Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass_umk_nachalnaya_shkola_xxi_veka.docx | 112.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Шатько Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Основная школа №6»
г. Балаково
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа./[сост. Е. С. Савинов].- 4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения), Программы курса «Русский язык» для 3 класса / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 и учебника: Иванов С.В., А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013 /, Примерной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Основная образовательная школа №6». В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Концепция (основная идея) программы рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. В рамках одного блока реализуется только одна цель. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Цель программы: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации первой цели: нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее: грамотное и безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний; навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений; разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации; выбор языковых средств для адекватной передачи мысли; контроль за безошибочным письмом; выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако, на скрытом уровне, работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.
Такое структурирование курса позволяет: успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника. Образовательная система «Начальная школа 21 века» ставит перед учителем задачу найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы.
Общая характеристика курса
Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
Содержание программы (170ч)
1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова. Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу.
Синтаксис. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Морфология. Части речи: деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
3. «Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
4. Резервные уроки (24 ч)
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
К концу обучения ученик научится: принимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать, классифицировать; контролировать и оценивать, в том числе, и свою работу; работать с моделями; осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий; выделять общее и частное, общее и различное, устанавливать простейшие связи и закономерности; выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.
К концу обучения ученик получит возможность научиться решать практические задачи: проводить фонетический анализ слова и разбора слова по составу; характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки); составлять план текста (при помощи учителя); применять правила правописания: падежных окончаний имён существительных; суффиксов имён существительных -онок- (-ёнок-), -ек-, -ик-, ост(ь)-; падежных окончаний имён прилагательных; словарных слов, определённых программой; постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
учебно-тематическое планирование
№ п\п | наименование раздела программы | тема урока | УУД | вид контроля | домашнее | дата проведения | корректировка | ИКТ |
1 | 1 четверть (45ч) Фонетика Правописание Как устроен наш язык Правописание Развитие речи Как устроен наш язык | Повторение по теме: «Фонетика» | Ориентироваться в целях и задачах урока, планировать свои действия; характеризовать признаки звуков; исправлять ошибки. Характеризовать различие звуков; различать звуки и буквы; использовать значок транскрипции для решения практических задач; учитывать степень сложности задания. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения; использовать транскрипцию; преобразовывать информацию. Объяснять назначение знака ударения, анализируя проблемную ситуацию; выделять ударные и безударные гласные; устанавливать различия в значении слов; группировать слова. Наблюдать особенности согласных звуков; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь; устанавливать позиции в слове. Соотносить свой ответ с предложенным и обосновывать свою позицию; устанавливать способы обозначения мягких согласных; объяснять различие в звуко-буквенном составе слов; использовать алгоритм порядка действий при списывании. | текущий | с. 5, упр. 4 | |||
2 | Правила написания большой | текущий | с. 6, упр. 3 | |||||
3 | Фонетический анализ слова | текущий, фонетический разбор слова | с.9, упр. 4 | |||||
4 | Правила переноса слов | текущий | с. 10, упр. 2 или 4 | |||||
5 | Повторение по теме: «Текст, его признаки и типы» | текущий | с. 11, упр. 2 или 6 | |||||
6 | Фонетический анализ слова | текущий | с. 14, упр. 5 | |||||
7 | Правописание Как устроен наш язык Правописание | Правила обозначения гласных после шипящих | Использовать правило написания сочетаний жи-ши; осуществлять самоконтроль использования правила. Объяснять различие в звуко-буквенном составе слова; осуществлять самоконтроль использования правила написания ча-ща. Осуществлять самоконтроль использования правила написания чу-щу; преобразовывать информацию, представленную в виде схемы, рисунка. | текущий | с. 15, упр. 3 | |||
8 | Состав слова | текущий | с. 19, упр. 5 | |||||
9 | Правописание безударных гласных в корне слова | текущий | с. 20, упр. 4 | |||||
10 | Развитие речи Как устроен наш язык | Признаки и типы текста | Характеризовать функции Ь; использовать транскрипцию для решения практических задач; оценивать правильность выполнения заданий. Объяснять различие парных по глухости-звонкости согласных; осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь; обобщать результаты наблюдений. Формировать ответ на проблемный вопрос; выбирать слова по заданным признакам; сравнивать и анализировать пары слов. | текущий | с. 22, упр. 2 или 4 | |||
11 | Разбор слов по составу | текущий | с. 24, упр. 4 или 5 | |||||
12 | Входной мониторинг | тематический | с. 26, упр. 4 | |||||
13 | Правописание | Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм | Анализировать высказывание и формулировать на основе анализа ответ на вопрос; объяснять ошибки в делении слов для переноса; сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. Осуществлять самоконтроль при написании текста; объяснять ошибки. Объяснять допущенные ошибки; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность его выполнения. | текущий | Р.т., №4 | |||
14 | Правописание согласных в корне | текущий | Р. т., №6 | |||||
15 | Как устроен наш язык Правописание | Словообразование | тематический | с. 31, упр. 3. | ||||
16 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | тематический | Р.т., упр. 5 | |||||
17 | Развитие речи | Диктант по теме: « Повторение пройденных орфограмм» | Выделять голосом ударный звук и определять его в слове; составлять пары слов, различающихся местом ударения. | промежуточный контроль | с. 33, упр. 2 или 5 | |||
18 | Как устроен наш язык Правописание Развитие речи Как устроен наш язык | Разбор слова по составу. Словообразование. Работа над ошибками | Сравнивать слова и не слова, формулировать на основе сравнения признаки слова; по результатам наблюдения обобщать информацию о слове. Задавать вопросы к словам; находить слова по заданным основаниям; формулировать цель урока после обсуждения правила. Находить слова по заданному основанию; осуществлять взаимный контроль (работа в парах) Наблюдать различие между звуком, словом, предложением; сопоставлять интонационное оформление предложений; выбирать из текста предложения по заданным признакам. Понимать информацию, представленную в виде рисунка; наблюдать за интонационным оформлением предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут быть произнесены. Определять тип предложения; наблюдать за изменением формы слова. | текущий | с. 34, упр. 3 | |||
19 | Повторение по теме: « Правописание суффиксов» | тематический | с. 36, упр. 3 | |||||
20 | Повторение по теме: « Правописание приставок» | текущий | с. 37, упр. 3 | |||||
21 | Заглавие и начало текста | текущий | с. 40, упр. 5 | |||||
22 | Предложение и его смысл. Слова в предложении | текущий | с. 43, упр. 4 | |||||
23 | Виды предложения по цели высказывания и интонации | текущий | Упр. 1, с. 44 | |||||
24 | Как устроен наш язык | Последовательность предложений в тексте | Наблюдать за изменением формы слова; контролировать действия партнера (работа в парах). Различать слова и формы одного и того же слова; употреблять слова в нужной форме; формулировать вывод; наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Наблюдать за неизменяемыми словами; находить слова по заданным признакам. | текущий | с. 45, упр. 1 | |||
25 | Деление текста на абзацы. Списывание по теме: « Правописание безударных гласных в корне слова» | списывание | с. 49, упр. 5 | |||||
26 | Главные члены предложения | текущий | с. 50, упр. 4 или 5 | |||||
27 | Правописание | Повторение правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. Словарный диктант №1 | Использовать правило написания собственных имен при решении практических задач; классифицировать слова по заданным группам; осуществлять взаимный контроль; контролировать действия партнера. Находить общую часть в группе слов; знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова»; различать родственные слова и формы одного и того же слова. Наблюдать, сопоставлять и сравнивать написание ударных и безударных гласных; фиксировать место изучаемой орфограммы. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; выявлять проверочные слова; контролировать свои действия. Отрабатывать умение применять правило; группировать слова по заданному признаку. Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки. Дополнять однокоренные слова по заданному основанию; понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Объяснять смыслоразличительную функцию буквы, принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Отрабатывать умение применять правило; группировать слова. Отрабатывать умение применять правило; планировать собственную запись в соответствии с условием упражнения. Отрабатывать умение применять привило; находить слова с заданной орфограммой. Наблюдать особенности обозначения на письме парных согласных в корне слова и в позиции конца слова; анализировать предложенный алгоритм проверки орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограммы; выбирать слова по заданному основанию; осуществлять самопроверку. Наблюдать особенности обозначения на письме парных согласных в корне слова в позиции стечения согласных; использовать алгоритм проверки орфограммы. Группировать слова по заданным основаниям. Наблюдать за чередованием согласных в корне слова; подбирать родственные слова с чередованием согласных в корне слова. Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы; осуществлять самоконтроль. Подбирать проверочные слова; доказывать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь (работа в парах). Учитывать смысл предложения при подборе проверочного слова. Подбирать проверочные слова; объяснять свои действия и указывать тип орфограммы. Выявлять наличие в корне слова изученных орфограмм; объяснять способ проверки орфограмм; осуществлять взаимный контроль. Сопоставлять однокоренные слова, выявлять различия между ними; знакомиться с суффиксом как частью слова. Знакомиться с алгоритмом нахождения суффикса; контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; понимать и преобразовывать в текст информацию. Наблюдать за группами родственных слов; высказывать предположение о возможной орфографической проблеме. Использовать алгоритм проверки орфограммы; классифицировать слова по заданным основаниям. Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. Выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм; обосновывать способ проверки; дифференцировать проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании данных суффиксов; знакомиться с алгоритмом написания; контролировать свои действия в соответствии с алгоритмом. Сопоставлять буквенную запись слова и его транскрипцию; на основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов; знакомиться с алгоритмом написания; контролировать свои действия в соответствии с алгоритмом. Устанавливать тип орфограммы; выбирать способ проверки. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Выделять суффиксы на основе развернутого толкования слова; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах); сопоставлять значения суффиксов. Наблюдать за словами с данным суффиксом, устанавливать его значение; находить слова по заданному основанию, осуществлять самоконтроль. Устанавливать значения суффиксов; знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания суффиксов; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию. | текущий. | Р. т., № 1, 2, 4. | |||
28 | Главные члены предложения | текущий, самостоятельная работа | Р. т., № 4. | |||||
29 | Правописание | Правописание приставок | текущий | с.53, упр. 4 | ||||
30 | Как устроен наш язык Правописание | Правописание приставок, оканчивающихся на -з-, -с- | текущий | Р. т., № 3. | ||||
31 | Подлежащее | текущий | Р. т., № 4, 5. | |||||
32 | Сказуемое | текущий | Р. т., с.12, №3 | |||||
33 | Правило правописания согласных в корне | текущий | Р.т., инд-но | |||||
34 | Как устроен наш язык | Сказуемое | текущий | с.61, упр. 3 | ||||
35 | Развитие речи Правописание Как устроен наш язык | Учимся писать письма | текущий | Р. т., № 1 | ||||
36 | Второстепенные члены предложения | текущий | Р. т., № 3. | |||||
37 | Контрольная работа по теме: «Простое предложение» (тест) | промежуточный контроль | Р. т., № 1 | |||||
38 | Работа над ошибками. Повторение пройденных орфограмм | тематический | с.67, упр.3 | |||||
39 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | текущий | с.71, упр. 4 | |||||
40 | Правописание | Правописание приставки -с- | текущий | Р.т., № 1 | ||||
41 | Как устроен наш язык Развитие речи | Обстоятельство | текущий | Р. т., № 4 или 5. | ||||
42 | Учимся писать письма | текущий | Р. т., № 6 | |||||
43 | Как устроен наш язык | Определение | текущий | с.78, упр. 3 | ||||
44 | 2 четверть (37 ч) Правописание | Повторение пройденного материала | текущий | с. 80, упр. 3 | ||||
45 | Повторение пройденного материала | текущий | Р.т., инд-но | |||||
46 | Правописание слов с двумя корнями | текущий | с.82, упр. 5 | |||||
47 | Определение | текущий | Р.т., упр. 42 | |||||
48 | Соединительные гласные -о-, -е- | текущий | Р.т., упр.43 | |||||
49 | Развитие речи Как устроен наш язык Правописание Как устроен наш язык Развитие речи Как устроен наш язык Правописание Правописание Развитие речи Как устроен наш язык Правописание Как устроен наш язык Правописание | Учимся писать письма | текущий | с.86, упр. 2 | ||||
50 | Дополнение | текущий | Упр.5. с.89 | |||||
51 | Правописание о, ё после шипящих | текущий | Р.т., упр.49 Р.т., упр.50. | |||||
52 | Дополнение | текущий | с.93, упр.3 | |||||
53 | Учимся писать письма | текущий | Р.т., упр.51 | |||||
54 | Однородные члены предложения | тематический | ||||||
55 | Обозначение звука -ы- после звука -ц- | текущий | Р.т., инд-но | |||||
56 | Контрольная работа по теме: «Простое предложение, члены простого предложения» | промежуточный контроль | с.95, упр. 3 или 6 | |||||
57 | Работа над ошибками. Повторение пройденных орфограмм | текущий | с.98, упр.3 | |||||
58 | Однородные члены предложения | текущий | с.100, упр. 2; с. 103, упр.4 | |||||
59 | Знаки препинания при однородных членах предложения | тематический | Р.т., инд-но | |||||
60 | Учимся писать письма | текущий | с.104, упр.4 | |||||
61 | Однородные члены предложения | текущий | с.105,упр. 1 | |||||
62 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | текущий | Р.т.,упр. 57 | |||||
63 | Однородные члены предложения | текущий | с.109, упр. 5 | |||||
64 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | текущий | Р.т.,упр. 59 | |||||
65 | Диктант по теме: « Правописание слов с изученными орфограммами» | промежуточный контроль | Р.т., инд-но |
66 | Как устроен наш язык | Повторение по теме: «Фонетика. Состав слова». Работа над ошибками | Образовывать слова по заданным моделям; выделять части слова; осуществлять взаимный контроль при работе в парах. | текущий | с. 111, упр. 3 | |||
67 | Правописание | Повторение пройденного материала. Словарный диктант №2 | Образовывать слова по заданным моделям; выделять части слова; осуществлять взаимный контроль при работе в парах. | текущий | Р. т., упр. 61 | |||
68 | Как устроен наш язык | Части речи | Осознавать особенности способов проверки орфограмм; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения. | тематический | с.113, упр.2 | |||
69 | Части речи | Находить, объяснять допущенные ошибки; устанавливать место и тип орфограммы; анализировать языковой материал, обсуждать проблемные вопросы; знакомиться с приставкой; выделять приставки в словах. | текущий | с. 115, упр. 4 | ||||
70 | Самостоятельные и служебные части речи | Определять значения приставок; подбирать родственные слова с приставками; находить слова, от которых образованы слова с приставками. | текущий | с. 122, упр. 4 | ||||
71 | Самостоятельные и служебные части речи | Наблюдать за приставками, в которых пишется буква -о-; группировать слова по предложенному основанию. | текущий | Р.т., с. 66 | ||||
72 | Имя существительное | Наблюдать за приставками, в которых пишется буква-а-; определять место орфограммы в сл.ове | текущий | Р.т., с. 67 | ||||
73 | Имя существительное | Различать приставки с буквами –о-, -а-; устанавливать критерии объединения слов; находить приставку в слове. | текущий | Р.т., с. 68 | ||||
74 | Развитие речи | Написание изложения | Определять значения приставок, способ образования слов; подбирать слова, образованные приставочным способом, в соответствии с заданной моделью; осуществлять самоконтроль и самопроверку. | текущий, самостоятельная работа | с. 127, упр. 2 | |||
75 | Как устроен наш язык | Род имен существительных | Понимать информацию, представленную в виде рисунков, и сопоставлять ее с текстами; высказывать предположение об условиях написания -ъ-; знакомиться с алгоритмом написания слов с –ъ-; контролировать свои действия. | текущий | с. 129, упр.5 или 6 | |||
76 | Род имен существительных | Определять место орфограммы в слове, различать ъ и ь; соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов, доказывать свою позицию. | текущий | с. 130,упр.2 | ||||
77 | Диктант по теме: « Правописание изученных орфограмм» | Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования; конструировать слова в соответствии с заданной моделью; наблюдать за словами, образованными способом сложения. | тематический | с. 131, упр. 2 | ||||
78 | Правописание | Работа над ошибками. | Подбирать слова по заданным основаниям; восстанавливать правильную запись слова; различать слова с разделительными ь и ъ; осуществлять взаимный контроль (работа в парах) | текущий | Р. т., упр. 71 | |||
79 | Развитие речи | Написание изложения | Знакомиться с основой как частью слова; применять алгоритм нахождения основы слова. | текущий | с. 135, упр. 2 | |||
80 | Промежуточный мониторинг | Применять полученные знания; контролировать свои действия. | промежуточный контроль, тест | с. 137,упр.3 | ||||
81 | Правописание | Работа над ошибками. | Различать предлоги и приставки; наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками; вырабатывать в обсуждении алгоритм различения приставок и предлогов. | текущий | с. 140, упр. 4 | |||
82 | Повторение пройденного материала | Использовать алгоритм различения приставок и предлогов; контролировать свои действия при использовании алгоритма. | текущий | с.145,упр.5 или с.146, упр.5 | ||||
83 | 3 четверть (51 ч) Как устроен наш язык | Имя существительное. Число имен существительных | Распознавать изученные орфограммы; осуществлять взаимо- и самоконтроль при решении практических задач. | текущий | с. 147, упр. 1 | |||
84 | Правописание | Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. Словарный диктант № 3 | Определять способ образования слов; подбирать слова к заданным моделям; выбирать из текста слова по заданным основаниям. | текущий | Р.т., инд-но | |||
85 | Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных | Устанавливать тип орфограммы во всех частях слова, выбирать соответствующий способ проверки; подбирать слова, соответствующие заданным условиям. | текущий, самостоятельная работа | с. 9, упр.4 или с.11, упр. 5 | ||||
86 | Как устроен наш язык | Число имен существительных | Находить и фиксировать в словах заданную орфограмму; различать приставки и предлоги; осуществлять взаимный контроль (работа в парах). | текущий | Р. т., инд-но | |||
87 | Изменение имен существительных по числам | Понимать информацию, представленную в виде схемы; высказывать предположение о причинах ошибок в толковании значения слова; опознавать слова по их лексическим значениям. | текущий | с. 13, упр. 5 | ||||
88 | Изменение имен существительных по числам | Объяснять значение слова, составлять предложения с этими словами; группировать слова по заданным основаниям. | текущий | с. 17, упр. 5 | ||||
89 | Развитие речи | Написание изложения | Устанавливать место орфограммы в слове; объяснять написание слов; фиксировать место орфограммы. | тематический | с. 19, упр.6 | |||
