Конспект урока по предмету «Родной язык» (русский) в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: практикум с элементами учебного исследования.
Цели урока:
- систематизация знаний, учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, организация правил правописания слов с безударными гласными в корне; формирование основ лингвистического анализа;
- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sledy_proshlogo_v_rus.yaz_.docx | 638.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Следы прошлого в русском языке
Конспект урока по предмету «Родной язык» (русский) в 3 классе
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: практикум с элементами учебного исследования.
Цели урока:
- систематизация знаний, учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, организация правил правописания слов с безударными гласными в корне; формирование основ лингвистического анализа;
- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания.
Планируемые образовательные результаты учащихся:
- личностные – учащиеся сознают историческое прошлое языка и его отражение в культуре своего народа; переживают чувства сопричастности истории, ее тайнам и законам;
- метапредметные:
- регулятивные – учащиеся имеют опыт планирования и организации учебного исследования; осуществления самоконтроля познавательной деятельности;
- коммуникативные – учащиеся отработали умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; потренировались в выборе речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- познавательные – учащиеся получили навыки установления причинно-следственных связей речевого оформления результатов исследования; осуществили работы с несколькими источниками информации;
- предметные – учащиеся привели в систему знания о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке; закрепили правила правописания слов с безударными гласными в корне.
Оборудование урока: карточки для групповой работы. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, демонстрационный материал.
Ход урока
Этап 1. Актуализация знаний и самоопределения учащихся в учебной деятельности.
На доске: И тебе любимый град
Учитель: Слово «град» в этом предложении имеет отношение к явлению природы?
Ученики: Нет, это слово употребляется в значении «город».
Учитель: Помните, как у А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане..»
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
Учитель: Значит, слова «град» и «город» однокоренные? Но мы с вам знаем, что корни однокоренных слов пишутся одинаково. В Слове «град» гласный в корне находится под ударением, тогда получается, что в слове «город», во втором слоге должна писаться буква «а»?
Учитель: Какая у нас возникла учебная проблема?
Ученики: Почему слова «град» и «город» однокоренные, но пишутся по-разному?
Учитель: Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (Будем проводить наблюдение за словами, искать в русском языке еще пары таких слов, попробуем найти общий способ правильного их написания).
Этап 2. Языковая разминка
Учитель: Ребята, сегодня мне в руки попал дневник литературного героя. Кто он, я не знаю, но он очень стремился стать грамотным.
Прочитайте текст:
«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…»
Ученики: Это Филиппок из произведения Л.Н. Толстого. (Рассматривание иллюстраций из книги.)
Учитель: Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник?
Ученики: Он жил почти 100 лет назад, это подчеркивает его одежда.
Учитель: Назовите слова, обозначающие детали его одежды. ( На доске фиксируются слова «порты», «лапти», «тулуп», «кушак».) Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?
Ученики: Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают. Слова устарели.
Учитель: Кто догадался, какая тема урока?
Ученики: Тема урока «Устаревшие слова».
Знакомство с историзмами и архаизмами.
Учитель: Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам относятся, мы сейчас и выясним.
РАБОТА В ГРУППАХ
На доске слова:
ЦАРЬ ЗГА
ИЗБА ГРАД
ГЛАШАТАЙ ЛАНИТЫ
БОЯРЕ ЧЕЛО
КРЕСТЬЯНЕ ПЕРСТ
ВОЕВОДА ОЧИ
ЛАТЫ ЗЛАТО
ДВОРЯНЕ ГЛАВА
ЛАПТИ
КОЛЬЧУГА
Учитель: Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.
- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)
- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)
- Попробуем определить лексическое значение этих слов. Воспользуемся словарём. (Работа в группах)
ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).
ИЗБА (дом)
ГЛАШАТАЙ (оратор)
БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)
КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)
ВОЕВОДА (военноначальник в старину)
ЛАТЫ (старинные доспехи воина)
ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)
ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)
КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)
Учитель: Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?
- Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.
Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы.
Учитель: Обратите внимание на слова II столбика.
- Те предметы, которые они обозначают, существуют в наше время? (да, только мы их заменяем современными словами)
- Подберите к ним синонимы.
ЗГА (дорога)
ГРАД (город)
ЛАНИТЫ (щёки)
ЧЕЛО (лоб)
ПЕРСТ (палец)
ОЧИ (глаза)
ЗЛАТО (золото)
ГЛАВА (голова)
Учитель: Эта группа слов называются АРХАИЗМЫ.
Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,
заменяемые современными словами.
Знакомство с неологизмами.
Учитель: У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни.
Учитель: Так бывает не всегда, иногда слово исчезает, а на смену ему в русском языке приходит новое слово. (Например, «очи», «уста», «ланиты»).
Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение.
Работа в группах: копьё → оружие древнего воина
→ у спортсмена
барин → господин
→ лентяй, белоручка
гости → купцы: люди, занимающиеся торговлей
→ те, кто нанёс визит, навестил вас
Учитель:- Что узнали о слове «копьё» ? ( слово «копьё» имеет 2 значения: раньше это было оружие древнего воина, а теперь – снаряд у спортсмена), Что узнали о слове «барин» ? ( слово «барин» имеет 2 значения: раньше это господин , а теперь – ) лентяй, белоручка), Что узнали о слове «гости» ? ( слово «гости» имеет 2 значения: раньше это купцы: люди, занимающиеся торговлей, а теперь – те, кто нанёс визит, навестил вас)
Физкультминутка.
- Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?
- В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы.
- Они возникают для чего? (чтобы дать названия новым предметам, открытиям)
- Слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока существует их новизна. Они создаются по образцу уже известных в языке слов.
Этап 3. Исследовательская работа в группах
Учитель: Сейчас мы проведем исследование. Вспомним правила работы в группе. (Работаем дружно, чтобы не было грузно.)
Инструкции:
- Найдите устаревшее слово.
- Прочитайте в словаре его толкование.
- Подберите однокоренное слово в современном языке.
- Заполните таблицу.
1. Повадилась к царю в сад летать жарптица; на ней перья златые.
2. Из тьмы лесов, из топи блат
3. Дышал ноябрь осенним хладом.
Учитель: Вам понятен смысл этих слов? Где мы можем уточнить их значение?
Ученики: Для того чтобы понять значение слова, нужно обратиться к толковому словарю.
Знакомство с Толковым словарем живого великорусского языка В.И. Даля
В основу словаря положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил этой кропотливой работе. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин. В ответ В.И. Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь В.И. Даля – это хранилище народной мудрости, подлинная энциклопедия жизни русского народа.
Учитель: А теперь, с помощью толкового словаря узнайте значение данных слов. Ученики:
Устаревшее слово
Слова в современном языке
Златые Золотые
Блат Болото
Хлад Холод
Учитель: оцените результат своей работы в группе, заполнив оценочный лист. Как вы справились с заданием? Вы довольны своей работой в группе?
Этап 4. Развитие учебно-языковых речевых и правописных умений
Учитель: Что интересное вы заметили в словах 1 столбика? (В словах встречаются сочетания ла и ра.) Оказывается, тысячу лет назад на русской земле появились первые книги. Их перевели с греческого языка на язык, который теперь называется старославянским. Тогда этот язык был понятен людям. В этом языке было много слов с сочетанием ра, ла, ре, ле. Они хорошо прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами. Так и появились в нашем языке сочетания слов: краткий – короткий; здравие – здоровье.
Подберите еще такие пары слов:
Млад -
Страж –
Нрав –
Древо –
В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато – золото, град – город, брег – берег. Почему так получилось?
Сочетания ла, ра, ле, ре присущи словам, пришедшим из старославянского языка: младой, древо, млеко. А сочетания оро, оло, ере 0 исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево.
Большинство слов старославянского происхождения уже не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи торжественность.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
(А.С. Пушкин «Медный всадник»)
Учитель: давайте попробуем изменить предложение, чтобы почувствовать торжественность события, для этого заменим современные слова на старославянские.
Сторож открыл ворота города. (Страж открыл врата града.)
Учитель: Теперь каждый из вас легко справится с заданием. Найдите в предложениях слова из старославянского языка, которым соответствуют следующие русские слова:
Ворон
Серебрист
Голос
Берег
Молоко
(Работа в группах с последующей самопроверкой.)
- Там Царь Кощей над златом чахнет. 2. Сребрит мороз увянувшее поле (А.С. Пушкин). 3. Я на брегу один. Черный вран, свистя крылом, вьется на санями. (В.А. Жуковский). 4. Что смолкнул веселия глас? (А.С. Пушкин) Пьет млеко, да мед – ничто его неймет. (Русская народная пословица)
Этап 5. Редактирование учебного текста
Учитель: До нас дошел фрагмент старинного послания, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык.
Ученики: Задание сложное, требует серьезной кропотливой работы, поэтому лучше выполнять его в парах.
«Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный».
(Ребята зачитывают свои варианты текстов, анализируют их и выбирают удачные).
Учитель: К чему призывают вас древние писатели:
Ученики: Учиться старательно, ценить время, читать больше книг.
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Подходит к концу урок Родного языка. Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке? (В русском языке можно встретить слова с сочетаниями ла, ра, ле, ре, которые пришли к нам из старославянского языка.)
Учитель: Вспомни нашу учебную проблему. Могут ли служить старославянские слова проверочными словами для однокоренных слов в русском языке? (Нет, они однокоренные, но не проверочные.)
Учитель: Оцените работу класса. Все ли у вас сегодня получалось на уроке? Какие задания вызвали затруднения? Как можно преодолеть эти затруднения?
Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.
Так же увидели, как много в нашем языке исконно русских слов.
Давайте бережнее и внимательнее относится к родному языку!
«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…»
Н. В. Гоголь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» 1-4 класс
При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)» обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, граммат...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке (русском). 4 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету расчитана на общую учебную нагрузку в 34 ч...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке (русском). 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа расчитана на общую учебную нагрузку в 34 ч...
Рабочая программа по предмету Родной язык (русский) 1 класс ФГОС
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для обучающихся 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ ...
Рабочая программа по предмету родной язык 1-4 классы (на русском языке)
Рабочая программа по родному языку 1-4 классы на русском языке...
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Родной язык (русский)", 2 класс
Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в составлении РП...
Конспект урока по предмету Родной язык
Цель: Помочь детям разобраться в вопросе: “Умеешь ли ты дружить?” Формировать умение эффективно взаимодействовать друг с другом.Задачи :- Способствовать формированию дружеских отношен...