Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Роза Набиулловна Валиуллина

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.

Тема:«Правописание не с глаголами».

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

 УМК «Начальная школа XXI века»

Задачи урока.

Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся

Тема

«Правописание не с глаголами». 

Цель

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Основное содержание темы

формировать навыки правописания частицы НЕ с  глаголами;      

                      познакомить с глаголами-исключениями;

                      способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;

                       формировать орфографическую зоркость

                      прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

                      воспитывать интерес к изучению русского языка.

Учиться писать не с глаголами, запомнить глаголы, которые без не не употребляются.

Термины и  понятия

Частица, предлоги и приставки, существительное, прилагательное, глагол.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Основой урока является технология системно- деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

45 мин

Планируемый результат

Личностные умения

осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

Метапредметные умения

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;  формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать деятельность

Коммуникативные УУД:  участвовать в учебном диалоге и                            строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Предметные умения

изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом;

уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

выработать стойкие навыки написания не с глаголом; повторить  правописание приставок в глаголах.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

 Литературное чтение

Использование пословиц и поговорок.

Информационный материал

Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.1,

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный  материал

Карточки с учебными заданиями 

Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -  


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм.

Доброе утро, ребята!

Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! (слайд  )

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!!

Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!

Пожелаю вам удачи и успешности в придачу!

-Пусть у нас у всех будет хорошее настроение, как у нашего солнышка!!

!!!!!!!!!!!!!!!!!!итог????????

Подготовка класса к  работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

- Запишите сегодняшнее число.

Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. (слайд  )

 -На минутке чистописания  мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

Запишите, используя данную закономерность. 

и  иииии…

-Какой темой можно объединить слова?

-Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания?

-Какие пословицы о дружбе вы знаете?

- А вот я вас хочу познакомить с новой пословицей:

Дружба творит чудеса.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Эта пословица будет  девизом  нашего урока.

А теперь запишите пословицу в свои тетради.

-Послушайте и скажите, какая часть речи может так о себе сказать?

 Что без меня предметы?                                                                                                     Лишь названья.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.

Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. (слайд  )

  1. Глагол – это ………..часть речи
  2. Глагол обозначает ……….
  3. Глагол отвечает на вопросы …..
  4. У глагола есть три времени …….
  5. Глагол изменяется по ……..
  6. Глаголы не употребляются с …….
  7. В предложении чаще всего бывает ….. и образует с подлежащим …

Работа в парах.

-Сейчас проведем проверку .Ученик №1 –объясняет, №2-смотрит,слушает,исправляет и дополняет. Потом меняемся ролями. (слайд  )

Оцените свою работу.

-Что значат глаголы для нашей речи?                                          

-  Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Разминка для рук.

Гласная и.

Прописывают закономерность

О дружбе

Приятель, товарищ, друг.

Объяснение пословицы.

Записывают пословицу.

Глагол.

Дружба творит.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

3.Постановка учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.

Работа в группах . Сейчас мы соберем предложение из разрезанных карточек. Внимательно прослушайте инструкцию.

Инструкция:

1.Собрать предложение;

2. обсудить предложение;

3. сделать вывод.

-Возьмите одну карточку.

1.Друг в беде бросит.

2.Новых друзей наживай, а старых забывай.

-Что это за предложения?

-Вам они понравились?

-Почему пословицы звучат бессмысленно?

-Перед какой частью речи надо поставить не?( напишите исправление)

-Прочитайте получившиеся  пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.

-А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом? Вот появилась проблема. Как же написать?

-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд  )

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас.

Оцените свою работу

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Составляют пословицы.

Пословицы

Нет.

Не хватает не.

Предположение детей.

Правописание не  с глаголами  Научиться правильно писать не  с глаголами.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

____________

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует деятельность по применению новых знаний.

____________

Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно. 

- Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану и в наших небольших группах.

(слайд «План исследований»)

1)Исследование №1

- Какой частью речи является НЕ?

-Это вы выясните самостоятельно.  Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать  в клеточки по горизонтали.  В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.

Инструкция: .№1- читает задание;

№2 –записывает ответ в клеточках; №3 –проверяет написание слов;

№4 –отгадывает ключевое слово и делает вывод;

(дети работают самостоятельно) Словарная работа.(слайд )

  1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника)

2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр)

3)Военный человек, воин.(солдат)

4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета)

5)Желание есть. (аппетит)

6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата)

7)Душистый, приятный запах.(аромат)

Черника, маляр,  солдат, газета, аппетит,  цитата,  аромат

- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? ()

-Наш первый вывод:  НЕ – это частица. (слайд )

Оцените свою работу

Исследование №2.

- Какой следующий пункт нашего плана?

- Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? Проведите исследование и поделитесь своим выводом.

Инструкция: 1. Встали , задвинул стулья;

2. находите пару;

3.Обсуждаем проблему;

4 . Вывод.

-Послушайте внимательно вопрос: 30 секунд.

 План исследования

  1.Вспомните, что вы знаете о самостоятельных частях речи? ( они отвечают на вопросы, являются членами предложения)

-  Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е,  прил-е, глагол, местоимение)

Второй вопрс:

- Вспомните  о служебных частях речи? Меняемся парами и продолжим исследование. 30 секунд ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении)

-Спасибо. Молодцы. Сели.

- Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении . Значит, частица - служебная часть речи.)

- Какой будет второй вывод?

    Вывод №2: частица НЕ  - служебная часть речи. (слайд )

______________________________________________________________________

- Открыли учебники стр.93, нашли упражнение №1. Прочитайте задание и выполняем самостоятельно.

