Обобщенный опыт работы на уровне образовательного учреждения «Работа с текстом как основа развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »
методическая разработка по русскому языку по теме

Ковтун Нина Петровна

В данном опыте описаны приемы  работы по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_kovtun_nina_petrovna.docx69.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с текстом как основа развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »

                                                   Автор опыта: Ковтун Нина Петровна

учитель начальных классов

                                               МОУ «Майская гимназия Белгородского района»

2013

Содержание

I. Информация об опыте 

1) наименование опыта                                                                                                  

стр.3                                            

2)условия возникновения, становления опыта

 стр.3                                  

3) обоснование актуальности опыта

стр.3-5                                              

4) ведущая  педагогическая идея

 стр.5                                                

5) длительность работы над опытом

стр. 5                                          

6) диапазон опыта

стр.5

7) теоретическая база опыта

стр.5-8

8) новизна опыта

стр.8

II. Технология опыта

1) цель исследования

стр.8

2) задачи исследования

стр.8

3)организация учебно-познавательного процесса

стр.8-12

III. Результативность опыта  

стр.12-14

IV. Заключение

стр.14

V. Библиографический список

стр.15

VI. Приложения

стр.16-39

Информация об опыте

«Работа с текстом как основа развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе »

Условия возникновения, становления опыта

       Становление опыта работы по вышеуказанной теме происходило в   МОУ «Майская гимназия Белгородского района»  Белгородской области

(п. Майский, ул. Кирова, 16-б).

     Социальная среда – учащиеся общеобразовательных 1- в– 4-в классов

(2009 – 2013 годы).

В 2009 году был сформирован 1 «в» класс, обучение в котором осуществлялось по программе «Школа России». Организация  процесса обучения в 1 классе  началась с проведения педагогической диагностики успешности обучения (автор Журова Л.Е.), направленной на изучение уровня подготовленности и развития учащихся на этапе поступления в школу. (Приложение 1).

  Диагностика показала следующие результаты:

                Анализ полученных данных показал, что дети успешнее справляются с заданиями репродуктивного характера, требующими воспроизведения по образцу.

Речевые возможности многих детей, поступивших в первый класс, ограничены:

-  первоклассники плохо понимают услышанное;

- с трудом выделяют в высказываниях главную информацию;

- не умеют слушать, следить за мыслью говорящего;

- затрудняются в формулировании ответа на поставленный вопрос ;

- затрудняются в построении устных монологов-высказываний.

В социальном плане, не овладев в достаточной мере родной речью , подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, не способным словом защитить свои интересы. Это делает актуальной проблему совершенствования методики работы над развитием речи учащихся

Обоснование актуальности опыта

Для того, чтобы помочь школьникам повысить уровень речевого развития, усовершенствовать их речевые умения и навыки, нужно совершенствовать подход к работе по развитию речи учащихся.

Речевое действие, не подключенное к деятельности общения, замыкается на самом себе, утрачивает реальный жизненный смысл, становится искусственным.

Изучение роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка положили начало работы Л.П.Федоренко [13. ].

В исследованиях по методике преподавания русского языка отмечается, что речевая (языковая) среда - это «речь, которую воспринимают учащиеся  человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио, телевидения, язык читаемых книг и т.п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988). Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык действий», именно это качество и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной. Являясь сферой функционирования языковых единиц разных уровней, текст служит подтверждением, что языковая система исполнена красоты и гармонии, что в речи (в тексте) все единицы языковой системы взаимодействуют.

Систематическая работа с текстом-образцом на уроке развивает у ребенка чувство языка, интуитивное ощущение языковой системы, обретает способность совершенствовать свои коммуникативные способности, не только опираясь на подражание образцам, но и в результате «самонаучения». По мнению психолога Н.Н.Жинкина, самонаучение «есть ни что иное, как формирование языка в естественных условиях речевой коммуникации, вызываемой насущными потребностями ребенка».

Очень важно формировать у школьника в данный момент понятие языковой системы, потому что коммуникация ребенка требует такой системности языка, которая способствовала бы наиболее успешному протеканию этого процесса. Ведь в период своего интенсивного развития ребенок не механически, а пассивно усваивает язык, как бы регистрируя его в своем сознании. Ребенок, испытывая потребность в коммуникации, вступая в эту коммуникацию.сам открывает и формирует в своей памяти систему языка.

