Методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Знакомство с орфограммой "Проверяемые согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка разработан для учеников 2 класса, обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_2_klassa.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса
по теме «Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы».
Образовательная система «Школа 2100»
Степанова Жанна Николаевна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 4»
г. Великий Новгород
Тема урока: «Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы».
Тип урока: Открытие нового знания.
Технология: Проблемно – диалогическая технология.
Цель урока: познакомить с новой орфограммой и её графическим обозначением.
Задачи урока:
Развитие метапредметных познавательных УУД:
- формировать аналитико – синтетическое мышление через умение анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерность (выводить правило), делать выводы;
- моделировать – использовать модель для выполнения задания;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник);
4) развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Развитие метапредметных регулятивных УУД:
- развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Развитие метапредметных коммуникативных УУД:
- развитие умения слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.
Развитие предметных умений:
- изучить орфографическое правило, способы проверки согласных на конце слова;
- развивать умение находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой;
- формировать орфографическую зоркость.
Ход урока.
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам предстоит выполнить интересную работу. Как вы думаете, какую? (Мнения детей).
- А ещё чему мы договорились учиться на этой неделе? (Работать по плану).
- Итак, план нашего урока. Прочитайте. (План записан на доске или представлен на слайде).
План урока:
- Словарная работа.
- Минутка чистописания.
- Повторение изученного материала.
- Наблюдение над словами.
- Выведение нового правила.
- Практическая работа.
- Итог урока.
- Я уверена, что все пункты плана мы на уроке выполним. Будем работать дружно и организованно. Всем желаю успеха и новых открытий!
- Актуализация знаний.
1. Словарная работа.
- Прочитайте слова. (Слова, с пропущенными буквами, могут быть записаны на доске, напечатаны на карточках или представлены на слайде).
К* р*ндаш, стор*ж, гол*д, *ртист, н*члег, уч*ник.
- Что общего в этих словах? ( Это имена существительные, в этих словах пропущена буква безударного гласного в корне слова).
- Подумайте, на какие две группы можно их разделить? Обсудите в парах. (Дети работают в паре).
- Выслушаем ваши мнения. (Можно разделить слова на две группы: с буквой безударного гласного, проверяемого ударением и с буквой безударного гласного непроверяемого ударением).
- Какие слова отнесём к первой группе? (Сторож, голод, ночлег).
- Какие слова отнесём ко второй группе? (Карандаш, артист, ученик).
На доске появляется запись:
стор*ж к*р*ндаш
гол*д *ртист
н*члег уч*ник
- Запишите слова в тетрадь в два столбика, вставьте пропущенные буквы, подчеркните их. (Дети работают самостоятельно в тетрадях).
- Объясните постановку пропущенных букв безударных гласных в словах первого столбика. (Сто́рож – сторо́жка, го́лод – голо́дный, ночле́г – ночь).
(Во время проверки, в словах, записанных на доске, пропущенные буквы открываются или вставляются).
- Каким правилом вы пользовались? (Дети рассказывают правило проверки букв безударных гласных, проверяемых ударением).
- Какое слово может быть лишним? Почему? (Сторож, т.к. это одушевлённое имя существительное. Ночлег, в этом слове ударение падает на второй слог).
- Назовите буквы безударных гласных, пропущенные в словах второго столбика. (Каранда́ш, арти́ст, учени́к).
- Какое слово может быть лишним в этой группе? Почему? (Карандаш – это неодушевлённое имя существительное. Артист – двусложное слово. Ученик – в этом слове безударная гласная буква е).
- Молодцы! Вы хорошо поработали над первым пунктом нашего плана. (Рядом с пунктом плана № 1 прикрепляется звёздочка).
2. Минутка чистописания.
- Выпишите буквы, на которые заканчиваются слова первого столбика на одной строчке, а буквы, на которые заканчиваются слова второго столбика, на строке ниже. При письме соблюдайте высоту, одинаковый наклон, размер букв. Помните о правильном написании элементов. (Дети выполняют самостоятельно задание в тетрадях).
- Проверьте свои записи по образцу.
На доске:
ж д г
ш т к
- Молодцы! С минуткой чистописания вы справились. (Рядом с пунктом плана № 2 прикрепляется звёздочка).
3. Повторение изученного.
- Рассмотрите буквы. Что интересного заметили? (Получились пары согласных букв по звонкости и глухости).
- Какие ещё парные согласные буквы вы знаете? (б - п, в - ф, г – к).
- Что вы знаете о парных согласных в конце слова? (Звонкие парные согласные в конце слова заменяются глухими, т.е. оглушаются. Происходит оглушение).
