Роль имён прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок по программе "Школа 21 века", 4 класс. Данный методический материал содержит основные требования к современному уроку. На уроке используемые приемы Технологии Развития Критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesterova_urok.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
ИМЕНИ АВГУСТЫ ИВАНОВНЫ ГОРДИЕНКО,
ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА НЯГАНИ
Предмет: Русский язык
Тема: Роль имён прилагательных в речи
Класс: 4
Подготовила
Нестерова Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 4
Базовый учебник: Русский язык 4 класс, С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко.
Образовательная система «Школа 21 века».
Тема урока: Роль имён прилагательных в речи.
Цель: углубление знаний о роли имён прилагательных в речи.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное».
Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету, создавать условия для воспитания чувства товарищества, взаимовыручки.
Личностные: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.
Познавательные: развитие умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: Развитие умения слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидают интересные задания, новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Займите свои рабочие места.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Вспомните правило посадки при письме.
2. Словарно- орфографическая работа
- Посмотрите на экран. Какие задания вы можете предложить по работе с данными словами? (определить часть речи, число, род, составить словосочетания, разобрать по составу,…)
- Предлагаю подобрать подходящие по смыслу имена существительные с непроверяемой безударной гласной, т.е. какие слова мы будем подбирать? (словарные). Записываем слова в тетрадь, выделяем орфограмму.
- дождливая, холодная, ненастная ... погода
- вкусный, сладкий, яблочный … пирог
- модное, шерстяное, демисезонное …. пальто
- белые, лёгкие, кучевые … облака
- тёплый, шерстяной, вязаный …свитер
- Свежая, интересная, еженедельная … газета
Взаимопроверка.
- У вас на столах лежат листы самооценки, в течение урока вы будете оценивать себя по критериям, которые указаны в листе. А в конце урока вы дадите самооценку своей работе. Оцените свою работу со словарными словами.
3. Формулирование темы и целей урока.
- Какая часть речи помогла вам узнать, что речь идет именно об этих предметах? (Имя прилагательное)
- Давайте проверим свои знания, что мы знаем об этой части речи.
- Предлагаю поработать в парах (назовите правила работы в парах: говори тихо и спокойно, к своим товарищам относись с уважением) заполните таблицу, что мы знаем про имя прилагательное и что хотим узнать.
Каждая пара на столе имеет карточки, необходимые для работы
З - что мы знаем про имя прилагательное? | Х – что хотим узнать? |
…… часть речи Отвечает …. Обозначает …. Изменяется …. Согласуется….. В предложении …. | Зачем …. |
Работа в парах, проверка выполнения задания.
З - что мы знаем про имя прилагательное? | Х – что хотим узнать? |
Часть речи. Связана с именем существительным. Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Изменяется по числам, родам. | Зачем используется в речи? |
- Так над чем мы сегодня будем работать. Назовите тему урока? (мы продолжаем работать над темой имя прилагательное и сегодня рассмотрим роль имен прилагательных в речи).
- Чему будем учиться? (учиться подбирать имена прилагательные, употреблять их в предложениях, в речи).
Обобщение и систематизация изученного
- Предлагаю вам стать сегодня - исследователями.
- Кто из вас знает, кто такой исследователь?
- А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».
- Какая часть речи будет предметом нашего исследования? (имя прилагательное).
- Да, продолжим исследование особенности этой расти речи.
- Как вы считаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
- Обсудите ответ на этот вопрос в группах, вам следует объединиться по 4 человека, и запишите ответ на листке, слова можно сокращать.
- Озвучьте свои высказывания (листок помещаем на доску). Все ли согласны с этими высказываниями?
- Итак, начинаем наше исследование, а все полученные результаты, вы будете вносить в лист исследования.
Задание № 1. Работа в парах.
- 1 ряд. Опишите животное, не называя его, используя только имена существительные (лиса).
- 2 ряд. Опишите животное, не называя его, используя и существительные, и прилагательные (лиса).
