Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель: сформировать у учащихся умение обозначать мягкость и твёрдость согласных гласными буквами, развить умение сooтносить звуковую графическую форму слова, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов; видеть орфограмму в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе.
Тема: «Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме».
Цель: сформировать у учащихся умение обозначать мягкость и твёрдость согласных гласными буквами, развить умение сooтносить звуковую графическую форму слова, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов; видеть орфограмму в слове.
Литература: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель:
Зовет на палубу свисток
Команду на линкоре.
А вас, ребята, на урок
Зовёт заливчатый звонок,
Звенящий в коридоре.
Садясь на школьную скамью,
Не забывайте: вы - в строю!
Учитель: Ребята, начнем работать (работа в прописях).
2. Чистописание.
Рассмотрите иллюстрацию, образцы.
Написание каких букв мы повторим?
л лл ллл м мм ммм я яя яяя
лил лимон мел мель земля
1) Что напоминает вам линия на верхней строке? (Змейку) Поймайте её конец и продолжите до конца строки, она не должна выходить за границы, а должна вписываться в строку.
2) Поиграем в «поезд». Сначала один вагончик (буква «Л», затем вагончики присоединяются по одному, и получился самый длинный состав - из трёх букв «Л». Но в путешествие собрались и буква «м», и буква «я». Какие элементы их объединяют? Как соединены буквы - вагончики? (Нижнее соединение). Напишите.
3) Прочитайте слова. Объясните их значение.
Написание какого слова надо запомнить? Прочитайте его по слогам.
Запишите слова. Подчеркните те из них, в которых одинаковое количество звуков, а количество букв - разное (мель, мел).
4) Самоконтроль.
Мы повторили написание строчных букв «л», «м», «я». Назовите животных. Определите, какая буква им нравится. (Крокодилу - буква «л», медведю – «м», змее - «я»).
Крокодил, медведь, змея,
Любят буквы «л», «м», «я».
3. Физкультминутка.
Есть в лесу под ёлкой хата
Там уснули медвежата,
А меньшой не хочет спать,
Маме стал надоедать.
Капризуля косолапый
Просит: «Ужин мне состряпай,
Принеси скорей сюда
Мёду, рыбки из пруда».
«Баю - баю, надо спать,-
Напевает сыну мать -
Ты уснешь и сон придёт –
Всё в корзине принесёт!»
4. Словарная работа.
Чтение и запись по памяти.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Обозначение ударения в каждом слове, подчёркиванис безударных гласных в словах. (Опасные места).
Как вы понимаете смысл предложений?
Прочитайте слова, в которых все согласные звуки твёрдые? (слава, на).
Прочитайте слова, в которых все согласные мягкие? (Нет таких слов).
5. Сообщение темы урока.
Сколько в русском языке гласных букв?
Запишите пары столбиком.
Учитель диктует: а о э у ы
я е е ю и
По какому принципу разбиты гласные на группы? (Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме). Сформулируйте тему урока.
Мы знаем, что звуки - невидимки. Но как их показать в книге, в тетради, если их нельзя увидеть, нельзя записать? (Предположения детей.)
На помощь пришли квадратные скобки. Мы как будто увидели звуки, и теперь мы можем записать слово так, как оно звучит.
Учитель показывает:
[ЭХ] - ЭX, [ОХ] - ОX, [АХ] - АХ, [ух] - УХ, [й 'ух] - ЮХ.
Какой согласный звук в этих словах? Дайте ему характеристику.
Будут ли в этих слогах буквы «и», «ю» обозначать мягкость согласного звука? Почему? (не будут, так как стоят перед согласными).
[ЛИ]– ЛИ [МЯ] – МЯ [ХЕ] –ХЕ
А сейчас, буквы «и», «я», «е» смягчают согласный звук? Почему?
Закончите моё предложение: «Если согласные звуки твердые, то после них пишутся гласные ... , а если согласные мягкие, то после них стоят гласные ...
Однако, есть такие звуки, которые всегда мягкие: [ч], [щ], а есть - которые всегда твердые [ж], [ш], [ц].
Составьте слова (например, цыпленок, чашка, жираф)
А теперь поиграем в игру «Поймай нужный звук».
Учитель читает слова с парными согласными по твердости - мягкости. Ученики l-го варианта «ловят» и записывают слова с твёрдыми согласными, а ученики 2-го варианта - с мягкими согласными.
Слова для диктовки:
нос - нёс, вёл - вол, вил – выл, ряд - рад, мил – мыл, тюк - тук.
Обозначьте точками соответствующие звуки.
6. Физкультминутка (на глаза).
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг.
Погляжу на мир вокруг.
7. Этап закрепления.
Прочитайте слова по схеме: [Эл'а] – (Эля), [зел'оный] – (зеленый), [п'эчка] – (печка)
8. Итог урока.
Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? Твёрдость согласных? А можно сказать так: «Гласный звук [и] мягкий, а [ы] - твёрдьrй»? Почему?
Сколько гласных звуков в русском языке? А букв? Напишите все гласные буквы на зелёной полосе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.
Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....
Медиоурок по русскому языку в 1 классе,Школа 2100 "Гласные буквы обозначающие мягкость и твёрдость согласных".
Познакомить детей с гласными,которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков,закрепить пройденный ранее материал,выполнить тренировочные задания....
Медиоурок по русскому языку в 1 классе,Школа 2100 "Гласные буквы обозначающие мягкость и твёрдость согласных".
Познакомить детей с гласными,которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков,закрепить пройденный ранее материал,выполнить тренировочные задания....
Медиоурок по русскому языку в 1 классе,Школа 2100 "Гласные буквы обозначающие мягкость и твёрдость согласных".
Познакомить детей с гласными,которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков,закрепить пройденный ранее материал,выполнить тренировочные задания....
Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме
Урок в 1 классе по русскому языку (Программа "Школа 2100")...
Урок русского языка ,1 класс тема : Гласные и согласные звуки"
На данном уроке ведется ознакомление с гласными и согласными звуками....
Урок русского языка 1 класс "«Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами»
Предмет: Русский язык.Класс: 1 АТема: «Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами.»Цель: выяснить различия парных звонких и глухих согласных;Задачи:п...