Проверка. Читают 2 ученика,  оцениваем их работу.

Оцените свою работу

_____________________________________________________________________

Исследование №3

-Всегда ли  частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3.

1.Прочитайте предложения и спишите.

      Первая группа   Дети  не любят  ходить в больницу.  Они ненавидят уколы и   негодуют, когда им нездоровится.

Вторая группа:   На пятак дружбы не купишь. Потчевать велено, а неволить грех. Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться.

 2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не купишь, неволить, недомогал, недоумевал)

4. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.

5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

 (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

 Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.  - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня.

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые  мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.

- Откройте материалы исследования №3. Вместо пропусков вставьте нужные слова.

Прочитайте, что у нас получилось?

Частица не  пишется с глаголами раздельно,

если употребляется без не.   Если без не 

не употребляется, то пишется слитно.

Глаголы-исключения:  НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ,    НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ откроем учебники и сверим наш вывод с правилом данным в учебнике. Стр. 92.

- Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание)

Оцените свою работу

Алгоритм (слайд  )

                                           

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Дети работают в группах по плану

Частицей

Служебной

_____________

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

_____________

Дети записывают глаголы- исключения в тетради.

В  словаре Ожегова значения этих слов  объясняются так:

ненавидеть – испытывать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь;

негодовать – значит возмущаться, быть недовольным.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

5.Закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия.

«Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», – поётся в доброй детской песне о дружбе и искренних человеческих взаимоотношениях.

- Есть ли в этом предложении глаголы с частицей НЕ?

- Как будем писать частицу НЕ  в данном случае, докажите , используя алгоритм.

Мы с вами говорили о дружбе, как о взаимоотношениях между людьми. А кого ещё мы называем нашими друзьями?

-Послушайте песню, в котором есть глаголы с частицей не.

-Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Вы зерна и крошек!

-Кто мог бы быть его автором?

- А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в парах. Ученик №1 –объясняет, №2-смотрит,слушает,исправляет и дополняет. Потом меняемся ролями

-Измените, предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не).

Текст          «Друзья природы» 

Природу   надо  охранять.  Друг  портит   деревья   в    лесу,   режет   кору, ломает  ветки. Друг  разрушает   птичьи   гнёзда,  разжигает   костры. Друзья  природы  оставляют  мусор  в  лесу.

- Какие предложения получатся? 

Сейчас проведем проверку сигнальными карточками. ( слитно –синяя. Раздельно – белая)

Оцените свою работу

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась  к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Закрепление изученного материала.  

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа

 Мало знать, надо и применять.

Самооценивание.

Мультимедийная презентация «Не с глаголами»        

Выберите и переставьте карточки со словами по трем столбикам.

Не болейте        Негрустите           Не обижайтесь      Нескучайте некрасивый незабудка

Не волнуйтесь       Не грустите           Не скучайте        Не ленитесь

Не унывайте          некричите                    нелгите        Не сердитесь

   - Оценивание работ детей.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию

Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель перед собой ставили?

-Удалось ли достичь поставленной цели?

- Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов, пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке?

-В чём были трудности?

- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и  оцените   свою работу.

Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса.

В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли  для себя новое знание .  Подружились ли с правилом?

- Сейчас собераем листочки и скрепляем и у нас получилась книжка – помощница.

Давайте поделимся мыслями об уроке? 

              Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я    понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим.

  1. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу работать по эталону.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение.

Твоя оценка позволит успешно поработать дома.

Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранной вами фишки.                                                                                          

1степень сложности: Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать,

со спичками  (не) играть,   на подоконники (не лазать),

на лестницу( не )выходить,   котёнка (не )мучить.

2степень сложности: – Составьте пословицы, объясните их смысл.

 Запишите пословицы, раскрывая скобки.

Кто (не) работает                     (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                    торопись делом.

(Не) спеши языком,                 тот (не) ест.

3степень сложности:

Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов).

составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

Тексты посвящены разным темам:

о правилах поведения в лесу.

о правилах пользования книгой.                                                                                             Спасибо вам за урок и до свидания..

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами

Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

--Выберите и прикрепите слова – пожелания к солнышке.

Не болейте        Негрустите           Не обижайтесь      Нескучайте некрасивый незабудка

Не волнуйтесь       Не грустите           Не скучайте        Не ленитесь

Не унывайте          некричите                    нелгите        Не сердитесь

- Почему эти слова остались? Вы согласны?

Ф.И.

  1. Мини-тест
  1. Работа в группе
  1. Упр. 1 стр 69
  1. Работа в паре
  1. Диктант

6.Самост. работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

Технологическая карта урока русского языка «Значение слова» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения самостоятельно толковать значение слова и выделять слова с общим элементом значения.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока русского языка «Текст-повествование» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представления у обучающихся о тексте-повествования.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания о тексте-описание и его признаках;формировать знания ...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования представлений о самостоятельных и служебных частях речи.Задачи урокаДидактические:1.познакомить с понят...

Технологическая карта урока русского языка "Текст-описание"" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для получения новых знаний о тексте – описанииЗадачи урокаДидактические:познакомить  учащихся  с  особенностями  описательного  текста;форми...

Технологическая карта урока русского языка «Словообразовавние глаголов» (УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс, 2 часть).

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление усвоенных знаний о словообразовании глаголов.  Задачи урока: Дидактические:1. Совершенствовать умение определять способы словообразования гла...

Технологическая карта урока русского языка «Текст-рассуждение» (УМК «Начальная школа 21 века», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умение отличать текст-рассуждение от других видов текстаЗадачи урока:Дидактические:сформировать представление о тексте-рассужде...