Рабочая программа по предмету родной язык 1-4 классы (на русском языке)
рабочая программа

Чеканкина Роза Анатольевна

Рабочая программа по родному языку 1-4 классы на русском языке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету

«Родной язык»

1-4 классы

Составитель программы:

Чеканкина Роза Анатольевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Срок реализации 4 года

Рассмотрена и принята на

заседании педагогического совета

протокол № __

от  «      » августа 2019 г

2019 год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

   Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Фонетика и графика

Выпускник научится:

  • различать звуки чувашского языка и воспроизводить буквы графически корректно;
  • характеризовать звуки чувашского языка: гласные ударные/безударные, мягкие/твердые; согласные сонорные/шумные, мягкие/твердые;
  • знать последовательность букв в алфавите;

–       при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий для предотвращения их в последующих письменных работах.  

Выпускник получит возможность научиться

–            пользоваться чувашским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Орфоэпия

Выпускник научится:

  • соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю), либо обращаться за помощью к учителю, родителям;
  • в соответствии с законом сингармонизма присоединять к основам слов мягкий или твердый вариант аффикса;
  • при воспроизведении вслух разделять предложения на смысловые группы;
  • корректно произносить предложения с учетом их ритмико-интонационных особенностей;
  • делать звукобуквенный анализ слова по предложенному в учебнике алгоритму;

–  соблюдать основные правила произношения звуков в словах в разных позициях.

Выпускник получит возможность научиться

–  прибавлять к словам мягкий или твердый вариант аффикса по конечному звуку принесингармонических основах (тăри – тăрипе, супăнь – супăньпе, бензин – бензинпа);

   –   соблюдать фразовое ударение;

   –   выражать чувства и эмоции при помощи интонации;

   – произносить твердо звуки [л], [н], [т] перед аффиксом –и: хула – хули, шкулта – шкулти.

Состав слова (морфемика)

Выпускник научится:

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • узнавать парные слова и использовать их в качестве обобщающих слов в смысловых группах (пан улми, груша, чие, хурлăхан – улма-çырла; йывăç, чечек, курăк, кăмпа – ÿсен-тăран);
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень (тымар), словообразующие и словоизменяющие аффиксы (сăмах тăвакан, сăмаха улăштаракан аффикссем).

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • распознавать по аффиксам принадлежность слова   к определенной части речи;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами  формообразующие аффиксы (форма тăвакан аффикссем)
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач
  • понимать этимологию наиболее употребительных слов; понимать этимологию слов, образованных сложением основ: асанне (аслă анне), кукамай (кăк ами), улмуççи Лексика

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по контексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • использовать речевые клише этикета в соответствии с коммуникативной задачей;
  • находить в тексте синонимы и антонимы, понимать их значение;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

правильно использовать в речи слова, заимствованные из русского языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать в речи нужное значение многозначных слов и омонимов;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • опираться на языковую догадку при чтении и аудировании;
  • использовать в речи фразеологизмы и устойчивые сочетания слов ;
  • использовать в речи повторяющиеся слова для усиления признака (шурă-шурă) или для обозначения продолжительности действия (утрăм-утрăм, кайсан-кайсан);  
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Морфология

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;
  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
  • оперировать основными морфологическими формами чувашского языка в соответствии с коммуникативной задачей;
  • распознавать и употреблять в речи существительные в разных падежных формах;  
  • употреблять в речи форму принадлежности существительного (манăн анне – аннем);
  • распознавать и употреблять в речи глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени изъявительного наклонения;
  • употреблять в речи формы сравнения прилагательного (тĕп степень, танлаштару степенĕ, вăйлă степень)

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить частичный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • употреблять в речи именные и глагольные сочетания,
  • употреблять в речи причастия настоящего и будущего времени;
  • употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
  • использовать в речи личные местоимения, послелоги и именные слова;
  • прибавлять к словам аффикс –чĕ для выражения прошедшего времени;

Синтаксис

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • оперировать в процессе общения основными синтаксическими конструкциями чувашского языка в соответствии с коммуникативной задачей;
  • связывать слова в предложении при помощи аффиксов, послелогов и порядком следования слов;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
  • распознавать предложения с прямой и косвенной речью;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения;
  • распознавать и употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения.

Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объёмом 80-90слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки (в объёме содержания курса).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемого  избежание орфографических и пунктуационных ошибок;
  • воспроизводить графически правильно слова, воспринимаемые зрительно и на слух;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Развитие речи

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения норм культуры речи;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

2.Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Аудирование. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей родной (чувашской) речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание (сăнлав), повествование (калав), рассуждение (уйлав)). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого информации. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ и оценка языковых особенностей структуры текста.

Письмо. Письмо букв, слогов, слов, словосочетаний и предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом каллиграфических норм и гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание собственных небольших текстов (сочинений) по тематике интересной детям (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.)

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Различение гласных и согласных звуков, мягких и твердых гласных, мягких и твердых согласных. Деление слов на слоги. Определение места ударения в слове.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Знакомство с алфавитом.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).  Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося. Правильное, осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, слогов, слов, словосочетаний и предложений. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слов по слогам;

- правописание букв э, ю, я, ё  в словах;

- правописание мягкого знака (ь) в словах;

- правописание б, г, д, ж, з, ц, щ, ф в заимствованных из русского языка словах;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

 Различение слова и предложения. Работа с предложением: определение начала и конца предложения, выделение слов, определение их порядка.

Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинам, серии сюжетных картинок, из личного опыта и наблюдений, на основе опорных слов. Практическое овладение диалогической формой речи.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение и правильное произношение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударного слога. Правильное произношение исконно чувашских слов с соблюдением правил чувашского ударения. Правильное произношение заимствованных слов. Различение сонорных и шумных согласных. Звонкое и глухое произношение шумных согласных. Определение мягких и твердых согласных. Удлинение согласных в корне слова. Деление слов на слоги. Ударение. Звуки, встречающиеся в словах, заимствованных из русского языка. Гласные твердые и мягкие. Полные ([а], [ы], [у], [ÿ], [э], [и], [о]) и неполные гласные([ă], [ĕ]).Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах (выля, ялав; Ванюк, юпа; мăкăнь, мăрье; подъезд).

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, определение их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, и омонимов. Фразеологизмы. Этикетные слова, термины родства (в объёме содержания курса). Исконно чувашские слова и слова, заимствованные из других языков.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Словообразовательные и словоизменяющие аффиксы (сăмах тăвакан тата сăмаха улăштаракан аффикссем). Образование однокоренных слов с помощью словообразовательных аффиксов. Парные слова (мăшăр сăмахсем). Повторяющиеся слова (икĕ хут калакан сăмахсем). Сложные слова (хутлă сăмахсем). Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи (пуплев пайĕсем). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное (Япала ячĕ).Значение и употребление в речи. Умение распознавать имена собственные. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.  Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Изменение по падежам существительных, заимствованных из русского языка. Использование в предложениях существительных с послелогами и именными словами (Хыç сăмахсемпе тата ят сăмахсемпе).

Употребление существительных с притяжательными аффиксами. (Камăнлăх аффиксĕсем йышăннă япала ячĕсем).  Различение имен существительных по их признакам, правописание изученных орфограмм существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное (Паллă ячĕ). Значение и употребление в речи. Степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная степени. Синомичные и антонимичные имена прилагательные. Морфологический разбор имен прилагательных.

Имя числительное (Хисеп ячĕ). Значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные (шут тата йĕрке хисеп ячĕсем). Связь числительного с существительным. Составление предложений с именами числительными.

Местоимение (Ят ылмаш). Личные местоимения (Сăпат ылмашĕсем). Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Замена в речи имен существительных единственного и множественного числа личными местоимениями.

Глагол (Ĕç-хĕл). Значение и употребление в речи.

Изменение глаголов по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время (умение различать по вопросам). Изменение глаголов по лицам, числам. Правописание глаголов в разных временах, лицах. Утвердительная и отрицательная формы глаголов настоящего, прошедшего, будущего времен. Морфологический разбор глаголов.

Синтаксис. Предложение как единица языка и речи. Различение слова и словосочетания (их сходство и различие). Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные Интонация: восклицательная и невосклицательная .

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Установление при помощи смысловых вопросов связи между словами в словосочетании и предложении. Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами (тата, та (те), анчах, çапах). Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений (хутсăр тата хутлă предложенисем).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

– перенос слов;

– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

– правописание букв э, е, ю,я, ё в словах;

–учет озвончения шумного согласного в позициях между двумя гласными, между сонорным и гласным;

– удвоенные согласные в корне слов;

– удвоенные согласные на стыке между корнем и аффиксом (лаша – лашалла)

–  правописание ы или и после ç, ч (çын, çимĕç, чылай, чикĕ);

– правописание букв б, г, д, ж, з, ф, ц, щ в словах, заимствованных из русского языка (букварь, диван, цирк);

– правописание мягкого знака в словах с гласными заднего ряда (мăкăнь, кукăль, вулать);

–  разделительный мягкий знак в словах (мăрье, Марье, тухья);

–правописание падежных форм имен существительных;

– правописание форм лица глаголов настоящего, прошедшего и будущего времен;

–  правописание прилагательных в превосходной степени (хуп-хура, сап-сарă, кăн-кăвак);

– знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

– знаки препинания в предложениях с однородными членами;

Развитие речи.  Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма).