- Кто расскажет стишок про парные согласные?
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить!
- Итак, первые ключевые слова нашего урока:
- парные согласные
- конец слова
(Ключевые слова появляются на доске).
- Молодцы! Вы много знаете о парных согласных буквах. (Рядом с пунктом плана № 3 прикрепляется звёздочка).
III. Постановка учебной проблемы.
1. Проблемная ситуация.
- И тут же у меня возник вопрос:
А как писать нам слово нё (с, з)?
Или к примеру ле (в, ф), хорё (к, г).
Ответить, кто из вас бы мог?
- Попробуйте записать слова. (Дети записывают слова на листочках).
2. Подводящий к теме диалог.
- Итак, проверим, как вы записали слова? (Дети называют свои варианты записи слов. Мнения детей могут быть разными: нёс - нёз, лев –леф, хорёк – хорёг).
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать слова, вставляя пропущенные буквы).
- Почему ваши мнения разошлись? В чём затруднение? (Мы не знаем, как правильно записать слова).
- Можно ли назвать буквы парных согласных на конце слова орфограммой? (Да, потому что возникает несоответствие написания и произношения. Такое место в слове называется орфограмма).
IV. Формулирование проблемы.
- Над каким вопросом мы сегодня подумаем? (Как проверить буквы парных согласных на конце слова).
- Итак, тема нашего урока: «Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы».
(Тема урока появляется на доске).
V. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.
1. Наблюдение над словами.
- Проведём наблюдение над словами.
(Слова записаны на доске).
арбуз арбузы нет арбуза
шкаф шкафы нет шкафа
клюв клювы нет клюва
кот коты нет кота
- Прочитайте слова I столбика.
- Какой звук слышится на конце? (Слышится парный глухой согласный звук).
- А какая буква пишется? (В некоторых словах пишется буква, обозначающая парный звонкий согласный звук).
- В каких словах расходится написание и произношение? Что здесь наблюдаем? (Не совпадает произношение и написание в словах арбуз, клюв. Происходит оглушение).
- Прочитайте I строчку слов. (Дети читают слова вслух).
- Что интересного заметили? (Изменяется форма слова).
- В каких словах мы слышим звук [з] чётко и ясно? (Арбузы, нет арбуза).
- Значит, это, какие слова? (Проверочные слова).
- Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный).
- Какие буквы помогли в проверке? (Буквы гласных а, ы).
- Прочитайте II строчку слов. В каком слове есть орфограмма буква согласного в конце слова? (В слове шкаф).
- Как мы подчёркиваем орфограмму? (Одной чертой).
(На доске появляется обозначение: шкаф).
- Назовите проверочные слова. (Шкафы, нет шкафа).
- Какие буквы помогли нам в проверке? (Гласные буквы ы, а).
- Как мы их подчеркнём? (Двумя чертами).
(На доске появляется обозначение: шкаф, шкафы, нет шкафа).
- Запишите остальные слова в тетрадь. Обозначьте новую орфограмму. (Дети самостоятельно работают в тетрадях).
- Проверьте свою работу. Оцените себя.
(Образец выполнения задания появляется на доске).
- Кто правильно выполнил работу? (Дети поднимают руку).
- Молодцы! Поставьте рядом с заданием знак «+».
- Кто допустил ошибки? Исправьте их. Будьте внимательны.
- Мы провели наблюдение над словами. Попробуйте назвать ещё ключевые слова по теме нашего урока. (Гласная буква, изменение формы слова).
(Ключевые слова появляются на доске).
- Вернёмся к нашему плану. Вы, молодцы! Справились ещё с одним его пунктом. (Рядом с пунктом плана № 4 прикрепляется звёздочка).
2. Групповая работа. Выведение нового правила.
- По ключевым словам и своим наблюдениям, сделайте вывод: как проверить букву парной согласной на конце слова? (Дети работают в группах).
- Итак, какое правило вы смогли сформулировать? (Заслушиваются ответы детей. Вариант ответа: чтобы правильно написать букву согласного, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук).
- Как можно проверить ваши догадки? (Обратиться к учебнику).
- Давайте сравним наши выводы с правилом, данным в учебнике. (Дети читают правило в учебнике с. 152).
3. Работа над правилом.
- О каких буквах согласных идёт речь в правиле? Сомневаемся ли мы в выборе букв согласных л, м, например, в словах стол, дом? (О буквах, обозначающих парные по глухости – звонкости согласные звуки).
- Как проверить букву согласного в конце слова?
- Приведите свои примеры.
4. Способы подбора проверочных слов.
- Для подбора проверочного слова, есть несколько способов. Прочитайте дальше информацию о них по учебнику самостоятельно. Приготовьтесь рассказать. (Учебник с. 153).
- Сколько способов здесь названо? (Три способа).
- Какой из них вам хорошо знаком? (Подбор однокоренных слов).
- Какие ещё есть способы? Назовите слова – подсказки в них. (Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много; подставить слово нет).
(На доске появляется схема «Способы подбора проверочных слов»).
- Какие буквы должны быть после согласных во всех трёх случаях? (Буквы гласных).
- Молодцы! Вы смогли самостоятельно сформулировать новое правило, узнали способы подбора проверочных слов. Значит, ещё один пункт нашего плана выполнен. (Рядом с пунктом плана № 5 появляется звёздочка).
VI. Физминутка.
VII. Развитие учебно – языковых и правописных умений (применение нового правила).
1. Работа по учебнику.
Упр. 239 – развивается умение находить проверочные слова к словам с орфограммой - буквой согласного в конце слова и правильно писать слова с данной орфограммой.
- Обратите внимание, где проверочное слово, а где проверяемое.
Образец рассуждения: В слове походы я чётко слышу звук [д], он находится перед гласным, значит, и в слове поход буду писать букву д. Орфограмму в слове поход подчеркну одной чертой, а в проверочном слове походы букву – помощницу подчеркну двумя чертами.
Упр. 240 - развивается умение писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слов с опорой на проверочные слова. (Работа организуется с первым столбиком слов: первые две строки слов комментируются в громкой речи; для работы над словами вторых двух строк организуется работа в парах).
- Вернёмся к нашему плану. Вы, молодцы! Справились ещё с одним его пунктом. (Рядом с пунктом плана № 5 прикрепляется звёздочка).
2. Самостоятельная работа.
- Над словами второго столбика предлагаю вам поработать самостоятельно. (Дети работают самостоятельно. Проверка организуется по образцу, предложенному учителем).
- Сравните свою запись с образцом. Оцените себя.
На доске появляется запись:
волосок – волос
нет багажа – багаж
заводы – завод
- У кого, верно, выполнены все задания? (Дети поднимают руку).
- Молодцы! Вы сегодня всё хорошо усвоили, были на уроке очень внимательны!
- Кто ошибся? (Дети поднимают руку).
- Исправьте ошибки.
- Мы сегодня на уроке только «открыли» новое знание, на следующих уроках вы потренируетесь, и у вас всё обязательно получится.
- Молодцы! Вы успешно справились с самостоятельной работой. (Рядом с пунктом плана № 6 прикрепляется звёздочка).
- Интересно, а теперь вы сможете объяснить написание слов, которые нам встретились в начале урока? Давайте к ним вернёмся.
На доске появляется запись:
нё (с, з)
ле (в, ф)
хорё (к, г)
- Воспользуйтесь одним из способов подбора проверочных слов и объясните написание буквы согласного на конце слова. (Дети объясняют написание буквы согласного на конце слова, рассказывая, каким способом они пользовались. Например: нёс – несу, лев – львы, нет льва, львёнок; хорёк – нет хорька, хорьки).
VIII. Итог урока.
- Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Научиться проверять буквы парных согласных на конце слова.).
- Вам удалось достичь цели? (Да, мы узнали новое правило проверки букв парных согласных на конце слова, способы подбора проверочных слов).
- Чему вы ещё учились на уроке? (Работать по плану).
- Вернёмся к плану. Все ли пункты плана мы выполнили? (Да).
- Да, вы сегодня, ребята, хорошо потрудились на уроке. Рядом с каждым пунктом плана загорелась звёздочка. Значит вы…
Учитель переворачивает звёздочки, на обратной стороне которых написаны буквы. Ребята читают слово: МОЛОДЦЫ.
IX. Домашнее задание.
- Выучить правило с. 152 – 153.
- Упр. 241 с. 104 («Дидактический материал).
- Сочинить четверостишие про парную согласную букву на конце слова (по желанию).
Список литературы.
- Бунеева Е. В., Бунеев Р. Н. Программа «Русский язык».
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник 2 класс. М.: Баласс, 2011. – 176 с.
- Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику Русский язык 2 класс. М.: Баласс, 2011. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Знакомство с орфограммой ’’Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы.
В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова....
Урок русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов" (2 класс, по системе Л.В. Занкова)
Урок русского языка во 2 классе (конспект + презентация) по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс, по системе Л.В. Занкова). Планируемые результаты:1....
Урок по Русскому языку 2 класс. УМК "Перспектива" Тема: Парные согласные в конце слова
Пример открытого урока по Русскому языку 2 класс. УМК "Перспектива" Тема: Парные согласные в конце слова...