Методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Знакомство с орфограммой "Проверяемые согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Степанова Жанна Николаевна

Урок русского языка разработан для учеников 2 класса, обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка для 2 класса

по теме «Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы».

Образовательная система «Школа 2100»

Степанова Жанна Николаевна

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 4»

г. Великий Новгород

Тема урока: «Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы».

Тип урока: Открытие нового знания.

Технология: Проблемно – диалогическая технология.

Цель урока: познакомить с новой орфограммой и её графическим обозначением.

Задачи урока:

Развитие  метапредметных познавательных УУД:

  1. формировать аналитико – синтетическое мышление через умение анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерность (выводить правило), делать выводы;
  2. моделировать – использовать модель для выполнения задания;
  3. работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник);

4) развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Развитие  метапредметных регулятивных  УУД:

  1. развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  2. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Развитие метапредметных коммуникативных УУД:

  1. развитие умения слушать и понимать других;
  2. оформлять свои мысли в устной форме;
  3. развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Развитие предметных умений:

  1. изучить орфографическое правило, способы проверки согласных на конце слова;
  2. развивать умение находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой;
  3. формировать орфографическую зоркость.

         

         Ход урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам предстоит выполнить интересную работу. Как вы думаете, какую?  (Мнения детей).

- А ещё чему мы договорились учиться на этой неделе?  (Работать по плану).

- Итак, план нашего урока.  Прочитайте.  (План записан на доске или представлен на слайде).

План урока:

  1. Словарная работа.
  2. Минутка чистописания.
  3. Повторение изученного материала.
  4. Наблюдение над словами.
  5. Выведение нового правила.
  6. Практическая работа.
  7. Итог урока.

- Я уверена, что все пункты плана мы на уроке выполним. Будем работать дружно и организованно. Всем желаю успеха и новых открытий!

  1.  Актуализация знаний.

1. Словарная работа.

- Прочитайте слова.  (Слова, с пропущенными буквами, могут быть записаны на доске, напечатаны на карточках или представлены на слайде).

К* р*ндаш,  стор*ж,  гол*д,  *ртист,  н*члег,  уч*ник.

- Что общего в этих словах?  ( Это имена существительные, в этих словах пропущена буква безударного  гласного в корне  слова).

- Подумайте, на какие две группы можно их разделить? Обсудите в парах. (Дети работают в паре).

- Выслушаем ваши мнения.  (Можно разделить слова на две группы: с буквой безударного гласного, проверяемого ударением и с буквой безударного гласного непроверяемого ударением).

- Какие слова отнесём к первой группе?  (Сторож, голод, ночлег).

- Какие слова отнесём ко второй группе?  (Карандаш, артист, ученик).

На доске появляется запись:

стор*ж        к*р*ндаш

гол*д        *ртист

н*члег        уч*ник

- Запишите слова в тетрадь в два столбика, вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.  (Дети работают самостоятельно в тетрадях).

 - Объясните постановку пропущенных букв безударных гласных в словах первого столбика.  (Сто́рож – сторо́жка, го́лод – голо́дный, ночле́г – ночь).

(Во время проверки, в словах, записанных на доске, пропущенные буквы открываются или вставляются).

- Каким правилом вы пользовались?   (Дети рассказывают правило проверки букв безударных гласных,  проверяемых ударением).

- Какое слово может быть лишним? Почему? (Сторож, т.к. это одушевлённое имя существительное. Ночлег, в этом слове ударение падает на второй слог).

- Назовите буквы безударных гласных, пропущенные в словах второго столбика. аранда́ш, арти́ст, учени́к).

- Какое слово может быть лишним в этой группе? Почему?  (Карандаш – это неодушевлённое имя существительное. Артист – двусложное слово. Ученик – в этом слове безударная гласная буква е).

- Молодцы! Вы хорошо поработали над первым пунктом нашего плана. (Рядом с пунктом плана № 1 прикрепляется звёздочка).

2. Минутка чистописания.

- Выпишите буквы, на которые заканчиваются слова первого столбика на одной строчке, а буквы, на которые заканчиваются слова второго столбика, на строке ниже. При письме соблюдайте высоту, одинаковый наклон, размер букв. Помните о правильном написании элементов. (Дети выполняют самостоятельно задание в тетрадях).

- Проверьте свои записи по образцу.

На доске:

ж        д        г

ш        т        к

- Молодцы! С минуткой чистописания вы справились. (Рядом с пунктом плана № 2 прикрепляется звёздочка).

3. Повторение изученного.

- Рассмотрите буквы. Что интересного заметили? (Получились пары согласных букв по звонкости и глухости).

- Какие ещё парные согласные буквы вы знаете? (б - п, в - ф, г – к).

- Что вы знаете о парных согласных в конце слова? (Звонкие парные согласные в конце слова заменяются глухими, т.е. оглушаются. Происходит оглушение).