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях речевого и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: оглавление, уточнение порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления, объявления, приглашения. Создание собственных текстов и редактирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство и практическое овладение основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

3. Тематическое планирование

1 класс

Тема

Часы

1

Добукварные уроки

10

2

Букварный  период

39

3

Послебукварный период

17

Всего

66

2 класс

Тема

Часы

1

Звуки и буквы

18

2

Слово. Имя существительное

13

3

Глагол

12

4

Имя прилагательное

11

5

Предложение

7

6

Повторение и обобщение

7

Всего

68

3 класс

Тема

Часы

1

Повторение.

5

2

Звуки и буквы

12

3

Предложение

20

4

Слово

8

5

Части речи. Имя существительное

5

6

Глагол.

9

7

Имя  прилагательное

5

8

Повторение и обобщение

4

Всего

68

4  класс

Тема

Часы

1

Повторение

7

2

Состав слова. Словообразование.

10

3

Текст

7

4

Однородные члены

6

5

Имя существительное

8

6

Имя  прилагательное

6

7

Имя числительное

3

8

Местоимение

3

9

Глагол

17

1 класс Обучение грамоте  (66 часов)

Добукварный период – 10 часов. Этикетные диалоги. Диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него). Детские игры. Игрушки. Общение. На уроке. Режим дня школьника. Говорение и письмо. Семья. Речь. Родная сторона. В осеннем саду. Фрукты. В огороде. Овощи. Предложение. Слово. Сказка «Репа». Слог. Ударение. Домашние животные, птицы. Звуки. Звуки речи. Звук. Природа нашего края. Лес. Деревья.  Дикие животные. Гласные и согласные звуки. Сельские работы. Жатва. Текст.

Букварный период 39 часов.  Чувашский алфавит. Порядок букв в чувашском алфавите. Заглавные и строчные буквы. Различение звука и буквы. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Буквы, не обозначающие звуки (ъ, ь). Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Способы обозначения мягкости согласных. Способы обозначения озвончения согласных. Правописание удвоенных согласных. Овладение способом чтения прямого и обратного слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения. Работа над правильностью, осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Письмо букв, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Алгоритм списывания с печатного шрифта в рукописный и наоборот. Письмо под диктовку слов и предложений.

Послебукварные уроки. -17 час Времена года. Стихотворение К. Иванова «Когда это бывает?».  Время. Сутки. Стихотворение И. Ивника «Утро наступает». Родная страна. Рассказ К. Ушинского «Родина». Родная сторона. Рассказ П. Егорова «Родная деревня». Зов родной стороны. Сказка В. Сухомлинского «Коростель и крот». И. Я. Яковлев  - просветитель чувашского народа. Великий сын чувашского народа. Рассказ Юхма Мишши «Третий летчик-космонавт». Великая победа. Текст «День Победы». Герои Великой Отечественной войны. Текст «Братья герои». Старшие и младшие.  Рассказ Г. Мальцева «Благодарность». Рассказ Ю. Силэм «По пути обратно возьмем», стихотворение Н. Ытарая «Акулина». Стихотворения П. Эйзина «Колыбельная», «Часы». Животные – наши друзья. Рассказ П. Яккусен «Дружба с Кумаляк». Рассказ В. Сухомлинского «Чему удивляется Мурка». Испанская народная сказка «Две лягушки».

2 класс – 68 ч.

Звуки и буквы- 18 часов. Предложение и слово. Звук  и буква. Правописание слов с большой буквы.  Алфавит. Гласные и согласные звуки. Твердые гласные и мягкие гласные звуки. Твердые согласные и мягкие согласные звуки. Приветствие. Прощание. Написание мягкого знака (ь) в словах с твердыми гласными звуками. Написание разделительного мягкого знака. Обозначение удвоенного согласного звука двумя одинаковыми буквами. Термины родства. Правописание некоторых слов, заимствованных из русского языка. Орфографический словарь. Слог. Слово. Перенос слов из одной строки на другую.

Части речи. Имя существительное – 13 часов. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Слова, обозначающие один и тот же предмет. Слова, обозначающие множественность предмета. Правописание имен, фамилий, отчеств. Слова, обозначающие множественность предмета. Этикетные слова, употребляемые при знакомстве. Правописание кличек домашних животных. Правописание названий городов, сел, улиц, рек. Написание объявлений. Глаголы, отвечающие на вопросы что делает? что делают?. Глаголы, отвечающие на вопросы что делал? что делали?. Глаголы с противоположными значениями (антонимы). Глаголы с близкими значениями (синонимы).