Обращение к исследованиям психолингвистов, работам по лингвистике текста показывают, что «самонаучение» языку происходит в процессе общения и, следовательно, зависит от речевой среды. Именно то, что неосознанно ребенок «впитывает в себя» и служит основой языковой интуиции, чувства языка, интуитивного овладения языковой системой.

«Самонаучение» языку в школьные годы происходит интенсивнее, если на уроках русского языка,литературного чтения во внеклассной работе создается обучающая речевая среда. Работа с текстом повышает развивающий потенциал этой речевой среды, происходит обучение не только на основе подражания образцам, но и «самонаучение», что постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуальноавторским стилем; личности, способной выразить свои мысли.

 Ведущая педагогическая идея

            Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения посредством внедрения в учебный процесс  методического опыта, который подходит к характеру и условиям работы с детьми младшего школьного возраста

Длительность работы над опытом

Работа над опытом осуществлялась в течение четырех лет и проходила поэтапно.

Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта - система уроков, внеклассная работа с учащимися. С  целью распространения положительного аспекта опыта автор выступает по данной теме на методических объединениях учителей начальных классов школы, района, социальной интернет-сети работников образования

Теоретическая база опыта

В практике школьного образования направление - развитие речи - сформировалось только в начале XX века. Механизмы развития речи были описаны в трудах психолога Жинкина Н.И. Методические принципы обучения русскому языку (по Л.П.Федоренко) принципы речевого развития, обоснованные в ходе исследований по методике развития речи, были взяты на вооружение школьной методикой всередине 70-х гг. XX в. Основы методики по развитию речи, разработанныеН.С.Рождественским и Т.А.Ладыженской, были включены в школьные программы обучения русскому языку.

Переход  российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Одной из центральных  идей ФГОС является осознание и необходимость перехода от знаниевой парадигмы обучения к деятельностной парадигме, а также понимание образовательных результатов НОО как совокупности личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.

Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, о чем уже было сказано выше, и молодому человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию, к ранней профессиональной самостоятельности.

Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентностей.

Одной из основных становится  информационная компетенция[1]. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. В современный информационный век большая роль отведена умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, Интернет-страниц и т.д., то есть в процессе читательской деятельности. Неслучайно, кроме программы по формированию УУД, существует подпрограмма «Чтение: работа с информацией».

Одним из основных приемов, активизирующих психические процессы, включенные в понимание, является «диалог с текстом».

Мною сделан вывод о том, что просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев, причем не только о прочитанном на уроке или по заданию учителя, но и впоследствии в процессе самостоятельной деятельности над текстом по собственному желанию.

 Под умением работать с текстом традиционно понимается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять с помощью взрослого смысл всего текста в целом [2]. Детям, у которых стихийно сложились представления о чтении как о процессе, связанном с пониманием, эти формы работы обеспечивают необходимую тренировку. Однако для большинства детей эпизодически используемые на уроке приемы работы с текстом оказываются неэффективными. Как помочь ребенку в освоении этих действий на должном уровне, чтобы соответствовать нужному уровню подготовки?

Как учить детей осознанному применению приемов понимания текста?

Как превратить использование этих приемов в привычку, имеющую силу потребности?

Проблемой понимания текста занимаются многие специалисты: философы, лингвисты, литературоведы, методисты, психологи.

Среди психологических работ по обучению пониманию текста есть адресованные непосредственно школьному преподавателю. Это книги, над которыми в течение многих лет трудится коллектив авторов под руководством Генриетты Григорьевны Граник, доктора психологических наук, профессора, академика РАО, главного научного сотрудника Психологического института РАО в Москве.

В беседах о чтении О. В. Соболевой – кандидата психологических  наук, доцента, заведующей Кафедрой профессиональной педагогики и психологии Курского государственного университета ведется обстоятельный разговор о проблеме: как научить начинающего читателя понимать текст, с опорой на труды Г.Г. Граник.

Чтобы дать учителю рекомендации, как растить грамотного читателя, психологам пришлось проделать долгий путь. Они изучили, как протекает процесс понимания текста; выявили приемы, способствующие формированию читателя; описали методическую систему работы над этими приемами; создали специальные учебные книги для школьников [3].

Понимание происходит, по выражению философа В. Ф. Асмуса, «по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя» [4]. То есть, ребенок находит для себя некоторые ориентиры внутри текста и в результате собственной деятельности приходит к пониманию самого текста. Что целиком и полностью соответствует технологии деятельностного подхода в обучении.

Процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и множество других психических особенностей читателя [5]. Кроме того, этот процесс, как правило, не осознается читателем, поэтому возникают большие трудности в его исследовании. Несмотря на это научные основания для обучения пониманию существуют, как существуют талантливые читатели.

Обобщив их, психологи получили собирательный образ.

Как «идеальный читатель» работает с текстом, какие приемы он использует?

Хороший читатель начинает размышлять над текстом до чтения, активно осмысливает и переживает (или проживает) его по ходу чтения и продолжает размышлять над ним после чтения, пытаясь, по словам философа Василия Васильевича Налимова, «найти себя новым в чужом».

Такой читатель не торопится. Во-первых, он старается не пропустить не вполне понятные или очень важные слова, вычитывая из них и то, что написано, и то, что остается за строкой, находится в подтексте. Внимание к слову можно считать основой понимания.

Во-вторых, вычерпывая информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, «идеальный читатель» задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий (т.е. прогнозирует их) и сверяет свои размышления с текстом, избегая категоричных, жестких установок. Такое чтение похоже на беседу, диалог с текстом.

В-третьих, отличительной чертой «идеального читателя» является активность воображения, которое помогает не только понимать, но и запоминать прочитанное. Ведь при чтении необходимо удерживать в памяти важную информацию, сравнивать ее с уже известной, отыскивая в прошлом опыте подобное и отличное.

       Результатом внедрения диалога с текстом в технологии формирования типа правильной читательской деятельности становится формирование универсальных учебных действий по работе с информацией, то есть формирование информационной компетентности, так как одной из важнейших задач современной системы среднего образования является подготовка школьников к жизни в информационном обществе. Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Следовательно метод «диалога с текстом» может быть выбран для подготовительной работы дальнейшего обучения с опорой на большую самостоятельность ученика и для формирования основных универсальных учебных действий по работе с информацией, так как осуществляя процесс обучения младших школьников с применением данного метода, мы формируем у учащихся информационную компетентность, являющуюся одной из важнейших компетентностей.

Нужно отметить, что обучение в рамках названного метода нужно осуществлять целенаправленно и постоянно. Работа с текстом должна быть организована на каждом уроке, и это может быть не только урок литературного чтения, так как тексты присутствуют на уроках и по другим учебным предметам, будь то русский язык, окружающий мир, математика или музыка, физкультура или изобразительная деятельность, а также и в процессе проведения воспитательной работы, например в рамках классного часа.

Новизна опыта

   Новизной данного работы является обоснование метода  «диалог с текстом» в технологии формирования типа правильной читательской деятельности  как метода, деятельность ребенка в котором строится в соответствии с рядом Требований Федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования .

                                                II.Технология опыта

Цель исследования

Цель моей  работы: способствовать формированию читательской компетентности обучающихся начальной школы.

 Задачи исследования

1.Проанализировать состояние проблемы развития речи младших школьников на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения и обобщения педагогического опыта.

2. Описать современное понимание процесса  формирования и развития читательской компетентности  через использование разных форм, методов, приемов работы с текстом на уроках в начальной школе,  во внеклассной работе.

 3..Изучить психологическую, педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования.

4.Выявить наиболее приемлемые формы, методы, приемы работы с текстом на уроках в начальной школе,  во внеклассной работе.

Организация учебного процесса

Одним из основных приемов, активизирующих психические процессы, включенные в понимание, является «диалог с текстом».

Мною сделан вывод о том, что просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев, причем не только о прочитанном на уроке или по заданию учителя, но и впоследствии в процессе самостоятельной деятельности над текстом по собственному желанию.

Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов»

 Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.  

 Правильно обучать - это значит развивать у детей способность понимать, а не заполнять головы готовой информацией. В этом помогает работа с текстом. Человек в современном мире живет среди текстов и сам постоянно вынужден их создавать. Что же такое текст? Зачем необходимо учиться понимать его и работать с ним? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста?

Текст - это интегрированная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, философии, литературоведения, истории и других наук. Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственные чувства. Они учатся сравнивать, сопоставлять, мыслить логически, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки. Задача учителя—организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурную компетентную личность

Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.

Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

 Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.  

Заявленная  выше цель работы с текстом может быть достигнута, если основой обучения станет деятельность ребенка во всей ее полноте. Ведь между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность.Одним из главных методов деятельностного метода является исследование. Организация учебной деятельности в начальной школе предполагает, что большая часть урочного и, тем более, внеурочного учебного времени  будет занята совместным исследованием и практической работой.  