90 | Как устроен наш язык | Изменение имен существительных по падежам | Применять изученные привила; контролировать свои действия при решении практических задач; фиксировать место орфограммы в слове; подбирать проверочные слова. | тематический | с. 20, упр.4 | |||
91 | Падеж имен существительных | Сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст; различать текст и «не текст»; высказывать и аргументировать свою точку зрения; объяснять правильное написание слов; обосновывать применение разных способов работы над ошибками. | текущий | с. 23, упр. 2 | ||||
92 | Падеж имен существительных | Понимать текст; высказывать предположение о связи предложений в тексте; устанавливать соответствие/ несоответствие заголовка и текста; аргументировать свою точку зрения. | текущий | с.24, упр. 2 | ||||
93 | Правописание | Слова с удвоенными согласными в корне слова | Наблюдать за ошибками, связанными со значением слова; осуществлять поиск информации в словаре; Оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | с. 28, упр. 5 | |||
94 | Развитие речи | Учимся писать письма | Опознавать слова по их лексическим значениям; наблюдать за значением слов в тексте, устанавливать значение слова, опираясь на текст. | текущий | с. 30, упр. 4 | |||
95 | Как устроен наш язык | Падеж имен существительных Словарный диктант № 4 | Подбирать приставки и суффиксы по заданному основанию; фиксировать место орфограммы; находить слова с заданной орфограммой. | текущий | Р. т., упр. 85 | |||
96 | Контрольная работа на тему: «Части речи. Род и число имён существительных» (тест) | Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор. | тематический | с. 32, упр. 3 | ||||
97 | Правописание | Работа над ошибками. Написание суффикса -ок- в именах существительных | Подбирать различные заголовки к одному тексту; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах); высказывать предположение об основной мысли текста, опираясь на заголовок. | текущий | с. 34, упр. 3 | |||
98 | Как устроен наш язык | Падеж имен существительных | Устанавливать значения слов с помощью контекста и словаря; осуществлять поиск информации в словаре. | текущий | с. 35, упр. 1 | |||
99 | Правописание | Правописание суффиксов –ец-, –иц- и сочетаний –ичк-, -ечк-. | Высказывать предположение о возможных причинах непонимания значения слов; знакомиться с многозначными словами; объяснять их значения; устанавливать причины появления у слова нескольких значений. | текущий | с. 37, упр. 3 | |||
100 | Правописание суффиксов –ец-, –иц- и сочетаний –ичк-, -ечк-. | Находить в слове орфограммы, определять часть слова, в которую они входят; устанавливать тип орфограммы; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий, самостоятельная работа | с. 39, упр.4 | ||||
101 | Развитие речи | Работа с текстом | Устанавливать правильность выбора заголовков к текстам; объяснять выбор наиболее подходящего заголовка. | текущий | с. 40, упр. 2 | |||
102 | Как устроен наш язык | Склонение имен существительных | Понимать текст; обнаруживать неполноту текста; заканчивать текст; выбирать подходящее окончание из предложенных и объяснять свой выбор. | текущий | с. 44, упр. 3 | |||
103 | Правописание | Правописание сочетаний –инк-, -енк- | Высказывать предположение о причинах появления многозначных слов; сопоставлять их значения; опознавать слова в переносном значении; составлять предложения с использованием многозначного слова в определенном значении. | текущий | с. 45, упр. 1 | |||
104 | Как устроен наш язык | Диктант по теме: «Ь после шипящих на конце имен существительных» | Высказывать предположение об условиях для понимания значения многозначного слова; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. | текущий | с. 47, упр. 3 | |||
105 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения. Работа над ошибками | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки; соотносить слова и модели состава слов; осуществлять самопроверку. | тематический | Р. т., инд-но | |||
106 | Развитие речи | Работа с текстом | Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки; соотносить слова и модели состава слов; осуществлять самопроверку. | тематический | с.53.упр.4 | |||
107 | Как устроен наш язык | Склонение имен существительных | Объяснять правильное написание слова; применять алгоритм работы над ошибками, контролировать свои действия при его использовании. Составлять тексты. | текущий | с. 54, упр. 1 | |||
108 | Контрольная работа по теме: «Род, число, падеж имён существительных» (тест) | Знакомиться с синонимами; наблюдать за сходством и различием значений синонимов; сравнивать слова в синонимическом ряду, выявлять различия между ними; находить синонимы в тексте. | тематический, тест | с. 58, упр.7 | ||||
109 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения. Работа над ошибками | Находить синонимы в тексте; подбирать синонимы к заданным словам; наблюдать за словами в синонимическом ряду. | текущий | с. 60, упр. 3 или 5 | |||
110 | Как устроен наш язык | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Устанавливать тип орфограммы; аргументировать правильность выбранного способа проверки. | текущий, самостоятельная работа | Р. т., инд-но | |||
111 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения | Наблюдать за структурой текста; восстанавливать начало предложенного текста; обсуждать правильность выбора, аргументировать свой выбор. | текущий | с. 64, упр. 4 | |||
