Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".
статья по русскому языку

Михайлова Наталья Сергеевна

В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Введение:

Актуальность темы:

«…Слово – самый тонкий и самый острый

инструмент, которым мы, учителя,

должны умело прикасаться

к сердцам наших питомцев».

                                                                                   В.А.Сухомлинский

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.

Термин “способный” или “способность” значит:

1) природная одарённость;

2) умение, а значит возможность производить какие-нибудь действия

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.

Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.

Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.

Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.

Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.

Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

Третье условие - упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. “Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение”.

Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.

Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка? Как научить читать всех одновременно так, чтобы читающим ученикам было нескучно, а начинающим – нестыдно, как увлечь раскрытием основных языковых понятий: звуки речи и их обозначение на письме, состав слова и правописание морфем, предложение и текст, как сделать так, чтобы ребята выражали свои мысли логично, точно, выразительно, правильно и ясно, какими способами добиться красивого произношения; хорошей дикции, отчётливого выговаривания звуков, умению соблюдать правила литературного языка, научить говорить и читать выразительно, достаточно громко, уметь владеть интонациями, паузами, логическими ударениями?

        Очень многие вопросы волнуют меня как учителя начальных классов в период обучения грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению, письму, пересказу, сочинительству… Работая с ребятами начальных классов, всегда задаю себе вопросы: содержательна ли речь моих учеников? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка? Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?

        Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.

        Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками начальных классов, хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да. Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.

        «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения.» Это слова прославленного К.Д.Ушинского. я полностью согласна с педагогом. Когда я раньше набирала первоклассников, я была уверена, что готова к встрече с ними. Но ошибалась, работала много, уставала, однако не получала морального удовлетворения.

         Бывали педагогические тупики, когда в голове мелькала мысль: «Откажусь, брошу, уйду». Я учила первоклассников, а они преподносили мне свои уроки, требуя к себе иных подходов, иного отношения.

        Постепенно научилась не бояться быть доброй, нежной, ласковой, отказалась от употребления постоянных частичек «не»; не бегай, не прыгай, не вертись, не разговаривай! Стала задавать себе вопрос: а не слишком ли я строга и авторитарна? Держу дисциплину любой ценой, не анализирую причину кажущегося непослушания детей, повышаю голос, дети замыкаются, боятся и не работают так, как хочется учителю. Размышляя, анализируя своё поведение, я поняла, что можно попытаться как можно веселее, не повышая голоса, перехитрить этих упрямцев с помощью ласки, уместной шутки, сказки, не пресекать, а заинтересовать ребятишек, увлечь учебным процессом.

        Учились мои дети, учились и я: понимать и прощать, сочувствовать их маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать и винить во всех промахах себя: не успела, не смогла, не научила. Поняла, что надо сдвоить уроки с учётом психологических и физиологических особенностей первоклассников. У ребят повышенная утомляемость, поэтому, я стала менять виды деятельности, стала разнообразить задания. У учащихся начальной школы – неустойчивое внимание, поэтому смело стала вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда помнят лучше то, что интересно. Стала собирать интересный игровой материал, наблюдала, как воспринимают его учащиеся. Дети начали меняться на глазах: стали спокойнее, дисциплинированнее, старательнее.

        Изменения стиля с детьми, твёрдая ориентация на игру как способ обучения и форму организации деятельности первоклассников помогли сделать мой труд радостным. Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающие на воображение. Воображение - это источник творчества.

         Много применяю игровых приемов при обучении чтению., Игра на уроке – прежде всего обучающая, она должна приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить, развивать воображение, учить выдержке, настойчивости, воспитывать чувство коллективизма. Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.

Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. Развитию речи учащихся на своих уроках уделяю большую часть времени. Важную роль в процессе развития речи играет такой вид работы, как творческие изложения, они-то и показывают высокий уровень сформированности  коммуникативно-речевых умений у младших школьников. Детям нравится этот вид работы, так как они могут вступить с автором в диалог, что повышает заинтересованность школьников в выполнении этого вида заданий. С первого класса учу своих ребятишек писать изложение, сочинение, сказки и стихи. В результате дети учатся излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащают свой словарный запас, всё это содействует развитию логического мышления, расширению кругозора. В результате повышается уровень самостоятельности учащихся, активизируется их творческий потенциал. Провожу наблюдения над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении. Обобщаю на уроках развития речи элементы лингвистических знаний. У детей развивается внимание к устной и письменной речи, формируется умение организовать свою познавательную деятельность.

        Сочинения во 2-м классе провожу как обучающие упражнения, предлагаю детям темы, близкие или по их жизненному опыту, а также для работы над сочинением по картине. Они проводятся с предварительной коллективной подготовкой. При подготовке к сочинению использую систему упражнений, основанную на принципе наращивания трудностей:

составление предложений, объединенных одной темой;

восстановление деформированного текста;

устные ответы на вопросы, объединенные темой;

составление предложений по сюжетным картинкам;

составление небольших рассказов по сюжетным картинкам;

устные рассказы по прочитанному;

сочини сказку.

                Не вижу пользы от уроков развития речи без уроков поэзии. Для чего они ученикам? Я считаю, что они нужны, чтобы пробудить и взрастить в ребёнке чувство прекрасного , научить их сопереживать и размышлять. Эти уроки учат слышать музыку стиха, видеть отличия между обычной разговорной и поэтической речью. Мои ученики сами любят сочинять стихи и у них получаются искренние, добрые и светлые поэтические строки.

        Любят мои дети и уроки – сказки. Сказка сопровождает человека всю жизнь: учит добру, мудрости, вере в человека, учит удивляться и наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нём. Нынешние первоклассники полюбили читать для них – поход в библиотеку - это праздник, поэтому я серьёзно подхожу к проведению урока – сказки. Работа со сказкой пробуждает читательскую активность, заинтересованность, сказка дает ответы на вопросы, которые волнуют каждого ребёнка:

-Кто я и откуда произошёл?

-Что такое счастье и несчастье?

-Что есть добро, и почему рядом с ним живёт зло?

-Чем человек расплачивается за счастье?

-Что такое ум?

-Можно ли избежать страданий?

-Почему любовь может победить смерть?

-Почему сказка – «добрым молодцам урок»?

-В чём смысл жизни?

        Считаю, что уроки развития речи это уроки обучения искусству чтения, поэтому нередко в урок включаются грамзаписи с художественным чтением сказок мастерами слова, чтобы ребёнок понял смысл сказки, чтобы в его душе пробудились самые добрые чувства, я умело организовываю чтение сказки (выборочное, «по цепочке», по ролям, инсценирование). Любят ребята и сочинять сказки, что помогает детям развивать фантазию, уметь придумывать свой сюжет. Уметь оценивать поступки героев. Уметь грамотно делать выводы, пользоваться фразеологизмами. Поговорками и пословицами. Моим детям это удается.        Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Дети приходят в первый класс с желанием учиться, а к концу первого года обучения большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу. Для меня – цель работы учителя – развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье моих учеников играет здесь на последнюю роль. Стараюсь правильно организовать учебную деятельность:

Строго соблюдать режим школьных занятий;

Интересно строить уроки с учётом работоспособности детей;

Исключать переутомление учащихся;

Проводить физ-минутки;

Включать игровые ситуации в урок.

 « Учись играя»

«Сделать серьёзное занятие

для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К. Д. Ушинский.

В 1 классе ребятам нужно усвоить много орфографических правил, буквосочетаний, словарных слов, поэтому на уроках обучения грамоте и письма использую специальные дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки. Чувство ритма прекрасно объединяет класс в коллективном труде. Самые смелые дети имеют возможность проявить инициативу в чтении, а слабые и робкие постепенно включаются в работу, дети не отвлекаются, им интересно и они быстро запоминают правила, или рифмовки - запоминалки.

