Карта урока + презентация. «Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цели деятельности учителя:
- формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь определять лексическое и грамматическое значения слов;
- Знать отличие лексического значения от грамматического;
Личностные:
- - проявлять интерес к данной теме;
- - применять приобретённые навыки в практической деятельности.
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование: учебник Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов, презентация, тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс | 31.5 КБ |
«Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 25 сентября, 2018г.¸вторник Школа: МАОУ СОШ № 148 Класс: 4 «Б» Кабинет: 105 | ФИО учителя: Ситдикова А.Р ФИО студент: Сафонова О., 42гр. ФИО методист: Батуева Л.И. |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: « Лексическое и грамматическое значение слова ».
Цели деятельности учителя:
- формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь определять лексическое и грамматическое значения слов;
- Знать отличие лексического значения от грамматического;
Личностные:
- - проявлять интерес к данной теме;
- - применять приобретённые навыки в практической деятельности.
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование: учебник Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов, презентация, тетради.
Челябинск,2018
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок. Присаживайтесь, меня зовут Ольга Игоревна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке- Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» - Но для того, чтобы получить хорошую оценку нужно постараться! | Приветствовать учителя. Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа | 2 мин | - Что такое грамматическое значение слова? -А лексическое значение слова? - Ребята, как вы считаете какая тема сегодняшнего урока? - А чем они отличаются? -С каким понятием вы знакомы? Тема сегодняшнего урока: «Грамматическое и лексическое значение слова». | Предполагают. Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания. Лексическое значение - его смысл, толкование. | П: структурирование знаний. Р: саморегуляция. П: выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: фронтальный опрос, беседа | 3 мин | - Еще раз прочитайте тему и скажите, что предстоит выяснить (узнать) на уроке? 1)Вспомнить, что прошли на прошлом уроке. 2) Закрепить полученные знания. -Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? -Молодцы. | -Чем отличается грамматическое значение от лексического. -Вспомнить, что такое лексическое и грамматическое значение слова. | П: выделение необходимой информации. П: выбор оснований для классификаций объектов. Р: целеполагание. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: индивидуальный опрос Практический: упражнение | 4 мин | - Теперь попробуем разобраться, чем отличаются лексические значения слов от грамматических. Прочитайте отрывок из сказки А. С. Пушкина. Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» - О чем говорится в этих строчках? - Возьмем слово рыбка. Запишите его. - У него, как и у других слов, есть лексическое значение. -А грамматическое? - А с помощью чего они выражены? - Можете ли вы объяснить лексическое этого слова? - А какая часть слова указывает, что речь в нём идет именно о маленькой рыбке? Выделите её. - Разберем слово по морфеме. -С помощью, какой же части слова выражается его лексическое значение? Ребята, запомните! Лексическое значение слова выражается с помощью его основы. - В этом отрывке есть ещё одно изменение этого слова. Выпишите его. - Морфемный разбор слова. -Что вы видите в этих словах после разбора? - Что вы можете сказать о лексическом значении этих двух изменений – оно одинаковое или разное? - А основа в этих изменениях одна и та же или разная? Ребята, запомните! Лексическое значение разных изменений слова выражается одной и той же основой. |
Читать отрывок из сказки. - о рыбаке и рыбке. -С помощью основы слова. -Суффикс –к. -С помощью основы. - Рыбка, рыбку. - да -да, одна и та же. | П: извлечение необходимой информации. П:анализ. Р: контроль в форме сличения действий и его результата. Р: саморегуляция. |
1 мин | - Сейчас мы немного отдохнём. Физкультминутка А теперь всем детям встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Отдохнули все немножко И отправились в дорожку. - Садитесь. | Встают. Выполняют движения, повторяя за учителем. |
| ||
5. | Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа | 2 мин | - Есть ли еще какие либо морфемы, которые могут помочь в выражении грамматического значения слова? - Действительно, выражать грамматические значения слова – это главная работа окончания. Но только ли окончания могут выполнять эту работу? - Найдите, какая морфема, кроме окончания, в слове приплыла указывает на прошедшее время. - Но можно ли определить только по окончанию (или только по суффиксу), на какие грамматические значения оно указывает? Можете ли вы, например, сказать, какие грамматические значения выражает окончание –а? - А можете ли определить работу этого окончания в словах парта, карандаша, городА, коротка, принесла? Сделайте это. Ребята, запомните! Грамматические значения слова выражается не сами по себе окончаниями, а изменениями слова, образованными с помощью окончаний или других морфем. Такие изменения слов называются словоформами. - Вы определили, что лексическое значение слова рыбка выражается его основой, которая одна и та же в его изменениях. А одинаковые ли грамматические значения у словоформ рыбка - рыбку? - Образуйте еще словоформу этого слова с помощью окончания –ами. - Отличается ли словоформа по своим грамматическим значениям от первых двух? Ребята, запомните! Разные словоформы всегда отличаются хотя бы каким-то одним грамматическим значением. | - Может быть с помощью окончания? - Может быть суффикс. Имя существительное. Окончания существительных указывают на их падеж и число: Глагол. Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число: -Принесла; Имя прилагательное. Окончания имён прилагательных указывают на их число и падеж и род: -коротка; -нет. -рыбками | Р: коррекция. П: синтез. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: монолог Практический: упражнение | 25 мин | - Выполним упражнение 39. Из пар словосочетаний выпишите разные словоформы одного и того же слова и выделите их основу. Сказать товарищу – сказать товарищам Написать в тетрадях-выписать из тетради Найти шалаш – найти в шалаше - Одинакова ли она? - Может ли одна и та же основа в разных словах как-нибудь изменяться? Запишите: Вымыть ухо - вымыть уши Полить огурец – полить огурцы Забавный лисенок – забавные лисята -Найдите в каждой паре словосочетаний разные изменения одного и того же слова. Выделите в них основу. - Одинакова ли основа в каждой паре словоформ? Ребята, запомните! Словоформы могут отличаться друг от друга не только окончаниями, но и некоторыми особенностями основы: чередующимися фонемами ( ухо – уши, огурец – огурцы), суффиксами (лисенок – лисята). - Вы обнаружили, что одна и та же основа в разных словоформах может отличаться некоторыми особенностями. Как же доказать, что это одна и та же основа? - Меняется ли при этом лексическое значение слова? |
- Да,одинакова. | П: подведение под понятие. П: построение логической цепочки рассуждений. Р: контроль в форме сличения действий и его результата. |
7. | Включение в систему знаний, повторение Практический: упражнение | 3 мин | из пар словосочетаний выпишите разные словоформы одного и того же слова 1) слово, слову, слова 2) товарищу, товарищам 3) иду, идут 4) кривой, кровяной |
| П: установление причинно-следственных связей. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа |
| - Запишите, домашнее задание упр. 40. - Какие были цели сегодняшнего урока? -Достигли ли мы их? - Кто мне напомнит, что такое лексическое значение? -А грамматическое? Ребята, назовите назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке. -Спасибо за урок, до свидания. | Делятся впечатлениями за урок. | Р: оценка. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Грамматическое и лексическое значение слова»
Вспомнить, что что такое лексическое и грамматическое значение слова Закрепить полученные знания
Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?»
партА карандашА городА короткА принеслА
Грамматические значения слова выражается не сами по себе окончаниями, а изменениями слова, образованными с помощью окончаний или других морфем. Такие изменения слов называются словоформами .
Рыбка – рыбку –рыбками
Сказать товарищу – сказать товарищам Написать в тетрадях – выписать из тетради Найти шалаш – найти в шалаше
Сказать товарищ у – сказать товарищ ам Написать в тетрад ях – выписать из тетрад и Найти шалаш – найти в шалаш е
Вымыть ухо – вымыть уши Полить огурец – полить огурцы Забавный лисёнок – забавные лисята
Вымыть ух о – вымыть уш и Полить огуре ц – полить огурц ы Забавный лисёнок – забавные лисят а
Ребята, запомните! Словоформы могут отличаться друг от друга не только окончаниями, но и некоторыми особенностями основы: чередующимися фонемами ( ухо – уши, огурец – огурцы), суффиксами (лисенок – лисята).
1) слово, слову, слова 2) товарищу, товарищам 3) иду, идут 4) кривой, кровяной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"
Урок-рефлексия с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое и общее значение слов"
Урок русского языка в 3 классе с использованием учебника Л.Я. Желтовской. Тема: "Лексическое и общее значение слова". Цель: систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, призна...
Урок русскогоязыка. Постановка УЗ: «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глагола»? Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных
Урок русского языка по системе "Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"...
Урок русского языка"Обобщение знаний о лексическом и грамматическом значении слова"
Урок по типу:закрепление знаний с использованием технологии сотрудничества,развития критического мышления,личностно-ориентированного обучения....
Проверь себя по теме «Лексическое и общее значение слова».
Урок для 3класса. Повторение и обобщение материала....
Технологическая карта + презентация. «Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс
Цели деятельности учителя: формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;Планируемые результатыПредметные:...
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске
Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложе...