Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx | 66.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по русскому языку для учащихся 3-го класса Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Составлена для обучающегося 3-го класса общеобразовательной школы с задержкой психического развития с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. (В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273)
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательных школ, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
Адаптированная программа обучающегося с ОВЗ предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Русский язык и литературное чтение».
Используемый УМК
-учебно-методический комплект (УМК) по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, и др.):
•Л.Ф.Климанова Программа по русскому языку, Москва, «Просвещение», 2015г.
•Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина; Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч, Ч. 1; Москва, «Просвещение», 2018г.
•Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина; Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч, Ч. 2; Москва, «Просвещение», 2018г.
На изучение русского языка в 3 классе выделяется 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели)
Объём и сроки изучения
I четверть – 40 часа
II четверть – 40 часов
III четверть –50 часов
IV четверть - 40 часов
Индивидуальные особенности обучающегося с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется локально в отдельных функциях (замедленный темп), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляции в поведении и деятельности, сформированы недостаточно.
Ребёнок имеет хорошую школьную мотивацию. Хорошо ориентируется, знает фамилию имя отчество свои и своей мамы, дату рождения, домашний адрес, место работы мамы, ФИО педагога, номер школы. Ориентируется во временах года, праздниках, диких и домашних животных, погодных условиях. Понимает инструкции. Мелкая моторика у ребёнка развита плохо. Память у ребёнка недостаточно развита. У него бедное воображение, повышенная тревожность, выученная беспомощность. На уроке имеет средний темп работы, но в свои силы не верит. К доске выходить боится.
Скорость письма отвечает требованиям нормы, списывает с печатного и рукописного текста практически без ошибок. Отмечается необходимость в дополнительных повторах предложений, слов педагога при письме под диктовку, допускает орфографические ошибки, пропуски букв. С трудом усваивает словарные слова. Не умеет определить вид орфограммы и самостоятельно подобрать проверочные слова. С трудом составляет из слов предложения и из предложений текст. Не умеет задавать вопросы к словам для определения частей речи. С помощью педагога и памятки находит грамматическую основу предложения.
Социально-бытовая адаптация соответствует возрасту. Владеет навыками самообслуживания, стремится к общению, часто оказывает помощь в домашних делах родственникам, в школе помогает одноклассникам.
Недостаточный объём внимания, низкий темп работы, умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала общеобразовательной программы недостаточно сформированы.
Задачи преподавания русского языка обучающемуся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой.
Программа не разделяет цели и задачи, стоящие в преподавании русского языка в зависимости от специфических особенностей ученика.
Программа строит обучение ребёнка с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Основные направления коррекционной работы:
Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
- относиться с уважением к представителям других народов;
- уважительно относиться к иному мнению;
- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации;
- оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- находить ответы на проблемные вопросы;
- пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
- пользоваться справочной литературой (словарями);
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
- развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
- относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
- анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
- понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
- выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
- правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
- различать диалогическую и монологическую речь;
- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
- составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
- писать изложения по составленному плану;
- составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
- говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
- делать полный и краткий пересказ текста;
- устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
- исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
- соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- определять ударение в словах;
- делить слова на слоги и на части для переноса;
- находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
- верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
- правильно писать «не» с глаголами;
- использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
- писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
- формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
- писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
- различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
- сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
- распознавать в тексте синонимы и антонимы;
- находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
- сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
- объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
- объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
- различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
- выделять в слове основу и окончание;
- составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
- различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
- объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
- образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
- правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
- понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
- образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
- определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
- различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
- определять число имён существительных;
- определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
- определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
- изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
- сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
- образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
- разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
- сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
- употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
- распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять времена глаголов;
- образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
- определять число глаголов;
- верно писать частицу «не» с глаголами;
- писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
- находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять связь имени прилагательного с именем существительным;
- верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
- объяснять роль имён прилагательных в речи;
- использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
- объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
- составлять словосочетания по заданным моделям;
- находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
- определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
- находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
- устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
- находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
- отличать текст от простого набора предложений;
- устанавливать связь между предложениями в тексте;
- определять тему и основную мысль текста;
- озаглавливать текст;
- выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
- составлять план текста;
- распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать художественные и научные тексты;
- составлять тексты разных типов.
