Урок русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект данного урока представлен в виде технологической карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ и ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Конкурс на лучшую методическую разработку
«Модель урока с использованием инновационных технологий
в аспекте требований ФГОС НОО»
Богачёва Рита Георгиевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9 г. – к. Кисловодска
«Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.»
( 2 класс, урок комплексного применения знаний)
Номинация: Методическая разработка урока русского языка в начальной школе
2017г.
Тема:Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.
Типурока | урок комплексного применения знаний. |
Педагогическиецели | Уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов; учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор; воспитание интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи. |
Задачиурока | Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; метапредметные: регулятивные – научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слова); познавательные – на-учатся находить, сравнивать, группировать слова; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные:научатся применять правила правописания. |
Оборудование | мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями, цветочки, цветные карандаши, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку. |
Организационнаяструктураурока
Этапурока | Содержание заданий ( для обучающихся) | Деятельностьучащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационныймомент | -Я дарю тебе добро, Ты даришь мне добро, Мы дарим Вам добро! - Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста. Давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь. - Отгадайте мою загадку: Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. (Цветы) - И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок. - Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок? - Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами на столе. Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное) | Учащиеся показывают: – Мы дарим Вам добро! Учащиеся отгадывают Учащиеся показывают свое настроение | Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место и работу. Личностные: проявляют интерес |
II. Актуализацияопорныхзнаний | – Откройте тетради, запишите число и название работы.
Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир орфографии. -Давайте вспомним, что такое орфограмма? 1.Работа в паре. А сейчас нас ждет задание «Вставь букву». - Какое время года было еще вчера ? - Что происходило с листьями? - Листики, падая с деревьев, закрыли буквы, где можно допустить ошибки. -Ребята, прочитайте слова, написанные на доске. Спишите слова в тетрадь с новой строчки, с красной строки. -Будьте внимательны, правильно вставьте буквы, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. – Прочитайте слова. На доске написаны слова: Б..рег, р…машка, н..род, г..род, л..мон, с..ребро. – Составьте предложения с этими словами. - Какие слова вы писали? С проверяемой орфограммой или непроверяемой? -Что вы знаете о словах с непроверяемым написанием Слайд Помни! -Какое правило мы должны знать при работе в словаре? Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность написания со слайдом. Если слово написано верно над ним ставим+, если не правильно-) - Очень хорошо. Оцените свою работу . Давайте закрасим второй лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время этой работы; желтый – в работе допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более). Физминутка
–А сейчас минутка чистописания - Я вас прошу подумать, для чего проводится этот этап урока? - На следующ. строчке продолжите дорожку из букв до конца строчки: (Я тетрадочку поправлю, уголочком положу, я, друзья, от вас не скрою , ручку правильно держу) а о е и я…. - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Давайте раскрасим лепесток № 3: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы. | Учащиеся пишут дату и предложение «Классная работа». - Это звук в слабой позиции – За окном была осень – опадают Запись в тетрадях: Берег, ромашка, народ, город, лимон, серебро. - Слова с непроверяемой орфограммой, их нельзя проверить. Их надо запомнить. - Слова с непроверяемой орфограммой, их нельзя проверить. Их надо запомнить. -Все слова расположены по алфавиту Взаимопроверка по образцу- СЛАЙД Учащиеся оценивают Тренирует руку для красивого, правильного письма Запись в тетрадях: а о е и я Учащиеся оценивают | Регулятивные: умеют работать по предложенном плану, используя необходимые средства. Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют Познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах. |
III. Сообщение темы и целей урока. ФИЗМИНУТКА | -Что это за буквы мы записали в тетрадь? -Что вы можете сказать о безударном положении в слове этих гласных, в какой позиции они находятся? -Вспомните правило проверки слов с безударной гласной в корне слова. - Кто может сформулировать тему нашего урока? -В течение урока мы будем отвечать на вопросы: ЧТО? ГДЕ? КАК? Надо проверять? ЧЕМ? – Ответим на первый вопрос: что надо проверять? – Где надо проверять? – Как надо решить нашу проблему? – Чем надо проверять?
Что? а, о, и, е, я Где? Как надо проверять? в корне Чем ? подбирать однокоренные слова ударением - Ребята, безударная гласная к корне слова самая сложная орфограмма в русском языке. - Как вы думаете почему? IV. Комплексное применение знаний. 1.Работа по учебнику. 1. Знакомство со способом проверки -подбором однокоренных слов (УПР.7 стр. 104) -А сейчас перейдем к работе с нашими мудрыми учебниками. Запишите на след. Строчке Упражнение 7стр. 104. -КАК мы уже говорили, что однокоренные слова могут быть-ЛЮБОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ. -Давайте вспомним, какие слова называются однокоренными? -Наша задача подобрать и записать однокоренные имена прилагательные к словам. -Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? -Какая часть слова в нём находится? -А для чего служит суффикс? -В сундучке нам даны суффиксы, с помощью которых мы должны образовать проверочные слова –имена прилагательные, записать слова парами, доказывая графически свой выбор по образцу. ПОМНИ! В проверяемом и проверочнных словах пишется одна и та же гласная − Как записаны корни у однокоренных слов? − Какие суффиксы помогли образовать имена прилагательные ? − Какие слова проверяемые? Назови. Какой части речи? − А какие проверочные? Какой части речи? | – гласные – Гласные а,о,е,и,я в безударном положении находятся в слабой позиции Если буква гласная вызвала сомнение , ты её немедленно ставь под ударение - Правописание безударной гласной в корне слова Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции. - Надо проверять в корне слова.) -Надо подобрать однокоренные проверочные слова. -Безударная гласная проверяется ударением.
-Безударная гласная самая распространённая: встречается во всех частях речи. - Учащиеся открывают учебники -У них один и тот же корень и одинаковое лексическое значение или они похожи по смыслу -Это часть речи, которая отвечает на вопросы какая, какие, какое, какой и обозначает признак предмета. -СУФФИКС -Для образования новых слов Запись в тетрадях: зи́мний-зима све́тлый- светлеет го́рный-гора перелётный- летит сне́жный-снега звё́здный- звезда бе́лый- белизна се́льский- село зелёный- зеленеет чёрный- чернеет - Одинаково. -ск-, -н-, -л- Имена существительные и глаголы. -Имена прилагательные. | Регулятивные: планируют свои дей- ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществляют анализ слова; используют алгоритм порядка действий при работе в тетради |
Продолжениетабл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Самостоятельная работа | – -Ребята, а сейчас вы должны самостоятельно поработать. Вставьте пропущенные буквы и решить какое слово выберешь как проверочное? Подчеркни его карандашом. ОБРАЗЕЦ: Скрипучий — скрип, скрепка. - Я рада, что вы справились с этим заданием. - Теперь закрасим лепесточек № 4. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом. | Запись в тетради: Скрипучий — (скрип, скрепка). Лисица — (лес, лис). Варенье — (вар, вор). Ленивый — (линь, лень). Рядовой — (ряд, редко). Учащиеся показывают. | Регулятивные: планируют свои дей- ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществляют анализ слова; используют алгоритм порядка действий при работе в тетради.высказывают суждения по результатам сравнения; делают выводы на основе обобщения знаний; определяют последовательность действий для решения предметной задачи |
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ | |||
Игра «Найди и исправь ошибку». | –- Один мальчик из другого класса написал диктант. Проверьте диктант.( написан на слайде) Прочитайте слова, найдите, исправьте ошибки, в уме подбирая проверочное , запишите правильно слово .Выполните это задание, записав на след. строчке Упражнение и на сл.строчке с большой буквы с красной строки запишите слова правильно. Слайд Кармушка, вада, бижать, трова, свистеть | Записывают в тетради: кормушка, вода, бежать, трава, свистеть. | Регулятивные: планируют свои дей- ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Самопроверка и взаимопроверка.(корм – кормушка, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов написано правильно? – Какое? – Что вы посоветуете этому ученику? Какое правило выучить? - Давайте закрасим пятый лепесток нашего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена). | Записывают в тетради: - Одно. - Свистеть. -Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова. Учащиеся показывают. | Познавательные: осуществляют анализ слова; используют алгоритм порядка действий при работе в тетради Регулятивные: сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки. Познавательные: выделяют необходимую информацию | |
V. Домашнее задание. | - На дом возьмёте упражнение № 9 (с. 104) р.т. с. 37 № 4 | Записывают задание. | |
VI. Рефлексивно-оценочный этап. | –-Чем мы занимались сегодня на уроке мы учились проверять слова с безударными гласными. -Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. - Смогли ли мы ответить на вопросы урока? - Ещё раз сформулируйте правила, как проверить безударную гласную в корне слова? -Всегда ли можно проверить безударную гласную в корне слова? - Что нужно делать, если безударная гласная не проверяется ударением? - Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение. - Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок? - Давайте покажем шкалу наших знаний. -Кто хорошо работал на уроке и научился пользоваться правилом проверки безударной гласной в корне – встаньте, поднимите руки и покажите ладошками солнышко, - Кому требуется помощь- сожмите ладошки в кулачок. - Ну а теперь, я предлагаю каждому из вас прикрепить свой цветочек на доску. И пускай ваши яркие красочные цветы создадут атмосферу праздника, поднимут настроение в этот серый пасмурный день. Спасибо за урок! | -мы учились проверять слова с безударными гласными.Подбирали однокоренные слова. Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы -Если буква гласная вызвала сомнение , ты её немедленно ставь под ударение -нет -Обратиться за помощью к орфографическому словарю Учащиеся показывают | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учатся высказывать свое предположение (версию), пробуют предлагать способ его проверки. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; соблюдают грамматические нормы произношения. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований |
Приложение
(Каждому ученику)
Вставь пропущенные буквы и реши какое слово
выберешь как проверочное? Подчеркни его карандашом.
Скрипучий — скрип, скрепка.
Л...сица — лес, лис.
В...ренье — вар, вор.
Л…нивый — линь, лень.
Р…довой — ряд, редко.
АЛГОРИТМ
- Прочитать слово.
- Поставить ударение.
- Выделить корень.
- Определить безударную гласную.
- Подобрать проверочное слово.
Литература
- Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. (2016)
- Русский язык. 2 класс. Система уроков по учебнику Желтовской Л.Я., Калининой О.Б. (2016 )
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М. – Просвещение, (1989)
- Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М. – Просвещение,( 2010)
- Глязер С.И. Игры со словами. – М.-Детская литература, (2013).
- Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.-Просвещение,( 2009).
- Презентация к уроку русского языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...