План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс
Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Цель:
– развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо
Вижу, класс наш - хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
Слайд1
Девиз нашего урока: «Знаешь-говори, не знаешь-слушай». Как вы его понимаете?
– Откройте тетрадь.
– Запишите дату и роведём минутку чистописания
Слайд2
– Рассмотрим новый кадр на киноплёнке
Слайд 3
– Что вы видите на центральном кадре?
– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)
– Что же получится? (Слово корешок).
– Что же такое -ок? (Это суффикс.)
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.
Сформулируйте тему урока. (Суффикс.)
Слайд4
- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
Слайд5
После ответов учеников на доске появляется план.
1. Что такое суффикс?
2. Зачем в слове нужен суффикс?
3. Какие бывают суффиксы? Как правильно выделить суффикс?
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
-Давайте сформулируем основную цель урока.
III.Открытие нового знания.
Слайд6
1. Упр. 123 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.
Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.
Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.
– Что общего у этих слов?
– Как она называется? (Суффикс.)
– Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)
Слайд7
– Где находится суффикс в словах?
Слайд8
– Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)
-Каким значком обозначают суффикс?
Слайд9
– Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть маленькие предметы.)
_Что получается, когда добавляем к слову суффикс?
Слайд 10
-А теперь образуйте от данных слов новые при помощи суффикса (- ок)
Слайд11
лёд – ледок (тонкий лёд);
мёд – медок (ласково о мёде).
зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб);
глаз – глазок (маленький глаз);
– Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-?
-Вова Колесников и Петя Зайцев подбирали слова с суффиксом -ок-. Петя подобрал слово ЛИСТОК, а Вова предложил слово ПОТОК.
- Кто из ребят прав? Есть ли суффикс –ов - в этих словах?
Слайд12
- Как правильно выделить суффикс?
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику.
Упр. 124 – развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.
– Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.)
– В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)
– Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)
– Выделите эти суффиксы. какое значение может быть у суффикса –ик-
На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный.
– В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)
– В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)
«детёныш».
Слайд13
-А для чего нужны разные суффиксы?( Изменяют значение слова)
Слайд14
– На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану (см. план в начале урока).
– Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника страница 90
– Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.)
– Все ли признаки вы назвали сами?
2. Физминутка
- Разомнёмся, отдохнём. Я называю слова, вы должны определить – если в слове есть суффикс, поднимаем руки над головой шалашиком, если суффикса нет – приседаем.
Глазок, стол, львёнок, носик, день, пень, пенёк, лесок, лист, листик.
3. Игра «Побудь волшебником».
– Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
– Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.
3. Работа в тетради- Прочитай слова
Листок, бельчонок, кашка, щепка, горка, ежонок, волчонок, сырок, молоток
- Разбейте слова на группы.
- Запишите их.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Слайд15
4. Работа в парах
Соедините слово и суффикс. Укажите рядом с цифрой нужную букву
ежиха - чик -
заюшка - ищ -
мальчик - их -
домище - юшк –
1)В, 2)Г, 3)А, 4)Б
Слайд16
5. Тест – диктант
- Я читаю высказывания, если вы согласны, то ставите +,
если не согласны –
Суффикс это часть слова
Суффикс это маленькое слово
Суффикс служит для связи слов в предложении
Суффикс служит для образования новых слов
Суффикс стоит после корня
Суффикс стоит перед корнем
Суффикс не имеет значения
Суффикс имеет значение
+, -, -, +, +, -, -, +
Проверка с таблицы – карточки на доске
ΙV. Рефлексия
Создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?
- С какими новыми суффиксами познакомились?
-Какие смысловые оттенки они вносят?
-Кто остался доволен своей работой?
- Дополните предложения
-Дом.задание
Слайд 17
Сочинить сказку про суффиксы.
Слайд18
Я узнал …
Я понял …
Мне понравилось …
Было трудно…
Для меня было открытием, что…
Могу порадоваться успехам …
-Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.
Самооценка
- Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились Слайд19…
- Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".
План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....
План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.
данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.Цель: – развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически е...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"
Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....
Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"
Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО....
Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")
Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....
План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)
План - конспект урока русского языка по ФГОС...