 - Кто расскажет стишок про парные согласные?

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить!

 - Итак, первые ключевые слова нашего урока:

  • парные согласные
  • конец слова

(Ключевые слова появляются на доске).

- Молодцы! Вы много знаете о парных согласных буквах. (Рядом с пунктом плана № 3 прикрепляется звёздочка).

III. Постановка учебной проблемы.

1. Проблемная ситуация.

  - И тут же у меня возник вопрос:

  А как писать нам слово нё (с, з)?

           Или к примеру ле (в, ф), хорё (к, г).

  Ответить, кто из вас бы мог?

- Попробуйте записать слова.  (Дети записывают слова на листочках).

2. Подводящий к теме диалог.

- Итак, проверим, как вы записали слова?  (Дети называют свои варианты записи слов. Мнения детей могут быть разными: нёс - нёз, лев –леф, хорёк – хорёг). 

- Какое задание вы должны были выполнить?  (Мы должны были записать слова, вставляя пропущенные буквы).

- Почему ваши  мнения разошлись? В чём затруднение? (Мы не знаем, как правильно записать слова).

- Можно ли назвать буквы парных согласных на конце слова орфограммой?  (Да, потому что возникает несоответствие написания и произношения. Такое место в слове называется орфограмма).

IV. Формулирование проблемы.

- Над каким вопросом мы сегодня подумаем? (Как проверить буквы парных  согласных на конце слова).

- Итак, тема нашего урока: «Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы».  

(Тема урока появляется на доске).

V. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.

1. Наблюдение над словами.

- Проведём наблюдение над словами.

(Слова записаны на доске).

арбуз        арбузы        нет арбуза

шкаф         шкафы        нет шкафа

клюв        клювы        нет клюва

кот        коты        нет кота

- Прочитайте слова I столбика.

- Какой звук слышится на конце? (Слышится парный глухой согласный звук).

- А какая буква пишется? (В некоторых словах пишется буква, обозначающая парный звонкий согласный звук). 

- В каких словах расходится написание и произношение? Что здесь наблюдаем? (Не совпадает произношение и написание в словах арбуз, клюв. Происходит оглушение).

- Прочитайте I строчку слов. (Дети читают слова вслух).

- Что интересного заметили?  (Изменяется форма слова).

- В каких словах мы слышим звук [з] чётко и ясно?  (Арбузы, нет арбуза).

- Значит, это, какие слова? (Проверочные слова).

- Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный).

- Какие буквы помогли в проверке?  (Буквы гласных а, ы).

- Прочитайте II строчку слов. В каком слове есть орфограмма буква согласного в конце слова?  (В слове шкаф).

- Как мы подчёркиваем орфограмму?  (Одной чертой).

(На доске появляется обозначение: шкаф).

- Назовите проверочные слова.  (Шкафы, нет шкафа).

- Какие буквы помогли нам в проверке?  (Гласные буквы ы, а).

- Как мы их подчеркнём?  (Двумя чертами).

(На доске появляется обозначение: шкаф, шкафы, нет шкафа).

- Запишите остальные слова в тетрадь. Обозначьте новую орфограмму. (Дети самостоятельно работают в тетрадях).

- Проверьте свою работу. Оцените себя.

(Образец выполнения задания появляется на доске).

- Кто правильно выполнил работу?  (Дети поднимают руку).

- Молодцы! Поставьте рядом с заданием знак «+».

- Кто допустил ошибки? Исправьте их. Будьте внимательны.

- Мы провели наблюдение над словами. Попробуйте назвать ещё ключевые слова по теме нашего урока.  (Гласная буква, изменение формы слова).

(Ключевые слова появляются на доске).

- Вернёмся к нашему плану. Вы, молодцы! Справились ещё с одним его пунктом. (Рядом с пунктом плана № 4 прикрепляется звёздочка).

2. Групповая работа. Выведение нового правила.

- По ключевым словам и своим наблюдениям, сделайте вывод: как проверить букву парной  согласной  на конце слова? (Дети работают в группах).

- Итак, какое правило вы смогли сформулировать?  (Заслушиваются ответы детей. Вариант ответа: чтобы правильно написать букву согласного, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук).

- Как можно проверить ваши догадки?  (Обратиться к учебнику).

- Давайте сравним наши выводы с правилом, данным в учебнике. (Дети читают правило в учебнике  с. 152).

3. Работа над правилом.

- О каких буквах согласных идёт речь в правиле? Сомневаемся ли мы в выборе букв согласных л, м, например, в словах стол, дом?  (О буквах, обозначающих парные по глухости – звонкости согласные звуки).

- Как проверить букву согласного в конце слова?

- Приведите свои примеры.

4. Способы подбора проверочных слов.

- Для подбора проверочного слова, есть несколько способов. Прочитайте дальше информацию о них по учебнику самостоятельно. Приготовьтесь рассказать. (Учебник с. 153).