1.Загадки в играх и развлечениях

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.

Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдения предполагает обращать внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом легко воспринимаемым.

Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями её строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим близким или похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.

Ещё одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст.

Работа на уроке проводится в несколько этапов:

Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:

а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,

б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.

Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

Вот что получилось у детей:

“Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке” (Колокольчик).

“В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).

“Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).

“Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят” (Снежинка).

Широко в своей работе использую загадки на всех уроках:  трудового обучения, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.     Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир. В моём классе дети любят рисовать загадки, придумывают свои загадки. Это ли не творчество?

2.Интегрированные уроки в 1 классе

Творческие задания, интеллектуально-развивающие технологии, словесное рисование, экскурсии помогают мне проводить интересные, увлекательные и способствующие гармоничному развитию младших школьников уроки. В 1 классе провожу интегрированные уроки. Целостное изучение общих для нескольких предметов (обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, чтение, рисование) тем позволяет избежать перегрузок при адаптации одноклассника к школьным занятиям.

3.Учимся говорить чисто!

Скороговорка – своеобразное и интересное явление в литературе.

Вот что писал сам В. Даль: «Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней и сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор»

       При знакомстве с новыми звуками на уроках обучения грамоте использую скороговорки, помогающие детям развить фонематический слух и понять, как важно произносить каждый звук в слове: ошибёшься – получится другое слово, будет непонятно, о чём говорится. Дети на моих уроках тренируются в произношении звуков, заучивают скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шёпотом.

      Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, я закрепляю правильное произношение детьми звуков, отрабатываю дикцию, всё это способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

      Такая работа приносит свои плоды. Участвуя в школьных конкурсах чтецов, мои ребята всегда занимают первые места. Дети любят учить скороговорки, и их рисовать, так они им лучше запоминаются.

4.Пословицы и поговорки – сокровищница русской народной речи и народной мудрости

Очень широко использую пословицы и поговорки в работе на любых уроках. Они   кратки, выразительны, легко запоминаются. Народная мудрость учит ценить в жизни честность и справедливость, а это очень важно для воспитания духовной и нравственной культуры детей. Использование пословиц помогает мне развивать речь детей, учить объяснять смысл пословиц, находить в них главную мысль, увидеть в пословице воспитательный смысл. Дети используют пословицы при оценке поведения героев , заканчивают ей сказку или рассказ.

      При обобщении темы «Устное народное творчество», ребята выполняли с интересом разные сказочные задания. Они попадают к Кощею Бессмертному, у которого 3 сундука : «Золото», «Серебро», «Камни», а в них – пословицы. Проблема! Они все перепутались! Одни – начало с концом поменяли, другие буквы в словах переставили. Условия игры: если дети отгадают все 18 пословиц – Кощей пропустит их, а если отгадают больше 20 – получат ключ от сундука.

      Ребята с интересом выполняли эту работу с пословицами, было трудно, непонятно, но очень радостно от того, что всё получилось и смысл пословиц ясен! Такая работа развивает учащихся и прививает интерес к урокам чтения.

5.  Внеклассной работы с пословицами и поговорками

Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; можно провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками, соревнования в форме КВН. Дети объединяются в две или три команды с названиями «Буквари», «Словари», «Алфавит», «Словеса», «Книжники». В качестве девиза учитель помогает детям выбрать пословицу, можно предложить следующие: Пословица недаром молвится; Пословица ведётся, словно веником метётся; Пословица - всем делам помощница. Или такие: Не копьём побивают, а умом;  Глупый киснет, а умный промыслит; И сила уму уступает.

6.Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся

Убеждена, что детей надо с ранних пор вводить в удивительный и многоцветный мир слов, поэтому я знакомлю их с тем, что составляет стройматериал нашего языка, даю толкование отдельных слов, фраз. Уже в 1 классе рассказываю об истории происхождения слов. Всё это, полагаю, очень полезно для детей, так как возбуждает у них любознательность, интерес к языку.