Имя прилагательное – 11 часов. Нахождение слов, обозначающих признак предмета при помощи вопросительного слова (мĕнле?) какой?. Слова, обозначающие цвет. Слова для  описания человека. Написание письма. Прилагательные с противоположными значениями (антонимы). Прилагательные с одинаковыми значениями (синонимы). 

Предложение – 7 часов. Разделение речи на предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Связь между членами предложения. Повествовательные, вопросительные предложения. Восклицательные предложения. 

Повторение и обобщение  7 часов. Обобщение изученного во 2 классе.

3 класс – 68 ч.

Повторение -5 ч. Текст, предложение, слово, звуки и буквы.

Звуки и буквы –   12 ч. Обозначение удвоенных согласных двумя одинаковыми буквами. Правописание слов  на письме мягкости [л’], [н’] перед [ч]. Слова вежливости. Правописание ы или и после букв ç и ч. Правописание букв б, г, д, ж, з, ф, щ в заимствованных из русского языка словах. Разговор по телефону. Употребление букв э, е, ë, ю, я. Составление списка книг из библиотеки.

Предложение -  20  ч. Текст и предложение. Повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении. Нераспространенные и распространенные предложения. Термины родства.

Слово-   8 ч. Состав слова. Корень и аффиксы. Словоизменяющие и словообразующие аффиксы. Как приглашать в гости. Производные слова с аффиксами –çă(-çĕ), -лăх(-лĕх). Производные слова с аффиксами –у(-ÿ), -лă(-лĕ), -ла(-ле). Однокоренные слова. Написание заметок.

Части речи. Имя существительное- 5 ч. Семантическое значение и грамматические вопросы имени существительного. Изменение существительных по числам. Правописание существительных, оканчивающихся на –ш, -с, -ç, во множественном числе.

Глагол –9 ч. Значение глагола, вопросы. Глаголы с противоположными значениями (антонимы). Глаголы с близкими значениями (синонимы). Спряжения глагола. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола.

Имя прилагательное - 5 ч. Значения прилагательного, вопросы. Неизменяемость прилагательного. Связь прилагательного с существительным и глаголом. Прилагательные с близкими значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы). Уважительное обращение к взрослым. Повторение -4 ч.

4 класс -68 ч.

Повторение – 7 часов. Повторение про предложения. Повествовательное, восклицательное, побудительное предложения. Слово. Повторение о главных и второстепенных членах предложения. Повторение о словосочетаниях и тексте. Звуки и буквы. Слоги и ударение.

Состав слова. Словообразование – 10 часов. Однокоренные слова. Образование слов с помощью аффиксов. Правописание букв –л-, -лл- в аффиксах. Парные слова. Правописание повторяющихся слов. Слова,  обозначающие звуки. Правописание слов, обозначающих цвета. Письмо. Объявление.

Текст- 7 часов. Взаимосвязь предложений в тексте. Тема текста. Главная мысль текста. Части текста

Однородные члены предложения – 6 часов. Объяснение об однородных членах предложения. Союзы при однородных членах. Качество речи.

Имя существительное – 8 часов. Группировка слов по значению. Правила приветствия. Падежи. Склонение существительных. Склонение существительных, оканчивающихся на согласный звук. Склонение существительных, оканчивающихся на гласный звук. Склонение существительных во множественном числе.

Имя прилагательное – 6 часов. Значения прилагательного, образование имен прилагательных.  Основная и сравнительная степени прилагательных. Сильная степень прилагательных.  

Имя числительное – 3 часа.  Значение числительных. Деловые письма. Написание объявления.

Местоимение – 3 часа. Местоимение. Значения местоимения. Личные местоимения. Изменение по лицам местоимений.

Глагол -17 часов. Формы глагола. Положительные и отрицательные формы глагола. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам, по лицам, по числам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.

Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....

Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс по русскому языку

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкудля 2 классана 2013-2014 учебный год   Составлена по УМК «Школа России» к учебнику Канакиной В.П. «Русский язык»....

Рабочая программа учебного предмета « Родная речь».2-4 классы. УМК « Школа России»

Рабочая программаучебного предмета « Родная речь».2-4 классы.УМК « Школа России»...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ. 2017

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ...

Рабочая программа по предмету "Родное литературное чтение", 4 класс, УМК "Перспектива".

Рабочая программа по предмету "Родное литературное чтение", 4 класс, УМК "Перспектива"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) по русскому языку для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования)  по русскому языкудля 1 класса...

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"...