- Сколько способов здесь названо?  (Три способа).

- Какой из них вам хорошо знаком?  (Подбор однокоренных слов).

- Какие ещё есть способы? Назовите слова – подсказки в них. (Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много;  подставить слово нет).

(На доске появляется схема «Способы подбора проверочных слов»).

- Какие буквы должны быть после согласных во всех трёх случаях? (Буквы гласных).

- Молодцы! Вы смогли самостоятельно сформулировать новое правило, узнали способы подбора проверочных слов. Значит, ещё один пункт нашего плана выполнен. (Рядом с пунктом плана № 5 появляется звёздочка).

VI.     Физминутка.

VII. Развитие учебно – языковых и правописных умений (применение нового правила).

1. Работа по учебнику.

Упр. 239 – развивается умение находить проверочные слова к словам с орфограммой - буквой согласного в конце слова и правильно писать слова с данной орфограммой.

- Обратите внимание, где проверочное слово, а где проверяемое.

Образец рассуждения: В слове походы я чётко слышу звук [д], он находится перед гласным, значит, и в слове поход буду писать букву д. Орфограмму в слове поход подчеркну одной чертой, а в проверочном слове походы букву – помощницу подчеркну двумя чертами.

Упр. 240  - развивается умение писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слов с опорой на проверочные слова. (Работа организуется с первым столбиком слов: первые две строки слов комментируются в громкой речи; для работы над словами вторых двух строк организуется работа в парах).

-  Вернёмся к нашему плану. Вы, молодцы! Справились ещё с одним его пунктом. (Рядом с пунктом плана № 5 прикрепляется звёздочка).

2. Самостоятельная работа.

- Над словами второго столбика предлагаю вам поработать самостоятельно. (Дети работают самостоятельно.  Проверка организуется по образцу, предложенному учителем). 

- Сравните свою запись с образцом. Оцените себя.

На доске появляется запись:

                                              волосок – волос

                                              нет багажа – багаж

                                               заводы – завод

- У кого, верно, выполнены все задания? (Дети поднимают руку).

- Молодцы! Вы сегодня всё  хорошо усвоили, были на уроке очень  внимательны!  

- Кто ошибся? (Дети поднимают руку).

- Исправьте ошибки.

- Мы сегодня на уроке только «открыли» новое знание, на следующих уроках вы потренируетесь, и у вас всё обязательно получится.

- Молодцы! Вы успешно справились с самостоятельной работой. (Рядом с пунктом плана № 6 прикрепляется звёздочка).

- Интересно, а теперь вы сможете объяснить написание слов, которые нам встретились в начале урока? Давайте к ним вернёмся.

На доске появляется запись:

                                                 нё (с, з)

                                                 ле (в, ф)

                                                 хорё (к, г)

- Воспользуйтесь одним из способов подбора проверочных слов и объясните написание буквы согласного на конце слова. (Дети объясняют написание буквы согласного на конце слова, рассказывая, каким способом они пользовались. Например:  нёс – несу, лев – львы, нет льва, львёнок; хорёк – нет хорька, хорьки).

VIII.  Итог урока.

- Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Научиться проверять буквы парных согласных на конце слова.).

- Вам удалось достичь цели?  (Да, мы узнали новое правило проверки букв парных согласных на конце слова, способы подбора проверочных слов).

- Чему вы ещё учились на уроке?  (Работать по плану).

- Вернёмся к плану. Все ли пункты плана мы выполнили?  (Да).

- Да, вы сегодня, ребята, хорошо потрудились на уроке. Рядом с каждым пунктом плана загорелась звёздочка. Значит вы…

Учитель переворачивает звёздочки, на обратной стороне которых написаны буквы. Ребята читают слово: МОЛОДЦЫ.

IX.  Домашнее задание.

  1. Выучить правило с. 152 – 153.
  2. Упр. 241 с. 104 («Дидактический материал).
  3. Сочинить четверостишие про парную согласную букву на конце слова (по желанию).

Список литературы.

  1. Бунеева Е. В., Бунеев Р. Н. Программа «Русский язык».
  2. Бунеев  Р. Н.,  Бунеева Е. В.,  Пронина О. В.   Русский язык. Учебник  2 класс. М.: Баласс, 2011. – 176 с.
  3. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику Русский язык 2 класс. М.: Баласс, 2011. – 128 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Знакомство с орфограммой ’’Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы.

В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова....

Урок русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов" (2 класс, по системе Л.В. Занкова)

Урок русского языка во 2 классе (конспект + презентация) по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс, по системе Л.В. Занкова). Планируемые результаты:1....

Урок по Русскому языку 2 класс. УМК "Перспектива" Тема: Парные согласные в конце слова

Пример открытого урока по Русскому языку 2 класс. УМК "Перспектива" Тема: Парные согласные в конце слова...