       Мои маленькие школьники очень эмоциональны, восприимчивы, чутки к слову, им всё интересно, а на интересе легче учителю проводить уроки, незабываемые для детей.

      Знакомлю с фразеологизмами не только на уроках русского языка и чтения. Фразеологизмам, связанным с понятием единиц измерения, уделяю несколько минут на уроке математики: как аршин проглотил, от горшка два вершка, косая сажень на плечах, не по дням, а по часам, без году неделя. Большое количество фразеологизмов, связанных с природой и животными, использую на уроках окружающего мира ходить гоголем, медведь на ухо наступил, где раки зимуют, как курица лапой (писать), как с гуся вода.  

      На уроке окружающего мира мы узнали, что выражение во весь опор характеризует только бег лошади: когда лошадь несётся вскачь, она опирается (делает опор) на передние и задние ноги одновременно. А затем так стали говорить о быстром беге любого животного и человека. Поэтому можно сказать: велосипедисты мчались во весь опор. Точно также с выражением нестись во все лопатки: при быстром  беге лошадь далеко выносит ноги вперёд , при этом ярко выделяются лопатки. На уроке русского языка мы с ребятами составили синонимический ряд из фразеологизмов: быстро бегать – мчаться во весь дух – мчаться что есть духу – мчаться во весь опор – нестись во все лопатки.

Очень много работаю и над устаревшими словами. Устаревшие слова (архаизмы) - это наша история. Занятия по этой теме дают возможность учителю воспитывать уважение к национальной культуре, расширять знания младших школьников об истории и традициях русского народа.

 Осуществляя таким образом межпредметную связь, повышаю интерес ребят как к урокам русского языка и чтения, так и к урокам окружающего мира.

 III.«Учение с увлечением»

(уроки развития речи)

«Из всех...знаний и умений

самым важным, самым необходимым

для жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке»

В.И. Чернышёв.

       Работая в школе уже много лет, убеждена, что развитие речи является основным этапом становления младших школьников. Такие уроки являются составной частью изучения грамматико-орфографических тем, всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Большое внимание уделяю работе с текстом, которые подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет мне воздействовать на нравственно – этические качества ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире.

     Чтобы ученики приобрели необходимые умения для написания сочинений и изложений, использую в уроках упражнения, основанные на принципе наращивания трудностей:

1) составление предложений, объединённых одной темой;

2) восстановление деформированного текста;

3) устные ответы на вопросы, объединённые темой;

4) составление небольших рассказов по сюжетным картинкам;

5) устные рассказы по прочитанному;

6) сочини стихотворение или сказку;

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

2. Возрастает интерес к изучению русского языка.

3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.

Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии ( Л. Н. Толстой ) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся».

//«Начальная школа» №1, 1991, с. 9.

- 22 -

2. Буркова Т.В. «Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников

грамматике и правописанию». // «Начальная школа» №10, 2002, с. 28-37.

3. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – Москва: «Просвещение, 1991.

4. Гитович И.Е., Адельгейм И. Е. «Мой язык». – Москва: «Баллас», 1995.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – Москва:

«Просвещение», 1994.

6. Козлова Л.В. «Тематический орфографический учёт знаний и умений учащихся». //

«Начальная школа» №7, 1996, с 33-37.

7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – Москва: «Просвещение»,

1985.

8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Москва: «Просвещение»,1990.

9. Панков М.В. Занимательная орфография. – Москва: «Просвещение», 1984.

10. Савинова З. «Виды работ по формированию орфографической зоркости».

//«Начальная школа», №1,1996, с.22.

11. Тырычева Л.А. «Занимательные  упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах».

// «Начальная школа», №5, 1994, с 18-22.

12. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – Москва«Просвещение», 1989.

13. Шашкова В.Ф. «Развитие орфографической зоркости учащихся». //«Начальная

школа», №8, 2002, с. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.

Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...