Содержание учебного предмета
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию)
Содержание курса (перечень тем):
- «Мир общения. Повторяем – узнаем новое» - 14 часов
- «Язык – главный помощник в общении» - 42 часа
- «Состав слова» - 15 часов
- «Части речи» - 3 часа
- «Имя существительное» -39 часов
- «Местоимение» - 3 часа
- «Глагол» - 28часов
- «Имя прилагательное» - 18 часов
- «Повторение» -8 часов
Итого – 170 часов
Раздел «Мир общения. Повторяем — узнаем новое».
При работе с этим разделом закрепляется представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации, углубляются знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения. Третьеклассники знакомятся с основными правилами ведения диалога, продолжается формирование представления детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, умения поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение. Дети наблюдают за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами.
Продолжается работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Систематизируются знания детей об орфографических правилах.
В разделе «Язык – главный помощник в общении»
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности богатства и выразительности письменной речи; использование в тексте синонимов и антонимов.
Раздел «Состав слова » включает в себя не только темы по лексике, но и темы «Состав слова», «Как образуются слова».
Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.
В третьем классе представление детей о слове углубляется: учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения).
Продолжается работа со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.
Повысить интерес детей к изучению языка помогает использование текстов различной стилистической направленности: художественных, научных, деловых.
При изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое привносит в слово каждая из морфем. Учащиеся знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.
Для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).
В разделе «Части речи»
углубляются и расширяются знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном. Вводится определение местоимения. При изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.
В разделе « Имя существительное»
Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
В разделе «Местоимение» .
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Роль местоимения в речи.
В разделе «Глагол.»
Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
В разделе «Имя прилагательное» .
Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
В разделе «Повторение»
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой, в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. накомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм.
Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Итого – 170 часов
Учебно–тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся Коррекционно-развивающая направленность |
Мир общения. Повторяем - узнаём новое ( 14 ч ) | ||
Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). | Собеседники. Диалог Культура устной и письменной речи Текст. Тема. Главная мысль текста. Текст. Тип текста. Текст. Части текста. Текст научный и художественный. | Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат; Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы — в соответствии с культурными нормами; Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ. Использовать в общении тексты разных типов Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Составлять предложения на заданную тему Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Практически различать типы текста. Составлять предложения из слов и текст из предложений. Выполнение письменных заданий предваряется |
Язык - главный помощник в общении ( 42 ч) | ||
Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов. Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ. | Язык – главный помощник в общении Звуки и буквы. Слог, ударение Девять правил орфографии Прописная буква в именах собственных Безударные гласные в корне слова Проверяемые и непроверяемые парные по глухости – звонкости согласные в корне слова Непроизносимые согласные Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки Удвоенные согласные Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН Перенос слов Слово и его значение Синонимы Антонимы Омонимы Многозначные слова Слова с обобщающим значением. Роль местоимений в тексте Словосочетание Предложение Главные члены предложения Предложения с однородными членами | Научаться анализировать, делать выводы, сравнивать. Проводить звуко-буквенный анализ слов; Классификация слов. Ориентировка в звуковой структуре слов. Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги; Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой; Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы. Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку Подбирать слова и проверять парные согласные. Вспомнить правило написания непроизносимых согласных Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. Закрепить знания об орфограмме «Удвоенные согласные». Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их; Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций. Выбирать варианты переноса слов Определять основные функции слова. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты; Составлять словосочетания по заданным моделям; Углубить знания о синонимах, об их роли в русском языке. Расположение синонимов по степени возрастания признака. Составление предложений с фразеологизмами. Нахождение антонимов в пословицах. Подбор антонимов к словам разных частей речи. Расширить знания об омонимах; обогащать словарь новыми словами-омонимами. Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях Научаться отличать имена нарицательные, имена собственные Словосочетание, составление и выделение словосочетаний из предложений, постановка вопроса от слова к слову Уметь определять вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова. Находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам; Делать полный и краткий пересказ текста; Находить в тексте однородные члены предложения и их обозначения. Уметь обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Состав слова ( 15 ч) | ||