112 | Развитие речи | Написание изложения | Начинать текст, опираясь на предложенный заголовок; выявлять нарушения в тексте, исправлять ошибки; восстанавливать начало и окончание текста. | текущий | с. 65, упр. 2 | |||
113 | Как устроен наш язык | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Наблюдать за способностью синонимов, объяснять значение слова; подбирать синонимы, находить их в тексте. | текущий | с. 67, упр. 5 | |||
114 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения | Высказывать предположение о цели использования ряда синонимов в тексте; подбирать синонимы к словам. | текущий | с. 69, упр. 5 или 6 | |||
115 | Как устроен наш язык | Имена существительные собственные и нарицательные. | Контролировать свои действия при переносе слов; различать написание предлогов и приставок; устанавливать тип орфограммы; группировать слова по заданному основанию. | текущий, самостоятельная работа | Р. т., инд-но | |||
116 | Правописание | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц | Составлять текст по заданному заголовку, началу, окончанию; сжато пересказывать текст по образцу. | текущий | Р.т., инд- но | |||
117 | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и -ц-. Словарный диктант №5 | Наблюдать за последовательностью предложений в тесте; восстанавливать деформированный текст; обнаруживать нарушение, исправлять ошибки. | текущий | с. 71, упр. 5 | ||||
118 | Развитие речи | Написание изложения | Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; знакомиться с антонимами; находить их в тексте; подбирать к предложенным словам; контролировать свои действия в связи с поставленной задачей. | текущий | с. 73, упр. 4. | |||
119 | Как устроен наш язык | Способы образования имен существительных | Выбирать слова по заданному основанию; подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова, к словам различных частей речи. | текущий | с.75, упр. 3 или 4 | |||
120 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения | Различать написание разделительных ь и ъ; подбирать проверочные слова к словам с изученными орфограммами. | текущий самостоятельная работа | Р. т., инд-но | |||
121 | Как устроен наш язык | Способы образования имен существительных. | Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; находить, исправлять ошибки, объяснять их причину; восстанавливать порядок предложений в тексте. | текущий | с.77, упр. 2 или 3 | |||
122 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения | Знакомиться с омонимами; находить, наблюдать за их использованием; работать со словарем. | текущий | с. 79, упр. 5 | |||
123 | Развитие речи | Написание изложения | Знакомиться с исконными и заимствованными словами; опознавать слово по его значению; работать со словарем. | текущий | с. 80, упр. 3; с.84, упр.4 | |||
124 | Правописание | Применение орфографических правил | Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь (работа в парах); подбирать проверочные слова; соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, выявлять, объяснять различия. | текущий | Р. т., инд-но | |||
125 | Итоговый диктант по теме: «Повторение пройденных орфограмм» | Определять место орфограммы в слове; объяснять данную орфограмму, подбирать проверочные слова. | итоговый контроль | с.87. упр. 4 | ||||
126 | Правописание | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения | Наблюдать за структурой текста; знакомиться с абзацем; выделять его в тексте; определять порядок следования абзацев; сопоставлять основную мысль текста с содержанием каждого абзаца; выполнять алгоритм работы над ошибками. | текущий | с. 89, упр. 4; с. 91, упр.3 | |||
127 | Как устроен наш язык | Имя прилагательное | Разделять текст на абзацы; преобразовывать основную мысль текста и основную мысль каждого абзаца в предложение. | текущий | Упр. 2, с. 92 | |||
128 | Правописание | Правописание окончаний имен существительных множественного числа | Восстанавливать значение слова по приведенным толкованиям его частей; соотносить слова с их значением; заканчивать предложения, используя слова для справок; работать со словарем. | с. 98, упр. 3 или 5 | ||||
129 | Правописание | Итоговая контрольная работа по теме: «Повторение изученных орфограмм» (тест) | Устанавливать тип орфограммы, фиксировать ее место, проверять; осуществлять самоконтроль и самопроверку при написании словарных слов и слов с орфограммами. | итоговый контроль | Р. т., инд-но | |||
130 | Развитие речи | Работа над ошибками. Работа с деформированным текстом | Составлять текст по заданным характеристикам; исправлять тексты с нарушением абзацев; находить ошибки в построении текста, объяснять причины их появления. Выполнять алгоритм работы над ошибками. | текущий | с. 102, упр. 5 | |||
131 | Как устроен наш язык | Имя прилагательное | Исправлять тексты с нарушенной последовательностью абзацев; составлять текст по заданным основаниям. | текущий | с.102 , упр. 1 | |||
132 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных | Высказывать предположения о причинах, по которым слова выходят из употребления; знакомиться с устаревшими словами; работать со словарем; находить в тексте устаревшие слова, устанавливать их значение. | текущий | с. 105, упр. 4 | |||
133 | Правописание имен существительных на -ий, -ия-, -ие-. Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных | Наблюдать за устаревшими словами и их современными синонимами; контролировать свои действия при объяснении значения устаревших слов. | текущий | с. 107, упр. 3 | ||||
