |
33 | 1 | Знакомство с буквой И, (и). |
34 | 1 | Письмо заглавной и строчной буквы И (и). |
35 | 1 | Отработка написания изученных букв. |
36 | 1 | Написания изученных букв. |
37 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв М, м. |
38 | 1 | Знакомство с буквой Н (н). |
39 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Н, н. Письмо слогов, слов. |
40 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Р, р. Письмо слогов, слов. |
41 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Л, л. |
42 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Й, й. |
43 | 1 | Введение понятия «слог». |
44 | 1 | Отработка написания изученных букв |
45 | 1 | Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной букв Г, г. |
46 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв К, к. |
47 | 1 | Дифференциация букв Г, г – К, к. |
48 | 1 | Знакомство с буквой з |
49 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв З, з. |
50 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв С, с. |
51 | 1 | Дифференциация букв З, з – C, c. |
52 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Д, д. |
53 | 1 | Знакомство с буквой Т (т). |
54 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Т, т. |
55 | 1 | Дифференциация букв Д, д, Т, т. |
56 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Б, б. |
57 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв П, п. |
58 | 1 | Знакомство с буквой В (в). |
59 | 1 | Письмо заглавной строчной буквы В (в) |
60 | 1 | Письмо заглавной и строчной буквы Ф (ф). |
61 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Ж, ж. |
62 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш. |
63 | 1 | Знакомство с буквой Ч (ч). |
64 | 1 | Письмо заглавной и строчной буквы Ч(ч). |
65 | 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Щ щ. |
66 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Х, х. |
67 | 1 | Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц. |
68 | 1 | Знакомство с буквой (ь). Особенности буквы ь. |
69 | 1 | Письмо строчной буквы ь. |
70 | 1 | Слова с разделительным мягким знаком. |
71 | 1 | Письмо строчной буквы ъ. |
72 | 1 | Закрепление написания букв от А до Ж русского алфавита |
73 | 1 | Закрепление написания букв от З до О русского алфавита |
74 | 1 | Закрепление написания изученных букв. |
75 | 1 | Закрепление написания букв от П до Ц русского алфавита. |
76 | 1 | Закрепление написания букв от Ч до Я русского алфавита. |
77 | 1 | Закрепление написания изученных гласных букв. |
78 | 1 | Закрепление написания изученных согласных букв |
79 | 1 | Второе диагностическое обследование |
80 | 1 | Письмо заглавных и строчных букв |
81 | 1 | Язык как средство общения. Порядок действий при списывании. |
82 | 1 | Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения. |
83 | 1 | Речевой э тикет: слова приветствия. Интонация предложений; |
84 | 1 | Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. |
85 | 1 | Порядок действий при списывании. |
86 | 1 | Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». |
87 | 1 | Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. |
88 | 1 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения. |
89 | 1 | Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, правописание собственных имен. |
90 | 1 | Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении. |
91 | 1 | Правописание собственных имен. |
92 | 1 | Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. |
93 | 1 | Описание внешности. |
94 | 1 | Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,«какое?», «какие?». |
95 | 1 | Описание внешности. Повторение слогоударных схем. Описание внешности. |
96 | 1 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». |
97 | 1 | Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. |
98 | 1 | Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. |
99 | 1 | Правила переноса слов. |
100 | 1 | Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. |
101 | 1 | Знакомство с образованием слов в русском языке. |
102 | 1 | Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам. |
103 | 1 | Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. |
104 | 1 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?». |
105 | 1 | Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. |
106 | 1 | Речевая ситуация: обсуждение поступков. |
107 | 1 | Повторение правила правописания сочетаний жи-ши. |
108 | 1 | Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. |
109 | 1 | Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. |
110 | 1 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?». |
111 | 1 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». |
112 | 1 | Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. |
113 | 1 | Знакомство с родственными словами. |
114 | 1 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. |
115 | 1 | Письменная речь: объявление. |
116 | 1 | Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи-ши. |
117 | 1 | Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. |
118 | 1 | Устная речь: вымышленные истории. |
119 | 1 | Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. |
120 | 1 | Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. |
121 | 1 | Письменная речь: объявление. |
122 | 1 | Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?» и правила правописания собственных имен. |
123 | 1 | Описание внешности животного. Повторение правила правописания сочетания жи-ши |
124 | 1 | Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. |
125 | 1 | Звуковой анализ и порядок действий при списывании. |
126 | 1 | Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам. |
127 | 1 | Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам, |
128 | 1 | Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании. |
129 | 1 | Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. |
130 | 1 | Умение задавать вопросы к словам. Порядок действий при списывании. |
131 | 1 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. |
132 | 1 | Порядок действий при списывании. |
133 | 1 | Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. |
134 | 1 | Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. |
135 | 1 | Повторение функций ь. |
136 | 1 | Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. |
137 | 1 | Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов. |
138 | 1 | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн. |
139 | 1 | Речевая ситуация: использование интонации при общении. |
140 | 1 | Знакомство со словами, близкими по значению. |
141 | 1 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. |
142 | 1 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. |
143 | 1 | Знакомство с нормами произношения и ударения. |
144 | 1 | Научная и разговорная речь. |