Данный раздел посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание. | Повторение значимых частей слова. Корень Корень. Корневые орфограммы Закрепление навыка нахождения изученных корневых орфограмм в словах. Приставка Суффикс Окончание и основа Как образуются слова | Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»); Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание; Выделять окончания у слов разных частей речи. Различать однокоренные слова и формы одного слова; Образовывать слова с заданными морфемами; Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания Различать приставку и предлог; Актуализировать и расширить знания о суффиксе как части слова Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; Выделять в слове основу и окончание; Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании; Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; Иметь представление об исторических фонетических чередованиях согласных звуков в корнях слов. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Части речи (3 ч) | ||
Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол. | Повторяем, что знаем. Имя существительное Повторяем, что знаем. Глагол Повторяем, что знаем. Имя прилагательное | Определять части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Имя существительное (39 ч) | ||
Научаться различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; определять число имён существительных; определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи; определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму; изменять имена существительные по падежам. верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода; сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце; образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний; разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж). | Собственные и нарицательные имена существительные Одушевлённое и неодушевлённое имя существительное Число имени существительного Род имён существительных Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода Изменение имён существительных по падежам( склонение) Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Изменение имён существительных по падежам (склонение) Как разобрать имя существительное | Знать признаки имени существительного Знать отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению. Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. Уметь определять род имен существительных во множественном числе Уметь определить роль окончаний при изменении имен существительных по числам, определение рода имен существительных во множественном числе Образовывать слова с заданными морфемами; Научиться распознавать род существительных в косвенном падеже Знать орфограмму -правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода Знать названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам Определять имена существительные в именительном падеже Определять имена существительные в родительном падеже, вопросы и предлоги родительного падежа Определять имена существительные в дательном падеже, вопросы и предлоги дательного падежа Определять имена существительные в винительном падеже, вопросы и предлогов винительного падежа Определять имена существительные в творительном падеже, вопросы и предлоги творительного падежа, Определять имена существительные в предложном падеже, вопросы и предлоги предложного падежа Уметь определять падеж имени существительного и его окончание; Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи; выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Местоимение (3 ч) | ||
Научаться сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения; употреблять личные местоимения в речи. устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения. | Местоимение Правописание местоимений Личные местоимения. Наблюдение за ролью местоимений в речи | Видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений. Уметь верно использовать местоимения в речи; выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Глагол ( 28ч) | ||
Научаться распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять времена глаголов; образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; определять число глаголов; верно писать частицу «не» с глаголами; писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы. обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи. | Глагол как часть речи Изменение глаголов по временам Глаголы настоящего времени Глаголы прошедшего времени Глаголы будущего времени Неопределённая форма глагола Изменение глаголов по числам Изменение по родам глаголов прошедшего времени НЕ с глаголами Разбор глагола как части речи | Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять время глаголов; Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи. Определять число глаголов; Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану Верно писать не с глаголами; Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Имя прилагательное (18 ч) | ||
Научаться находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять связь имени прилагательного с именем существительным; верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм. делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного; объяснять роль имён прилагательных в речи; использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях. | Имя прилагательное как часть речи Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам Разбор имени прилагательного как части речи | Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи; классифицировать имена прилагательные по значению; показать роль имен прилагательных в речи. Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Повторение (8 ч) | ||
Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. | Повторение. Слово. Предложение. Текст Повторение изученных орфограмм. Повторение. Части речи. Имя существительное Повторение. Части речи. Имя прилагательное Повторение. Части речи. Глагол | Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Закрепить навык написания изученных орфограмм Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок; составление домашнего задания в сторону малого объёма; для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика для глаз; материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением; увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы. выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. |
Итого 170 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс (вариант 4.2)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС ОВЗ, содержит пояснительную, календарнотематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс вариант 5.1
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике...
Адаптированная рабочая программа по русский языку (вариант 7.2) для 4 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...