Под общими исследовательскими умениями и навыками  понимают следующие: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умения и навыки наблюдать и делать  умозаключения; умения и навыки работы с текстом; умения высказывать суждения, аргументировать (защищать) и доказывать свое мнение; умения работать с информацией (выделение главного, формулирование вывода, логика изложения) и т.д

Психологи утверждают, исследовательские возможности детей, построены на их«исследовательском  инстинкте».  Особая сложность проблемы заключается в том, что объяснить свое восприятие, осознать его и перевести на язык слов свое интуитивное понимание сердцем и душой того, что открыто его внутреннему взору, ребенок  самостоятельно не способен, но уже в семь лет у ребенка могут сформироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания любой формы текста. Значит, с этого времени ученик-читатель сможет полноценно воспринимать текст,в том числе и  художественный. И задача учителя – научить его по-настоящему  читать произведение,любой текст , используя научные принципы анализа.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.  

Как же вырастить читателя, который, по словам Гете, «судит, наслаждаясь текстом и наслаждается, рассуждая »?

Чтоба этого достичь, чтобы деятельность приноила радость и удовлетворение ребенку,  нужно внести элементы творчества в его деятельность. Это даст дас возможность учиться  ему без скуки и с увлечением.

Осмысление учащимися любого текста начинается со знакомства с этим текстом-чтением.

Метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста поможет активизация восприятия как в начале знакомства  с текстом так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются ключом к постижению «смыслов текста».

Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность основанная на вдумчивом анализе текста содействует глубокому пониманию текста, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно?

Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием, дикцией.

Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие чувства и мысли хотим передать слушателям.

Уметь применять интонационные средства выразительности в точном соответствии с задачей чтения.

Соблюдать законы жанра – произведения разного жанра читаются по-разному, нельзя использовать одни и те же средства речевой выразительности при чтении басни, юмористического рассказа и т.п.

Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение) и средств звуковой выразительности (голос, интонация, темп, паузы, мелодика, логическое ударение).

Виды упражнений для  владения техникой выразительной речи:

а)упражнения для развития силы голоса (читаем громко, еще громче, тише, еще тише)

Б) упражнения на постановку правильного дыхания во время чтения

в)главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении текста интонация возникает после осмысления, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.

Задания для деятельности: передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;

прочитай  редложения с разной  интонацией : поучения,возмущения,прославления,таинственности,ликования.

 Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик прочитает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» из текста.

 Для тренирови интонации можно проводить ряд подготтовительных упражнений :  провести игру «Не дам!». Задание:произнести   фразы«дай мне цветок », как это могли бы сказать дождик, гром, птичка и.т.д.. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.

Обязательно должно быть выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открыть в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение может осуществлять как сам учитель, так и профессиональный чтец (в записи); возможно также прослушивание записей спектаклей.

Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет ребенка своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но идля других.

При работес текстом после упражнений необходимо коллективно определить с какой интонацией должны читать тот или иной абзац текста(Виды интонаций перечисляются–дети выбирают)

Метод комментированного  чтения недостаточно освоенный современной школой.

В основном используется метод традиционного объяснительного чтения, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «пережевыванию» давно понятого детьми и топтанию на месте. Отсюда скука на уроке, нелюбовь к чтению.

В образовательной системе «Школа 2100» используется технология формирования типа правильной читательской деятельности,в основу которой полжен метод не традиционного объяснительного чтения, а метод комментированного  чтения и диалог с автором через текст -это наиболее короткий и доступный «путь к автору», это целая новая технология.

Полноценное  восприятие  художественного   произведения   обеспечивает

вдумчивость чтения.  Методист В.И. Яковлева считает,  что  вдумчивость   чтения  можно повысить, обучая учащихся самим задавать вопрос к  содержанию  отрывка.  Для этой цели используются следующие вопросы и задания:

1. Спроси о том, чего ты не понял.

2. Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание текста?

Текст– это искусство слова, поэтому   начинать работу  нужно прежде всего над художественным словом. Его значение и форма позволяют осознать ребятам мир чувств и учит их «метить» этим чувством слова, поэтому необходимо развивать у детей «чувство слова» Для выявления выразительных возможностей слова дети  могут выполнять специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн,к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств. Если ребенок овладеет этим умением –чувствовать слово,он научиться определять значение слов в различных типах текстов.

