Урок русского языка во 2 классе. Тема : «Родственные слова» Программа «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Траскевич Марина Валерьевна

Цели урока:

·                     Формирование  умения определять по признакам родственные слова и обозначать их общую часть – корень, применять добытые знания на практике;

·                     Развитие умение высказывать свою точку зрения;

·                     Совершенствование  навыка работы в парах, группах.

Задачи:

1. Сформировать понятие “родственные слова”.

2. Развивать мышление (способствовать развитию приёмов умственной деятельности).

3. Создать условия для формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема : «Родственные слова»

 Программа «Перспективная начальная школа»

Учебник: Русский язык. 2 класс: Учебник в 3 ч. / Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук. – 2-е изд., - М: Академкнига/Учебник

Цели урока:

  • Формирование  умения определять по признакам родственные слова и обозначать их общую часть – корень, применять добытые знания на практике;
  • Развитие умение высказывать свою точку зрения;
  • Совершенствование  навыка работы в парах, группах.

Задачи:

1. Сформировать понятие “родственные слова”.

2. Развивать мышление (способствовать развитию приёмов умственной деятельности).

3. Создать условия для формирования универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимает причины успеха в учебной деятельности;
  • регулятивные: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя, контролирует  и оценивает  процессы и результат деятельности,

 анализирует  объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • коммуникативные: слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Тип урока

-изложение нового материала

Формы работы учащихся

 -фронтальная работа

-работа в парах

-самостоятельная работа

  Необходимое техническое оборудование

ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД

Структура и ход  урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока

3. Актуализация знаний

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

5.  Итоги урока. Рефлексия.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР  

Название  ресурса

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Диалог персонажей по теме -257

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b290d0-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl2_86.swf

2

Диалог персонажей по теме - 249

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b290c8-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl2_78.swf

3

Конструктор определения понятия родственных слов - 248

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b290c7-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl2_77.swf

                                          Ход урока:

1 этап. Организационный   момент

- Давайте создадим хорошее настроение для работы - улыбнёмся друг другу!

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Пора начать урок!
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу 
И красиво напишу! (число, классная работа)

2 этап. Актуализация знаний 

- Начнём со словарного диктанта «Загадка». 

Презентация  «Словарная работа»      Слайды с 1 по 10

В словарном  диктанте пишутся словарные слова, которые необходимо запомнить на всю жизнь. Вы прочитаете загадку, отгадаете, выберете правильное написание, и запишите.  (8 словарных слов по теме «Школа»: пенал, карандаш, дневник, тетрадь, язык, учитель, ученик, дежурный)    

А теперь положите ручки, дадим нашим глазам отдых.

Физпауза для глаз  «Листья жёлтые»    Слайд  11

3 этап.   Постановка цели урока

Как вы думаете, кого можно назвать родственником? (маму, папу, дядю и т.д.)

А есть ли родственники среди слов?

 Сегодня у нас на уроке будут помощники. Послушайте их  точку зрения.

    Диалог персонажей по теме - 249  Кто же из них прав? Я надеюсь, что в конце урока мы обязательно найдём правильный ответ.

А поможет нам в этом копилка знакомых правил .

(На уроке следуй указаниям, записанным на доске).

Слайд   12    

- Открой учебник на странице 86.  Чтение правила    

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.       – «Родственные слова»        Слайд  13

  • Вооружились знаниями, и начнём со звуко-буквенной зарядки.

Слайд 14        Открой учебник на странице 97. Найди стихотворение Марины Дружининой.

Слайд 15    Зреет плед* на дереве прекрасном                         

                    Скоро будет спелым, сочным, красным.

- Найдите слово плед  в Толковом словаре. Прочитайте толкование слова. Показ изображения пледа

 Подходит ли это слово в стихотворении?                                                   Какое слово здесь должно быть вместо выделенного? 

Показ изображения плода.                

Произнесите его, прислушайтесь к себе, сравните с записями звукового облика слова.

Транскрипция на доске.          Слайд 16

- Сколько звуков изменилось, один или два? Назови их.

Какая буква заблудилась? (Д). Докажите.

Пледы - плед

Плоды – плод

Слайд   17

Задание:

     1 человек у доски

    - Запишите пары слов в тетрадь, подчеркни основы.  

Что вы можете сказать об основах этих слов?

(они одинаковые)

Что из этого следует?

Каждая пара слов – это одно слово.  

 

Слайд  18   Откройте учебник на странице 95, выполните упражнение 66.            1 у доски

дождь        Что вы можете сказать об основах этих слов?

дождевик        (разные)

дождик        Что из этого следует?

        (это разные слова, имеющие общую часть)

А теперь отдохнём!

Физпауза (музыкальная)       Слайд 19

4 этап   Восприятие и усвоение  теоретического учебного материала

-Следующее упражнение я предлагаю выполнить самостоятельно

   Сравните свою  работу с соседом и сделайте выводы.  (парная работа)  

Слайд  21       Проверка: какие слова родственные?

Лес, лесной, лесник, лесок, лесничий. Какую общую часть в родственных словах выделили? Лес.

Какие слова  лишние? Лестница, леска

Слайд  22   Прочитайте плакат Летучей Мыши на странице 96.

А теперь мы можем сказать, кто из наших помощников прав?

(Самостоятельный выбор правильной формулировки вывода по изученному материалу)

Слайд  23

Вывод: родственные слова должны иметь разные основы и общую часть, которая содержит их общий смысл.

Как выделить корень слова?

Слайд 24

Вывод: чтобы выделить корень слова нужно подбирать родственные слова, не путать их с формами одного и того же слова.

 Слайд  25    В этом вам поможет упражнение 69, которое  вы выполните дома

5 этап     Итоги урока. Рефлексия.
-Какие моменты урока показались вам трудными? Почему?
-Если  вам все понятно на уроке, поместите магнитик на левую сторону доски.
-Если урок показался трудным – на правую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе. Тема: Четырехугольники. Прямоугольники. УМК "Перспективная начальная школа"

Данный урок проводится во втором полугодии 1 класса и продолжает линию изучения геометрического материала, после непродолжительного перерыва. До этого дети познакомились с понятием «прямой угол», науч...

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка. 2 класс. Тема: Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах....

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Урок русского языка 1 класс . Обучение грамоте. Письмо.УМК Перспективная начальная школа. *.4. Списывание с печатного текста

Цель: научиться списывать с печатного  текса, находить в нём опасные места.    Задачи: — закреплять умение списывать с печатного текста; — развивать рече...