Конспект урока по предмету «Родной язык» (русский) в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Питеримова Татьяна Васильевна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: практикум с элементами учебного исследования.

Цели урока:

систематизация знаний, учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, организация правил правописания слов с безударными гласными в корне; формирование основ лингвистического анализа;

- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sledy_proshlogo_v_rus.yaz_.docx638.74 КБ

Предварительный просмотр:

Следы прошлого в русском языке

Конспект урока по предмету «Родной язык» (русский) в 3 классе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: практикум с элементами учебного исследования.

Цели урока:

систематизация знаний, учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, организация правил правописания слов с безударными гласными в корне; формирование основ лингвистического анализа;

- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания.

Планируемые образовательные результаты учащихся:

- личностные – учащиеся сознают историческое прошлое языка и его отражение в культуре своего народа; переживают чувства сопричастности истории, ее тайнам и законам;

метапредметные:

- регулятивные – учащиеся имеют опыт планирования и организации учебного исследования; осуществления самоконтроля познавательной деятельности;

коммуникативные – учащиеся отработали умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; потренировались в выборе речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

познавательные – учащиеся получили навыки установления причинно-следственных связей речевого оформления результатов исследования; осуществили работы с несколькими источниками информации;

предметные – учащиеся привели в систему знания о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке; закрепили правила правописания слов с безударными гласными в корне.

Оборудование урока:  карточки для групповой работы. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, демонстрационный материал.

Ход урока

Этап 1. Актуализация знаний и самоопределения учащихся в учебной деятельности.

C:\Users\Aser-PC\Desktop\фото 3 а кл. открытый урок\IMG_20190221_095118.jpg

На доске:  И тебе любимый град

УчительСлово «град» в этом предложении имеет отношение к  явлению природы? 

Ученики: Нет, это слово употребляется в значении «город». 

Учитель: Помните, как у А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане..»

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

Учитель: Значит, слова «град» и «город» однокоренные? Но мы с вам знаем, что корни однокоренных слов пишутся одинаково. В Слове «град» гласный в корне находится под ударением, тогда получается, что в слове «город», во втором слоге должна писаться буква «а»?

Учитель: Какая у нас возникла учебная проблема?

Ученики: Почему слова «град» и «город» однокоренные, но пишутся по-разному?

Учитель: Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (Будем проводить наблюдение за словами, искать в русском языке еще пары таких слов, попробуем найти общий способ правильного их написания).

Этап 2. Языковая разминка

Учитель: Ребята, сегодня мне в руки попал дневник литературного героя. Кто он, я не знаю, но он очень стремился стать грамотным.

Прочитайте текст:

«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…»

Ученики: Это Филиппок из произведения Л.Н. Толстого. (Рассматривание иллюстраций из книги.)

Учитель: Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник?

Ученики: Он жил почти 100 лет назад, это подчеркивает его одежда.

Учитель: Назовите слова, обозначающие детали его одежды. ( На доске фиксируются слова «порты», «лапти», «тулуп», «кушак».) Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?

Ученики: Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают. Слова устарели.

Учитель:  Кто догадался, какая тема урока?

Ученики: Тема урока «Устаревшие слова».

Знакомство с историзмами и архаизмами.

 Учитель:   Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам  относятся, мы сейчас и выясним.

РАБОТА В ГРУППАХ

На доске  слова:

ЦАРЬ                                        ЗГА

ИЗБА                                        ГРАД

ГЛАШАТАЙ                        ЛАНИТЫ

БОЯРЕ                                     ЧЕЛО

КРЕСТЬЯНЕ                           ПЕРСТ

ВОЕВОДА                               ОЧИ

ЛАТЫ                                       ЗЛАТО

ДВОРЯНЕ                                ГЛАВА

ЛАПТИ

КОЛЬЧУГА

Учитель:    Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.

- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)

- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)

- Попробуем определить лексическое значение этих слов. Воспользуемся словарём. (Работа в группах)

ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).                                    

ИЗБА (дом)                                      

ГЛАШАТАЙ (оратор)                        

БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)                                  

КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)                            

ВОЕВОДА (военноначальник в старину)                              

ЛАТЫ (старинные доспехи воина)                                      

ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)                              

ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)

КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)

Учитель:  Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?  

- Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.

Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы.

Учитель: Обратите внимание на слова II столбика.

- Те предметы, которые они обозначают, существуют в наше время? (да, только мы их заменяем современными словами)

- Подберите к ним синонимы.  

ЗГА (дорога)

ГРАД (город)

ЛАНИТЫ (щёки)

ЧЕЛО (лоб)

ПЕРСТ (палец)

ОЧИ (глаза)

ЗЛАТО (золото)

ГЛАВА (голова)

Учитель:  Эта группа слов называются АРХАИЗМЫ.

Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,

заменяемые современными словами.

Знакомство с неологизмами.

 Учитель: У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни.

Учитель: Так бывает не всегда, иногда слово исчезает, а на смену ему в русском языке приходит новое слово. (Например, «очи», «уста», «ланиты»).  

 Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение.              

Работа в группах:  копьё → оружие древнего воинаC:\Users\Aser-PC\Desktop\фото 3 а кл. открытый урок\IMG_20190221_095831.jpg

                               → у спортсмена

                    барин → господин

                                →  лентяй, белоручка

                    гости → купцы: люди, занимающиеся торговлей

                                → те, кто нанёс визит, навестил вас

Учитель:- Что узнали о слове «копьё» ? ( слово  «копьё» имеет 2 значения: раньше это было оружие древнего воина, а теперь – снаряд у спортсмена), Что узнали о слове «барин» ? ( слово  «барин» имеет 2 значения: раньше это господин , а теперь – ) лентяй, белоручка),  Что узнали о слове «гости» ? ( слово  «гости» имеет 2 значения: раньше это купцы: люди, занимающиеся торговлей, а теперь – те, кто нанёс визит, навестил вас) 

Физкультминутка.

- Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?

- В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы.

- Они возникают для чего? (чтобы дать названия новым предметам, открытиям)

- Слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока существует их новизна. Они создаются по образцу уже известных в языке слов.

Этап 3. Исследовательская работа в группах

Учитель: Сейчас мы проведем исследование. Вспомним правила работы в группе. (Работаем дружно, чтобы не было грузно.)

Инструкции:

  1. Найдите устаревшее слово.
  2. Прочитайте в словаре его толкование.
  3. Подберите однокоренное слово в современном языке.
  4. Заполните таблицу.

1. Повадилась к царю  в сад летать жарптица; на ней перья  златые.

2. Из тьмы лесов, из топи блат

3. Дышал ноябрь осенним хладом.  

Учитель:   Вам понятен смысл этих слов? Где мы можем уточнить их значение?

Ученики: Для того чтобы понять значение слова, нужно обратиться к толковому словарю.

 

Знакомство с Толковым словарем живого великорусского языка В.И. Даля

В основу словаря положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил этой кропотливой работе. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин. В ответ В.И. Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь В.И. Даля – это хранилище народной мудрости, подлинная энциклопедия жизни русского народа.

Учитель: А теперь, с помощью   толкового  словаря узнайте значение данных слов. Ученики:

Устаревшее слово

Слова в современном языке

Златые                                        Золотые

Блат                                            Болото

Хлад                                             Холод

Учитель: оцените результат своей работы в группе, заполнив оценочный лист. Как вы справились с заданием? Вы довольны своей работой в группе?

Этап 4. Развитие учебно-языковых речевых и правописных умений

Учитель: Что интересное вы заметили в словах 1 столбика? (В словах встречаются сочетания ла и ра.) Оказывается, тысячу лет назад на русской земле появились первые книги. Их перевели с греческого языка на язык, который теперь называется старославянским. Тогда этот язык был понятен людям. В этом языке было много слов с сочетанием ра, ла, ре, ле. Они хорошо прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами. Так и появились в нашем языке сочетания слов: краткий – короткий; здравие – здоровье.

Подберите еще такие пары слов:

Млад -

Страж –

Нрав –

Древо –

В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато – золото, град – город, брег – берег. Почему так получилось?

Сочетания ла, ра, ле, ре присущи словам, пришедшим из старославянского языка: младой, древо, млеко. А сочетания оро, оло, ере 0 исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево.

Большинство слов старославянского происхождения уже не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи торжественность.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

(А.С. Пушкин «Медный всадник»)

Учитель: давайте попробуем изменить предложение, чтобы почувствовать торжественность события, для этого заменим современные слова на старославянские.

Сторож открыл ворота города. (Страж открыл врата града.)

Учитель: Теперь каждый из вас легко справится с заданием. Найдите в предложениях слова из старославянского языка, которым соответствуют следующие русские слова:

Ворон

Серебрист

Голос

Берег

Молоко

 (Работа в группах с последующей самопроверкой.)

  1. Там Царь Кощей над златом чахнет. 2. Сребрит мороз увянувшее поле (А.С. Пушкин). 3. Я на брегу один. Черный вран, свистя крылом, вьется на санями. (В.А. Жуковский). 4. Что смолкнул веселия глас? (А.С. Пушкин) Пьет млеко, да мед – ничто его неймет. (Русская народная пословица)

Этап 5. Редактирование учебного текста

Учитель: До нас дошел фрагмент старинного послания, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык.

Ученики: Задание сложное, требует серьезной кропотливой  работы, поэтому лучше выполнять его в парах.

«Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный».

(Ребята зачитывают свои варианты текстов, анализируют их и выбирают удачные).

Учитель: К чему призывают вас древние писатели:

Ученики: Учиться старательно, ценить время, читать больше книг.

Этап 6. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Подходит к концу  урок Родного языка. Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке? (В русском языке можно встретить слова с сочетаниями ла, ра, ле, ре, которые пришли к нам из старославянского языка.)

Учитель: Вспомни нашу учебную проблему. Могут ли служить старославянские слова проверочными словами для однокоренных слов в русском языке? (Нет, они однокоренные, но не проверочные.)

Учитель: Оцените работу класса. Все ли у вас сегодня получалось на уроке? Какие задания вызвали затруднения? Как можно преодолеть эти затруднения?

Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.

Так же увидели, как много в нашем языке исконно русских слов.

 Давайте бережнее и внимательнее относится к родному языку!

«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…»

Н. В. Гоголь

C:\Users\Aser-PC\Desktop\фото 3 а кл. открытый урок\IMG_20190221_101324.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» 1-4 класс

При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)»  обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, граммат...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке (русском). 4 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету расчитана на общую учебную нагрузку в 34 ч...

Рабочая программа по предмету Родной язык (русский) 1 класс ФГОС

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для обучающихся 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ ...

Рабочая программа по предмету родной язык 1-4 классы (на русском языке)

Рабочая программа по родному языку 1-4 классы на русском языке...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Родной язык (русский)", 2 класс

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в составлении РП...

Конспект урока по предмету Родной язык

Цель: Помочь детям разобраться в вопросе: “Умеешь ли ты дружить?” Формировать умение эффективно взаимодействовать друг с другом.Задачи :- Способствовать формированию дружеских отношен...