В работе с детьми можно  использовать прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.

Существует методикиа для оценки осознанности чтения (тест Л.А. Ясюковой)в основу которой  положен метод реконструкции текста, предложенный Эббингаузом .

Для самостоятельного прочтения предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные слова, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста.

Этот метод можно применять  и для проверки уровня осознанности чтения, а для определения значения авторского слова и формирования навыка смыслового чтения учащихся

Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является такой прием, когда мы не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь.

В работе по исследованию текста не обойтись без словарной работы. Уточнение лексического значения  слов  помогает  прояснить содержание,  включает  воссоздающее  воображение  детей,  помогает   уяснить авторское  отношение  к  изображаемым  событиям.  Словарная  работа  в  ходе    анализа текста предполагает и  наблюдения  за  изобразительно-выразительными   средствами языка.

Как организовать деятельность ученика,чтобы  работа над новыми словами проходила с  увлечением.На первое место выдвигается работа с синонимами разных частей речи, способствующих развитию УУД при работе с текстом. Задания можно использовать для индивидуальной, парной, групповой и  фронтальной работы (приоритетны парная и групповая виды работы).

Работа с иллюстрацией - один из видов работы при постижении  смысла  текста.

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте можно начинать работу над иллюстрациями, обращать  внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, можно предложить задание:

«Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите».

Эта работа строится по следующему алгоритму:

Выяснить, к какой части текста дана иллюстрация.

Какой момент изображен?

Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.

К какой части текста нет иллюстрации?

Что мы можем нарисовать?

Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не на экране. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

 «рисуется» место, где происходит событие;

изображаются действующие лица;

добавляются необходимые детали;

 «раскрашивается» контурный рисунок.

Игра «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

Продолжени этой работы -игра драматизация. «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

Также можно осуществить постановку сказки с помощью кукол. Такая работа помогает первокласснику корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять эмоции. «Театр кукол – это искусство предметов, оживающих от приведения их в движение актером и вызывающих ассоциации с жизнью людей», - отмечал М.М. Королев.

Обучение выделению опорных слов из текста

К опорным словам поставить вопросы. Выделить при ответе.

Для того,чтобы ученики учились выделять опорные слова ,нужно проводить следующие игры и творческие упражнения:

Чтобы расколдовать сказку, стихотворение надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки,рассказа. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.

По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

 Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.

 Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

Определениеосновной мысли (идеи )текста

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ИДЕЯ) ТЕКСТА — это то, к чему он призывает, чему учит, с какой целью написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.

Если ты ЗАТРУДНЯЕШЬСЯ «НАЙТИ» илисформулировать ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, произведи смысловое «СЖАТИЕ» текста,

То есть ОТЫЩИ и ВЫДЕЛИ (ПОДЧЕРКНИ)в его предложениях «ЦЕННЫЕ»

(ГЛАВНЫЕ, ОПОРНЫЕ) СЛОВА

(существительные, глаголы и др.).

В формулировании основной мысли (идея) текста большую помощь оказывает работа с пословицей

Какие слова в тексте являются ключиками к пониманию смысла пословицы

Определить, какая пословица выражает главную мысль текста.

Выбери пословицу, относящуюся к теме.        

Данные пословицы раздели на две группы: поучительные и ироничные,какая подходит к идее данного текста.

Осознание смысла пословицы и соотнесение ее с содержанием текста.

Какая из пословиц больше подходит к смыслу  ситуации?

 Какие пословицы учат  продуманности в принятии решения?

Данные этапыдеятельности по исследованию текста можно отнести ко всем видам текстов.

 Методист Н.Я.  Мещерякова ряд ряд   приемов,   способствующих   выявлению авторского отношения к действующим лицам:

1) выделяются авторские  слова,  косвенно характеризующие героя, так называемые  ''эмоциональные  знаки'',ученики ''расшифровывают'' то или иное действие, выражение  лица,интонацию  героя  и  на  этом  основании  определяют     характер отношения автора к персонажу;

  Чтобы научить  определять   «точку зрения» автора, героев самого читателя помогают  такие виды упражнений:

а )определить, «чьими» глазами видится то или иное явление жизни.

