2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки | - Запишите сегодняшнее число. Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. (слайд )
-На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке. Запишите, используя данную закономерность. и иииии… -Какой темой можно объединить слова? -Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? -Какие пословицы о дружбе вы знаете? - А вот я вас хочу познакомить с новой пословицей: Дружба творит чудеса. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Эта пословица будет девизом нашего урока. А теперь запишите пословицу в свои тетради.
-Послушайте и скажите, какая часть речи может так о себе сказать? Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады И хлеб в полях растёт. Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. (слайд ) - Глагол – это ………..часть речи
- Глагол обозначает ……….
- Глагол отвечает на вопросы …..
- У глагола есть три времени …….
- Глагол изменяется по ……..
- Глаголы не употребляются с …….
- В предложении чаще всего бывает ….. и образует с подлежащим …
Работа в парах. -Сейчас проведем проверку .Ученик №1 –объясняет, №2-смотрит,слушает,исправляет и дополняет. Потом меняемся ролями. (слайд ) Оцените свою работу. -Что значат глаголы для нашей речи? - Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Разминка для рук.
Гласная и.
Прописывают закономерность
О дружбе
Приятель, товарищ, друг.
Объяснение пословицы.
Записывают пословицу.
Глагол.
Дружба творит. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. |
3.Постановка учебной задачи. Создаёт проблемную ситуацию.
| Работа в группах . Сейчас мы соберем предложение из разрезанных карточек. Внимательно прослушайте инструкцию. Инструкция: 1.Собрать предложение; 2. обсудить предложение; 3. сделать вывод. -Возьмите одну карточку. 1.Друг в беде бросит. 2.Новых друзей наживай, а старых забывай.
-Что это за предложения? -Вам они понравились? -Почему пословицы звучат бессмысленно? -Перед какой частью речи надо поставить не?( напишите исправление) -Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц. -А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом? Вот появилась проблема. Как же написать? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд ) - Какую цель поставим перед собой на уроке? -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас.
Оцените свою работу | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Составляют пословицы.
Пословицы Нет. Не хватает не.
Предположение детей.
Правописание не с глаголами Научиться правильно писать не с глаголами.
| Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
____________ Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует деятельность по применению новых знаний. ____________ | Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно. - Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока. - Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану и в наших небольших группах. (слайд «План исследований») 1)Исследование №1 - Какой частью речи является НЕ? -Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать в клеточки по горизонтали. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ. Инструкция: .№1- читает задание; №2 –записывает ответ в клеточках; №3 –проверяет написание слов; №4 –отгадывает ключевое слово и делает вывод;
(дети работают самостоятельно) Словарная работа.(слайд ) 1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника) 2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр) 3)Военный человек, воин.(солдат) 4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета) 5)Желание есть. (аппетит) 6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата) 7)Душистый, приятный запах.(аромат) Черника, маляр, солдат, газета, аппетит, цитата, аромат - Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? () -Наш первый вывод: НЕ – это частица. (слайд ) Оцените свою работу Исследование №2. - Какой следующий пункт нашего плана? - Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? Проведите исследование и поделитесь своим выводом. Инструкция: 1. Встали , задвинул стулья; 2. находите пару; 3.Обсуждаем проблему; 4 . Вывод. -Послушайте внимательно вопрос: 30 секунд. План исследования 1.Вспомните, что вы знаете о самостоятельных частях речи? ( они отвечают на вопросы, являются членами предложения) - Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение) Второй вопрс: - Вспомните о служебных частях речи? Меняемся парами и продолжим исследование. 30 секунд ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении) -Спасибо. Молодцы. Сели. - Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении . Значит, частица - служебная часть речи.) - Какой будет второй вывод? Вывод №2: частица НЕ - служебная часть речи. (слайд ) ______________________________________________________________________ - Открыли учебники стр.93, нашли упражнение №1. Прочитайте задание и выполняем самостоятельно.
Проверка. Читают 2 ученика, оцениваем их работу.
Оцените свою работу
_____________________________________________________________________
Исследование №3 -Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. 1.Прочитайте предложения и спишите. Первая группа Дети не любят ходить в больницу. Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится. Вторая группа: На пятак дружбы не купишь. Потчевать велено, а неволить грех. Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться. 2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не купишь, неволить, недомогал, недоумевал) 4. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д. 5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно) Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня.
Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям. - Откройте материалы исследования №3. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что у нас получилось? Частица не пишется с глаголами раздельно, если употребляется без не. Если без не не употребляется, то пишется слитно. Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ откроем учебники и сверим наш вывод с правилом данным в учебнике. Стр. 92.
- Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание) Оцените свою работу Алгоритм (слайд ) | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Дети работают в группах по плану
Частицей
Служебной
_____________ Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
_____________
Дети записывают глаголы- исключения в тетради.
В словаре Ожегова значения этих слов объясняются так: ненавидеть – испытывать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь; негодовать – значит возмущаться, быть недовольным.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей. познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
|
5.Закрепление. Устанавливает осознанность восприятия. | «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», – поётся в доброй детской песне о дружбе и искренних человеческих взаимоотношениях. - Есть ли в этом предложении глаголы с частицей НЕ? - Как будем писать частицу НЕ в данном случае, докажите , используя алгоритм.
Мы с вами говорили о дружбе, как о взаимоотношениях между людьми. А кого ещё мы называем нашими друзьями? -Послушайте песню, в котором есть глаголы с частицей не. -Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек! -Кто мог бы быть его автором? - А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу). - Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в парах. Ученик №1 –объясняет, №2-смотрит,слушает,исправляет и дополняет. Потом меняемся ролями -Измените, предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не). Текст «Друзья природы» Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу. - Какие предложения получатся? Сейчас проведем проверку сигнальными карточками. ( слитно –синяя. Раздельно – белая) Оцените свою работу Вывод: как справились, кому надо подучить правило. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию
| Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны. - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели? - Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов, пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке? -В чём были трудности? - Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу. Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса. В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли для себя новое знание . Подружились ли с правилом? - Сейчас собераем листочки и скрепляем и у нас получилась книжка – помощница. Давайте поделимся мыслями об уроке? Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим. - Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу работать по эталону.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение. Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранной вами фишки. 1степень сложности: Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать, со спичками (не) играть, на подоконники (не лазать), на лестницу( не )выходить, котёнка (не )мучить. 2степень сложности: – Составьте пословицы, объясните их смысл. Запишите пословицы, раскрывая скобки. Кто (не) работает (не) сидеть на печи. Есть калачи - торопись делом. (Не) спеши языком, тот (не) ест. 3степень сложности: Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов). составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. Тексты посвящены разным темам: о правилах поведения в лесу. о правилах пользования книгой. Спасибо вам за урок и до свидания.. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.
|