- 3 ряд. Опишите животное, не называя его, используя только имена прилагательные (лиса).
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
- какой ряд описал животное более точно? Почему?
- Сделайте вывод, какую роль выполняют имена прилагательные в данном задании? (дают точное и четкое описание предмета). Заполните лист исследования и оцените свою работу.
- Продолжаем исследование.
Задание № 2. Работа в парах. (задание для всех одинаково, только разные имена существительные)
- Подберите и запишите в тетрадь, как можно больше имен прилагательных, которыми можно описать различные признаки имен существительных.
Яблоко (по цвету) –
Печенье (по форме) -
Стол (по назначению) -письменный, кухонный, разделочный, рабочий, журнальный…
Музыка (по характеру) -
- Назовите признак, по которому вы описывали предмет. Сделаем вывод, какую роль еще выполняют имена прилагательные? (описывают предметы по форме, по размеру, по цвету, по вкусу и т.д.) Заполните лист исследования. Оцените свою работу.
- Исследуем дальше.
Задание № 3. Работа в группах.
- Прочитайте слова на доске. - Что могут характеризовать данные слова?
- Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова?
- 1 группа, соберите слова, которые обозначают положительные черты характера.
- 2 группа, соберите слова, которые обозначают отрицательные черты характера.
Слова: веселый, хитрый, ласковый, обидчивый, грубый, равнодушный, решительный, доброжелательный, честный, жадный.
- Что обозначает это слово? (Безразличный, не испытывающий никаких чувств по отношению к окружающему, происходящему).
- Я с уверенность могу сказать, что равнодушных людей мало, в подтверждении этому пятый канал, который проводит каждый четверг благотворительную акцию «Добрых дел», миллионы людей помогают тяжело больным детям, и каждую субботу «День ангела», где детям сиротам и инвалидам помогают осуществить свою мечту.
- Сделайте вывод: какую роль выполняют имена прилагательные в данном задании? (описывают характер человека). Заполните лист исследования. Оцените свою работу.
Физминутка
- Продолжаем исследование.
- Прочитайте текст, нравится ли вам этот текст. Помогут ли вам знания о роли прилагательных в речи оживить этот текст.
Задание № 4.
Спишите. Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные, так чтобы получился связный рассказ.
Текст: Был …… день. Дул ….. ветер. По ……. небу плыли …… облака. Хорошо в …… лесу! ……. сосны развесили ……. лапы. …….. берёзки стоят у ……. реки.
- Какую роль выполняют прилагательные в данном тексте? (описывают красоту природы, украшают речь, делают речь более выразительной, яркой). Заполните лист исследования.
Итог
- Провели небольшое исследование, обобщите о роле имен прилагательных в речи. (Имена прилагательные описывают предметы, характер человека, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным, речь человека становится яркой, образной).
- Какие из наших высказываний оправдались? В чем мы ошиблись?
- Каким был урок? Выберите для его описания 1 слово - имя прилагательное.
- Вы оценили урок, а теперь оцените свою работу на уроке (если в первой колонке все « +» - ставим «5», один минус ставим – «4», троек на этом уроке сегодня не будет).
Домашнее задание
Задание творческое на выбор
- Предлагаю сочинить сказку. - Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?
- Подготовить устный рассказ об имени прилагательном (кому нужна опора возьмите таблицу и лист исследования)
- Сочинить свою сказку, используя имена прилагательные …..
– Списать и вставить прилагательные в готовый текст…..
- Всем спасибо за плодотворную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль имён прилагательных в речи. 3 класс "Школа 2100"
Проект урока...
Метапредметный урок на тему "Роль имён прилагательных в речи"
Обобщение по теме "Имена прилагательные"...
Метапредметный урок на тему "Роль имён прилагательных в речи"
Презентация к уроку...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"
Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...
Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
Конспект урока в 3 классе по русскому языку....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи»....
Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»
Цели урока: 1. Формировать умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2. Формировать...