134 | Применение орфографических правил | Находить ошибки в работе, исправлять их, объяснять правильное написание; обосновывать правильность подбора проверочных слов. | текущий, самостоятельная работа | Р. т., инд-но | ||||
135 | 4 четверть (36ч) Как устроен наш язык | Качественные имена прилагательные | Начинать текст, подбирать заголовки, выявлять основную мысль и микротемы каждого абзаца; кратко пересказывать предложенный текст. | текущий | с. 113, упр. 3 | |||
136 | Качественные имена прилагательные. Словарный диктант №6 | Находить ключевые слова текста и каждого абзаца; составлять собственный текст; восстанавливать текст по ключевым словам, заглавию, основной мысли. | текущий | с. 114, упр. 2 | ||||
137 | Развитие речи | Изложение с элементами сочинения | Заканчивать предложения, используя слова для справок; понимать текст; использовать словари для поиска информации; осуществлять взаимный контроль (работа в парах) | текущий | с. 118, упр. 3 или 6 | |||
138 | Правописание | Правописание окончаний имен прилагательных | Группировать слова; соотносить транскрипцию с буквенной записью, устанавливать различия и объяснять их; сравнивать написания собственных и нарицательных имен существительных. | текущий | Р. т., инд-но | |||
139 | Развитие речи | Написание изложения | Составлять план текста; подбирать заголовки, исправлять порядок следования предложений; сравнивать текст и предложенный план этого текста. | текущий, самостоятельная работа | с. 120, упр. 6 | |||
140 | Как устроен наш язык | Правописание окончаний имен прилагательных | Составлять план текста; исправлять неправильно составленный план; контролировать свои действия при сравнении соответствия плана и текста. | текущий | с. 121, упр. 4 | |||
141 | Краткая форма качественных прилагательных | Обсуждать текст, высказывать предположение о значении сочетания слов с опорой на собственный речевой опыт; знакомиться с фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; работать со словарем; объяснять, исправлять ошибки при использовании фразеологизмов. | текущий | с. 123, упр. 3 или 4 | ||||
142 | Правописание | Контрольное списывание по теме: «Окончания имен прилагательных» | Обосновывать правильность написания слов; фиксировать место орфограммы. | тематический | Р. т., инд-но | |||
143 | Развитие речи | Написание сочинения. Работа над ошибками | Заканчивать текст по плану и заголовку; составлять собственный текст. | текущий | с. 126, упр. 4 | |||
144 | Как устроен наш язык | Относительные имена прилагательные | Составлять план текста на заданную тему; анализировать , устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | Р.т., инд-но | |||
145 | Правописание | Правописание относительных имен прилагательных. Словарный диктант №7 | Наблюдать за фразеологизмами; устанавливать ситуации, в которых используются фразеологизмы; заканчивать предложение с их использованием. | текущий | Р.т., инд-но | |||
146 | Как устроен наш язык | Образование относительных имен прилагательных | Различать приставки и предлоги; составлять слова по моделям; группировать слова по заданному основанию | текущий самостоятельная работа | Р. т., инд-но | |||
147 | Правописание | Правописание относительных имен прилагательных | Составлять план будущего текста на заданную тему; соотносить предложенный план с основной мыслью и заголовком текста; находить, справлять ошибки в плане. | текущий | с. 111, упр. 3 | |||
148 | Развитие речи | Написание сочинения | Понимать текст; высказывать предположение о целях создания текста; знакомиться с описанием как типом текста; устанавливать особенности текста-описания. | текущий | с. 129,упр.5 | |||
149 | Правописание | Правописание относительных имен прилагательных | Находить ошибки в подборе проверочных слов; контролировать свои действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками; находить, исправлять ошибки в словарных диктантах. | текущий самостоятельная работа | с.132, упр. 3 | |||
150 | Как устроен наш язык | Притяжательные имена прилагательные | Составлять текст-описание с опорой на рисунок; учитывать рекомендации по составлению текста. | текущий | с. 133, упр. 2 | |||
151 | Правописание | Правописание притяжательных имен прилагательных | Понимать текст; находить в тексте языковые средства, помогающие описать предмет или явление; осуществлять взаимный контроль помощь (работа в парах); составлять текст-описание по заданной теме, подбирать заголовки. | текущий | Р.т., инд-но | |||
152 | Как устроен наш язык | Повторение по теме: «Имя прилагательное» | Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия; составлять слова из предложенных частей слова; фиксировать орфограммы. | тематический | Р. т., инд-но | |||
153 | Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное и его грамматические признаки» (тест) | Контролировать собственные действия при написании тестов; обосновывать выбор правильного выполнения заданий. | тематический | с.134,упр.3 | ||||
154 | Работа над ошибками. Повторение по теме: «Фонетика. Состав слова» | Создавать собственный текст-описание на заданную тему; находить в данных тестах образные выражения; учитывать степень сложности задания; Включать в текст языковые средства выразительности. | тематический | с. 137, упр. 6 | ||||
155 | Правописание | Правописание краткой формы имён прилагательных | Составлять тексты по заданным основаниям; сравнивать их; знакомиться с текстом-повествованием; оказывать взаимопомощь (работа в парах). | текущий | с. 138, упр. 5 | |||
156 | Как устроен наш язык | Местоимение | Наблюдать за текстом-повествованием; определять тип текста по заглавию; составлять планы; исправлять деформированный текст; восстанавливать последовательность абзацев. | текущий | Р.т., инд-но | |||
157 | Развитие речи | Работа с текстом | Устанавливать орфограмму, обосновывать правильность написания; находить ошибки в подборе проверочных слов и в написании слов; определять причину допущенных ошибок. | текущий | Р. т., инд-но | |||
158 | Правописание | Диктант по теме: «Правописание пройденных орфограмм» (годовой) | Применять полученные знания при написании предложенного текста; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения. | тематический | с.140,упр.4 | |||
159 | Как устроен наш язык | Работа над ошибками. Личные местоимения | Создавать текст-повествование по заданному плану и по основной мысли; осуществлять взаимный контроль (работа в парах). Выполнять алгоритм работы над ошибками. | текущий | с. 142, упр. 3 | |||
160 | Личные местоимения | Составлять план текста по ключевым словам; наблюдать за текстами; различать элементы описания и повествования; создавать тексты по заданным основаниям. | текущий | с. 143, упр. 1 | ||||
161 | Правописание | Правописание местоимений с предлогами | Понимать текст; знакомиться с текстом-рассуждением; различать описание, повествование, рассуждение; информацию, представленную в виде рисунка, преобразовывать в текст-рассуждение. | текущий | с. 146, упр. 5 | |||
162 | Как устроен наш язык | Изменение местоимений | Восстанавливать начало предложений; заканчивать предложения по предложенным моделям; использовать информацию («Твои помощники»); осуществлять взаимный контроль (работа в парах). | текущий | с. 147, упр. 2 | |||
163 | Правописание | Итоговый мониторинг | Определять тип текста, составлять его план, подбирать заголовки; кратко пересказывать содержание; создавать текст по заданным основаниям. | итоговый контроль | Упр. 4, с. 149 | |||
164 | Повторение пройденного | Работа над ошибками. Повторение по теме: «Правописание пройденных орфограмм» | Обосновывать выбор правильного написания слов; фиксировать орфограмму. | тематический | Упр. 2., с. 152 | |||
165 | Повторение по теме: «Имена существительные» (тест) | Находить, выделять части слова, устанавливать способ образования слов. | тематический | Р.т., инд-но | ||||
166 | Повторение по теме: «Правописание имен существительных» | Определять тип текста, количество абзацев; формулировать основную мысль текста; подбирать заголовки; создавать тексты; обосновывать свое мнение. | тематический | Р.т., инд-но | ||||
167 | Повторение по теме: «Имена прилагательные» | Подбирать синонимы, антонимы к словам; осуществлять поиск информации в словаре. | тематический | с. 155, упр. 3. | ||||
168 | Повторение по теме: «Местоимения» | Различать предлоги и приставки; находить слова по заданному основанию. | тематический | Р.т., инд-но | ||||
169 | Повторение по теме: «Применение изученных орфограмм» | тематический | Р.т., инд-но | |||||
170 | резерв |
Выполнение практической части
Диктант - 6
1 четверть: по теме: «Повторение пройденных орфограмм»
2 четверть: по теме: «Правописание изученных орфограмм», по теме: «Правописание слов с изученными орфограммами»
3 четверть: по теме: «Повторение пройденных орфограмм», по теме: «Ь после шипящих на конце имен существительных»
4 четверть: по теме: «Правописание пройденных орфограмм» (годовой)
Тестирование - 7
1 четверть: по теме: «Простое предложение»
2 четверть: по теме: «Простое предложение, члены простого предложения»
3 четверть: по теме: «Повторение пройденных орфограмм», по теме: « Род, число, падеж имени существительного»
4 четверть: по теме: «Имя существительное», по теме: «Имя прилагательное и его грамматические признаки», по теме: «Части речи. Род и число имени существительного»
Контрольное списывание - 2
1 четверть: по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» (с грамматическим заданием)
4 четверть: по теме: «Окончания имен прилагательных» (с грамматическим заданием)
Словарный диктант - 7
1 четверть: №1
2 четверть: №2
3 четверть: №3, №4, №5
4 четверть: №6, №7
Мониторинг – 3
1 четверть: входной; 2 четверть: промежуточный; 4 четверть: итоговый
Методическое сопровождение
Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
Методические и учебные пособия для учителя
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Примерная основная образовательная программа МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6».
Беседы с учителем: Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л.Е. Журовой.-М.: Вентана – Граф,2007.
Иванов С.В., А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Кузнецова М.И. Русский язык: Рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013.
Проверочные тестовые работы. Русский язык: 3 класс Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова. – М.: Вентана – Граф, 2012
Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 2-е изд., исправл. (Оценка знаний)
Литература для учащихся
Иванов С.В., А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Кузнецова М.И. Русский язык: Рабочая тетрадь №1,№2 для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...