145 | 1 | Наблюдение за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку. |
146 | 1 | Научная и разговорная речь. |
147 | 1 | Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании. |
148 | 1 | Письменная речь: написание писем. |
149 | 1 | Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами. |
150 | 1 | Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. |
151 | 1 | Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам. |
152 | 1 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. |
153 | 1 | Третье диагностическое обследование |
154 | 1 | Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов. |
155 | 1 | Итоговый диктант. |
156 | 1 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. |
157 | 1 | Речевая ситуация: составление объявления. |
158 | 1 | Итоговая контрольная работа |
159 | 1 | Комплексное повторение пройденного. Работа над ошибками |
160 | 1 | Комплексное повторение пройденного. |
4 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса «Русский язык»
- осознавать язык как основное средство человеческого общения;
- воспринимать русский язык как явление национальной культуры;
- проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании Мира;
- понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
- демонстрировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- уважительно относиться к иному мнению;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивировать учебную деятельность и понимать личностный смысл учения;
- испытывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- организовывать собственную деятельность.
Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык»
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- уметь задавать вопросы;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и быть способным конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты изучения курса «Русский язык»
К концу изучения курса «Русский язык» ученик научится:
различать:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех-пяти звуков;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность; правильно писать сочетания ((ча-ща, чу-щу и жи-щи» под ударением;
- писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и
простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); осознавать цели и ситуации устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
переносить слова по слогам без стечения согласных;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки;
задавать вопросы к словам;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
К концу изучения блока «Русский язык. Обучение грамоте» учащиеся научатся:
- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;
- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
- выделять предложения, слова из потока речи;
- различать звуки и буквы;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.
К концу изучения блока «Русский язык. Обучение Грамоте» учащиеся получат возможность научиться:
- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
- при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
- выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, звонкий / глухой); строить модель слогового и звукового состава слова;
- оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с предложенным образцом.
К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:
- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания; - различать слово и предложение;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
- правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й'];
- обнаруживать в словах изученные орфограммы;
- правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец - точкой;
- обозначать пробелами границы слов;
- писать большую букву в собственных именах;
- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
- правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;
- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщи др.;
- списывать текст и писать текст под диктовку учителя.
К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);
- обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука (й'], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;
- правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;
- под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (восстанавливать деформированный текст);
- выполнять звукобуквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между произношением и правописанием слов;
- писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.
5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":
- Программа «Русский язык. Обучение грамоте» для 1 класса автор: Л.Е. Журова //Москва: Вентана-Граф, 2011.,
- Программа «Русский язык» для 1-4 классов автор: С.И. Иванов //Москва: Вентана-Граф, 2013.,
- Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Русский язык.1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 1 С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Прописи. Рабочая тетрадь 1-3 1 М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2016. - (Начальная школа ХХI века).
- Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь / М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - (Начальная школа ХХI века).
- Русский язык. 1 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2016. - (Начальная школа ХХI века).
В 1 полугодии 1 класса предмет «Русский язык» входит в курс «Обучение грамоте», обеспечивается учебником «Букварь», ч.1 (авт. Л.Е.Журова, О.А. Евдокимова), рабочими тетрадями «Прописи №1, 2, 3) (авт. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова).
Во 2 полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Русский язык» (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова), рабочими тетрадями «Русский язык № 1, 2» (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова).
Интернет-ресурсы:
Название сайта | Режим доступа |
Министерство образования и науки РФ | http://www.mon.gov.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Издательский центр «Вентана_ Граф» | http//www.vgf.ru |
Образовательный портал «Учеба» | |
http://school-collection.edu.ru/ |
6 МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наглядные пособия.
- плакат с алфавитом, написанным курсивным шрифтом;
- набор карточек с изображением письменных букв (набор из 33 листов формата А4);
- подвижная азбука;
- Лента с гласными буквами и согласными буквами
- Фишки- квадраты жёлтые, красные, синие, зелёные
Технические средства обучения.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
Специализированная учебная мебель.
- Компьютерный стол.
7 ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ п\п | Всего часов | Тема урока |
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....
- Мне нравится (1)