Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Захаревская Елена Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП русский язык 3 класс27.79 КБ

Предварительный просмотр:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1) первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;

2) понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;

3) осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

 4) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:

аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь; понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого текста; передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы; задавать вопросы по услышанному тексту;

говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба); соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;

чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста;

письмо: списывать, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами; писать подробное изложение; создавать небольшие тексты (сочинения) по соответствующей возрасту тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картинок, просмотра фрагмента видеозаписи); использовать словари и различные справочные материалы, включая ресурсы Интернета;

5) сформированность первоначальных научных представлений о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

6) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета.

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Русский язык», выносимым на промежуточную аттестацию

Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:

− строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3–5 предложений на определенную тему, по наблюдениям);

 создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

− наблюдать за типами речи (без называния термина): повествование, описание, рассуждение (простые случаи, без смешения);

 − определять тему текста, определять основную мысль текста;

− определять ключевые слова в тексте; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);

− выявлять части текста, озаглавливать части текста;

 − составлять план повествовательного текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

− характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

− производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

− определять функцию разделительных мягкого (ь) и твердого знаков (ъ) в словах;

− устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом двойной роли букв е, ё, ю, я в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

− правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

− находить орфограммы в слове и между словами;

− применять изученные правила правописания (в том числе написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова; написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова); написание непроизносимых согласных в корне слова; употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков; написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода; написание безударных родовых окончаний имён прилагательных; раздельное написание частицы не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами);

− находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, а также описки;

− подбирать синонимы и антонимы (простые случаи, без называния терминов) к словам разных частей речи;

− выявлять в речи многозначные слова, понимать их значения; устаревшие слова, понимать их значения (простые случаи); распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

 − определять значение слова в тексте,

− выделять окончания в слове, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина), однокоренные слова и синонимы (без называния термина);

− находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, приставку, суффикс, окончание;

− находить в словах нулевое окончание;

− распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных (одушевленные/неодушевленные, род, число, падеж), склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

− распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных (род, число, падеж), изменять имена прилагательные (кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин) по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных;

 − распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

− распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки (форму времени, род (в прошедшем времени), число); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;

 − различать предлоги и приставки;

− определять вид предложений по цели высказывания и по интонации;

− находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

− распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

− правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 65 слов; писать подробное изложение по заданному или коллективно составленному плану (40-50 слов); писать под диктовку текст объемом не более 60 слов с учетом изученных правил правописания.

2. Содержание и формы реализации учебного предмета

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами8: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы нес глаголами.

Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний  имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Изучение языковых понятий проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).

         Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.

           Язык и речь

Наша речь и наш язык.

        Текст. Предложение. Словосочетание

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы.

Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках.

Имя числительное (общее представление).

Однокоренные слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова. Правописание частей слова.

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).

Части речи

Повторение и углубление представлений об имени существительном. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Лицо, число, род личных местоимений.

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Развитие речи

19

Контрольная работа

10

Словарный диктант

4

Проект

3

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Модуль

Раздел

Тема урока

Дата

Повторение

Язык и речь.

Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь и её назначение.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Р/р. Составление текста по рисунку.

Текст. Признаки текста: смысловая связь предложений в тесте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Р/р.  Составление текста-повествования по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Предложение.

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения. Стартовая работа.

Предложения с обращением.

Р/р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Главные и второстепенные члены предложения.

Разбор предложения по членам предложения.

Простое и сложное предложение.

Запятая внутри сложного предложения.

Словосочетание.

Р/р. Составление предложений из деформированных слов. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции В.Д. Поленова «Золотая осень»

Слово в языке и речи.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении.

Синонимы и антонимы. Работа со словарями.

Омонимы. Использование омонимов в речи.

Слово и словосочетание.

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Обобщение и уточнение представлений о признаках частей речи.

Имя числительное (общее представление)

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Слог, звуки и буквы.

Тематическая контрольная работа по теме «Слово в языке речи»

Анализ контрольной работы.

Р/р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками перед согласными в корне слова.

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Р/р. Изложение повествовательного теста по вопросам или коллективно составленному плану.

Слово

Состав слова.

Корень слова. Однокоренные слова.

Чередование согласных в корне слова.

Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов.

Формы слова. Окончание.

Определение окончания в слове.

Приставка. Образование слов при помощи приставки. Словарный диктант.

Определение приставки в слове.

Р/р. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе»

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.

Определение суффикса в слове.

Словообразующие части слова. Приставка. Суффикс.

Основа слова. Разбор слова по составу.

Обобщение знаний о составе слова.

Состав слова. Разбор слова по составу.

Тематическая контрольная работа по теме «Состав слова»

Анализ контрольной работы.

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Определение ударных и безударных гласных.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Подбор проверочных слов.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с непроверяемыми безударными гласными.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов.

Контрольное списывание

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов.

Контрольный диктант на тему: правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

Анализ контрольной работы.

Р/р. Изложение текста «Осень» по данному плану.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Подбор проверочных слов.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Подбор проверочных слов.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание слов с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными.

Правописание слов с удвоенными согласными. Образование слов с удвоенными согласными при помощи приставок и суффиксов.

Диагностическая работа

Правописание суффиксов.

Правописание суффиксов –ек, -ик, -ок.

Р/р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

Правописание суффиксов.

Правописание приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание приставок и предлогов. Отличие приставки от предлога.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Разбор слов по составу.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Разбор слов по составу.

Тематическая контрольная работа по теме «Правописание частей слова»

Анализ контрольной работы. Проект «Составляем орфографический словарь»

Части речи.

Имя существительное.

Значение и употребление имён существительных в речи.

Начальная форма имени существительного.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Р/р. Подробное изложение по  самостоятельно составленному плану.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных. Проект «Тайна имени»

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Р/р. Работа с текстом. Письмо по памяти.

Род имён существительных. Словарный диктант.

Род имён существительных. Родовые окончания.

Род имён существительных. Имена существительные, не имеющие родовой принадлежности.

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

Тематическая контрольная работа по теме «Род и число имён существительных».

Анализ контрольной работы. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

Р/р Подробное изложение текста. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Изменение имён существительных по падежам. Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

Р/р.  Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Обобщение знаний об имени существительном. Словарный диктант.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексическое значение имён существительных.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте.

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Правописание сложных имён прилагательных.

Текст-описание. Художественное и научное описание.

Р/р. Составление текста-описания растения в научном стиле.

Формы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам.

Родовые окончания имён прилагательных.  Образование имён прилагательных из других частей речи.

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных –ый, -ой, -ая, -яя.

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Р/р. Составление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Изменение имён прилагательных по падежам.

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Контрольное списывание деформированного текста.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.Проект: «Имена прилагательные в загадках»

Проект: «Имена прилагательные в загадках»

Тематическая контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Анализ контрольной работы.

Местоимения

Р/р. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи.

Число. Изменение глаголов по числам.

Значение и употребление в речи глаголов.

Начальная форма глагола.

Начальная форма глагола. Глагольные вопросы начальной  формы.

Р/р. Составление текста по сюжетным картинкам.

Изменение глаголов по числам.

Диагностическая работа

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по временам. Мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа.

Изменение глаголов по временам.

Окончания глаголов. Род глаголов в прошедшем времени

Глаголы в прошедшем времени.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение

Повторение

Повторение пройденного.

Повторение пройденного. Словарный диктант.

Повторение пройденного.

Итоговая контрольная работа за 3 класс

Анализ контрольной работы.

Орфограммы в значимых частях слова.

Р/р. Работа с деформированным текстом.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание окончаний имен существительных и прилагательных.

Резерв.

Резерв.

Резерв.

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...