Муниципальное образовательное учреждение Советская средняя общеобразовательная школа Купинского района
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе
Выполнила: учитель начальных классов Исенева Светлана Анатольевна
Русский язык. 4-й классТема. «Упражнения в распознавании и правильном употреблении глаголов неопределенной формы». Цели. Повторить изученное о глаголе; совершенствовать представления обучающихся о неопределенной форме глагола, учиться образовывать и находить ее в предложении; расширять словарный запас; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к Родине. Оборудование. Иллюстрации с видами природы Сибири; картины с изображениями Дня Победы, пограничников, Красной площади; ХОД УРОКА I. Организационный моментНа фоне спокойной мелодии ученик читает четверостишие о родном крае: Ученик Как мама прекрасна родная земля. Россия - росинка твоя и моя. Мы дети России - росиночки мы, И нет нам милее родной стороны.
Учитель. Эти строки написала поэтесса Купинского района Татьяна Иволга. Мне кажется, что они поднимают настроение. Каждому человеку хочется поделиться своими впечатлениями о любимом уголке на земле. И сегодня на уроке мы будем говорить о родном крае.
2. ЧистописаниеУ. Прочитайте строки из стихотворения. На доске: Край родной! Поля, леса, пригорки- Лучше вас на свете не найти! |
– Спишите текст. Пишите слова красиво, не забывайте про соединения букв. Дети выполняют задание. – Почему лучше родного края на свете нет ничего? Выслушиваются ответы детей. 3. Сообщение темы и целей урока
У. Прослушайте стихотворение и определите тему урока. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады, и хлеб в полях растёт. У. Сегодня мы будем повторять то, что мы уже знаем о глаголе и более подробно работать над неопределенной формой глагола, образовывать от глагола начальную форму и распознавать ее в предложении.
IV. Повторение изученного материалаУ. Начнём с повторения. Что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику. - часть речи - обозначаю действие предмета - отвечаю на вопросы: что делает? что сделает? и др. Я - изменяюсь по временам, числам, лицам, родам( в пр. вр.) - имею начальную форму - в предложении чаще всего бываю сказуемым У. Молодцы! Вы всё вспомнили о глаголе. А теперь определите время глагола не найти из упражнения по чистописанию. Д. Мы не можем его определить. У. Почему? Д. Это глагол неопределенной формы. У. Что вы знаете о неопределенной форме глагола? Дети отвечают. V. Работа по теме урокаРабота над правилом стр 69
Игра «Будь внимателен!»
У. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения сибирского поэта В.Пухначёва, а вы найдите глаголы, выпишите их, а рядом запишите начальную форму. Про Сибирь мою Я везде пою. Про Сибирский край Вся земля узнай Здесь зимой снега Пухом стелются И шумит тайга Под метелицей. А весной в простор Трактора идут. Люди главный спор, Бой за хлеб ведут. Наших рек разлив, Что моря весной. До чего ж красив Ты, мой край родной!
Дети выполняют задание.
3. Работа над иллюстрациями
– Обратите внимание на иллюстрации с изображениями видов сибирской природы. Найдите те из них, которые подходят к прозвучавшему отрывку из стихотворения.
4. Замените словосочетания неопределенной формой глаголов.
На доске: привести в исполнение – принять участие – задать вопрос – оказать влияние – оказать помощь – |
– Что у вас получилось? Д. Исполнить, участвовать, спросить, повлиять, помочь. VI. ФизкультминуткаУ. Я буду называть глаголы в неопределенной форме. Если вы услышите глагол, который отвечает на вопрос что делать?, хлопайте в ладоши. Если я назову глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, подпрыгивайте. Гудеть, загудеть, бежать, пробежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, срисовать, рисовать. VII. Словарная работаНа доске цветик – семицветик. На обратной стороне каждого лепестка написана пословица. Дети поочерёдно срывают лепестки, читают пословицы, находят в тексте каждой пословицы известные словарные слова, записывают их на доске, подчёркивают орфограммы, ставят ударение.
Родная землица и во сне снится. Слава за тем приходит, кто впереди ходит. Храбрость – сестра победы. Честь солдата береги свято. Если народ един, он непобедим. Нет обороны, заклюют и вороны. Кто за Родину горой, тот истинный герой. |
Дети выполняют задание. У. Чему учат нас эти пословицы? Дети отвечают.
IIХ. Работа по теме урока (продолжение)5. Работа с антонимами. На доске: Мы должны помнить своих героев. Нельзя забывать тех, кто отдал жизнь за наше счастье! |
Спишите с доски текст. Найдите глаголы в неопределенной форме. Подчеркните их. – Как называются глаголы, которые вы подчеркнули? Д. Антонимы. У. Что такое антонимы? Д. Противоположные по смыслу слова. Выполнение упр. 417 стр71
IХ. Закрепление.
- Прочитайте стихотворение Р. Фарходи.
Ученик. К нам в школу пришли ветераны войны, Седые герои победной войны – Пилот, пехотинец, танкист, командир. Они защитили наш солнечный мир. У. Кого называют ветеранами? Когда к нам в школу приходят ветераны? Как мы должны относиться к этим людям? Дети отвечают. Учащиеся находят глаголы и записывают их в неопределенной форме. 2. Работа с деформированным текстом. На доске – картина о пограничниках. – Из отдельных слов, написанных на доске, составьте и запишите предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавьте его. Закончите текст двумя-тремя предложениями. На доске: луна, в, светить, тусклая,небе по, шли, лесной, пограничники, тропинке с, большая, серая, бежать, ними, собака бросилась, вдруг, заволновалась, и, она, чаща, в |
Дети выполняют задание. Два-три ученика читают получившиеся у них тексты. – Какова главная мысль этого рассказа? Найдите и прочитайте глаголы. Поставьте их в неопределенную форму. - Найдите и исправьте ошибки в пословицах и фразеологических оборотах. Объясните их смысл. Напишите те из них, в которых есть глаголы неопределенной формы. Подчеркните орфограммы.
На доске: - Толочь в ступе соду.
- Ус хорошо, а два лучше.
- Купить кита в мешке.
- Один в золе не воин.
- Рожденный ползать читать не может.
|
Х. Итог урока. У. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Д. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?. У. На что оканчиваются глаголы неопределенной формы? Д. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь. У. Указывает ли на время неопределенная форма глагола? Д. Неопределенная форма глагола не указывает на время и не изменяется по числам. У. Какую схему вы бы составили к сегодняшней теме? Дети рисуют схему.
|