Фразеологизмы
занимательные факты по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Фразеологические обороты- это устойчивое сочетание слов, обладающие целостным значением:
Медведь на ухо наступил- нет музыкального слуха Идти плечом к плечу- дружно Заруби себе на носу- запомни Броситься очертя голову- очень быстро Сесть в лужу- опозориться Ловить мух- отвлекаться, бездельничать Бить баклуши- бездельничать Работать спустя рукава - плохо Белые мухи- снег Прийти в замешательство- растеряться Метр с кепкой- очень маленький Валять дурака - баловаться Ни рыба, ни мясо- ни то, ни сё Чудо в перьях- смешной Без году неделя- недавно
Смотреть сквозь розовые очки- видеть всё лучше, чем есть на самом деле
Засучив рукава- работать с желанием
Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: по аналогии с фонтанирующим ключом в сравнении со спокойно истекающими источниками воды.
Биться как рыба об лед — настойчивые, но напрасные усилия, безрезультатная деятельность
Буря в стакане воды — большие волнения по ничтожному поводу.
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разольёшь — о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом. Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
В тихом омуте черти водятся — о том, кто тих, смирен только с виду
Выйти сухим из воды — без плохих последствий, остаться безнаказанным
Выводить на чистую воду — разоблачать, уличить во лжи
Держаться на плаву — уметь справиться с обстоятельствами, вести успешно дела
Дуть на воду, обжегшись на молоке—излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся
Из пустого в порожнее (переливать) — заниматься пустыми, бессмысленными рассуждениями
Как две капли воды — похожи, неотличимы
Как в воду глядел — предвидел,
Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез
Как в воду опущенный – печальный, грустный
Дождь как из ведра - сильный дождь
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду — предупреждение не принимать поспешных действий
Как пить дать — точно, несомненно,
Как рыба в воде — очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться, чувствовать себя уверенно
Как с гуся вода —все нипочем
Как снег на голову- неожиданно, вдруг
Капля камень точит — 0б упорстве и настойчивости
Кануть в Лету — Быть преданным забвению, исчезнуть бесследно и навсегда
Крокодиловы слезы — неискреннее сострадание
Лед тронулся — дело началось
Ловить рыбку в мутной воде — извлекать для себя выгоду, не афишируя этого
Много воды утекло (с тех пор) – много времени прошло
Море по колено – о решительном, бравом, смелом человеке
Море слез — много плакать
Мрачнее тучи — очень сердитый
Мутить воду — сознательно запутывать На волне успеха — воспользоваться случаем
Нагнетать атмосферу — преувеличивать серьезность ситуации
Нельзя дважды в одну и ту же реку (воду) войти - можно снова войти в поток воды, но он уже не будет прежним, так в жизни нельзя повторить некоторые моменты, пережить их дважды
Не мытьем, так катаньем - не одним, так другим способом, любыми средствами Не солоно хлебавши — вернуться бесприбыльно, безрезультатно
Перебиваться с хлеба на воду -бедствовать, голодать
Переливать (воду) из пустого в порожнее — заниматься однообразным бессмысленным занятием
Перемывать косточки — злословить, сплетничать, судачить о ком-либо
Плыть по течению — подчиняться влиянию обстоятельств, ходу событий
После дождичка в четверг — никогда.
Последняя капля — то, после чего наступает перелом событий
Пройти огонь, воду и медные трубы — пережить жизненные испытания,
Пруд пруди — большое количество
Решетом воду носить - бесполезное дело
Толочь воду в ступе– заниматься бесполезным, пустым делом
Седьмая вода на киселе – дальняя родня
Семь футов под килем – удачной беспрепятственной дороги
С лица воду не пить — уговаривают полюбить человека не за внешние данные, а за внутренние качества или иные менее видимые достоинства.
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Умывать руки- отстраняться от чего-либо,
Кот наплакал -очень мало
Рукой подать- очень близко
Во что бы то ни стало- несмотря ни на какие препятствия, преграды
Семь пятниц на неделе- о человеке, который легко меняет свои решения
Скрепя сердце-С большой неохотой
Бросать слова на ветер- говорить без пользы или необдуманно
Без году неделя (неделю) - совсем недавно,
Браться за ум - становиться благоразумнее, рассудительнее;
Без лишних слов - не говоря много, не теряя времени на лишние разговоры.
Делать большие глаза- удивляться,
Пальца в рот не клади- может постоять за себя
Во весь дух - очень быстро
Не покладая рук - усердно, старательно.
Как ни в чём не бывало - вовсе не замечая того, что произошло.
Держать камень за пазухой - таить злобу против кого-либо
Показать, где раки зимуют - проучить, жестоко наказать
Выходить сухим из воды - избегать заслуженного наказания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...