б)ответить на вопрос от имени персонажа или героя

Перечитывание  –  это  особый  вид  читательской   деятельности.   Если

произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления,  то  после завершения  чтения  он  испытывает   потребность   ещё   раз   вернуться   к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные  эпизоды,  перечитать понравившиеся  отрывки.  У  неопытного  читателя  такую  потребность   нужно воспитывать,  нужно  помочь  ему  реализовать  смутное   желание   ещё   раз''пережить'' произведение. Через свой особый, сложный, полный поразительных открытий мир, искусство поможет нашим детям проложить себе дорогу  в большую жизнь. И разбуженные им волнения чувств поставят юных читателей перед необходимостью и возможностью первых самостоятельных оценок.

                               III.Результативность опыта

   Результативность опыта проявляется в стремлении детей воспринимать изучаемый материал на более глубоком уровне, подходить к чтению творчески.

17 учеников из 27 обучающихся 4 «в»,научились не просто читать , а устно и письменно осмысливать произведение,смело  вступать в «диалог с автором»,высказывать свою оценку о   прочитанном .Об этом свидетельствуют читательские дневники,поставленные на сцене спектакли,проведенные диспуты,классные часы,участие в олимпиадах и конкурсах.

Результаты участия в школьных и районных олимпиадах приведены в таблице  (Таблица 3)

+Таблица 3

Год

Название

конкурса

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Результат участия

2011-2012

Проект для одаренных детей

«Алые паруса»; творческая

работа «Зачем нужна родовая

усадьба?»

Транькова Ангелина

3

свидетельство об участии

2010-2011

Муниципальный этап

Всероссийского конкурса "Я-

исследователь"

Сергиенко Леонид

2

призёр

2011-2012

Муниципальный этап

Всероссийского конкурса "Я-

исследователь"

Городов Валерий

3

призёр

2010-2011

Фестиваль исследовательских и

творческих работ учащихся

«Портфолио». Общероссийский

фестиваль

Транькова Ангелина

2

диплом об участии

IV.Заключение

Четырехлетняя работа по теме опыта убедила нас, что работа над развитием речи учащихся, которое осуществляется в рамках личностно ориентированной, развивающей концепции,поможет нашим детям проложить себе дорогу  в большую жизнь.

V.Библиографический список:

1.   Изучение особенностей учебного методического комплекта «Школа России», сориентированного на личностно - развивающее образование младших школьников.

2.   Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях (М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, СИ. Волкова и др. - 2 -е здание доработанное - М.: Просвещение, 2007.

3.   Русский язык. 2- 4 классы: сочинение и изложения / автор -составитель Г.Т. Дьячкова - Волгоград: Учитель, 2008.

4.   Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М,: Вако, 2007.

5.   Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов/' Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина и др., под редакцией Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2006.

6.   Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга для учителя. -Ы.: Издательство «Первое сентября», 2003.

7.   Антонова Е.С. Тайна текста \\ Русский язык. - № 5, 2000. - С. 3-1 1.

8.   Антонова B.C. «Тайна текста» и секреты методики \\ Русский язык. - № 2, 2002.-С. 3-11

9.   Архинова Е.В.  Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников \\ Русский язык. - № 4, 2005. -С. 3-11

10.   Иконников С.II. Стилистика в курсе русского языка: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979. - 224 с.

11.   Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. Книга для учителя. - М: Просвещение, 1988. -175 е.

12.   Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I : Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-На-Дону.: Изд-во «Учитель», 2005. - 272 с.

13.   Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II :Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-На-Дону.: Изд-во «Учитель», 2005. - 288 с.

14.   Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития . Пособие для учителей-словесников. -СПб.: Паритет, 2005.-272 с.

15.   Пахнова Т.М.  От предложения к тексту \\ Русский язык. - № 2-3, 2006. - С 27-38

 16 .  Ю.Пленкин П.А. Уроки развития речи: 5-9 класс. Книга для учителя: из

опыта работы. - М.: Просвещение, 1995. - 224 с.

17.Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста - единый

творческий процесс \\ Русский язык. - № 6, 2001. - С. 3-9

Интернет-ресурсы:

  1. www. vgf.ru
  2. www.festival.1septembr.ru
  3. www.shkola.edu.ru
  4. www.pedsovet.org


[1]   Беспалова  Я.В.,  Беспалов  В.С. Использование зрительных  диктантов  для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. с. 46-47.

[2] Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.

[3]Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995, 2006.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Работа с антонимами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

ВведениеАнтонимы, или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Образовательный проект «Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»

laquo;Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...

Методическая работа по теме: «Использование информационно-образовательной среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»

Правильно организованная ИОС на уроках, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихс...